«Мусорный» тариф в Татарстане отправляют на перезагрузку

По причине закрытия полигонов республика просит увеличить в тарифе расходы на доставку отходов до перегрузочных станций

«Мусорный» тариф в Татарстане отправляют на перезагрузку
Фото: предоставлено пресс-службой АО "Татэнергосбыт"

«Основной вопрос — это транспортирование отходов, который так и не удается решить с 2019 года. Собственными усилиями регулятор снизил эти расходы в тарифе с 72 до 60%, но проблема снова нарастает», — указала на «ахиллесову пяту» в системе обращения ТКО первый зампредседателя Госкомитета РТ по тарифам Лариса Хабибуллина. Проблему обсудили в ходе VI научно-практической конференции «Твердые коммунальные отходы: законодательство и практика», где снова готовили антикризисные предложения для создаваемого федерального штаба по проблемам ТКО. Татарстан просит увеличить в тарифе расходы на доставку мусора до перегрузочных станций, а также — продлить мораторий на уплату НДС.

«Реформирование никогда не заканчивается»

Преобразования в мусорной реформе идут почти каждый месяц, но мало какой из регионов России может похвастать идеальной чистотой. Переполненные полигоны, нерегулярный вывоз мусора и нехватка контейнеров так и остались нерешенными вопросами. Стоило Татарстану закрыть собственный штаб после 5 лет работы, как на федеральном уровне наоборот прозвучала инициатива создать федеральный штаб по проблемам твердых коммунальных отходов (ТКО).

Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Минприроды России Борис Французов сообщил, что первое заседание штаб с участием регионов проведет осенью этого года, чтобы подготовиться к новым изменениям в деятельности региональных операторов. «Этот штаб должен работать постоянно до тех пор, пока не будет урегулирован последний вопрос. Пока мы не сможем заявить, что мусорная реформа проведена успешно», — говорили ранее в Совфеде.

Что меняют? Во-первых, регионы корректируют территориальные схемы обращения с ТКО. К примеру, в Татарстане из-за закрытия полигонов в муниципальных районах начинают строить межмуниципальные перегрузочные станции, куда будут свозиться отходы с прилегающих районов. В этом году они будут введены на Юго-Востоке — в Агрызе, Актаныше и Новошешминске, что изменит логистику вывоза.

Во-вторых, Минприроды РФ готовит рейтинг регионов с указанием плановых заданий к 2030 году. В-третьих, отрасль добивается продления моратория на уплату НДС на услуги региональных операторов, который действовал с 2019 года. «Реформирование никогда не заканчивается, потому что всегда есть правоприменительная практика, есть куда стремиться», — заметил Борис Французов.

Тариф вырастет?

Однако корректировка схемы вывоза мусора в Татарстане может привести к изменению «мусорного» тарифа, что требует согласования с ФАС РФ. Дилемма заключается в том, что расходы на транспортировку мусора до перегрузочных станций можно включать в тариф, если они не приводят к росту затрат. Но в «татарстанском варианте» нельзя получить «нулевого давления» на тариф — расходы на доставку мусора неизбежно вырастут. Насколько — не уточнялось.

— Раньше в каждом из 45 районов был собственный полигон. Сегодня они планово закрываются, а мусор будет вывозиться в другие города. Доставлять маленькими машинами невыгодно. В территориальной схеме предусмотрено создание мусороперегрузочных станций, откуда ТКО будут вывозиться огромными машинами на межмуниципальные полигоны. Но методика не предусматривает эти затраты в расходах регоператора. В нашем варианте на этом нет экономии, — посетовала Лариса Хабибуллина.

Заместитель исполнительного директора ассоциации «Чистая страна» Борис Прокопьев пошел еще дальше, предложив вывозить мусор из ИЖС не каждый день, а реже. По его словам, гонять машину ради одного куба экономически неразумно. Какое будет принято решение, станет известно позднее во время тарифной компании.

ГЖИ: жители довольны реформой

Между тем глава Госжилинспекции РТ Александр Тыгин обратил внимание, что граждане стали меньше жаловаться на региональных операторов. По его данным, в первом полугодии от них поступило 11 300 обращений, из них только 60 обращений по ТКО. Для сравнения — в первом полугодии прошлого года было 8 502 обращения, из них 442 по ТКО. Из 60 обращений по ТКО 42 обращения — от жителей частного сектора (70%) и 18 от жителей многоквартирных домов (30%). «Как показал проведенный анализ, основная масса обращений (более 90%) на неудовлетворительную деятельность регионального оператора по обращению в сфере ТКО, обслуживающего Западную зону — ООО «УК «ПЖКХ», — отметил Александр Тыгин.

Региональные операторы обязаны предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства, указали эксперты.

Мусор отследят в онлайн-системе

Наконец, еще одно новшество ожидается с 1 января 2026 года. Регионы обяжут вносить актуальные данные в создаваемую государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов (ФГИС УТКО). По словам руководителя департамента нормотворческой деятельности по формированию комплексной системы обращения с ТКО ППК РЭО Маргариты Поспеловой, новая система призвана сделать отрасль максимально прозрачной, что в дальнейшем позволит принимать обоснованные решения по тарифному регулированию. Информационная система настроена на отслеживание движения мусоровозов и учет выгрузки. Правда, при ее создании разработчики столкнулись с тем, что на полигонах нет системы взвешивания, заметила она. Перевозчик получает плату за вывезенный объем ТКО, а такой метод расчетов является непрозрачным.

— Есть нестыковки между данными по захоронению отходов и привезенными от мусоровозов, — рассказала она, — Если нет весов, то вести контроль сложно.

В дополнение к этому ТКО «Российский экологический оператор» ввел в практику облеты полигонов БПЛА. По ее словам, были получены 4 тысячи свидетельств о возможных нарушениях по выходу инфильтрата.

Пока система находится в стадии наполнения информацией. «А можно ли будет увидеть «красные зоны», когда, скажем, мусоровоз едет не по маршруту или выгружает отходы в неположенном месте», — поинтересовалась первый зампред Госкомитета РТ по тарифам Лариса Хабибуллина. Маргарита Поспелова на это ответила, что аналитические модули для выявления отклонений еще формируются, чем вызвала разочарование. Ведь разработка ФГИС УТКО ведется с 2023 года. Когда будет окончательно готова — не сообщили.

Освобождение региональных операторов от уплаты НДС давно беспокоит рынок. Как известно, этим послаблением операторы пользовались с 2019 года — правительство РФ предоставило отсрочку на 5 лет. Борис Прокофьев рассказал, как одного из регоператоров лишили статуса из-за необоснованного применения льготы. По его расчетам, если льгота не будет продлена, то операторов ожидают потери до 300 млн рублей. Кроме того, в 2026 году большая часть компаний будут проходить процедуру отбора повторно, и разумеется, на рынке появятся и новые игроки, отметил он. «В любом случае в течение двух лет необходимо модернизировать систему таким образом, чтобы трансформация прошла максимально безболезненно как для бизнеса, так и для жителей. Это возможно только в том случае, если заявки компаний будут оцениваться комплексно, а не исходя из минимальной НВВ (необходимая валовая выручка). Для этого необходимо предусмотреть возможность проведения одноэтапного конкурсного отбора», заключил спикер.

Луиза Игнатьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоВластьИнфраструктура Татарстан

Новости партнеров