По стопам Александра Лукашенко: Татарстан планирует перенимать опыт Белоруссии
Россия может пойти по пути Белоруссии в регулировании криптовалют. В Минске уже действуют официальные криптобиржи, и на днях президент страны Александр Лукашенко подписал указ о запрете покупки и продажи криптовалюты вне белорусских криптобирж для физических лиц и индивидуальных предпринимателей — резидентов парка высоких технологий. Россия, которая долгое время не решалась легализовывать криптобизнес, пока находится в самом начале пути — у нас пока нет ни одной официальной криптобиржи, но в ближайшее время могут появиться как минимум сразу три — в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. По какому пути готов идти Татарстан и что сегодня обсуждают в кулуарах — в обзоре «Реального времени».
Три центра криптоиндустрии в России
Президент России Владимир Путин 8 августа подписал закон, позволяющий с 1 сентября 2024 года проводить в стране биржевые торги и трансграничные расчеты криптовалютой в рамках экспериментальных правовых режимов (ЭПР). В стране планируется создать как минимум две криптобиржи для поддержки внешнеэкономической деятельности, анонсировалось ранее. Для одной хотят использовать базу Санкт-Петербургской валютной биржи. Вторая будет в Москве, но пока не решено — будет она действовать на базе Мосбиржи или отдельно.
Московская биржа, впрочем, уже сообщила, что не планирует запускать торги криптовалютой, а также выпускать свои цифровые финансовые активы (ЦФА). Об этом журналистам сообщил руководитель цифровых проектов и продуктов Мосбиржи Николай Труничкин. СПБ Биржа, напротив, планирует принять активное участие в эксперименте по проведению торгов криптовалютой, сообщил представитель этой торговой площадки. В гонку за право открыть первую российскую криптовалютную биржу включился и Татарстан.
Татарстан сегодня — лучший регион для открытия первой криптобиржи, говорил ранее «Реальному времени» депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов.
Это решение — обход санкций
Создание криптобирж «еще пока находится в серой зоне, и не разрешено, и не запрещено», заявлял глава Минфина Антон Силуанов в августе. Он пообещал, что осенью будет подготовлено соответствующее законодательное решение. Необходимость в нем вызвана международными санкциями. «Мы видим проблемы, которые нам создают, связанные, в том числе с расчетами. Использование ЦФА в трансграничных расчетах во многом позволяет снизить давление в рамках этого ограничения», — указал министр финансов.
«Мы презентуем проект национальной криптобиржи Tat Connect, она может быть построена на базе продуктов, которые мы реализуем и продаем по всему миру. Активно взаимодействуем с Минцифрой и в рабочем порядке обсуждаем возможные подходы к реализации, — рассказал он. — Нам как компании блокчейн-разработчику очень приятно быть в Татарстане, потому что ни в одном регионе нашу деятельность не поддерживают».
В кулуарах говорят, что в Москве и в Санкт-Петербурге появятся криптобиржи, но информации, как они должны выглядеть, к сожалению, еще нет нигде, подтвердил Хамидуллов.
«Мы видим реализацию проекта создания криптобиржи в Татарстане в два этапа — на первом этапе запланировано внедрение операций для юрлиц для проведения трансграничных платежей и взаимодействия с международными компаниями, а на втором этапе — реализация блока для физических лиц», — рассказал он.
«Через 2 недели я отправляюсь в Белоруссию к нашим коллегам, чтобы как раз перенять формат регулирования и построения криптовалютной биржи, они наши соседи — самые первые, кто легализовал криптовалюту среди всех стран СНГ, поэтому думаю, что точно будем присматриваться к ним», сообщил спикер.
Технологически Татарстан уже готов
Криптовалюта в России — новое направление, пока не опробированное в условиях нашей страны. Татарстан планирует очень активно подключиться к реалиации экспериментального правового режима, параметры которого должны определиться Центробанком в ближайшее время, рассказал «Реальному времени» основатель криптополигона в Татарстане Яков Тенилин.
«Сейчас мы с представителями Минцифры Татарстана готовим объемный запрос в ЦБ РФ для того, чтобы республику активно подключили к вопросу формирования ЭПР, — рассказал Тенилин. — В этом документе мы обязательно укажем и криптобиржу, и возможность проведения обменных операций в рамках экспериментально-правового режима, а также использование криптовалюты во внешнеэкономической деятельности — то есть именно то, что зафиксировано в новом законодательстве».
Технологически Татарстан, по его мнению, готов к участию в эксперименте, и все решения, которые могут быть запущены в рамках ЭПР, уже есть, и они достойно работают. «В рамках РФ они не запущены и тестируются в тех странах мира, где операции с криптовалютой разрешены», — уточнил основатель криптополигона.
По его словам, сейчас действительно много разной информации в СМИ о том, что криптобиржа может появиться на базе Московской и Санкт-Петербурской бирж, ЦБ также заявлял о том, что хочет сделать свою биржу. Но точной информации пока ни у кого нет, и сегодня назвать перечень потенциальных официальных криптобирж в России невозможно. «Но мы в первую очередь сконцентрированы на том, чтобы в Татарстане появилась официальная биржа», — подчеркнул он.
Мы еще 2 года назад предлагали легализовать в России обмен криптовалюты. «Как известно, это довольно анонимная среда, и отслеживать там операции сложно. На официальных площадках, когда инвестор выходит в рубль, видно, сколько он завел, сколько вывел и получил ли доход. А если был доход, должно быть и налогообложение», — пояснил он.
Пока непонятно, пойдет ли Россия по пути Белоруссии, возможно, у нашей страны будет какой-то другой путь, но в любом случае мы очень много от Белоруссии берем, потому что они в этом плане нас сейчас опережают, резюмировал Тенилин.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.