«С полмиллиона рухнули до полтинника»: блогеры затерялись в Telegram
После отключения сервиса монетизации на YouTube татарстанские блогеры переехали в Telegram и VK, потеряв свыше половины доходов
«Новая видеоплатформа NUUM монетизации для российских блогеров — это, скорее всего, чистой воды маркетинг. Еще никто из моих друзей не нашел равноценной Instagram*-площадки с понятными алгоритмами продвижения и эффективными ресурсами монетизации», — сокрушается инфлюенсер Алина Гималтдинова, раскрутившая в этой соцсети канал с 254,3 тыс. подписчиками. После запрета «инсты»* и замедления скорости на YouTube татарстанские блогеры растеряли федеральных рекламодателей — доходы упали в три-четыре раза, утверждает Ринат Галиахметов, блогер «Татар-Малай», (143 тысячи подписчиков). Коммерческие интеграции теперь предлагают лишь местные рекламодатели — заработок в пределах 50 тысяч рублей в месяц. Глава Академии наук РТ Рифкат Минниханов предложил блогерам продвигать научные достижения, но захотят ли они этим заниматься?
Как «Татар-Малай» и Алина остались в Instagram*
Татарстанские блогеры стали терять аудиторию при миграции со своих аккаунтов в Instagram* и YouTube на отечественные платформы VK и Telegram. Хотя поисковые системы при запросах потребителей выдают в приоритетном порядке контент с российских ресурсов, но достичь прежнего уровня просмотров у известных блогеров не получается. В результате количество подписчиков у рейтинговых авторов в Telegram еле дотягивает до 1,5—2 тысяч просмотров, тогда как в Instagram* сохраняются внушительные по числу подписчиков читательские сообщества в 150—200 тысяч человек. Разница в охвате аудитории российскими и зарубежными платформами их сильно пугает.
— В Telegram меня принимают тяжело. Пробовал вести собственный канал — набралось всего полторы тысячи подписчиков — это ни о чем, — поделился с «Реальным временем» Ринат Галиахметов, блогер «Татар-Малай» из Мамадышского района РТ.
Почти 10 лет назад он первым начал вести на татарском языке блоги в Instagram*, собрав 143 тысячи подписчиков из России и зарубежных стран. Чаще всего рассказывает о взаимоотношениях в татарских семьях, деревенском быте и выкладывает короткие видеоролики. Из-за большой разницы в охвате аудитории продолжает вести собственный канал в Instagram* и другой известный татарстанский блогер и общественный деятель Алина Гималтдинова, на которую подписано 254,3 тысячи пользователей. Перебираться в Telegram пока не рискует.
Не добился большого продвижения в Telegram и известный блогер Рустам Набиев, лишившийся обеих ног после обрушения казармы в армии. С тех пор он регулярно рассказывает о том, как воспитывает с супругой двух прекрасных дочерей, вдохновляя подписчиков не бояться трудностей. Заметил ли он разницу по охвату аудитории на платформах? «По-разному: и в Instagram* бывают просадки, и в Telegram», — написал он.
Министр цифрового развития Татарстана Айрат Хайруллин не видит ничего страшного в том, что у многих блогеров сократилось количество просмотров из-за перехода с иностранных площадок, таких как Youtube, на отечественные.
— Терпения! Просто временные трудности, — сказал глава ведомства на пресс-конференции, посвященной предстоящему на следующей неделе форуму Kazan Digital Week.
Министр активно развивает собственный телеграм-канал, свернув работу в Instagram* еще 3 года назад. «Instagram* — очень хороший продукт с точки зрения технологии. Но с идеологических позиций — эта платформа блокировала информационную повестку российских органов власти. Этакая цензура мирового правительства», — объяснил он причину ухода с площадки в разговоре с «Реальным временем». Он считает, что российские платформы могут компенсировать потери блогеров.
Тем не менее количество просмотров в социальной сети VK (VK Видео) все еще не впечатляют. Остаются низкими коэффициенты по охвату, непонятны алгоритмы продвижения, делятся своими наблюдениями татарстанские блогеры. «Но все равно переходим в сеть VK — другой альтернативы нет», — рассказала Алина Гималтдинова. По ее словам, при миграции с одной платформы на другую она видит «другую эффективность», что вызывает «печальное настроение». Перетянуть трафик с Instagram* в новые соцсети быстро не получается, поэтому блогеры продолжают вести прежние каналы, а их подписчики пользуются VPN.
Основную массу подписчиков блогера «Татар-Малай» составляют женщины в возрасте 45—55 лет, работающие в сельских районах России. «Они не хотят переходить в Telegram*, как я ни пытался их «перевести», отписываются. Скорее всего, они не воспринимают ее как социальную сеть, а у Instagram* — понятный интерфейс», — полагает он. Ринат Галиахметов считает, что эта сеть могла бы подойти для продвижения музыкального контента, но ему это не подходит.
— Моя страница — это не какие-то смешные ролики, а истории из личной жизни. Каждый мой подписчик знает, куда я приезжаю, как я отдыхаю. Больше всего просмотров набирают истории о том, как я строю отношения с родителями, что сажаем в огороде. Вот сейчас подписчики ждут, когда у нас родится второй ребенок, — улыбается он.
«Доходы упали в три-четыре раза»
Падение трафика отрицательно сказывается на доходах блогеров, выстраивающих коммерческие интеграции с рекламодателями. После закрытия сервиса монетизации в Instagram*, крупные федеральные рекламодатели ушли от блогеров. По словам Рината Галиахметова, закончились интеграции с федеральными ретейлерами, сотовыми операторами.
— Хотя подписчики заходят через VPN, но заработок, конечно, упал. Если просмотры падают — рекламодатели уходят, — огорчился он, но не стал раскрывать, какой доход приносила интеграция, ссылаясь на коммерческую тайну, — Конкретные цифры не могу сказать, это коммерческая тайна, но доходы упали в три-четыре раза.
По оценкам экспертов, рекламодатели выбирают блогеров с аудиторным охватом от 150—200 тысяч человек, а цена интеграции в пределах полутора-двух рублей за просмотр. И особенно ценится взрослая аудитория.
По словам главы Минцифры РТ Айрата Хайруллина, блогерам нужно работать на всех площадках, чтобы сохранить прежние показатели просмотров. Сами блогеры не собираются сворачивать работу в Instagram*.
Прикрывается монетизация и на видеохостинге YouTubе. К концу августа скорость загрузки контента на стационарных компьютерах может снизится до 70%, предупреждал ранее в своем телеграм-канале председатель комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн. Правда, замедление коснется только десктопной версии сервиса и не затронет мобильную, уточнял он.
— Дальнейшая судьба «Ютуба» в России зависит исключительно от него самого. Если администрация ресурса не изменит свою политику и не начнет соблюдать наши законы, ничего хорошего его здесь не ждет. Тем более что альтернативные площадки — RUTUBE, VK Видео — развиваются сейчас более чем активно, — заявил Хинштейн.
«Единый оффер» — новый ресурс монетизации
«Татар-Малай» не смог выстрелить на YouTube, он набрал здесь около 6 тысяч подписчиков. Развивать на платформе канал блогер посчитал нецелесообразным. Зато его коллеги, имевшие большую аудиторию на этом видеохостинге, начали продавать товары. Кто-то стал продавать напитки, энергетики, кто-то — наборы шампуней.
— Блогеры начинают монетизировать не контент, а товары, активно занимаются продвижением торговых марок, — рассказал он.
Потенциальные потери российских блогеров в связи с отключением монетизации сервиса на YouTube оцениваются в сумму до 30 млрд рублей в год, заявлял ранее доцент кафедры экономической теории Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин. Так, один из башкирских блогеров написал, что не может получить с YouTube около 700 тысяч рублей за последний год.
При этом блогеры понимают, что отключение функции монетизации связано с политическими мотивами.
— Много иноагентов работает на YouTubе, они зарабатывают на том, что высказывают свою точку зрения. Отключение функции монетизации приведет к тому, что их станет меньше. Конечно, тут есть политический контекст. Тоже самое можно сказать про Instagram*. Это нормально, все понимают, — рассуждает «Татар-Малай».
Впрочем, блогерам предлагают перейти на видеоплатформу NUUM, где запущен новый инструмент монетизации — «Единый оффер». Сервис должен помочь блогерам вернуть тот уровень заработка от партнерской программы, который был доступен при монетизации на YouTubе в 2021 году. «Единый оффер» будет в зависимости от количества подписчиков, просмотров и регулярности выпуска контента рассчитывать заработок автора через партнерскую программу. Авторы смогут получать от 10 до 200 тысяч за видео, говорится в сообщении оператора. Ему готовы сохранить аудиторные показатели. «NUUM проверит аудиторные показатели площадок блогера, и после подтверждения авторы смогут присоединиться к программе при условии соблюдения требований по количеству публикуемого контента». Программа доступна для блогеров с аудиторией от 100 тысяч подписчиков на ютуб-канале и опубликованным горизонтальным контентом продолжительностью более 10 минут.
Происходящее похоже на банкротство
— Это, скорее всего, чистой воды маркетинг. Еще никто из моих друзей-блогеров не нашел равноценной Instagram* площадки с понятными алгоритмами продвижения и эффективными ресурсами монетизации, — сокрушается татарстанский блогер Алина Гималтдинова, раскрутившая канал с 254,3 тыс. подписчиками.
По ее оценке, доходы блогеров существенно упали. «В сети VK низкие коэффициенты по охвату аудитории, непонятно как работают алгоритмы, — указала она. — Рекламные интеграции остались, но преимущественно с местными компаниями. Если раньше мы могли планировать доходы на месяц вперед, то теперь попали в хаотичную среду. Грустно, когда ты много сил вкладываешь в создание рейтингового канала и вдруг, по независящим от тебя причинам, перебираешься на другие платформы. Я бы сравнила происходящее с банкротством». По другим оценкам, доходы упали с 500 тысяч до 50 тысяч рублей.
Тем временем президент Академии наук Татарстана Рифкат Минниханов счел необходимым задействовать ресурс блогеров для продвижения науки. Во время брифинга в Доме правительства он обратился к ним с идеей — популяризировать научные достижения:
— Мы считаем, что пора, должны уже появиться научные блогеры. На сегодняшний день научных блогеров пока нет, ниша свободна, — заявил он.
Академическая общественность негативно относится к деятельности блогеров. «Успехи блогеров и инфлюенсеров, становящихся моделями поведения для молодежи, свидетельствуют о серьезных проблемах в общественном восприятии образования и интеллектуального труда. Если раньше высоко ценились знания и профессионализм, то сегодня многие подростки стремятся к «легкому успеху», ведь достаточно просто снимать на видео, как ты гримасничаешь или распаковываешь покупки, и получать миллионные просмотры. Популяризация успеха заведомо необразованных подрывает авторитет академического знания и образовательных институтов», — написал в своей колонке для Ъ заведующий кафедрой медиакоммуникаций МГИМО Владимир Легойда.
*Instagram принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность на территории РФ запрещена
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.