«Это больше про «надо», чем про «хочу»

Кинокритик, учитель и директор школы — о введении в школах обязательного просмотра отечественных картин

«Это больше про «надо», чем про «хочу»
Фото: Реальное время

В 2024 году Министерство просвещения России вновь обратило внимание на важность кино в школьном образовании. Глава ведомства Сергей Кравцов заявил о подготовке списка фильмов, которые школьники будут смотреть после уроков. Кинокритик, учитель и директор школы высказались о том, не вызовет ли такой добровольно-принудительный подход отвращение к отечественной классике, как найти время в плотном расписании школьников. Подробнее — в материале «Реального времени».

«Было бы здорово, если туда войдут не только советские фильмы»

Инициатива появилась после предложения президента Владимира Путина вернуть в школы и колледжи практику проведения литературных концертов и лекториев с участием актеров. Кравцов подчеркнул, что в каждой школе уже есть школьный театр, а теперь к нему добавится и кинотеатр.

— Полагаю, что направление, связанное с патриотизмом, культурой, наследием и традициями нашей страны, будет только усиливаться. Вероятно, это и есть продолжение этой линии. Касательно критериев отбора фильмов, я считаю, что это должна быть прежде всего классика кинематографа. Как кинокритик, я бы хотела, чтобы молодые люди знакомились с ней. Также это могут быть фильмы, основанные на произведениях известных писателей, рассказывающие о выдающихся личностях — ученых, например, нашей страны, — рассказала «Реальному времени» Адиля Хайбуллина, кинокритик, заслуженный работник культуры РТ и программный директор кинофестиваля Karakuz Film.

Идея введения в школах курса кинообразования не нова. Еще в 2013 году режиссер Никита Михалков предложил включить в учебную программу курс, который бы, наряду с уроками литературы, формировал у детей эстетические взгляды. Министерство культуры даже составило список из ста рекомендованных фильмов для школьников.

Однако реализация идеи столкнулась с множеством трудностей. Возникли вопросы о необходимости дополнительных преподавателей, техническом обеспечении, тиражировании фильмов и финансировании. В итоге курс кинообразования в школах так и не был введен.

— Это может быть полезно, если список будет составлен грамотно и будет включать фильмы, которые действительно имеют глубокий смысл и могут тронуть детей. Конечно, важно учитывать возраст и их уровень развития, чтобы они могли понять и оценить фильм. Было бы здорово, если туда войдут не только советские фильмы, но и классика мирового кинематографа, соответствующая возрасту детей. Однако важно не забывать, что эффективность такой инициативы зависит не только от содержания фильмов, но и от того, как будет организован их просмотр. Если его покажут просто как допзанятие, то результат может быть непредсказуемым, — рассказал директор АНОО «Международная школа Казани» Нияз Гафиятуллин в разговоре с «Реальным временем».

«Найти время и место для просмотра фильмов может быть непросто»

Спустя более десяти лет в России снова заговорили о важности культурного воспитания школьников. В сентябре 2024 года Общественная палата России представила список из 191 фильма, рекомендованных Минпросвещения для показа в школах.

Он преимущественно состоит из советских фильмов (181 картина) и включает всего 10 современных кинолент. Фильмы распределены по возрастным категориям, и для младших школьников (5-6 классы) выбрано всего 20 картин. Самый «свежий» фильм в этой категории — «Чудак из пятого «Б» 1972 года.

скриншот фильма «Чудак из пятого «Б»

В первую категорию, в частности, попали фильмы «Неуловимые мстители» (1966), «Тимур и его команда» (1940), «Приключения Буратино» (1975) и другие, во вторую «Человек с киноаппаратом» (1929), «Броненосец «Потемкин» (1925), «Обыкновенный фашизм» (1965), «Андрей Рублев» (1966).

Школьникам из третьей категории предлагают посмотреть «Войну и мир» (1965), «Заставу Ильича» (1964), «Белорусский вокзал» (1971), «Иди и смотри» (1985). Среди современных картин для старшеклассников в списке оказался только «Русский бунт» (1999), снятый по произведениям Александра Пушкина.

— В больших школах, работающих в режиме двух смен, найти время и место для просмотра фильмов может быть непросто. В список, безусловно, должны войти проверенные временем, но по-прежнему актуальные для детей и подростков фильмы с позитивным настроением и нравственными уроками. Из личных рекомендаций я бы добавила «Приключения Электроника», «Выше Радуги», «Приключения Петрова и Васечкина» — добрые, светлые сказки. А также «Чудак из пятого «Б», «Вам и не снилось», «Доживем до понедельника», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Кортик», «Бронзовая птица», — рассказала «Реальному времени» замдиректора по УВР, учитель русского языка и литературы Елена Портных.

А надо ли это детям?

По ее словам, такая инициатива актуальна, потому что ученики «сами не додумаются посмотреть эти фильмы». Учитель всегда показывает своим ученикам в 10 классе «Жестокий романс» и «Отцы и дети». Признается, что, как ни странно, они смотрят с интересом, даже со «слезами на глазах».

Кинокритик Адиля Хайбуллина считает, что сложно оценить, насколько актуально данное нововведение. По ее мнению, школа — это процесс, в котором должны участвовать сами дети, а все, что внедряется сверху, не всегда вызывает у них интерес.

— Это больше про «надо», чем про «хочу», особенно для школьников, — признается она. Однако Хайбуллина признает, что при грамотном подходе это может способствовать развитию. Но если к этому подходить однобоко и с категоричными задачами, то результатом может стать не только отсутствие пользы, но и негативная реакция, вплоть до отторжения.

Рената Валеева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоОбразованиеКультура

Новости партнеров