Шесть лет и 130 млрд рублей на конкуренцию с Китаем. Что мешает российским роботам?

Старые решения новых задач на предприятиях и хронические проблемы высшего образования

Шесть лет и 130 млрд рублей на конкуренцию с Китаем. Что мешает российским роботам?
Фото: Динар Фатыхов

Количество роботов в российской промышленности к 2030 году необходимо увеличить на 85 тысяч. Уровень роботизации к обозначенному сроку должен возрасти в семь раз — это позволит России войти в топ-25 стран мира. Однако на пути стоит множество проблем: отставание высшего образования от потребностей индустрии, стремление руководителей решать проблемы старыми неработающими методами, отсутствие достаточного опыта и другое. С какими вызовами сталкивается роботизация в России и какие есть ответы на них — в репортаже «Реального времени».

130 млрд на шестилетку

Повсеместное использование роботов на предприятиях позволит справиться с проблемой дефицита кадров, выразил уверенность заместитель руководителя администрации президента России Максим Орешкин на пленарном заседании в Иннополисе. При этом с каждым последующим шагом автоматизация будет становиться все выгоднее.

— У нас целый большой пакет поддержки и для производителей роботов, и для тех, кто их внедряет: большой объем налоговых льгот и так далее. Надо всю эту машинку раскрутить вот так, чтобы она давала прямой эффект, — сказал он.

Повсеместное использование роботов на предприятиях позволит справиться с проблемой дефицита кадров, выразил уверенность заместитель руководителя администрации президента России Максим Орешкин на пленарном заседании в Иннополисе. взято с сайта tatarstan.ru

Министр промышленности страны Антон Алиханов в ходе пленарного заседания добавил, что власти обдумывали около 20 мер поддержки по этому направлению, однако необходимо их сократить и сделать более универсальными.

— Мы введем компенсацию, скидки на приобретение робототехники на первые несколько лет, пока люди привыкают к нашим решениям. Мы будем предоставлять скидку для того, чтобы отечественная робототехника получалась дешевле, — отметил он.

Направить же на компенсацию планируется около 130 млрд рублей за шесть лет, ведь конкурировать в технологиях приходится с Китаем. Алиханов выделил пять ключевых сегментов, на которых планируется делать акцент: роботы-манипуляторы, коллаборативные, линейные, дельты и роботы типа Scara.

Необходим семикратный рост

Мировой средний темп прироста уровня роботизации, по словам Алиханова, достиг 5—6%. Согласно федеральному проекту, Россия к 2030 году должна войти в топ-25 стран мира по этому направлению. Значит, необходимо нарастить производство практически семикратно, считает министр.

— У нас сейчас уровень роботизации — 19 промышленных роботов на 10 тыс. человек. Мы говорим именно про промышленную часть. Это значит, что до 2030 года нам нужно внедрить еще 85 тыс. роботов, — сказал он.

Однако обойтись без проблем не получится — таковых Алиханов выделил три:

  • Стремление большинства руководителей решать проблемы старыми методами — наймом людей при дефиците кадров. «Отсюда огромное количество дискуссий относительно необходимого количества миграционного притока в нашу страну».
  • Отсутствие достаточного опыта у интеграторов по перестройке уже действующих предприятий: «Иногда подстраивать заводы под гибкие системы — это дорогостоящий и не всегда очевидный с точки зрения экономии для владельцев путь».
  • Сложности с цепочками поставок: «Перед нами стоит задача полностью локализовать производство, иначе мы рискуем поставить под угрозу весь проект».

Еще одну проблему позже выделил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков — как ни странно, ею стало образование.

Хроническое отставание вузов от запросов индустрии

Скорость технологических изменений настолько колоссальна, что любые образовательные программы не могут за ними поспевать, считает глава Минобрнауки:

— Все новые программы устаревают сразу, как только появляются. Главный вопрос: как организовать работу университетов, чтобы они хронически не отставали от запросов работодателей, — пояснил он. — Тем более что с учетом таких темпов необходимо готовить студентов как под существующий формат индустрии, так и под то, чего еще нет.

Большинство профессий, по его словам, к 2030 году изменятся настолько, что на данный момент мы и не можем этого осознать — «они перестроятся кардинально».

— Система образования не просто так ориентирована на прошлый технологический уклад. Она не сама по себе такая существует. Система, исходя из того, как устроена экономика и промышленность, создает стандарты, — сказал Фальков. — После готовятся соответствующие курсы, а потом, когда это все уже устоялось, история раскатывается на десятилетия. Если мы эти подходы не поменяем, все остальное обречено на провал. В первую очередь необходимо изменить само понятие стандарта.

Ответа на вопрос о том, каким должно быть инженерное образование в связи с такими темпами развития технологий, нет, уверен он. По этому направлению ведется большая работа.

— С системой высшего образования понятно. Мы не умеем работать с рынком дополнительного образования. Надо уметь работать с людьми, которые уже выпустились из вузов и ссузов. Нужно работать с этими цепочками: запросы рынка — переучивать людей — устраивать их на предприятия. Здесь большая беда, — обозначил еще одну болевую точку министр.

Фальков подытожил: надо менять стандарты «вышки», сделать упор на взаимодействие университетов и представителей индустрии и пересмотреть рынок дополнительного образования:

— Это заложено в работе министерства, мы это понимаем. Но в одиночку профильному ведомству проблему не решить. Ситуацию можно улучшить, только опираясь на индустрию и в тесной кооперации с коллегами.

Видеорепортаж с места событий предоставили «Новости Татарстана» телеканала ТНВ.

Елизавета Пуншева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПромышленностьТехнологииЭкономикаОбществоИнфраструктураОбразование Татарстан

Новости партнеров