«Приблизиться к сумме 100 тыс. реально, если ты трудоголик»: работники сферы искусства в Татарстане о зарплате

«Приблизиться к сумме 100 тыс. реально, если ты трудоголик»: работники сферы искусства в Татарстане о зарплате
Фото: Динар Фатыхов

В Татарстане рынок труда творческих профессий перенасыщен желающими, множество молодых специалистов хотят работать в музыкальной, художественной, киноиндустриях. Однако одного желания работать недостаточно. Вакансий подобных специальностей становится меньше с каждым годом, а конкуренция за место только растет. Зарплаты, вопреки стереотипам, в основном на уровне среднего дохода по региону, в некоторых случаях даже меньше. «Реальное время» опросило нескольких представителей этой сферы и выяснило, насколько проблема реальна и какие факторы ее обуславливают, подробнее об этом в материале.

Анализ рынка

По данным сайта hh.ru, творческая сфера Татарстана испытывает недостаток внимания со стороны работодателей. На рынке наблюдается сильная конкуренция между соискателями, что свидетельствует о его перенасыщенности.

Согласно индексу уровня конкуренции за рабочие места, опубликованному на сайте по поиску работы, высокий индекс составляет от 8,0 до 11,9. В сфере искусства, развлечений и массмедиа этот показатель достигает 20,2, что только подтверждает перенасыщенность рынка.

Количество вакансий, опубликованных работодателями, по сравнению с прошлым годом уменьшается. График показывает снижение на 8% только за август, и за предыдущие месяцы показатели только ниже.

Ситуация с опубликованными резюме выглядит чуть лучше: по данным на август этого года, наблюдается прирост на 3%, что в целом больше, чем в прошлом году. Однако это также свидетельствует о высокой конкуренции на рынке (мало вакансий — много соискателей).

В начале года сервис по поиску работы проводил исследование, согласно которому меньше всего вакансий с высокой зарплатой предлагается в сельском хозяйстве, сфере искусства и культуры и общественной деятельности. В целом средний заработок составляет около 60 тыс. рублей по региону, что совпадает со средним доходом по республике — 64,7 тыс. рублей в месяц.

Специализации и направления работы могут быть самыми разными, но все они связаны с творчеством. В республике наиболее востребованы художники и дизайнеры, за ними следуют копирайтеры и корректоры, но их ищут примерно в три раза реже. А вот режиссеров и сценаристов требуется меньше всего, что может быть связано со спецификой этой профессии.

«Думают, что достаточно просто научиться рисовать в одной программе и тогда их труд будет оценен работодателями, но это так не работает»

«Реальное время» опросило несколько представителей культурных индустрий. Каждый из участников прокомментировал ее по разному, но все складывается в то, что виноваты завышенные ожидания и идеализированные нереалистичные представления.

— В связи с развитием интернета и большим количеством блогеров, которые создают красивую привлекательную картинку сферы развлечений и так далее, наибольшую популярность у молодежи набирают профессии, связанные с культурой, поэтому молодое поколение предпочитает работать, например, в министерстве культуры, чем на заводе или стройке, — объяснила преподаватель в художественной школе и дизайнер машинной вышивки Анастасия Найденова.

В основном «красивая картинка» касается самого процесса работы, люди думают, что она легкая, приятная и не требующая особых навыков, работа— мечта. Но на деле оказывается, что, как и в любой профессии, тут требуются определенные умения и знания, которые необходимо постоянно развивать, что бы оставаться «на плаву».

— Начинающие иллюстраторы, как правило, очень ограничены в своем стиле, в программах, в которых работают. Ребята думают, что достаточно просто научиться рисовать в одной программе, и тогда их труд будет оценен работодателями, но это так не работает, — рассказала руководитель воронки лидогенерации в онлайн-школе и коммерческий иллюстратор Аделина Бирюкова.

Проблема заключается в том, что люди, имея искаженное представление, активно идут в творческие профессии, а работодатели, в свою очередь, ищут подготовленные и квалифицированные кадры.

В целом, по статистике, можно заметить, что опыт работы довольно сильно важен в данной области. В 50% случаев ищут человека с опытом от года до трех лет, чаще всего знающего определенный список программ. Но специальное образование, как правило, не нужно.

«А вот зарплаты и правда не привлекают»

По мнению специалистов профобласти, высокий доход возможен, но зачастую при работе на себя. Следует учесть, что в таком случае все условия труда, нагрузка и обучение зависят только от работника.

— Не сталкивалась с недостатком вакансий, их много, а вот зарплаты и правда не привлекают. В своем окружении о достатке в 100 тыс. я слышала только от компьютерных мастеров в компаниях и от архитекторов-фрилансеров, — ответила Анастасия Найденова.

Напомним, согласно исследованию сервиса «Авито Работа», в списке самых высокооплачиваемых творческих профессий этого лета лидируют архитекторы — средняя зарплата составила 98 тыс. рублей в месяц. Это на 25% больше по сравнению с прошлым годом. На второй позиции по уровню доходов оказались дизайнеры — их средняя зарплата выросла на 23% и достигла 72 тыс. рублей по стране

— Я думаю, что зарплаты никто не снижает. Учителям всегда мало платили, а на студиях сейчас очень даже растет ценник. Некоторые там очень хорошо получают, в зависимости, конечно, от нагрузки. Я работаю на себя и цену себе устанавливаю сама, и дальше уже зависит от людей, которые ко мне ходят, — поделилась мнением вокалистка и педагог по постановке голоса Юлия Микка.

— Когда становилась коммерческим иллюстратором, я сталкивалась с низкой выручкой, мой уровень рисования или мои стили, программы не дотягивали до того, что сейчас требуется на рынке, и, соответственно, чтобы быть актуальной, я изучала дополнительные программы, смотрела вакансии, что сейчас нужно, что актуально, и подтягивала саму себя, — рассказала Аделина Бирюкова.

«Приблизиться к сумме в 100 тыс. реально, если ты трудоголик»

Как и во многих других профессиях, здесь есть разные варианты трудоустройства. Однако, вопреки распространенному мнению, большинство компаний предпочитают нанимать сотрудников на полный рабочий день. Для специалистов в этой области это может оказаться не самым выгодным вариантом, поскольку на фрилансе заработок значительно выше, но и риски больше.

— Более 100 тыс. рублей я зарабатывала в коммерческой иллюстрации. Ну и в целом, и здесь сейчас тоже (в компании), в иллюстрации зарабатывала больше, но это был фриланс, и это проектная деятельность. То есть в какой-то месяц я могла заработать ну там 200-250 тыс. рублей, в какой-то месяц могла вообще ничего не заработать. Здесь у меня стабильный доход, поэтому мне хорошо, — рассказала Аделина Бирюкова.

— Больше всего я заработала за август — это была сумма в 60 тыс. рублей. При том условии, что я делала посты для соцсетей и выходила много на смены. Конечно, бывает по-разному. Хочешь получать больше — нужно работать больше. Да, в самом начале любого пути нужно просто брать количеством. Это дает опыт. Дальше дело будет уже в качестве, — ответила сотрудница независимого книжного магазина и центра современной культуры «Смена» Регина Сагитова.

С коллегой солидарна и вокалистка Юлия Микка, многое зависит от графика работы, высокого заработка, без усердного труда не получится.

— Если ты готов работать 24/7, то будешь достойно получать, но очень быстро выгорать. И это будет работа на потоке. А когда ты работаешь на себя, все-таки ты можешь себе ставить такой график, который удобен тебе. Брать по два-три человека в день, как тебе комфортно, и без выгорания с большой пользой для ученика и для себя работать, — рассказала она.

— Думаю приблизиться к сумме в 100 тыс. реально, если ты трудоголик и готов работать много и в нескольких местах, — предположила Настя.

«Быть артистом — это все-таки не про стабильность»

Наиболее востребованы творческие люди в сфере информационных технологий и СМИ. Это вполне ожидаемо. Однако насколько реально получать высокий доход в компаниях этих отраслей?

— Сейчас зарабатывать больше 100 тыс. рублей возможно и работая в компании или на фрилансе, тут просто все зависит от навыков и от организации, в которую ты идешь, важно выбирать крупную, — объяснила Аделина.

— Можно заработать такие деньги артисту, но в хороший сезон, то есть быть артистом — это все-таки не про стабильность, иногда шикуешь, а летом, когда ученики в разъездах, а концертов нет, ищешь другие варианты заработка. Важно то, насколько ты в это вкладываешься, в свою рекламу, в свое развитие. Я считаю, что самое лучшее вложение — это в себя, я этим занималась, и поэтому на доход не жалуюсь, — ответила Юлия Микка.
Дарья Пузикова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

АналитикаОбществоКультураОбразованиеБизнесУслугиЭкономикаФинансы Татарстан

Новости партнеров