Откуда пошли мадьяры, часть 2

Откуда пошли мадьяры, часть 2
Фото: realnoevremya.ru/с выставки Ильдуса Муртазина Terra Bular

В статье венгерского ученого Габора Дьёни «Волго-Уральский регион: колыбель мадьярской государственности?», опубликованной в 4-м выпуске журнала «Золотоордынское наследие» Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, рассматривается историография возникновения венгерской государственности. Дзен-канал «Татарский мир» приводит сокращенный вариант публикации.

Оногурское, булгарское политическое и культурное влияние не обязательно было принято мадьярами в результате их покорения. Наверное, это была длительная взаимосвязь, постепенная эволюция.

В результате в Волго-Уральском регионе возникла венгерская политическая организация, племенной союз Хетумогер. Булгары оказали значительное влияние как на протомадьяр, так и на другие общности Волго-Уральского региона, в частности на финно-угорские народы (марийцев, удмуртов).

Такова картина длительной эволюции и история взаимодействий. Здесь появляется первая известная личность венгерской истории, Леведи. Это имя, безусловно, финно-угорское (мадьярское) и происходит от глагола lenni («быть»). Оно присутствует только в сочинениях К.Багрянородного, в венгерской традиции не сохранилось. Именно он выводил венгров из легендарной страны Леведии. Произошло это после того, как венгры потерпели сокрушительное поражение от печенегов. Возможно, что это действительно было так, и внешняя угроза, печенеги или башкиры, сыграла роль в том, что мадьяры в начале IX в. покинули Волго-Уральский регион.

скриншот realnoevremya.ru дзен-канала «Татарский мир»

Известно, что не все мадьяры покинули Волго-Уральский регион. Сегодня можно достаточно уверенно предположить, что дунайские мадьяры и уральские, волжские, восточные мадьяры поддерживали связь друг с другом, по крайней мере,в середине Х в., то есть 50 лет после обретения родины, и 100-120 лет после того, как основная масса мадьяр покинула этот край. Это важно и потому, что указывает на то, что мадьярская этническая идентичность существовала уже в IX в., и то, что Хетумогер как политическая организация не составляла общее множество с мадьярским этносом и что узы мадьярского этноса, пожалуй, были сильнее, нежели политическая организация Хетумогер.

Это, может быть, удивительное явление, но, вероятно, у него имеются рациональные причины — прежде всего общий язык, естественное ядро этнического самосознания.

Габор Дьени
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров