«Свободного жилья в Дамаске нет вообще. Это похоже на город, который массово покидают жители?»

Война в Сирии не окончена, однако часть беженцев возвращаются в свои родные места, отбитые у боевиков. Колумнист «Реального времени» Анхар Кочнева, отвечая на вопросы читателей, уверяет, что «кровавый» режим Дамаска с качественной медициной, развитой городской инфраструктурой и спокойной жизнью намного лучше «свободы» у боевиков. Свои аргументы она изложила в очередной авторской колонке нашей интернет-газеты.

Аптекарь вместо врача

В комментариях к моему прошлому материалу человек, который в Сирии никогда не был, рассказывал долго и нудно о том, что от злого режима все куда-то бегут. Байка эта достаточно распространенная. Давайте разберемся, правда это или нет и почему это не может быть правдой.

Объяснять буду на примере Дамаска. В этом городе сейчас очень много беженцев из других регионов страны. Бегут они именно в Дамаск. Из Дамаска на контролируемые бандитами территории не бежит никто. Только там, где территория находится под управлением правительственных сил, есть работа, зарплаты и пособия. Только там есть бесплатная медицина и бесплатное начальное и высшее образование.

Я не думаю, что среди читателей найдется хотя бы один человек, который сознательно лишил бы своих детей будущего, лишив их школы, аттестата о ее окончании, посадил бы беременную в очередной раз жену в район, из которого боевики обстреливают армию и по которому армия лупит в ответ. Есть такие? А желающие страдать от зубной боли из-за отсутствия стоматологов есть? А готовые на полостные операции в подвалах без наркоза?

Только там, где территория находится под управлением правительственных сил, есть бесплатная медицина и бесплатное начальное и высшее образование.

Когда я была в плену, боевики рассказывали друг другу про раненого единомышленника, который устроил демарш и настоял на том, чтобы его передали… солдатам регулярной сирийской армии. Он-то не дурак и точно понимал, что только там его вылечат. Даже готов был заплатить за спасение жизни несколькими годами вполне заслуженного тюремного заключения.

«Доктором» в «нашей» банде работал… аптекарь. То есть резал и зашивал людей тот, кто в лучшем случае знает, какое лекарство можно принимать при диарее, а какое снижает высокое давление. Хотите к такому на операционный стол? Или к злому режиму в больничку в стационарчик предпочтете?

Сколько стоит жилье в Дамаске?

Свободного жилья в Дамаске нет вообще. За то, что еще предлагается к сдаче внаем, недавно у меня просили $600 в месяц, и деньги надо было заплатить за год вперед. Это я тут пыталась снять что-то дешевле того, что арендую в данный момент. В месяц эта квартира обходится в 10 месячных зарплат. Это похоже на город, который массово покидают жители?

Квартира, в которой я живу в Дамаске, по местным меркам считается маленькой – метров 80. Некоторое время назад хозяева действительно подумывали ее продать и свалить на эти деньги в Европу – сидеть на пособиях.

Знаете, сколько стоит не самая благоустроенная маленькая квартира в городе, из которого все бегут? $200 000. Давайте сравним с теми ценами, за которые были вынуждены продавать свои квартиры люди, бежавшие из Узбекистана и Таджикистана в то время, когда националистские банды выживали из страны живших там русских.

Дети учатся и сдают экзамены. Купить можно практически все, что угодно. Медицинскую помощь предоставляют бесплатно и достаточно квалифицированно.

Анклав «свободы» vs. благополучная Сирия

А может, есть желающие «запереть» себя в крошечном, захваченном бандитами анклаве? Ради мифической «свободы». Это полная изоляция от всей остальной страны – вы просто не можете никуда съездить и сидите на одном и том же месте годами. Вы не можете купить себе товары, которые не просачиваются в ваш анклав из внешнего мира.

Например, вам нужны трусы или носки. А купить все это счастье можно только в 200 метрах от вашего дома, но вы туда попасть не можете уже года три. Супер? Света у вас нет – провода оборвались, а чинить что-то с риском для жизни ни один работник государственной электрической компании ни за что не пойдет.

Вы уже порядком забыли, как выглядит свежий хлеб. Вы даже не знаете, что Центробанк страны ввел в обращение купюры нового образца – вы последний раз получали зарплату несколько лет тому назад.

А совсем недалеко от вас злое правительство Сирии открывает луна-парк. С теннисными кортами, бильярдной, боулингом и ресторанным двориком. Студенты по предъявлении студенческого смотрят бесплатно лучшие зарубежные фильмы на кинофестивале.

Дети учатся и сдают экзамены. Купить можно практически все, что угодно. Медицинскую помощь предоставляют бесплатно и достаточно квалифицированно. В жару можно пойти и посидеть в парке около фонтана. Сесть на автобус и через несколько часов приехать к родственникам, живущим на море. Вечером пойти и посидеть в кафе или кальянной, завалиться в гости к знакомым. Или накупить продуктов на рынке или в супермаркете. Да, денег мало и на многое не хватает, но это практически единственный недостаток текущего состояния.

А совсем недалеко от вас злое правительство Сирии открывает луна-парк. С теннисными кортами, бильярдной, боулингом и ресторанным двориком.

«Это не шутка»

А теперь расскажите мне и покажите идиотов, которые будут бежать куда глаза глядят от вполне нормальной спокойной жизни.

Сейчас в сети гуляет комический видеоролик. Пограничник-ливанец говорит стоящей перед ним толпе: «Если вы сейчас уедете в Сирию, больше в Ливане статус беженца не получите!» Мужики ему отвечают, что они ливанцы. Тот спрашивает: «А зачем они едут в Сирию? Там же плохо». На что ему резонно отвечают, что, в отличие от Ливана, в Сирии есть электричество, вода, работают школы, есть президент (в Ливане уже в 38-й раз отложены выборы). Немного подумав, пограничник просит его немножко подождать – он тоже решил уехать в Сирию.

Самое смешное в этой шутке в том, что она вовсе не шутка. Но вы вольны верить в любые россказни.

Анхар Кочнева, фото предоставлены автором
Справка

Анхар Владимировна Кочнева – журналист, блогер.

  • Автор статей, посвященных Ближнему Востоку, участник туристических форумов. С 1999 года работала турагентом в Сирии, Иордании и Ливане. Составила путеводители по Иордании и Каиру. С началом гражданской войны в Сирии работала координатором приезжавших в страну журналистских групп из СНГ.
  • В октябре 2012 года захвачена боевиками, находилась в плену 153 дня, затем сбежала.
  • Позже вернулась в Дамаск и продолжила работу в журналистской сфере.
  • В настоящий момент проживает в Ливане.
  • Публикации выходят на собственном сайте anhar.ru, на порталах jordanclub.ru, beirut.ru и в изданиях «АиФ», «Ридус», «Утро.ру» и других. Ведет блог в «Живом журнале» (anhar.livejournal.com).

Новости партнеров