Как Великая Отечественная война повлияла на религиозную политику большевиков
Практически сразу с появлением советской власти в нашей стране началась масштабная антирелигиозная политика. Начались репрессии против духовенства, отбирались земли и культовые здания. Только с началом Великой Отечественной войны отношения между государством и религией изменились. Подробнее об этих переменах и их предпосылках в дзен-канале «Татарский мир» рассказывает кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Виталий Бабюх.
Великая Отечественная война потребовала от многомиллионного населения Советского Союза титанического напряжения сил. Все народы, входившие в состав страны, объединились для борьбы с общим врагом человечества, как на фронте, так и в тылу. В общее дело разгрома врага включилось и верующее, в том числе и мусульманское, население Поволжья, Средней Азии, Закавказья. Огромное количество мусульман, уроженцев Татарстана и Башкортостана, влились в ряды Красной армии и погибли на фронтах войны.
Борьба большевиков против религии в целом и против ислама в частности на территории бывшей Российской империи началась практически сразу же с появлением «власти советов». Лидеры РКП(б) пытались изобразить религию как определенное отклонение от нормы в стране, где победила революция. Они считали, что энергия масс должна быть направленна на перестройку всего общества, а этого добиться было невозможно, пока сознание большинства людей оставалось религиозным.
Уже с первых лет существования нового государства большевистским правительством был принят декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 2 февраля (20 января) 1918 г. С юридической точки зрения данный документ был весьма прогрессивным. В нем говорилось о взаимном невмешательстве государства и церкви в дела друг друга, о свободе вероисповедания и относительной независимости церковных учреждений от государства.
И все же, декрет был принят именно для того, чтобы проще было ликвидировать религиозное влияние на людей. В нем содержались положения, которые изначально ставили веру и церковь в зависимое положение по отношению к идеологии и государству. Например, если учитывать, что частично становление мировоззрения человека происходит в образовательных учреждениях, которые также были отделены от влияния духовенства, то их замена на коммунистическую идеологию способствовала смене моральных установок в первую очередь у подрастающих поколений.
В 1920—1930-е гг. отношение власти к религии не только не изменилось, но и усугубилось. Окончание Гражданской войны и стабилизация политического положения большевиков способствовали их активным действиям по вытеснению религии из жизни общества. Активная деятельность мусульманского духовенства в период голода 1921 — 1923 гг., показала необходимость контроля над ним со стороны государственно-партийных органов. Татотдел ГПУ постоянно контролировал деятельность мусульманских организаций как в сфере помощи голодающим, так и в деле открытия религиозных школ.
Антирелигиозная политика конца 1920-х — по 1930-е гг. в отношении ислама не особо отличалась от той, которую проводили в отношении других религий на основании принятых в 1929 г. партийных решений. Усилилась антирелигиозная пропаганда, у церкви отобрали земли и культовые здания, начинаются репрессии против духовенства. Именно благодаря проводимой большевиками политике, 1930-е гг. стали периодом наименьшей активности мусульманского духовенства. Она выражалась, как правило, в публичных проповедях, обращениях в органы власти с определенными требованиями.
Только Великая Отечественная война изменила отношения между государством и религией.
Продолжение следует.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.