Розничный рынок Татарстана вырос до 1,2 триллиона рублей
Ожидаемого падения розничного рынка в Татарстане не произошло. Судя по данным официальной статистики, население продолжает активно тратить. Так, за 9 месяцев 2024 года розница в республике выросла на 9,6% в сопоставимых ценах к прошлому году и достигла 1,2 трлн рублей. И если оборот пищевыми продуктами увеличился всего на 3,6%, до 514,2 млрд рублей, то непродовольственная розница выросла на 14,7%, до 656,8 млрд рублей. Высокая инфляция не способствует переходу населения к сберегательной модели поведения.
Оборот розничной торговли в Татарстане за девять месяцев 2024 года, по данным Татарстанстата, достиг 1,2 трлн рублей. В сопоставимых ценах он увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 9,6%. В целом динамика роста розничного рынка не уступает прошлогодней — за 9 месяцев 2023 года рост составлял 9,3%.
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами вырос на 3,6%, до 514,2 млрд рублей (годом ранее обороты пищевой розницы выросли на 7,4%). Непродовольственная розница в республике растет активнее, чем в 2023 году, — за 9 месяцев она увеличилась на 14,7%, до 656,8 млрд рублей. Годом ранее темпы роста непродовольственной розницы составляли 10,9%.
Основные показатели потребительского рынка Татарстана
ПОКАЗАТЕЛЬ | ЯНВАРЬ — СЕНТЯБРЬ 2023 | ЯНВАРЬ — СЕНТЯБРЬ 2024 | |
1 | Объем оборота розничной торговли | 1 трлн рублей | 1,2 трлн рублей |
2 | Индекс физического объема оборота розничной торговли, к соответствующему периоду прошлого года | 109,3% | 109,6% |
3 | Объем оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями | 456,5 млрд рублей | 514,2 млрд рублей |
4 | Индекс физического объема оборота розничной торговли пищевыми продуктами, к соответствующему периоду прошлого года | 107,4% | 103,6% |
5 | Объем оборота розничной торговли непродовольственными товарами | 545,1 млрд рублей | 656,8 млрд рублей |
6 | Индекс физического объема оборота розничной торговли непродовольственными товарами | 110,9% | 114,7% |
7 | Объем оборота розничной торговли на душу населения | 250 367 рублей | 292 588 рублей |
Какой бы сложной ни была ситуация в экономике, оборот розничной торговли в России и в Татарстане традиционно растет — другими словами, что бы ни происходило в экономике в стране всегда все дорожает. Падение оборотов розничной торговли случилось лишь в 2020 году, когда торговлю накрыл локдаун. С 2022 года, несмотря на некоторые затруднение и необходимость менять логистические цепочки, республиканская розница продолжала демонстрировать рост.
В то же время динамика роста уже не такая активная, как после спада в 2022 году. На потребительское поведение влияет и инфляция — судя по цифрам, татарстанцы стали меньше покупать продуктов питания, но все еще активно тратят на непродовольственные товары.
Количество предприятий торговли и общественного питания за этот период незначительно сократилось, а количество объектов бытового обслуживания населения выросло с 6 590 до 6 682.
Предприятия потребительского рынка
ПОКАЗАТЕЛЬ | ЯНВАРЬ — СЕНТЯБРЬ 2023 | ЯНВАРЬ — СЕНТЯБРЬ 2024 | |
1 | Количество предприятий торговли | 16 555 | 16 527 |
2 | Количество предприятий общественного питания | 5 614 | 5 593 |
3 | Количество объектов бытового обслуживания населения | 6 590 | 6 682 |
Оборот рынка общественного питания в республике достиг 57,9 млрд рублей, в сопоставимых ценах он вырос на 8,2%. Динамика этого рынка замедляется — в прошлом году темпы роста составляли +18,1%. Объем оборота бытовых услуг населению вырос на 5,4%, до 53,9 млрд рублей.
Оборот рынка общественного питания и бытовых услуг
ПОКАЗАТЕЛЬ | ЯНВАРЬ — СЕНТЯБРЬ 2023 | ЯНВАРЬ — СЕНТЯБРЬ 2024 | |
1 | Объем оборота общественного питания | 48,8 млрд рублей | 57,9 млрд рублей |
2 | Индекс физического объема оборота общественного питания | 118,1% | 108,2% |
3 | Объем бытовых услуг населению | 45,9 млрд рублей | 53,9 млрд рублей |
4 | Индекс физического объема бытовых услуг населению | 105,9% | 105,4% |
Розница в Татарстане растет более динамично, чем в целом российская. Оборот розничной торговли в России в январе — сентябре 2024 года увеличился на 7,8%, до 40,242 трлн рублей, следует из доклада Росстата о социально-экономическом положении России. При этом продажи продовольственных товаров увеличились на 6,4%, непродовольственных товаров на 9,2%.
Как отметил статс-секретарь — замминистра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов, позитивная тенденция по росту оборота розничной торговли говорит о том, что российская торговля успешно справляется с возникающими вызовами. Так, по его словам, в новые для себя регионы выходят крупные ретейлеры, активно развивается электронная торговля. «Вместе с тем за этими цифрами скрывается не только развитое предложение различных товаров, но и рост реальных располагаемых доходов населения», — считает Чекушов.
В 2023—2024 году доходы населения впервые с 2013 года стали расти, что обеспечило увеличение покупательской активности и рост российского рынка ретейла. По данным INFOLine, за 2023 год оборот розничной торговли в РФ вырос в денежном выражении — на 13,1%. В 2024 году ожидается замедление темпов роста во всех товарных категориях. На этом фоне продолжается консолидация рынка, на долю топ-100 уже приходится более 59% рынка, причем основные темпы роста обеспечены маркетплейсами, выросшими в первом полугодии 2024 года на 72,1%.
По данным INFOLine, за календарный год выручка лидеров интернет-торговли значительно выросла: Wildberries заработал больше на 59%, Ozon — на 75% (сравнивались данные за первое полугодие 2023 и 2024 годов). По объемам выручки в России по-прежнему лидирует X5 group, но на втором месте уже оказывается маркетплейс Wildberries, потеснивший «Магнит».
Однако, по мнению Михаила Бурмистрова, генерального директора INFOLine, инфляционное давление и рост ставки рефинансирования, увеличение транзакционных и логистических издержек в сочетании с ослаблением рубля ухудшат финансовые показатели ретейлеров и негативно повлияют на динамику развития в 2025 году.
Население спешит купить что-то «пока есть деньги»
На розницу сегодня влияют сразу несколько факторов: динамика доходов, инфляция (особенно инфляционные ожидания) и текущие кредитные условия, перечисляет аналитик ФГ «Финам» Игнат Иванов.
Потребители принимают решение о покупке товара, сравнивая собственные доходы и ожидания по динамике цен на этот товар. Чтобы проще отслеживать и прогнозировать динамику расходов ЦБ рассчитывает «Индекс потребительских настроений», который состоит из субиндекса ожиданий и субиндекса текущего состояния. Последние месяцы наблюдается ухудшение потребительских ожиданий, при этом оценки текущего состояния держатся примерно в одной зоне (в октябре оценки выросли).
Потребители совершают крупные покупки товаров циклического спроса, ожидая их удорожания в будущем. Одновременно с этим население не уверено в том, что текущий рост доходов сохранится и в следующем году, поэтому спешит купить что-либо пока «есть деньги», объясняет аналитик.
Замедление розничного рынка в России уже наблюдается, хотя и незначительное. Во II квартале по сравнению с I кварталом 2024 года розница росла медленнее (как продуктовая, так и непродуктовая). С начала 2025 года темпы роста розницы, вероятнее всего, будут более скромными из-за высокой базы этого года, прогнозирует он.
Также желание «покупать» может стать менее сильным из-за значительно возросших ставок по вкладам и стабильно высокой инфляции. Однако пока доходы населения растут быстрее инфляции, активное потребление будет сохраняться, хотя его динамика будет слабее, чем в 2023 году.
Темпы роста зарплат в Татарстане выше общероссийских в 1,2 раза
Опережающий рост оборота розничной торговли в Татарстане, по сравнению с Россией, обусловлен, в частности, опережающими темпами роста заработной платы, считает он. В августе этого года зарплата, по сравнению с прошлым годом, выросла на 21,4%, темпы роста выше общероссийских в 1,2 раза. Кроме того, ускоренные темпы развития туризма также отразились на увеличении оборота розничной торговли и общественного питания.
«При увеличении доходов доля расходов на продукты питания сокращается, так в развитых странах она около 20%, поэтому следует ожидать увеличение доли непродовольственных товаров и услуг, если продолжится рост доходов населения, — прогнозирует Шайахметов. — Поэтому в данном случае рост продаж непродовольственных товаров будет происходить более высокими темпами, чем увеличение оборота пищевых продуктов. При этом следует учитывать, что в сентябре 2024 года, по отношению к августу 2024 года, снизились продажи: мяса — на 3,5%, рыбы — на 1,6%, молочных продуктов — на 1,6%, что свидетельствует о снижении покупательской активности населения. Поэтому в дальнейшем следует ожидать и снижение темпов потребления продовольственных товаров».
Впрочем, основатель компании по пошиву мужской одежды Indever и владелец магазинов под брендом Sisley в Казани Адель Ягудин не верит статистике Росстата. По его мнению, розничный рынок падает уже в 2024 году: покупательная способность населения ниже, чем в 2023-м. «Все дорожает и продолжит дорожать: сотрудники просят увеличения зарплаты, арендодатель повышает аренду, доллар растет, налоги повышаются — все это в конечном итоге отражается на цене товаров», — прокомментировал он.
В премиум сегменте тоже идет перераспределение: условно Brioni за 600 тысяч — это уже дорого. Кроме того, предприниматель предрекает снижение продаж и интернет-ретейлерам: на них повлияет удорожание потребительских кредитов.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.