Почему татары не пускали домой котов? Часть 2-я

Почему татары не пускали домой котов? Часть 2-я
Фото: realnoevremya.ru/Дмитрий Резнов

«Когда татарскую невесту водили первый раз к колодцу или реке, она бросала в колодец или реку монету и крошки пресных лепешек в дар хранительнице воды (су иясе)». О разных поверьях, существовавших у татар на протяжении многих лет, рассказывает главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ Лилия Габдрафикова. В своем дзен-канале доктор исторических наук продолжает рассказывать и о других обычаях, например, почему у нашего народа было принято не пускать домой кошек.

Воплощением духов считались и природные явления, и люди, и животные, и птицы, и насекомые. Если разного рода «хозяева» (ия) дома, хлева, воды и т. п. являлись наследием языческой поры, то джины были навеяны уже арабо-мусульманской культурой.

Различные правила охватывали не только взаимоотношения людей, но и отношение человека к природе. Так, ночь и темное время суток порождали в воображении множество страхов. Поэтому существовали определенные предписания для любителей ночных походов и поездок. Любое существо (человек или животное), встретившееся ночью, воспринималось как что-то нечистое. Из-за этого запрещалось брать себе в попутчики ночных странников, пускать в дом животных (например, кошку).

realnoevremya.ru (архив)

Так в 1890-е годы русский чиновник из Вятской губернии рассказывал о том, как ехал по проселочной дороге и сбился с пути в поле. Он решил поехать в сторону собачьего лая и огоньков, виднеющихся вдали. Но извозчик-татарин наотрез отказался, заверив чиновника, что «и огонь, и собачий лай производит черт, «шайтан», и что в той стороне нет никакой деревни». Чиновнику ничего не оставалось как подчиниться фобии татарина и дождаться с ним наступления рассвета.

Ярким поэтическим описанием такой ночной встречи человека и нечистой силы стала поэма Габдуллы Тукая «Шурале». В основе этого произведения множество народных легенд, где фигурировали шурале. Главный герой поэмы — дровосек, затеявший ночную работу, чуть не стал жертвой лесного чудища.

Иллюстрация Баки Урманче к сказке «Шурале». realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов

Работа в сознании татар всегда ассоциировалась со светлым временем суток, и любое начатое дело рекомендовалось завершить до наступления ночи. «Оставленная работа останется под снегом» («Калган эшка кар ява») гласила народная мудрость. Но, кроме простого забвения начатой работы, оставленное дело было чревато, согласно мифическим представлениям, такими опасными последствиями, как различные неприятности и болезни, которые могли спровоцировать ночные существа (джины, шайтаны, домовые и т. п.). Например, запрещалось оставлять веретено с куделью на ночь. Считалось, что с веретеном может поиграть домовой (ой иясе), а человека, взявшего это веретено уже утром, настигнет болезнь (правда, напоминает сказку о «Спящей красавице»? Интересно, кто у кого украл: французы у татар или наоборот?).

Скульптура Баки Урманче. realnoevremya.ru/Максим Платонов

Модификацией такого же рода страха болезней были запреты относительно различных антисанитарных уголков — бань, уборных, свалок, скотобоен. Следовало в первую очередь опасаться падений, т. к. по поверьям именно в «нечистоплотных» местах обитают джины. Согласно поверьям, если человек соприкасался с местом обитания нечистой силы, то его ударял джин («жен суккан»), что могло повлечь за собой различные болезни и увечья. В этом предписании наблюдалось немало рационального начала, ведь любое падение чревато травмами. Опасность получения удара от джина увеличивалась с наступлением ночи. Впрочем, как и вероятность падения в темное время суток.

В целом в эпоху бесконечных эпидемий, заразных заболеваний и не очень правильных санитарных условий, источником инфекций могло служить, что угодно. (Впрочем, как доказал коронавирус, и в наши дни мало что изменилось. Поэтому желаю вам обходить всяких джинов стороной и на всякий случай говорить «тьфу, бисмилля»).

Если эти фольклорные сведения, да шуточки-прибауточки как-то заинтересовали вас, подписывайтесь на мой авторский канал. С удовольствием продолжим публикации таких вот преинтересных татарских историй. Ведь, как говорится, изучая историю предков, мы познаем самих себя.

Лилия Габдрафикова
ОбществоКультураИстория Татарстан
комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 16 ноя
    От суеверий человечество никогда не избавится...
    Ответить
    Анонимно 16 ноя
    Поинтересуйтесь данными науки и медицины о взаимосвязи шизофрении с токсоплазмами, которыми можно заразиться от кошек. Так что, хотя бы младенцев надо держать подальше от кошек. А раньше было много детей в семьях, поэтому часто были и малые дети.
    Ответить
  • Анонимно 16 ноя
    Потому что умными были татары, вот и не пускали, коты должны мышей и крыс во дворе и в сараях ловить, душить, а не на печи в доме или в кровати пузо греть
    Ответить
  • Анонимно 16 ноя
    Как-то в ночь, когда сияя, в облаках луна скользит,
    Из аула за дровами в лес отправился джигит.(С)

    Нужно быть, скажем мягко, совсем странным, чтобы на ночь глядя поехать в лес за дровами.
    Это и без встречи с Шурале очень опасное мероприятие.
    Ответить
    Анонимно 16 ноя
    Это же сказка, в сказках все может быть, даже самые буйные фантазии.
    Ответить
    Анонимно 16 ноя
    Работа в сознании татар всегда ассоциировалась со светлым временем суток, и любое начатое дело рекомендовалось завершить до наступления ночи(С)

    Либо автор статьи чего-то не знает, либо Тукай чего-то в татарских суевериях не понимал, либо джигит из поэмы - не татарин.
    Ответить
    Анонимно 16 ноя
    Точно. Джигит из поэмы - не татарин, а булгар!
    Ответить
    Анонимно 16 ноя
    а Тукай об этом знал?
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Г. Тукай, стихотворение которого (подстрочный перевод) ясно показывает, что он считал себя булгаром, а не "татарином" (ордынцем), писал все свои стихи на булгарском (булгар тюркИ), а не на "татарском":
    "На земле российской народ мы древний и известный,
    В его истории мы чисты как зеркало без пятен,
    С русскими испокон веков живем мы в дружбе,
    Учась друг у друга, перенимая опыт, обычаи, слова."
    (Г.Тукай Эсэрлэр, т. 3. Казан, 1955, с.243.)
    Но Тукаю, как и многим другим приходилось в 20-м веке пользоваться официальным словом "татары".
    Ответить
  • Анонимно 16 ноя
    "Татары" - это слово для славян (и не только) имеет значение "монголы" уже с 13-го века.
    Выводы научной сессии:
    «Современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками болгар, этноним татары в отношении их является исторической ошибкой». Борис Греков (1882-1953), академик, историк и общественный деятель, директор Московского института истории.
    Материалы научной сессии АН СССР 1946 года вышли под названием "Происхождение казанских татар". Казань. 1948 г.

    Непростая история слова "татары" в качестве якобы этнонима (самоназвания) поволжских болгар/булгар описана (на основании многих исторических источников и работ советских ученых) в научно-популярной книге филолога Абрара Гибадулловича Каримуллина "Татары: этнос и этноним".
    И это его вывод: "Самоназванием татар Поволжья и Приуралья является "булгары". Какими бы традициями, аргументами, ссылками ни отстаивалось имя "татары" как самоназвание, оно противоречит исторической действительности, сути этноса, вело (и ведет) к искажению подлинной истории ... Оно, навязанное как средство ..., вошло в сознание, стало как бы истинным этнонимом, хотя и поныне нередко оскорбляет мысли, чуства народа."
    "... в "Дивану лугат ит-турки" Махмуда Кашгари, относящегося к 1072 году, как образец языка булгар приведены два песенных четверостишия, которые понятны современному читателю без всякого перевода."
    "... имеется достаточно оснований утверждать, что современный татарский язык - это тот же булгарский язык, его прямое, непосредственное продолжение, мало в чем отличающийся от языка VIII-IX веков, претерпевший несущественные изменения в процессе естественного развития." (А. Каримуллин "Татары: этнос и этноним". Казань, Татарское книжное издательство, 1988). Книгу эту не издавали более 10 лет и напечатали только в период гластности.

    Получается, что Г. Тукай, стихотворение которого (подстрочный перевод) ясно показывает, что он считал себя булгаром, а не "татарином" (ордынцем), писал все свои стихи на булгарском (булгар тюркИ), а не на "татарском":
    "На земле российской народ мы древний и известный,
    В его истории мы чисты как зеркало без пятен,
    С русскими испокон веков живем мы в дружбе,
    Учась друг у друга, перенимая опыт, обычаи, слова."
    (Г.Тукай Эсэрлэр, т. 3. Казан, 1955, с.243.)
    Но Тукаю, как и многим другим приходилось в 20-м веке пользоваться официальным словом "татары".
    Ответить
    Анонимно 16 ноя
    "Астраха́нское ханство (тат. Хаҗитархан ханлыгы, حاجی‌ ترخان خانلغی) — татарское[1] государство, возникшее в результате распада Золотой Орды и существовавшее в XVI веке в Нижнем Поволжье. Столица — город Хаджи-Тархан (Аждархан), располагался на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани («великое татарское торжище», городище Шареный бугор). Основное население составляли татары[2]."
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    "Татары" - в России это русское слово со значениями: монгол, враг, чужак с востока или юга.
    Приведенный выше текст - русскоязычный, поэтому, естественно там написано "татары", а вот казахи, например, тех же самых людей назвали бы по-другому.

    "татары. (Историческое). Этот термин, как название народа, имеет скорее историческое, чем этнографическое значение. Татар, как отдельного народа, не существует" (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1901, т.64, с. 671).

    Карамзин: «Ни один из нынешних народов татарских не именуют себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей».

    Л.Н. Гумилев: "…потомки этих булгар, составляющие значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «татары», а их язык «татарским». Хотя это не больше чем камуфляж." (Корни нашего родства // Известия. - 1988. - 13 апр.)
    Ответить
  • Анонимно 16 ноя
    Наверное, некоторые дети могут испугаться 1-й фотографии.
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Не только дети, вы правы
    Ответить
  • Анонимно 23 ноя
    В Казани на центральной улице им Баумана есть большой памятник Казанскому коту. Видимо автор толкует неправильно про Казанских котов. Подробности про Казанского кота можно узнать на Википедии.
    Ответить
  • Анонимно 24 ноя
    "Почему татары не пускали домой котов?"
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/295824-pochemu-tatary-ne-puskali-domoy-kotov-chast-2-ya

    Татары - это монголы, кочевники. У них не дома, а юрты были раньше. Вот интересно, пускали они в юрты котов или нет?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров