Булгарское государство и его сословная и этнополитическая структура в X — первой трети XIII века

Булгарское государство и его сословная и этнополитическая структура в X — первой трети XIII века
Фото: realnoevremya.ru/Илья Репин

Изучение древней и средневековой истории народов Волго-Уральского региона много лет было одним из приоритетных направлений отечественной науки. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани Искандер Измайлов выпустил книгу «Средневековые булгары: становление этнополитической общности в VIII — первой трети XIII века», посвященную этногенезу булгар, становлению их как этнополитической общности. В своем труде он выдвигает новую теорию изучения этнополитических и этносоциальных обществ, основанную на комплексном подходе, с применением сложной процедуры синтеза археологических, этнологических и нарративных источников. Ученый попытался охватить целостным взглядом появление, развитие и трансформацию средневекового булгарского этноса.

ГЛАВА IV. Булгарское государство и его сословная и этнополитическая структура в X — первой трети XIII в.

§1. Булгария: административно-территориальное устройство и города

1. Средневековые государства: территория и границы.

    Волжская Булгария, как и многие другие средневековые государства, было довольно аморфным в территориальном отношении политическим организмом, поскольку для этой эпохи главную ценность представляли не земли, а люди, которые ее обрабатывали, добывали различное сырье или вели различные промыслы, которые можно было обложить данями и податями. Поэтому владение той или иной территорией было условным и продолжалось до тех пор, пока она представляла интерес для элиты. Расширение земель того или иного государства было в распространении власти на податное население вне зависимости от его занятий, происхождения и обычаев.

    Очень часто обитаемые и окультуренные территории были небольшими островками в глухих лесах и полях. Чересполосица обитаемых и обустроенных территорий с дикими землями была повсеместной и обычной. При этом это не было дисперсное проживание, как в более ранние века, в период средневекового государства все части страны были связаны многочисленными социально-политическими, торгово-хозяйственными и культурно-религиозными связями, находились в «едином информационном поле». Именно поэтому мы можем говорить об их единстве в рамках единой археологической культуры, а в историческом плане — объединять в границах государства. При этом следует учитывать, что ареал археологической культуры и территория государства — это взаимопересекающиеся, но не совпадающие круги.

    Разумеется, установить спустя многие века принадлежность той или иной территории тому или иному государству или владению, особенно в условиях дефицита нарративных источников, чрезвычайно сложно. Практически для всех средневековых государств Восточной Европы сделать это практически невозможно без использования комплексного подхода, который базируется на анализе письменных, археологических и других дополнительных материалов.

    2. Территория Булгарии по данным письменных источников.

    Булгария в X — первой трети XIII в. становится объектом внимания современников, поскольку была вовлечена в торговые и военно-политические контакты с различными регионами Евразии. Вместе с тем сведения, сохранившиеся в дошедших до нас источниках, содержат на удивление мало конкретики о территории и населенных пунктах этой страны.

    Карта Волжской Булгарии (по И.Л. Измайлову). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Средневековые булгары: становление этнополитической общности в VIII — первой трети XIII века»

    Основные сведения о Булгарии сохранила арабо-персидская историческая традиция, в той или иной степени она восходит к так называемой «Анонимной записке о Восточной Европе», которую обильно цитируют другие авторы — Ибн Русте, Гардизи, ал-Марвази, ал-Бекри, анонимный автор «Худуд ал-‘алам». Но сведения о территории страны фактически ограничиваются указанием на существование двух городов — Болгара и Сувара, расположенных на Волге, а также некоторых крепостей, расположение которых неопределенно.

    Относительно территории Булгарии в этом своде сведения весьма размыты: отмечается, что булгары живут к северу от хазар и печенегов, что буртасы жили южнее булгар и были покорены ими. Особой оригинальностью отличаются сведения из «Записки» Ибн Фадлана, в которой есть конкретные указания на реки, правые притоки Волги от Черемшана до Бездны и Малого Черемшана, и племена, входившие в булгарское объединение — булгары, берсула (барсилы), эсегели (эсгили/чигили) и сувары. Важным и уникальным источником по истории Булгарии середины XII в. являются сочинения Абу Хамида алГарнати (1080—1169 гг.), который в 30—50-е гг. XII в. жил в городе Саксине (Нижнее Поволжье) и неоднократно приезжал в Болгар. Но и в его трудах нет конкретных указаний на территорию Булгарию, хотя он и указал, что булгары и сувары фактически правят Саксином. Северная граница Булгарии граничила с народами («Вису», «Йура»), жившими близ Моря Мраков, на которые они совершали набеги и вели торговлю.

    Русские княжества фактически граничили с Булгарией с середины X в., и летописи сохранили целый ряд подробностей о географии Булгарии и ее границах. Интересно, что список упоминаемых городов не совпадает с таким же списком восточных сочинений. Русским летописям известны «Великий город» на Черемшане (очевидно, Биляр), Бряхимов на Каме (очевидно, Алексеевское городище), Ошель на Волге (обычно связывается с Богдашкинским городищем), а также ряд других небольших городков (Тухчин, Хомол). Пределы страны указаны расплывчато, но анализ текста заставляет сделать вывод, что граница булгарских владений проходила в районе Оки, а булгарские поселения находились в Сурско-Свияжском междуречье. Восточные границы булгарских владений доходили до Джаика (р. Урал) и нижневолжского Саксина.

    Еще меньше сведений содержится в латинских хрониках. Исключение составляют донесения о путешествии в Восточную Европу доминиканского монаха Юлиана из Венгрии, который в составе миссии в 1235 г. отправился на Восток, чтобы найти прародину венгров. Ему это действительно удалось. В Среднем Поволжье он нашел «страну сарацин, что зовется Веда, в городе Бундац», т. е. город с мусульманским населением. Далее он путешествовал уже по этой стране и добрался до «Великой Булгарии» и нашел там самый большой город этой страны (очевидно, Валынское городище на Самарской Луке или Биляр), а в двух днях пути в районе р. Этиль (очевидно, р. Белая) нашел венгров, которые были союзниками булгар в войне с монголами.

    Общий анализ этих источников позволяет предположить, что территория Булгарии в XII в. простиралась с запада на восток от Оки до Джаика (р. Урал), а с севера на юг от Нижнего Прикамья до Нижнего Поволжья. На ее территории располагался ряд городов, среди которых с большой степенью уверенности можно локализовать Болгар, Сувар и Биляр. Фактически это все самые определенные сведения, которые можно извлечь из письменных источников.

    realnoevremya.ru/Максим Платонов

    Письменные источники отрывочны и дают весьма скудную информацию о территории и этнокультурной ситуации в Волжской Булгарии. Гораздо большую объемность и целостность дает сопоставление этих сведений с данными археологии, но для полноценного и качественного изучения двух разных объектов необходимо четко представлять, что все археологические объекты исследуются в рамках булгарской археологической культуры, а исторические источники в рамках средневековой Булгарии.

    3. Территория Булгарии: государство и археологическая культура.

      Если ранее историки и археологи могли реконструировать социальную и этнокультурную историю Волжской Булгарии только на основе письменных данных, то сейчас вполне оправдано максимально широкое использование археологических материалов. В последние годы был выполнен целый ряд специализированных исследований по различным видам и отраслям материальной культуры Волжской Булгарии. Особо следует подчеркнуть значение комплексного исследования таких элементов булгарской культуры, как художественный металл, керамика, архитектура, стеклоделие и железоделательное производство, вооружение и военное зодчество. Все эти элементы материальной культуры, объединенные в структуру булгарской археологической культуры при высоком уровне обобщения и реконструкции, позволяют в дальнейшем использовать эти данные уже в качестве полноценного исторического источника в рамках исторического исследования.

      Вместе с тем, следует подчеркнуть, что археологическая культура дает только часть, сильно искаженной временем и обстоятельствами информации о материальном аспекте культуры, оставившего ее населения. Полноценная реконструкция жизнедеятельности общества и его функционирования как социального организма возможна только в рамках комплексного исторического исследования. Можно сказать, что археологические исследования памятников булгарской культуры позволили выявить не только разнообразный материал по всем сторонам жизни средневекового населения, но и, при сопоставлении с другими материалами, заполнить лакуны и раскрыть многие, до этого неизвестные, страницы истории и культуры Волжской Булгарии. Особая значимость их в том, что корпус этих источников ежегодно пополняется, что при совершенствовании сбора, анализа и систематизации, при компетентном использовании процедур археологического исследования, он может и должен стать полноценным источником для реконструкции и понимания динамики развития материальной и духовной культуры средневекового населения Волжской Булгарии.

      Исходя из этого можно дать определение, что: «булгарская археологическая культура» — это совокупность памятников, расположенных в Волго-Уральском регионе, занимающих в Среднем Поволжье сплошную, ограниченную и компактную территорию, включающую земли от бассейна р. Свияги на западе до бассейна р. Шешмы на востоке — от Верхнего Посурья и Примокшанья, Самарской Луки и бассейна р. Большой Черемшан на юге до Нижнего Предкамья от бассейна р. Казанки до устья р. Вятки на севере, которые хронологически относятся к промежутку времени с конца IX — до первой трети XIII в., где выявлено значительное сходство взаимосвязанных типов вещей и сооружений, а также единообразное их изменение с течением времени (керамического комплекса, украшений, орудий труда, быта и вооружения и т. д.), отличающихся деталями, формами и типами от подобных предметов, найденных на сопредельных территориях. Судя по совокупности данных нарративных источников, указанную территорию в этот период занимало Булгарское государство (Булгария, Волжская Булгария, Волжско-Камская Булгария), население которого, определенно, оставило ископаемую археологическую реальность, объединяемую в одноименную археологическую культуру. В последнее время подобная дефиниция термина «булгарская культура» получила теоретическое и практическое обоснование.

      предоставлено realnoevremya.ru Михаилом Козловским

      Всего в Волго-Уральском регионе выявлено около 2 тысяч памятников, которые исследователи относят к булгарской археологической культуре. Из них около 200 городищ, более 700 селищ, 80 грунтовых могильников, а также отдельные местонахождения и клады (около 500). Особенностью булгарской культуры является наличие сильно укрепленных городищ, которые систематизированы и довольно хорошо исследованы. Среди них выделяются остатки крупных (Болгарское, Билярское, Суварское, Богдашкинское, Алексеевское, Валынское («Муромский городок»), Юловское и др.) городищ с укрепленной площадью более 20 га, которые исследователи связывают с крупными городами, зафиксированными в письменных источниках. Наиболее изученными являются Болгарское, Билярское, Суварское (Кузнечихинское), Джукетаусское, Богдашкинское, Алексеевское, Валынское («Муромский городок»), Юловское, Золотаревское, Кошкиновотимбаевское (Хулашское), Кураловское и др. городища. Некоторые из них существовали длительный историко-археологический период, включая булгарское (X—XIII вв.) и золотоордынское (XIII—XV вв.) время, а другие относятся исключительно к булгарской культуре. Ни для какой другой археологической культуры Волго-Уральского региона подобные памятники в таком количестве, такими размерами и мощностью культурного слоя не характерны.

      Открыты также небольшие городища (очевидно, остатки малых городов и замков), размерами менее 20 га. Все они систематизированы и классифицированы, часть из них довольно хорошо обследована, а часть подвергнута систематическим раскопкам.

      Основное население проживало в неукрепленных селищах (выявлено более 700) разных размеров — площадью от нескольких десятков квадратных метров до нескольких десятков гектаров. На памятниках выявлен значительный культурный слой — от 20—40 см до 1,5—2 м на крупных городищах, что свидетельствует об интенсивной строительной и хозяйственной деятельности. Судя по топографии расположения памятников, все эти селища концентрировались близ городищ, образуя сельскую округу городских центров.

      Наиболее характерным памятником являются могильники (около 100) с различным обрядом захоронения. Обычно для булгарской культуры археологами обобщенно выделяется два типа захоронений. К первой группе относятся могильники (Новинковский, Брусянский, Уреньский, Шиловский, Большетарханский, Танкеевский, Большетиганский и др.) с языческим погребальным культом (погребения с вещами, культ коня, курганные захоронения и т. д.), где совершались захоронения на рубеже VII—VIII — второй половине X в. Ко второй — некрополи, относящиеся к первой половине X — первой трети XIII в. с мусульманской обрядностью (Билярские, Танкеевский, Спасские, Измерское и др.). Подобные памятники характеризуются захоронением в неглубоких ямах (иногда в гробах), ориентация покойного по кыбле: головой на запад, тело чуть повернуто на правый бок, лицо обращено на юг (как правило, отсутствует погребальный инвентарь) и т. д. Данный обряд с конца X в. становится единственным выявленным во всем ареале булгарской культуры.

      использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Средневековые булгары: становление этнополитической общности в VIII — первой трети XIII века»

      Нет никаких сомнений, что этот обряд, а также целый ряд других особенностей данной культуры являются отличительным признаком данной культуры, выделяющим ее из всех других синхронных культур Волго-Уральского региона. Принимая во внимание, что погребальный обряд считается одним из важнейших признаков этнокультурной характеристики ископаемого общества, следует указать его прямое сходство с мусульманским обрядом погребения умершего — ориентация по кыбле, в сторону Мекки. Это дает самые серьезные основания, чтобы определить образ булгарской культуры, как относящейся к мусульманской цивилизации и ориентировать ее этнокультурные связи в сторону мусульманского мира.

      На поселениях изучены наземные жилища, полуземлянки и землянки, кирпичные и белокаменные общественные здания (мечети, бани и др.) и мавзолеи, хозяйственные постройки (гончарные и металлургические горны, производственные помещения и т. д.), на городищах открыты остатки укреплений в виде валов со следами деревянных стен различной конструкции (от частокола до городней). Все эти памятники отличаются внутренним единством и общей динамикой развития материальной культуры, а также выделяются от синхронных памятников, например, Древней Руси.

      Основой хозяйства населения, оставившего булгарскую культуру, являлось земледелие в форме степного перелога (или двухполья), домашнее скотоводство с элементами отгонного, рыболовство, промыслы (охота на пушного зверя, бортничество и пр.) и городское и сельское ремесленное производство: металлургия железа и бронзы, гончарство, стеклоделие, деревообработка, косторезное, ювелирное, оружейное дело и т. д., а также развитая торговля и товарно-денежные отношения (чеканка булгарской монеты, клады арабских дирхемов, предметы торговли из стран Ближнего и Переднего Востока, Средней Азии, Руси и Западной Европы).

      Булгарская культура характеризуется наличием большого количества городищ и селищ, имеющих мощный (до 1—1.5 м) культурный слой. На памятниках выявлены остатки монументальных построек (кирпичные и белокаменные здания) и развитой ремесленной деятельности, в том числе производства своеобразной круговой гончарной посуды разнообразных форм (кувшины, горшки, миски, кружки, хумы и пр.); некоторыми типами хозяйственного и бытового инвентаря (топоры, замки и др.); украшениями женского костюма (витые браслеты, трехбусинные височные подвески, в том числе из золота); мусульманской погребальной обрядностью; находками бытовых предметов с надписями (руническим и арабским письмом), а также практически полным отсутствием в остеологических материалах костей свиньи и некоторых других элементов.

      realnoevremya.ru/Илья Репин

      В числе других отличий, имеющих ярко выраженный социальный характер, можно указать на комплекс вооружения. Комплекс вооружения булгар XII—XIII вв. характеризует основной костяк их войска как тяжеловооруженную рыцарскую дружину, имевшую разнообразный арсенал оружия и снаряжения. В предмонгольское время он включал пики, сабли, булавы, чешуйчатые доспехи, круглые или миндалевидные щиты, шлемы (иногда с маской-забралом), стремена и изредка шпоры. Такой рыцарский набор мог сложиться в условиях боевой практики, когда исход боя решался в столкновении тяжеловооруженных воинов, применявших таранный удар копьем. Анализ вооружения булгар показал, что в этот период оно значительно отличается от оружия финно-угров, которые переживали упадок дружинной культуры, особенно заметный у мордовских племен (например, у них в XI—XIII вв. из комплекса вооружения исчезают специализированные предметы вооружения — сабли и мечи, кинжалы, пики, боевые топорики, булавы и кистени, а также бронебойные наконечники стрел). Определенное сходство наблюдается у булгар с оружием населения степей Восточной Европы, но отсутствие у последних пехотных видов «орудий войны» и некоторых типов доспеха показывает их неполную адекватность. Наибольшее соответствие обнаруживает оружие и вся система военного дела у оседлых феодальных государств — Булгарии и Руси. Особенно ярко общие черты проявляются в этапах эволюции основных видов оружия и, что важно отметить, целых наборов снаряжения воинов-рыцарей. При этом вооружение булгар имело свою особую специфику как в наборе вооружения, так и в деталях оформления предметов оружия и снаряжения (например, превалирование у булгар сабель, а не мечей, наличие сложносоставных луков, некоторые типы пик, булав и кистеней и т. д.). Важность этих сопоставлений указывает на то, что Русь и Булгария являлись двумя средневековыми государствами Восточной Европы с сопоставимым уровнем социально-политической организации.

      Булгарская культура возникла в конце VII в., когда в Среднем Поволжье локализуются памятники южного происхождения (Бураковское погребение, Шиловский курганный могильник и др.), в VIII — начале X в. в этом регионе на основе смешения традиций нескольких археологических культур (салтовомаяцкая, кушнаренковская и др.), а в начале X в. под влиянием становления государства, развития городов и принятия ислама формируется единая государственная культура городского типа, нивелировавшая хозяйственные и культурно-бытовые особенности раннего этапа булгарской культуры. В конце X—XIII вв. происходит развитие особенностей культуры, внутри которой развивается несколько субкультур (военно-дружинная, городская), испытывавшие влияние средневековых цивилизаций Европы и Азии. После завоевания Волжской Булгарии Золотой Ордой) булгарская культура, претерпев ряд изменений, развивалась как локальный вариант золотоордынской культуры.

      Учитывая все эти данные можно довольно четко выявить динамику становления государственной территории Булгарии от небольшого племенного объединения в районе Средней Волги (от Самарской Луки до устья Камы) в VIII—IX вв. до крупного средневекового государства. Уже в XI—XII вв. его пределы простирались от р. Суры на западе до р. Шешмы на востоке, от Самарской Луки на юге (отдельные городские центры булгар, выявлены на Нижней Волге) до района Елабуги на севере, хотя отдельные центры располагались вплоть до Пермского Прикамья. На этой территории локализуются все известные по письменным источникам города, а также разворачиваются события, описанные в средневековых хрониках.

      Искандер Измайлов
      ОбществоИсторияКультура Татарстан
      комментарии 47

      комментарии

      • Анонимно 09 ноя
        Интересно.

        // После завоевания Волжской Булгарии Золотой Ордой) булгарская культура, претерпев ряд изменений, развивалась как локальный вариант золотоордынской культуры. //

        Разве Булгария была завоевана Золотой Ордой? Не монгольским государством?
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        какое у дикарей государство,это была дикая орда
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Действительно, идолопоклонники-дикари-ушкуйники, чьих жен греки называли Варварами, не имели своего государства, в то время как тюрки в Стране мясоедов на реке ИтИль вели внешнеэкономическую деятельность с исламским миром и добровольно принемали в г. Булгар ислам в 922 г. от посольства Багдатского Халифата.
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Не стесняйтесь, пожалуйста, тюрков из г. Болгар называть поволжскими болгарами/булгарами. И не надо принижать всех других, как делали монголы.
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        В сегодняшнип времена «булгар» превратилось в кличку для небольшрй части татар и чуваш,для тех кто из них не жилает быть тюрками татарами и чувашами.
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Можно гдето увидить этих булгар,что это за народец такой?!?!?
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Габдулла Тукай:

        Җырлап торам, торган җирем тар булса да,
        Курыкмыйм, сөйгән халкым бу татар булса да. (1907г.)
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Дәрдмәнд (Закир Рамиев):

        Татарлыктан татар һич гарь итәрме,
        Кеше уз исемен инкяр итәрме?
        Татарлыкта татар углы татармын,
        Татар тугел димә —башың ватармын! (1910г.)
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        «Татар бәхте өчен мин җан атармын.
        Татар бит мин, үзем дә чын татармын.»

        Г. Тукай
        Ответить
        Анонимно 10 ноя
        Л.Н. Гумилев: "…потомки этих булгар, составляющие значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «татары», а их язык «татарским». Хотя это не больше чем камуфляж." (Корни нашего родства // Известия. - 1988. - 13 апр.)

        Спасский Н. А. («Очерки по родиноведению») в 1912 г.:
        "Сами татары называют себя булгарами, ставя себя в самую непосредственную связь с этой народностью."
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Разве Булгария была завоевана Золотой Ордой? Не монгольским государством?
        Источник : https://realnoevremya.ru/articles/295306-bulgarskoe-gosudarstvo-v-x-pervoy-treti-xiii-v

        Волжская Булгария: X — 1236
        Монгольская империя: 1206 — 1368
        Золотая Орда: 1224 — 1459
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Измайлов пишет свои тексты на основе Википедии? Судя по приведенным датам существования Золотой Орды - 1224 - 1459.
        Кстати, 1224 году булгары наголову разбили войска Монгольской империи.
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        очевидно веть
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Очевидно дохтор ист. наук не знает что Булгария была завоевана монголами. Золотая орда возникла после завоеванич Булгарии и Батый сделал свою ставку (орду) а Булгаре.
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        В сегодняшнип времена «булгар» превратилось в кличку для небольшрй части татар и чуваш,для тех кто из них не жилает быть тюрками татарами и чувашами.
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Арабский этноним ас-саклаб (мн.ч. ас-сакалиба) восходит к греческому – Sklaboi, Sklabhnoi. Несмотря на то, что этническое содержание термина ас-сакалиба в некоторых арабо-персидских известиях о народах Восточной и Центральной Европы не всегда поддается однозначной трактовке, этимологически ас-сакалиба – это славяне.

        Ибн Фадлан именут правителя Волжской Булгарии – малик ас-сакалиба – царь славян. Этот факт по-видимому настолько поразил переводчика А.П.Ковалевского и издателя, академика И.Ю.Крачковского, что они всместо оригинального названия: Книга Ахмада Ибн Фадлана ибн-аль-‘Аббаса ибн Рашида ибн-Хаммада, клиента Мухаммада ибн-Сулаймана, посла аль-Муктадира к царю славян, вынесли в заголовок нечто нейтральное: Путешествие Ибн Фадлана на Волгу.
        Ответить
        Анонимно 10 ноя
        "Арабский этноним ас-саклаб (мн.ч. ас-сакалиба) восходит к греческому – Sklaboi, Sklabhnoi ... посла аль-Муктадира к царю славян..." - Не надо фантазировать, путешественники на Восток и в Азию, толмачи-переводчики греки или доминиканцы, что слышали, то буквально и записывали. Любой школьник, мало-мальски зная сегодня тюрко-татарский язык, поймет, что хозяин Страны мясоедов на реке ИтИЛЬ в древнем городе БЫЛГЫР АЛТМЫШ (60-ЛЕТНИЙ) САКАЛидэ (БОРОДАТЫМбыл) тюрком-абреком, посылавшим свое посольства в Багдатский Халифат, а не к христианам к Папе Римскому. И никакого "царя славян и реки Волга" в отчете Ибн-Фадлана не было, это цензоры сталинского Главлита дописали в 1939 г.
        Ответить
        Анонимно 10 ноя
        Экияты пишешь иптяш. Где булгарские документы про булгаров?
        Ответить
        Анонимно 10 ноя
        Где где, в татарской КАРАганде! )
        Ответить
        Анонимно 10 ноя
        C.Х. Алишев, док.ист.наук: «История Казанского ханства» Казань 2003г. стр.12: «На территории Золотой Орды народ с именем татары не проживал, так называемый язык татарский не сохранился, археологические находки и другие свидетельства («татар» - прим.) отсутствуют».
        Стр. 14: «Сам народ до 1917 г. противился называть себя татарами. Писатели, поэты и другие деятели, под произведениями подписывая свое имя добавляли тахаллус «аль Булгари».

        А слова "татары" (монголы) и "татарский" первыми по отношению к булгарам/болгарам Волжско-Уральского региона начали применять православные миссионеры, начиная с середины 16-го века (после взятия Казани).
        "Своим упорством против всех усилий миссионеров и властей татары навлекли на себя даже настоящее гонение, о бедствиях которых хранятся у них озлобленные предания даже доселе. Епископ Лука Конашевич насильно брал их детей в свои школы, ломал их мечети ... разобрал остатки уважающихся татарами булгарских сооружений." (П.Знаменский. Казанские татары. Казань, 1910, с.. 36).
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Страны "Волжская Булгария" НЕ БЫЛО. Ее придумали местные хисторики. В древних документах и картах нет "Волжская Булгария". Ибн-Фадлан честно написал что это земли народа ас-сакалиба,то есть славян. Ибн-Фадлан детально написал про похороны руса. Посмотрите на Болгарию-это страна христиан, страна славян. В 10-18веках в Волго-Приуралье была христианская армянская церковь,а потомки ас-сакалиба называются русские и кряшены-крещены.
        Ответить
        Анонимно 10 ноя
        Вот что писал православный миссионер о булгарах-мусульманах:
        "Своим упорством против всех усилий миссионеров и властей татары навлекли на себя даже настоящее гонение, о бедствиях которых хранятся у них озлобленные предания даже доселе. Епископ Лука Конашевич насильно брал их детей в свои школы, ломал их мечети ... разобрал остатки уважающихся татарами булгарских сооружений." (П.Знаменский. Казанские татары. Казань, 1910, с.. 36).
        Ответить
      • Анонимно 09 ноя
        " ... булгарская культура, претерпев ряд изменений, развивалась как локальный вариант золотоордынской культуры."
        Источник : https://realnoevremya.ru/articles/295306-bulgarskoe-gosudarstvo-v-x-pervoy-treti-xiii-v

        Этнограф и историк С. А. Токарев подчеркивал: "... прежний взгляд, что казанские татары являются прямыми потомками батыевских завоевателей, ..., является совершенно неправильным" (А. С. Токарев. Этнография народов СССР. М., 1958, с. 171-172).
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Подтверждением слов С. А. Токарева являются слова нашего народного поэта Г. Тукая, который родился в 19-м веке, но которого 20-й век официально записал в "татары".
        Это стихотворение (подстрочный перевод) ясно показывает, что он считал себя булгаром, а не "татарином":
        "На земле российской народ мы древний и известный,
        В его истории мы чисты как зеркало без пятен,
        С русскими испокон веков живем мы в дружбе,
        Учась друг у друга, перенимая опыт, обычаи, слова."
        (Г.Тукай Эсэрлэр, т. 3. Казан, 1955, с.243.)
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        "Казанские татары являются прямыми потомками батыевских завоевателей..." - такое радикальное мнение среди историков и этнографов уже давно устарело (причём гораздо ранее 1958 года), как и радикальное мнение о том, что казанские татары являются прямыми потомками только лишь волжских булгар. Например, это чётко видно в тексте "Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар" Шигабутдина Марджани (1818-1889). По его мнению, история современных ему татар ("если ты не татарин, то кто же ты?") вобрала в себя историю и волжских булгар, и многих иных народов Центральной Евразии, при этом эпоха Золотой Орды являлась важнейшим периодом их этно-культурного и социально-политического развития.

        О научных взглядах Ш.Марджани по данной теме И.Л.Измайлов уже писал достаточно подробно, см.: https://realnoevremya.ru/articles/285342-mardzhani-zarozhdenie-tatarskoy-istoricheskoy-nauki-i-bulgarskoe-nasledie

        Отдельно для 15:13. Вы лжец, Габдулла Тукай считал себя именно татарином, о чём он чётко и ясно писал в нескольких своих стихотворениях. Вот, например, цитата из его стихотворения "Үз-үземә" (1906), которую вам здесь, на страницах "РВ", приводили уже раз 50, не меньше:

        "...Татар бәхте өчен мин җан атармын:
        Татар бит мин, үзем дә чын татармын..."

        (Б.Х.)
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Гайнетдин Ахмеров *Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете.— Казань, 1903 //. Предания и исторические данные о мишарях

        "Казанские же татары, называя себя по вере мусульманами или по происхождению булгарами, не уважают для себя названия «татарин»."
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Из стихотворения, посвященного общественной библиотеке булгар-мусульман в г. Казань в 19-м веке, закрытой при участии полиции с изъятием всей старинной литературы, приобретенной суфием Ваисовым. Дом суфия вместе со школой и библиотекой был разрушен татарами-ордынцами.
        Габдулла Тукай:
        Доказательства представим, что достойны жизни мы,
        Чтобы спорить перестали с нами чуждые умы.
        Пусть увидят, что на свете ещё булгары живут,
        Пусть увидят наше счастье, сами к счастью повернут.
        Перевод В. С. Думаевой-Валиевой

        Слово "татары" не родное, а пришло к нам из русского языка, а в русский - из китайского и западных (как tartar). Тукай это прекрасно знал, но ему приходилось пользоваться официально принятым словом "татары", потому что после 1905 года в империи усилилась слежка за всеми и за иноверцами также. "Татар" подозревали в пантюркизме из-за языка "тюрки" и в панисламизме из-за того, что мусульмане, а группу булгар, последователей Б. Ваисова, власти посчитали сектой.
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        "По его мнению (Ш. Марджани), история современных ему татар ("если ты не татарин, то кто же ты?")..."

        Мнение одного (хоть и уважаемого) человека не совпадало с мнением подавляющего большинства народа.
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Этот кряшен мишарин Ахмеров на чью мельницу воду лил и подпевал под общий настрой в 1903 г. черносотенцу немцу Владимиру Грингмуту из РМП или миссионеру Ильминскому, чтобы расколоть единый татарский народ на всяких тептярей, нагайбаков и пр. барабинцев???
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Габдулла Тукай:

        Җырлап торам, торган җирем тар булса да,
        Курыкмыйм, сөйгән халкым бу татар булса да. (1907г.)
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Дәрдмәнд (Закир Рамиев):

        Татарлыктан татар һич гарь итәрме,
        Кеше уз исемен инкяр итәрме?
        Татарлыкта татар углы татармын,
        Татар тугел димә —башың ватармын! (1910г.)
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Габдулла Тукай:

        Җырлап торам, торган җирем тар булса да,
        Курыкмыйм, сөйгән халкым бу татар булса да. (1907г.)
        Ответить
      • Анонимно 09 ноя
        "Самоназванием татар Поволжья и Приуралья является "булгары". Какими бы традициями, аргументами, ссылками ни отстаивалось имя "татары" как самоназвание, оно противоречит исторической действительности, сути этноса, вело (и ведет) к искажению подлинной истории ... Оно, навязанное как средство ..., вошло в сознание, стало как бы истинным этнонимом, хотя и поныне нередко оскорбляет мысли, чуства народа."
        (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.) см.стр.118.
        Не находите, что этот вывод А. Каримуллина - не просто результат исследования, а еще и крик души?

        "татары. (Историческое). Этот термин, как название народа, имеет скорее историческое, чем этнографическое значение. Татар, как отдельного народа, не существует" (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1901, т.64, с. 671).
        С легкой руки китайцев название "татары" , как синоним презрительным "варвары", "дикари", проникло в арабские и персидские источники (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 67, 1902, с. 347), а затем и в Европу.
        "Более того, в средневековой западноевропейской литературе даже русских начали отождествлять с татарами, Московию параллельно именовали "Тартарией", поскольку в свое время как русские, так и булгары были подданными Золотой Орды" (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.)

        Кроме исторического термина "татары" есть еще живое слово "татары". Кто по-настоящему знает и чувствует русский язык (из которого и взялся этот экзоэтноним), тот понимает, что слово-то это нехорошее. Его культурный код примерно означает: "чужой с востока и юга", "враг". Подтверждение см. в Толковом словаре русского языка (4 тома), где есть слово "татарва" -устаревшее, означает то же, что и слово "татары". Так что, это слово уже долгие годы мешает сближению (в смысле - просто полному доверию) нашего народа и др. славянских, про запад вообще не говорю, tartar -это ад, а татары -исчадие ада. Те, кто с нами вырос, работал или лично знаком, те нам доверяют, а остальные - нет (и все из-за этого слова). Так что болгары/булгары, булгары-тюрки или другие этнонимы были бы лучше, ведь не все же из нас сейчас верующие - "мусульман", как называли себя наши предки до 1920 года.

        Вероятно, чудовищная история с Рамилем Шамсутдиновым - следствие того, что на подсознательном уровне у славян есть негативное отношение к слову "татарин" (монгол). И 100%-ной дружбы народов пока нет, а если не находить причины и ничего не менять, то подобное может повторяться. Еще в советское время многие ученые считали, что слово "татары" - не настоящий этноним, а прозвище - и добивались замены его на "булгары".
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Если будет кличка булгары у татар, что думаешь мусульман русские не будут оскорблять, наивный ты иптяш
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Булгары - это второй вариант этнонима болгары, а татары - это (почти для всех) значило монголы. Что тут может быть не понятно?

        Когда кто-то (русский или др. славянин) в сети пишет такое:
        \\"Пасматри в зеркало.
        Патамушта ты ТАТАРИН, а не какой не болгар. Болгары славяне,христиане.
        Поэтому тебя ТАТАРИНОМ называют ВСЕ."\\

        то, будьте уверены, для него (для них) все татары на одно лицо - монголоиды!
        Поэтому он и пишет "Пасматри в зеркало".
        И такого (таких) не переубедишь.
        А мы, булгары ходим по земле, где прах наших предков, погибших от монгол (татар), и мы просто не имеем права называть себя "татарами" (монголами).
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        В сегодняшнип времена «булгар» превратилось в кличку для небольшрй части татар и чуваш,для тех кто из них не жилает быть тюрками татарами и чувашами.
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Можно гдето увидить этих булгар,что это за народец такой?!?!?
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Примеры из жизни (о детях - "татарах"):
        "Но помню, что после красочного рассказа учительницы о татаро-монгольском иге со мной разговаривали по-другому…"
        Источник : https://realnoevremya.ru/articles/294168-esli-budesh-luchshim-v-svoem-dele-budut-uvazhat-i-tebya-i-tvoy-narod

        А в одной из братских славянских республик уже в 21-м веке (!) детям 11-ти лет на уроке истории учительница (видимо чтобы заинтересовать детей своим предметом) "красочно рассказала", что при нападении на Родину в 13-м веке были случаи, что татары, разрезав живот пленнику и привязав кишки к дереву, заставляли несчастного бегать вокруг дерева, чтобы кишки наматывались на ствол.
        И у этой учительницы ведь еще дополнительное образование психолога.
        Вскорости после этого ребенка - "татарина" так толкнули во время игры, что он сломал руку. Может, и случайность, но многие дети, и даже девочки, почему-то его боли не сочувствовали.
        Ответить
      • Анонимно 09 ноя
        Татар исеменә инде 1600 ел! Бу әле язма чыганакларга кергән вакытны гына күрсәтә. Алтын Урда, татар ханлыклары чорын алсак күпме һәм төрле чыганаклар нәкъ менә татарлар турында яза. Ә буген арт ниятле бәндәләр бу исемгә каршы тел кайрата. Га-лә-мәт! Егерменче гасыр башында кара көчләр (Тукай биргән кушамат) бу исемгә каршы көрәшкән иде инде. Мәрҗәни-Дәрдмәнд-Тукайларыбыз аларга бик үтемле җавап биргәннәр. Буген дә шул кара көчләрнең варислары нәрсәдер мыгырдана.
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        В сегодняшнип времена «булгар» превратилось в кличку для небольшрй части татар и чуваш,для тех кто из них не жилает быть тюрками татарами и чувашами
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Алга, татарлар!
        Бергә-бергә без булдырабыз!
        Ответить
        Анонимно 10 ноя
        Воробьёв Н. И. в 1953 г. : "На тесную связь современных татар с булгарами указывают и те родословные, которые имеются во многих татарских семьях и которые чаще упираются в то или иное лицо, выходца из Булгара."
        Ответить
      • Анонимно 09 ноя
        Используя сайт Geojgraphical names я составил карту распространения названий городов, населенных пунктов, гор, горных хребтов, рек, ручейков, родников, возвышенностей, имеющих в своем составе слово tatar (татар).

        Татарский пролив у Сахалина,

        Tatarska Mahala Tótaradácz в Сербии,

        Tatar Atmadzha, Tatar K’oy Olu Dere, Tatar K’oy, Tatar Makhale, Tatar Sujutschuk, Tatar Suyutchuk, Tatar-Atmadsha, Tatar-K’oy, Tatardzhik, Tatareto, Tatarevo, Tatarita, несколько Tatarewo(Tatarevo) и Tatare(Tatari) в Болгарии

        в Афганистане, Индии, Иране и Ираке, Турции, Египте, Украине, Польше, Венгрии везде есть слово tatar (татар)

        в Китае по несколько (обозначает татар, татарский и пр.) — Datan, Datang, Datangdu, Datangkou, Datangshan, Datangwan, Datangcun, Datangbian, так же в Китае есть — Datanji, Datangxin, Datankou, Datangzhi, Datangdi, Datangdawu, Datangchenjia, Datangban, Datangbei, Tatan, Tatang
        Ответить
        Анонимно 09 ноя
        Дәрдмәнд (Закир Рамиев):

        Татарлыктан татар һич гарь итәрме,
        Кеше уз исемен инкяр итәрме?
        Татарлыкта татар углы татармын,
        Татар тугел димә —башың ватармын! (1910г.)
        Ответить
      • Анонимно 11 ноя
        Язык поволжский тюрки (фактически современный татарский литературный язык) - это язык булгар, а не ордынцев:
        "... в "Дивану лугат ит-турки" Махмуда Кашгари, относящегося к 1072 году, как образец языка булгар приведены два песенных четверостишия, которые понятны современному читателю без всякого перевода."
        Из научно-популярной книги Абрара Каримуллина "Татары: этнос и этноним", Казань, Татарское книжное издательство, 1988.

        "... М.Г. Худяков без сомнений отмечал, что «казанские татары прекрасно помнят свое происхождение от болгар, болгарские традиции в них чрезвычайно живы народные предания насыщены воспоминаниями болгарской истории, и развалины Булгара являются для казанских татар великими памятниками национального прошлого» (Худяков, 1922, С. 15—16)."
        Ответить
        Анонимно 12 ноя
        Можно гдето увидить этих булгар,что это за народец такой?!?!?
        Ответить
        Анонимно 16 ноя
        "... в "Дивану лугат ит-турки" Махмуда Кашгари, относящегося к 1072 году, как образец языка булгар приведены два песенных четверостишия, которые понятны современному читателю без всякого перевода."
        "... имеется достаточно оснований утверждать, что современный татарский язык - это тот же булгарский язык, его прямое, непосредственное продолжение, мало в чем отличающийся от языка VIII-IX веков, претерпевший несущественные изменения в процессе естественного развития." (А. Каримуллин "Татары: этнос и этноним". Казань, Татарское книжное издательство, 1988). Книгу эту не издавали более 10 лет и напечатали только в период гластности.

        Получается, что Г. Тукай, стихотворение которого (подстрочный перевод) ясно показывает, что он считал себя булгаром, а не "татарином" (ордынцем), писал все свои стихи на булгарском (булгар тюркИ), а не на "татарском":
        "На земле российской народ мы древний и известный,
        В его истории мы чисты как зеркало без пятен,
        С русскими испокон веков живем мы в дружбе,
        Учась друг у друга, перенимая опыт, обычаи, слова."
        (Г.Тукай Эсэрлэр, т. 3. Казан, 1955, с.243.)
        Но Тукаю, как и многим другим приходилось в 20-м веке пользоваться официальным словом "татары".
        Ответить
      Войти через соцсети
      Свернуть комментарии

      Новости партнеров