Линар Якупов: «Изучение истории татарского народа необходимо определить как государственный приоритет»
На волне обсуждения судьбы кафедры татароведения в КФУ читатели «Реального времени» проявили интерес к тому, как выстроен учебный процесс в университетах Юго-Восточной Азии. На просьбу читателей откликнулся президент Фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund) Линар Якупов, который сам является выпускником Международного исламского университета Малайзии. Наш собеседник рассказал о структуре вузов, выходе специальностей на самоокупаемость и системе трудоустройства выпускников. Также Якупов высказался об особой необходимости углубленного изучения татарского языка и культуры в РТ — если не на базе КФУ, то, возможно, на базе отдельного университета.
Гимн для каждого факультета и англо-американский формат обучения
Параллели между нашими университетами и вузами Юго-Восточной Азии проводить достаточно сложно, хотя бы потому, что азиатские вузы работают или по английскому, или по американскому формату. Методика образования разная, форматы разные. Российская школа университетов своя, но я сразу скажу, что об университете Малайзии я знаю намного больше, чем о нашей, российской системе высшего образования. Я не учился в высших учебных заведениях России — я закончил здесь Арский педагогический колледж, и после этого уехал учиться в Малайзию в университет.
Работа в Международном исламском университете Малайзии полностью выстроена по английским и американским форматам — и система аккредитации, и система классов, и то, как ты там выбираешь свои предметы. К слову, наши университеты сейчас постепенно переходят на такие стандарты, иностранные — вводится система бакалавриата, магистратура и так далее.
«Работа в Международном исламском университете Малайзии полностью выстроена по английским и американским форматам — и система аккредитации, и система классов, и то, как ты там выбираешь свои предметы». Фото ummahweb.net
Если говорить о существовании кафедр в высшем учебном заведении и структуре в общем, то там действует факультетная система. К примеру, есть факультет экономики и управления, под ним уже имеется отделение бизнес-администрации и экономики или аудиторского учета, допустим. Есть юридический факультет, инженерный, медицинский, архитектурный, факультет археологических знаний. У каждого факультета есть свой гимн, помимо этого, естественно, есть ректор и проректоры.
«С советской системы образования мы переходим на международную»
Мое субъективное мнение о выходе на самоокупаемость в наших вузах — это, наверное, все-таки такой переходный период, когда с советской системы образования мы переходим на международную. Отмечу, что международная система изначально выстраивалась таким образом, что финансирование осуществляется или государством, или частными лицами. Образование — это продукт, за который надо платить. Поэтому, если не самоокупаемость, то такого факультета вообще, наверное, быть не должно.
Если же говорить о том, как осуществляется трудоустройство выпускников вузов Юго-Восточной Азии, то там действует особая система. Мы постепенно идем к ней сейчас. Там есть государственное агентство, которое является заказчиком и куда вкладываются государственные деньги. Данное агентство спонсирует студентов, которые затем, по направлению спонсора, заполняют рабочие места там, где это необходимо государству. Кстати, государственное агентство финансирует обучение как внутри страны, так и за ее пределами.
«Международная система изначально выстраивались таким образом, что финансирование осуществляется или государством, или частными лицами. Образование — это продукт, за который надо платить». Фото prav.tatarstan.ru
Есть и корпоративные заказчики — это различные корпорации, которым нужна свежая кровь, новые сотрудники. Они также реализуют подобные программы, выбирают лучших студентов, обучают их и после берут к себе на работу. Также есть отдельные личности, которые, исходя из своих интересов и возможностей, могут финансировать студентов.
«В большинстве стран на «языковые вещи» идет именно госзаказ»
Существуют вопросы, которые стандартного решения не имеют. К примеру, необходимо, чтобы общество, государство и образовательное сообщество решило, насколько то или иное направление сейчас актуально в образовательной системе. Опять-таки, сейчас у нас идет много разговоров про кафедру в КФУ.
Вот если взять Малайзию: я учился в международном институте Малайзии, и, хотя он и находится там, он работает по всем международным стандартам и факультеты сделаны для международного рынка. Если говорить про изучение малайского языка, то там имеются специальные кафедры и профессора, работают люди со всего мира. Если же в России кто-то хочет изучать малайский язык, как филологический, тогда они едут в Малайзию. Есть даже специальные программы, действующие совместно с нашими университетами, когда у студентов есть возможность приехать туда и изучить язык. А все потому, что это национальный университет, который как раз главной задачей ставит и глубокое изучение языка и филологии, истории. И там факультет малайского языка буквально пронизан всем этим, несмотря на то, что это крупнейший малайзийский университет с огромным материальным положением и высокими международными рейтингами. В этой ситуации заказчиком выступает государство, потому что сохранение языка — это задача государственного уровня. Я полагаю, что в большинстве стран на «языковые вещи» идет именно госзаказ.
«У нас такая хорошая, такая серьезная культура, мы — народ с тысячелетней историей. Мне кажется, ее изучение необходимо определить как некий государственный приоритет». Фото Гуландам Зариповой
Ну, а если говорить про татарский язык, то я считаю, что для его сохранения, для его более глубокого изучения и вообще для того, чтобы он не исчез как язык, важно, чтобы проводились серьезные филологические исследования, специальное обучение, образование, причем не только наших людей — необходимо приглашать их извне.
У нас такая хорошая, такая серьезная культура, мы — народ с тысячелетней историей. Мне кажется, ее изучение необходимо определить как некий государственный приоритет. Если в том же самом КФУ они полностью хотят на международные стандарты переходить и там это не востребовано, тогда, наверное, пусть это останется нишей какого-то другого университета, но это все равно должно быть — или в рамках КФУ, или в рамках какого-то другого института или университета. Для сохранения нашего языка, для сохранения культуры, конечно, это очень важный момент. Но в каком формате сегодня он будет востребован в обществе — то ли в формате какого-то факультета в университете, или, может, совершенно отдельный институт или университет татарского языка и культуры — это вопрос неоднозначный…
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.