Бизнес отреагировал на рост ключевой ставки: оптимизирует процессы, не берет кредиты и экономит «на себе»

Как пережить драматический взлет ключевой ставки: рецепты татарстанских предпринимателей

Бизнес отреагировал на рост ключевой ставки: оптимизирует процессы, не берет кредиты и экономит «на себе»
Фото: Реальное время

На деловом бизнес-бранче, который провело «Реальное время», представители малого и среднего бизнеса Татарстана обсуждали проблемы предпринимательства. В первой части репортажа рассказываем о том, как предприниматели из разных сфер переживают резкий рост ключевой ставки регулятора. Это сделало практически недоступными для многих кредитные ресурсы, а расширение бизнеса зачастую происходит именно за счет заемных средств. Одни татарстанские предприниматели притормозили с новыми проектами и пережидают сложные времена. Другие стараются экономить и оптимизируют работу с персоналом: объединяют функционал, переводят различные позиции на аутсорс и т. д. Третьи углубляют взаимоотношения с действующими клиентами и стремятся улучшить сервис, чтобы удержать клиентов. Стратегии у всех разные. Но объединяет малый бизнес одно: надежда на свои силы. Подробности — в репортаже «Реального времени».

«За год — полтора с рынка отсеются все, кто работают не очень эффективно»

В течение 2024 года Банк России постоянно увеличивает ключевую ставку, чтобы охладить разгоняющуюся инфляцию и прекратить новое и новое вбрасывание наличных средств в экономику. Это повлекло за собой сильное подорожание кредитных средств, за счет которых обычно, как правило, происходило масштабирование малого и среднего бизнеса. «Реальное время» поинтересовалось у представителей МСП Татарстана, как ощущается взлет ключевой ставки в их сфере деятельности, планируют ли они повышать цены на свои товары и за счет чего рассчитывают «удержаться в седле» в ближайшей перспективе. Как и ожидалось, представители различных отраслей предпринимательства делают ставку на разные стратегии.

Производители продуктов питания признаются, что даже не думают о том, чтобы брать кредиты на развитие в условиях, когда годовая ставка достигает 33 и более процентов. Например, собственник бренда «Воронцовские сыры» Александр Воронцов рассуждает, что ставка для того и поднимается, чтобы остановить вложение денег в производство и сделать так, чтобы средства оседали на банковских депозитах. По его мнению, кредитные средства привлекать под развитие производства сегодня не стоит.

— Это временный кризис, который надо пережить. Какое-то время должно пройти — год, полтора — за которое с рынка отсеются все, кто работает не очень эффективно, с малой маржинальностью. И все снова устаканится, — рассуждает Воронцов.

При этом он признается: пока все выглядит нерадужно, в том числе и в его бизнесе. Расходы выросли — например, за последний месяц для сыроваров сразу на четверть подорожало молоко. Но поднять цену на конечный продукт они не могут себе позволить, иначе возникнут проблемы со сбытом.

Мария Зверева / realnoevremya.ru
Эффективность моего бизнеса, естественно, при этом снизится. Какое-то время придется прожить вот таким сложным образом

— Я не буду поднимать цены на сыр на 25%, конечно. Я подниму их плавно, на 5—10%, чтобы хотя бы частично скомпенсировать дополнительные новые расходы. Но эффективность моего бизнеса, естественно, при этом снизится. Какое-то время придется прожить вот таким сложным образом, повышать внутреннюю эффективность, разыскивая новых клиентов, пытаться расти другими способами, а не за счет наценок. Но работать как раньше уже не получится, — рассуждает Александр Воронцов.

«Нынешнее повышение ставки предполагает не рост, а в лучшем случае сохранение статус кво»

Альбина Минегулова, представлявшая на бранче ИП Малыхину (бренд фермерских продуктов «Олтманс»), рассказала о том, что в течение 2024 года бренд закрыл два своих фирменных магазина в Казани: сильно выросла цена за квадратный метр и упала маржинальность. Бренд производит продукцию из собственного сырья. Цены с начала года подняли лишь один раз — на 7%. Зато на 10% увеличили зарплату сотрудникам — чтобы замотивировать людей остаться в компании. А в сложившихся условиях делают ставку на ребрендинг и переформатирование:

— Мы закрыли магазины не просто так. 2025 год у нас объявлен годом развития. Мы получили сертификат халяль, проводим полный ребрендинг со сменой вывески и концепции. Цех сейчас проходит ДНК-экспертизу, мы полностью избавились от старого оборудования. Открыли новый цех производства полуфабрикатов, чтобы продавать готовую продукцию из собственноручно выращенного мяса. А чтобы не терять выручку из-за закрытия магазинов, пользуемся поддержкой платформы «Свое, родное» и таким образом немного перекрываем затраты. В начале года будем открывать фирменные магазины с новым форматом (с небольшими кофейнями, кондитерской продукцией), — рассказывает Альбина Минегулова.

Мария Зверева / realnoevremya.ru
Мы закрыли магазины не просто так. 2025 год у нас объявлен годом развития. Мы получили сертификат халяль, проводим полный ребрендинг со сменой вывески и концепции

Как ни странно, подорожания на этом этапе не планируется — все дело в том, что у компании есть закупленное по старым ценам сырье, за счет которого можно несколько перекрыть новый рост.

Фермер Алена Белоглазова констатирует: подорожание фермерской продукции продолжится. Причин тому множество — например, в том, что поголовье молочного скота в целом сократилось. Белоглазова рассуждает: возможно, какую-то часть этой продукции будут ввозить из-за рубежа, но радикально проблемы это не решит. При этом Алена Белоглазова бьет тревогу: с ужесточением условий работы из отрасли продолжают уходить производители.

— Это такая отрасль, которая не приносит большого дохода. В ней работают в основном идейные люди. Но когда бизнес выходит за рамки рентабельности, даже очень идейные люди все-таки уходят с рынка. Нынешнее повышение ставки предполагает не рост, а в лучшем случае сохранение статус кво. Мы, производители, не можем кредитоваться по такой ставке — нам остается только ждать. Сейчас не время для развития — нужно просто работать, — рассуждает фермер.

Затянуть пояса и начать экономить — тоже рабочая стратегия, потому что заложить все выросшие затраты в пропорциональное повышение отпускных цен пока не представляется возможным. Правда, пока экономить удается исключительно на себе. Потому что зарплату сотрудникам нужно увеличивать (особенно учитывая огромный дефицит занятых в этой сфере). На технике и других средствах производства тоже много не сэкономишь, если хочешь получать хороший продукт.

Мария Зверева / realnoevremya.ru
Мы, производители, не можем кредитоваться по такой ставке — нам остается только ждать. Сейчас не время для развития — нужно просто работать

Алена Белоглазова считает, что сельскохозяйственную отрасль поддерживать необходимо на государственном уровне, иначе и те, кто сегодня работает в ней ради «светлой идеи», откажутся от этого в пользу более простого и предсказуемого бизнеса.

— Есть отрасли, которые поддерживать необходимо! Продукт, который привезен не дальше, чем за 100 километров, будет вкуснее и свежее, чем тот, который четыре месяца плыл с другого конца света и сильно обработан, чтобы не испортился. Если закрывать на это глаза и думать, что люди просто неэффективно работают и только поэтому не могут развиваться — рано или поздно мы столкнемся с тем, что будем вынуждены кушать пластилиновую еду. Есть сферы, которые всегда нужно поддерживать на уровне государства — например, это сельское хозяйство. Или образование. Или технологии переработки. Все это необходимо! — горячо говорила гостья бранча.

«Вы либо прячете голову в песок и стоите на месте, либо рискуете и пытаетесь развиваться»

Представители легкой промышленности, вопреки мнению коллег из «пищевки», считают, что нужно двигаться вперед — ведь в одинаковых условиях оказался весь рынок, а значит, кто-то должен на нем выделиться. Максим Клементьев, сооснователь компании «ХОЧУСТУЛ», утверждает, что его мебельное производство продолжает привлекать заемные средства даже с такой ставкой — правда, приходится регулярно повышать цены на конечную продукцию по мере роста стоимости кредитов. Есть и другие негативные внешние факторы — например, сейчас наблюдается снижение спроса на стулья и мягкую мебель. Дело в том, что эта сфера косвенно зависит от рынка жилой недвижимости, а ее продажа сильно забуксовала в последние месяцы. Соответственно, люди покупают и меньше мебели в новые квартиры.

— Да и в целом покупательная способность падает, люди начинают меньше делать ремонт и обновлять интерьер. Думаю, пройдет еще примерно год, и это еще сильнее скажется на нашем бизнесе. Обычно в нашей сфере октябрь и ноябрь были месяцами пикового спроса, а сейчас мы отчетливо видим, что люди с опаской себя ведут, — констатирует Максим Клементьев.

Мария Зверева / realnoevremya.ru
Обычно в нашей сфере октябрь и ноябрь были месяцами пикового спроса, а сейчас мы отчетливо видим, что люди с опаской себя ведут

У компании были амбициозные планы на расширение производства, сейчас они скорректированы. Приходится сокращать расходы за счет некоторых топ-менеджерских должностей и операционного персонала. Происходит оптимизация, издержки снижаются везде, где только можно. Но настроение все равно бодрое: предприниматель рассуждает, что кредитные ставки повысили не только для его компании, весь рынок находится в одинаковых условиях.

— И тут вы либо прячете голову в песок и стоите на месте, либо рискуете и пытаетесь развиваться! — говорит бизнесмен.

Собственник и генеральный директор фабрики BARSSPORT и бренда NATURAL ADVANCE Эмиль Сиразев подтверждает слова коллеги: конечно, ситуация аховая, приходится корректировать планы и пересматривать амбициозные планы. Оптимизировать расходы за счет производственного персонала компания не может себе позволить — этого не позволяет ситуация с кадрами. Автоматизировать большинство операций тоже не получится — в производстве одежды людей роботами не заменишь. Компания нашла дополнительные ресурсы в переходе на аутсорс — предприниматель рассказывает, что теперь не держит в офисе штат из 15 дизайнеров.

— К этой работе подключили дистанционных специалистов. Мы за последний год реализовали схемы работы с ними — удаленный доступ настроили, благо для этого есть специальные системы, которые можно для этого использовать. Сотрудники точно так же получают задачи, их работа контролируется, у всех выставлены дедлайны — и оказалось, что так работать тоже можно кофмортно и эффективно. Теперь, в перспективе наступающего года, внимательно изучаем аналогичные моменты, связанные с бухгалтерскими услугами, чтобы сократить расходы. Я абсолютно согласен, что есть две стратегии — либо играть, либо не играть. У нас в планах — играть, и играть вдолгую. А сокращаться, менять стратегию, прекратить развитие бренда — таких планов нет, — рассказывает Эмиль Сиразев.

Мария Зверева / realnoevremya.ru
У нас в планах — играть, и играть вдолгую. А сокращаться, менять стратегию, прекратить развитие бренда — таких планов нет

«Специфика нашей индустрии не позволяет взять и одномоментно поднять цены»

В сфере обслуживания делают ставку на удержание клиентов и, что немаловажно, на мотивацию персонала. Например, было бы логичным предположить, что в условиях резкого роста на продукты питания подорожает большинство позиций в меню татарстанских ресторанов. Однако этого не происходит. Почему — объясняет вице-президент правления Ассоциации рестораторов и отельеров Татарстана Михаил Шарипов (совладелец легендарной «Сказки»):

— Специфика нашей индустрии не позволяет взять и одномоментно поднять цены. Мы поднимем, а гость скажет: «Невелика беда, в Казани есть еще 453 ресторана. Я сейчас через дорогу перейду и там пообедаю». А там, через дорогу, предположим, федеральный игрок, который может себе позволить не поднимать цены за счет гигантского объема и крутого персонала (потому что не секрет, что федералы высасывают лучшие кадры). Для них и затраты ниже, и цены на единицу сырья дешевле.

При этом рестораторы констатируют: растут и цены, и фонд оплаты труда. Как же выживать в таких условиях? Михаил Шарипов иронизирует и вспоминает поговорку: даже если вас съели, у вас остается минимум два выхода. Представители ресторанной индустрии Татарстана делают ставку на неуклонный рост качества обслуживания и на «крафтовый» подход к бизнесу — и кажется, ставка эта работает, если верить наблюдениям АРиО РТ:

— Мы по ассоциации видим, что люди начинают более осознанно ходить в рестораны. Выбирают заведения с душой. Ресторанный бизнес становится крафтовым, и за это люди готовы немного переплатить.

Мария Зверева / realnoevremya.ru
Специфика нашей индустрии не позволяет взять и одномоментно поднять цены. Мы поднимем, а гость скажет: «Невелика беда, в Казани есть еще 453 ресторана. Я сейчас через дорогу перейду и там пообедаю»

Операционный директор ресторанов «Чизерия» и «В Десятку» Ирина Билалова тоже отмечает, что ресторан не может себе позволить поднять цены пропорционально выросшим затратам — за год в «Чизерии» ценник меню прибавил 10%, в то время как сырье подорожало гораздо сильнее. Чтобы сбалансировать расходы, работают над обновлением меню — шеф-повар продумывает блюда, которые не несут за собой радикального увеличения расходов, при этом отличаются высоким качеством, презентабельностью и обеспечивают ресторану необходимую маржинальность.

Кстати, о шефах: растущая зарплата поварского персонала тоже вносит серьезный вклад в затраты рестораторов. Как рассказывает Ирина Билалова, только за текущий год зарплату поварам поднимали уже не менее пяти раз. Этот персонал в страшном дефиците, и чтобы его удержать — нужна не только нематериальная мотивация.

— Мы сейчас экономим на себе, на топ-менеджерах. Дальнейшего подъема цен у нас пока не планируется. Куда их поднимать? Как минимум, до Нового года будем держаться, потому что 13-го числа стартуют наши новогодние банкеты. Мы просто не можем тем, кто уже их забронировал, дать другой ценник, — объясняет топ-менеджер ресторана.

Операционный директор ресторанов «Чизерия» и «В Десятку» Ирина Билалова тоже отмечает, что ресторан не может себе позволить поднять цены пропорционально выросшим затратам — за год в «Чизерии» ценник меню прибавил 10%, в то время как сырье подорожало гораздо сильнее. Мария Зверева / realnoevremya.ru

Собственник глэмпинга «Волга Резорт» Ирлан Тагабергенов продолжает тему сферы гостеприимства и объясняет, что развиваться сегодня удается исключительно за счет повышения сервиса и удержания клиентов — во многом как раз за счет того «крафтового» бизнеса, о котором говорил Михаил Шарипов.

— Мы все-таки нацелены не на единичных клиентов, а на последующее долгое сотрудничество. Выбор в Татарстане сегодня большой, а человек устроен так, что если ему не понравится — он в следующий раз поедет в другое место. Поэтому мы исходим из того, чтобы стараться давать максимум. К каждому клиенту подбирать индивидуальный подход, свой «ключик», развивать сервис по максимуму. Я вижу только такой выход в сложившихся условиях, — рассказывает Ирлан Тагабергенов.

Мария Зверева / realnoevremya.ru
Выбор в Татарстане сегодня большой, а человек устроен так, что если ему не понравится — он в следующий раз поедет в другое место

«Конкуренция за клиента сегодня меньше, чем конкуренция за сотрудника»

Основательница частной школы Aurora Gymnasium и детского сада Mosaic Republic Диляра Залялиева рассказывает, что с каждым годом маржинальность ее бизнеса снижается — не спасает даже ежегодное повышение цены на услуги на 10%. Выше — нельзя: подорожание ограничивается условиями договора. Кроме того, уходить в штопор роста цены не дают этические принципы социально направленного бизнеса.

Одной из последних проблем становится аренда больших площадей по рыночной стоимости: арендодателю неважно, какой бизнес снимает его помещения, и скидку для частной школы делать он не настроен. Совсем недавно, рассказывает Диляра Залялиева, поступило уведомление об очередном повышении арендной ставки на помещение в центре Казани площадью в 2,5 тысячи «квадратов». Так что с Нового года придется снова думать, на чем экономить.

Впрочем, говорить, что в «Авроре» кризис, мягко говоря, преждевременно: в этом году частная школа выросла вдвое. А сейчас, в эпоху недоступных кредитов и всеобщего подорожания, ее владелица объясняет, что экономить старается на оптимизации процессов и функционала сотрудников: например, директор и завуч работают на два здания, постоянно оптимизируется процессное управление, усилия сотрудников экономятся за счет развития программного обеспечения. Но в ближайшее время предпринимательница не ожидает облегчения: по ее мнению, в сфере частного образования наступают сложные времена.

— Детей становится все меньше, мы прошли пик рождаемости и сейчас опускаемся в другие демографические условия. Значит, перед нами стоит сейчас задача полной перестройки рынка. Мы не на массового клиента работаем, а на конкретные семьи. И теперь выстраиваем маркетинг именно из этой предпосылки: для конкретного клиента, который точно не рассматривает государственное образование и выбирает конкретные концепции и ценности, которые мы несем, — рассказала гостья бранча.

В развитии ценностного подхода, углублении работы с уже действующими клиентами и точечном привлечении новых Диляра Залялиева и видит свой ресурс развития. Мария Зверева / realnoevremya.ru

В развитии ценностного подхода, углублении работы с уже действующими клиентами и точечном привлечении новых Диляра Залялиева и видит свой ресурс развития.

Еще один представитель образовательной сферы — владелец детского инженерного центра «Конструктерра» Марат Зарипов — рассказывает, что в условиях тотальной экономии стремится совмещать разный функционал в одних и тех же сотрудниках. Изначально преподавательский и административный персонал набирается с заданным широким набором компетенций. Это позволяет справляться с работой меньшим количеством сотрудников, зато эти сотрудники заняты на полный день и получают достойную оплату своего труда. Некоторые функции отдаются на аутсорс.

Марат Зарипов рассказывает, что в условиях тотальной экономии стремится совмещать разный функционал в одних и тех же сотрудниках. Мария Зверева / realnoevremya.ru

Галина Ахмерова, основательница компании Round (ИТ в сфере HR и профориентации, социально-образовательные проекты) уверена в том, что в эпоху сложных экономических условий на первое место выходит тема человекоцентричности и грамотной работы с кадрами.

— Конкуренция за клиента сегодня меньше, чем конкуренция за сотрудника! Поэтому нужно в первую очередь работать с кадрами, создавать для них комфортные условия. Потому что команда — это очень важно. Причем ситуация с кадрами упрощаться не будет — думаю, что до 2036-го мы достигнем только дна демографической ямы и лишь потом начнем из нее выходить. Поэтому для современного бизнеса важен человекоцентричный, индивидуальный подход как к сотруднику, так и к клиенту, крафтовая история. Оказывай в своем бизнесе классный сервис, показывай заботу о клиенте — тогда у тебя будет эксклюзивный продукт, эксклюзивная тема, и ты точно удержишься в рынке. То есть работать надо не только над продуктом (который на рынке весь плюс-минус одинаковый), но и над сервисом, и над тем, какая ценностная модель сформировалась внутри команды, — размышляет Галина Ахмерова о секретах выживания на сложном современном рынке.

Мария Зверева / realnoevremya.ru
Оказывай в своем бизнесе классный сервис, показывай заботу о клиенте — тогда у тебя будет эксклюзивный продукт, эксклюзивная тема, и ты точно удержишься в рынке

«Малый бизнес перестраивается быстрее»

Среди участников бизнес-бранча был и Артур Николаев, первый заместитель председателя правления — директор Департамента развития и поддержки предпринимательства Торгово-промышленной палаты Татарстана. Он размышлял о том, что в условиях резкого сжатия рынка и кредитных условий у малого бизнеса остается больше пространства для маневра, чем у крупного. К примеру, проекты технического перевооружения больших промышленных предприятий в один момент свернуть или приостановить невозможно — слишком инерционны процессы, которые там происходят. Если же речь идет о малом предприятии — реакция будет быстрее.

— У каждого бизнеса своя длительность процессов. Малый бизнес перестраивается быстрее. По прошлому году ожидания были очень высокие, многие брали кредиты на развитие. В этом году, при кредитной ставке в 33%, люди оказываются прижаты к стенке. Но малый бизнес, микробизнес может вовремя остановиться и переждать, ужаться. Я уже 25 лет работаю в Торгово-промышленной палате, и за эти годы мы уже много чего видели. Малый бизнес пережил и 1998-й, и 2008-й, и 2014-й, и 2020-й, и 2022-й годы. Тучных лет особо и не было — были годы с повышенной маржинальностью. Сейчас она упала, кредитные средства становятся недоступными, а собственные средства сжимаются. Те, кто могут свернуть свои планы, сейчас стараются приостановить проекты развития на 2025 год. Но малый бизнес и микробизнес всегда находят решение вопроса о том, как развиваться дальше! — рассуждал Артур Николаев.

Мария Зверева / realnoevremya.ru
Те, кто могут свернуть свои планы, сейчас стараются приостановить проекты развития на 2025 год. Но малый бизнес и микробизнес всегда находят решение вопроса о том, как развиваться дальше

Продолжение следует.


Людмила Губаева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

МероприятияБизнес-бранчи Татарстан

Новости партнеров