Сквозь тернии санкций к «Астре»: Татарстан начал переход на отечественное ПО

Сквозь тернии санкций к «Астре»: Татарстан начал переход на отечественное ПО
Задача осложнялась отсутствием единого реестра эксплуатируемого оборудования, а также разветвленностью и неоднородностью парка устройств. Фото: Реальное время

Для чиновников и госкомпаний наступает час икс — с 1 сентября они обязаны начать переход на отечественное программное обеспечение, а в дальнейшем перейти и на отечественное оборудование. Татарстан начал эту работу одним из первых в стране: более чем на 150 тысячах рабочих мест в 82 организациях устанавливают отечественную операционную систему Astra. В Минцифре РТ утверждают, что уложатся строго «по графику». Эксперты признают, процесс перехода на российское ПО — дело не быстрое: слишком сильно были завязаны многие программы на западный софт. Полностью на этот процесс может уйти 5-6 лет. Как эта работа проходит в республике — в материале «Реального времени».

Госорганы начнут переходить на российский софт с 1 сентября

Госорганы и ключевые российские предприятия должны будут перейти на отечественное программное обеспечение и оборудование с 1 сентября 2024 года до 1 января 2030 года. Соответствующее постановление утверждено правительством страны. Речь идет о субъектах критической информационной инфраструктуры, к которым относятся государственные органы и предприятия или индивидуальные предприниматели, использующие информационные системы в таких важных сферах, как здравоохранение, наука, транспорт, связь, энергетика и другие.

Иностранное ПО и оборудование будет постепенно заменяться на софт и технику отечественного образца, зарегистрированные в реестрах российской радиоэлектронной продукции и ПО.

Максим Платонов / realnoevremya.ru

Ранее глава Минцифры РФ Максут Шадаев заявлял, что госкомпании обязаны перейти на базовое российские ПО к 1 января 2025 года.

«У нас президентом было подписано поручение 12 июня о том, что по всем госкомпаниям к 1 января 2025 года нужно обеспечить тотальное замещение операционных систем, офисного пакета, систем виртуализации, систем управления базами данных, — сказал он. — В этом смысле KPI довольно жесткий. Это нам точно даст дополнительный спрос».

Об импортозамещении ПО в России говорят с 2014 года, но наиболее активно эта тема зазвучала в 2022 году, когда многие зарубежные разработчики ПО ушли с российского рынка.

Татарстан мигрирует на Astra

В пресс-службе министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан уточнили, что переход осуществляется по запланированному графику. Ведется установка на компьютерах органов государственной власти, министерств и ведомств, образовательных учреждений республики операционной системы Astra.

Мария Зверева / realnoevremya.ru

Подобрать оптимальную российскую операционную систему на замену Windows помогала компания ICL Services. Администрация Татарстана приступила к работе по импортозамещению одной из первых, рассказывает Дмитрий Игнатьев, руководитель направления по инфраструктурным решениям и сервисам ICL Services. Импортозамещению подлежали — более 150 тысяч рабочих мест в 82 организациях, включая министерства, ведомства и подведомственные организации, а также органы власти на местах.

Задача осложнялась отсутствием единого реестра эксплуатируемого оборудования, а также разветвленностью и неоднородностью парка устройств, так как зачастую в организациях были свои уникальные конфигурации компьютеров.

«Также в инфраструктуре были рабочие места, в отношении которых полная замена операционной системы была бы не продуктивна. К примеру, некоторые программы, работающие на ОС Windows, нельзя было запустить на других ОС, или же использовалось специфичное оборудование, которое совместимо только с Windows. Для таких критических точек предстояло предложить «переходные» решения», — рассказал он.


Для критически важных устройств, быстро мигрировать которые не представлялось возможным, было разработано Dualboot-решение: на одном компьютере запускались сразу две системы, между которыми можно было временно переключаться — пока решение по миграции не будет адаптировано.

Сейчас проект продолжается: активно идет работа по миграции, внедряется расширенный образ для автоматизации конфигурации ОС. Пользовательские устройства переводятся на Astra Linux. Часть устройств пока временно продолжают работать на Dualboot-решениях, полноценный отказ от Windows планируется для таких компьютеров индивидуально, в соответствии с готовностью используемых информационных систем.

Мария Зверева / realnoevremya.ru

В декабре 2023 года ICL Services организовала в своем офисе очное обучение для 100 ключевых лиц, работающих над миграцией: глав и заместителей глав ИТ-служб на местах, системных администраторов и других сотрудников.

В ходе проекта эксперты ICL Services также пополняют хранилище инструкций документами по решению типовых проблем и внедрению решений для администраторов, а также пользовательских документов для выполнения регулярных задач в новом информационном окружении.

Импортозамещение — не быстрый процесс

— Проблема в том, что переход не такой простой, потому что многие системы завязаны на западный софт. Если мы говорим о системах управления, то здесь связка часто шла именно с западным софтом, — говорит ведущий аналитик MRG Эльдар Муртазин. — Активно развивать свой софт мы начали с 2022 года. Времени прошло достаточно мало для того, чтобы полностью отказаться от старой системы. Весь переход может занять 5-6 лет.

    Текстовый редактор заменить на отечественный довольно просто. «Если что-то более сложное, переход может занимать продолжительное время. Поэтому сегодня мы получаем такой переходный период, и это абсолютно нормально», — объясняет он.

    «Долгое время в России не было сильных стимулов развивать отечественное, а 9 женщин за 1 месяц ребенка не рожают. Большинство ПО, которое нужно заметить — это технологически сложное ПО, банально нужно время. Тут как с самолетами ситуация», — соглашается технологический предприниматель, инвестор и сооснователь компании «Технократия» Булат Ганиев.

    Сам процесс переезда на другое ПО — это очень дорого, особенно когда отлажены ключевые процессы на условном SAP.

    — Многие иностранные компании формально ушли, но не сжигают все мосты. Закрывают глаза на закуп через другие страны, поэтому бизнесу проще до последнего тянуть в надежде, что СВО закончится и, возможно, что-то откатится, — предполагает Булат Ганиев.

    «В целом, я хорошо отношусь к мерам протекционизма в экономике. Надо было давно и системно вести политику стимулирования закупки отечественного ПО российскими компаниями, — считает Ганиев. — А как только они подрастают на госзаказах, стимулировать в них экспортную выручку, чтобы не слететь с субсидий».

    Юлия Гараева

    Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

    Аналитика Татарстан

    Новости партнеров