Почему татары не пускали домой котов? Часть 2-я

Почему татары не пускали домой котов? Часть 2-я
Фото: realnoevremya.ru/Дмитрий Резнов

«Когда татарскую невесту водили первый раз к колодцу или реке, она бросала в колодец или реку монету и крошки пресных лепешек в дар хранительнице воды (су иясе)». О разных поверьях, существовавших у татар на протяжении многих лет, рассказывает главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ Лилия Габдрафикова. В своем дзен-канале доктор исторических наук продолжает рассказывать и о других обычаях, например, почему у нашего народа было принято не пускать домой кошек.

Воплощением духов считались и природные явления, и люди, и животные, и птицы, и насекомые. Если разного рода «хозяева» (ия) дома, хлева, воды и т. п. являлись наследием языческой поры, то джины были навеяны уже арабо-мусульманской культурой.

Различные правила охватывали не только взаимоотношения людей, но и отношение человека к природе. Так, ночь и темное время суток порождали в воображении множество страхов. Поэтому существовали определенные предписания для любителей ночных походов и поездок. Любое существо (человек или животное), встретившееся ночью, воспринималось как что-то нечистое. Из-за этого запрещалось брать себе в попутчики ночных странников, пускать в дом животных (например, кошку).

realnoevremya.ru (архив)

Так в 1890-е годы русский чиновник из Вятской губернии рассказывал о том, как ехал по проселочной дороге и сбился с пути в поле. Он решил поехать в сторону собачьего лая и огоньков, виднеющихся вдали. Но извозчик-татарин наотрез отказался, заверив чиновника, что «и огонь, и собачий лай производит черт, «шайтан», и что в той стороне нет никакой деревни». Чиновнику ничего не оставалось как подчиниться фобии татарина и дождаться с ним наступления рассвета.

Ярким поэтическим описанием такой ночной встречи человека и нечистой силы стала поэма Габдуллы Тукая «Шурале». В основе этого произведения множество народных легенд, где фигурировали шурале. Главный герой поэмы — дровосек, затеявший ночную работу, чуть не стал жертвой лесного чудища.

Иллюстрация Баки Урманче к сказке «Шурале». realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов

Работа в сознании татар всегда ассоциировалась со светлым временем суток, и любое начатое дело рекомендовалось завершить до наступления ночи. «Оставленная работа останется под снегом» («Калган эшка кар ява») гласила народная мудрость. Но, кроме простого забвения начатой работы, оставленное дело было чревато, согласно мифическим представлениям, такими опасными последствиями, как различные неприятности и болезни, которые могли спровоцировать ночные существа (джины, шайтаны, домовые и т. п.). Например, запрещалось оставлять веретено с куделью на ночь. Считалось, что с веретеном может поиграть домовой (ой иясе), а человека, взявшего это веретено уже утром, настигнет болезнь (правда, напоминает сказку о «Спящей красавице»? Интересно, кто у кого украл: французы у татар или наоборот?).

Скульптура Баки Урманче. realnoevremya.ru/Максим Платонов

Модификацией такого же рода страха болезней были запреты относительно различных антисанитарных уголков — бань, уборных, свалок, скотобоен. Следовало в первую очередь опасаться падений, т. к. по поверьям именно в «нечистоплотных» местах обитают джины. Согласно поверьям, если человек соприкасался с местом обитания нечистой силы, то его ударял джин («жен суккан»), что могло повлечь за собой различные болезни и увечья. В этом предписании наблюдалось немало рационального начала, ведь любое падение чревато травмами. Опасность получения удара от джина увеличивалась с наступлением ночи. Впрочем, как и вероятность падения в темное время суток.

В целом в эпоху бесконечных эпидемий, заразных заболеваний и не очень правильных санитарных условий, источником инфекций могло служить, что угодно. (Впрочем, как доказал коронавирус, и в наши дни мало что изменилось. Поэтому желаю вам обходить всяких джинов стороной и на всякий случай говорить «тьфу, бисмилля»).

Если эти фольклорные сведения, да шуточки-прибауточки как-то заинтересовали вас, подписывайтесь на мой авторский канал. С удовольствием продолжим публикации таких вот преинтересных татарских историй. Ведь, как говорится, изучая историю предков, мы познаем самих себя.

Лилия Габдрафикова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультураИстория Татарстан

Новости партнеров