«Красота в трех измерениях» в Национальной библиотеке

Три поколения Скобеевых: певец реализма, космист и выходящий за рамки дизайнер

«Красота в трех измерениях» в Национальной библиотеке
Выставка открывается тремя работами разных этапов творчества Александра, Виталия и Валерия Скобеевых. Фото: Радиф Кашапов

В Национальной библиотеке до 14 февраля работает выставка «Красота в трех измерениях», объединившая работы Валерия, Виталия и Александра Скобеевых, — последний выступил и куратором проекта. Три представителя разных художественных школ, эпох, традиций, при этом — ближайшие родственники. Подробнее — в материале.

Ленин, Тукай, Цой

Дед — Валерий Скобеев 1938 года рождения, народный художник Татарской АССР, лауреат премии комсомола имени Мусы Джалиля, много лет работавший в Татарском художественном фонде, автор портретов, исторических картин. Среди героев его работ и Владимир Ленин, и Габдулла Тукай, и Виктор Цой. Валерий Скобеев — среди летописцев строительства КАМАЗа и нефтяных поселков республики. Ушел из жизни художник в 2022 году.

Валерий, Виталий, Александр Скобеевы. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

Его сын Виталий родился в 1968 году и в своем творчестве смешал реализм, модерн, экспрессионизм, символизм, хотя проще определить его работы как «космизм» — с интересом к мифологии, библейским, восточным сюжетам.

Внук Скобеева — Александр 1992 года рождения известен как Саша Шардак. Как и его предки, он окончил Фешинское училище, но потом уже учился в Британской высшей школе дизайна и на курсах при Московском музее современного искусства. Также занимался современной академической музыкой, сотрудничал как дизайнер с издательскими домами. Оставив живопись, занимается графикой, ассамбляжем, коллажем, один из его последних проектов связан с деревянными скульптурами.

Картины Валерия Скобеева. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

«Отдать долг моему деду и поддержать отца»

— Идея подобного проекта витала давно, — говорит Александр Скобеев. — У отца и деда были две совместные юбилейные выставки. Первая — в 98-м году, когда отцу было 30 лет, а деду — 60. И вторая, когда дедушке исполнилось 80, а отцу — 50 лет. И тогда говорили: у вас же есть внук, он же вроде не безучастен к этой истории. Но я же Саша Шардак, я своим псевдонимом открестился от того, что я Скобеев.

В период работы в библиотеке, когда Саша Шардак делал здесь выставки, ему часто задавали вопросы о «персоналке». Но в итоге сотрудники краеведческого отдела подсказали идею семейной истории.

— Я подумал, что ценнее отдать долг моему деду и поддержать отца, — говорит Александр, который, по его словам, только с 2021 года позиционирует себя как художник («до этого у меня были разные поиски и терзания»).

Александр Скобеев, он же Саша Шардак, на фоне графических работ деда. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

Выставка открывается тремя образцами живописи от каждого представителя Скобеевых, эти работы были показаны еще в 2018 году в художественной галерее «Царская башня» на Казанском вокзале на выставке «Москва — Казань — Москва»: картины 1976, 2018 и 2023 годов. Это стало своеобразным тизером нынешнего проекта.

По сути младший Скобеев стал и куратором выставки.

— При этом мне надо было самоотстраниться от того, что это я, это мои родственники, потому что работа была всеобъемлющая, сложная, — отмечает куратор. — Пришлось пересмотреть много разного материала, выделить работы.

Экспозиции представителей династии разделены на три секции, также у каждого есть свои «островки» в центре зала. Кроме того, библиотека предоставила книги, помогающие понять корни, откуда растет творчество каждого: тут и дизайнерские каталоги, и поэзия, и философские трактаты.

Картины Виталия Скобеева. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

«При этом учила меня мать»

— Мне отец говорил: «Сейчас искусство вообще никому не нужно. Иди в сторону чего-то более нужного, современного, — вспоминает Александр. — Поэтому я 10 лет занимался графическим дизайном. А потом вернулся в Казань и решил: почему бы не заняться искусством, раз я этого хочу. Так я прошел путь отрицания. При этом учила меня мать, а не дед с отцом. Я ходил в студию, в художественную школу, учился у моей мамы. Преподавателями у меня были другие люди.

— Моя любимая работа деда — это «Спор», она висит рядом с моим блоком, — говорит Скобеев. — Это такой формализм, мне это близко, а дед в 1976-м такое никому не показывал. А я вижу здесь формалистическое видение, по-своему дизайнерское.

Также Скобеев выставил картины не только из государственных фондов, но и, к примеру, графические работы, которые хранятся в квартире Валерия Скобеева.

Картины Валерия и Александра Скобеевых. «Спор» — в центре. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

— Я сохранил это стекло из кухонной двери, — указывает Александр на личные вещи. — Дед сам украшал квартиру, расписывал ее. Также тут есть игрушки, которые дед мастерил мне в 90-е годы.

Отметим, что это не единственная семейная выставка, открывшаяся в Казани этой осенью. В Галерее современного искусства с 16 октября работает экспозиция «След в след. Диалог поколений семьи Хадеевых» — о фотографе и галеристе Наиле, кураторе Розе и их детях, фотохудожнике Тимуре и дизайнере-иллюстраторе Камиле.

Радиф Кашапов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров