Рашит Губайдуллин обвинил финуправляющего в том, что тот не нашел его квартиру
А супруга экс-банкира потребовала от арбитражников мужа и приставов возмещения убытков на 155 млн рублей
В банкротном деле бывшего партнера Роберта Мусина и экс-зампредправления банка «Зенит» Рашита Губайдуллина наметился новый поворот. Супруга должника требует взыскать с «конкурсников» мужа — двух банков, одного ИП и приставов — убытки на сумму свыше 155,3 млн рублей. Параллельно некогда влиятельный банкир пытается отстранить от дела своего финуправляющего Александра Леонова за то, что тот якобы уклонился от обязанностей, не выявив имущество банкрота, то есть самого Губайдуллина — квартиру в Зеленодольске и автомобиль Nissan Patrol с украинскими номерами. Подробности — в материале «Реального времени».
Пенсионерка на Кипре
В рамках дела о банкротстве Рашита Губайдуллина в суд поступило заявление его супруги. Надежда Губайдуллина требует взыскать убытки с арбитражных управляющих мужа — Александра Леонова и Ильдара Халикова. Требования также предъявлены к ИП Бикбову М.А., двум банкам и казанским судебным приставам на общую сумму в 155,3 млн рублей.
Поскольку иск был подан с нарушениям — его копии не направили в адрес участников дела, суд вернул Губайдуллиной заявление. Не согласившись, она подала апелляционную жалобу, попросив о новом рассмотрении. Указала, что «является пенсионеркой», а ее местом проживания и нахождения «является Республика Кипр», поэтому она «была лишена возможности удовлетворить требования определения» суда. Однако апелляция оставила без изменения решение первой инстанции.
Банкротству Рашита Губайдуллина предшествовал крах агроимперии «Золотой колос», созданной его младшим братом, экс-депутатом Госдумы Ринатом Губайдуллиным. Процедуру признания финансово несостоятельным Губайдуллина-старшего инициировал «Татфондбанк». При этом открытое еще в 2017 году банкротное дело 3 года спустя «переехало» из Санкт-Петербурга на Алтай по просьбе самого должника. На тот момент он уверял, что больше не живет в Северной столице и вместе с женой зарегистрирован по месту жительства в городе Горно-Алтайске, где трудится в должности директора ООО «Катунь». Рашид Губайдуллин также выступает совладельцем еще нескольких горноалтайских фирм, занятых в сферах коммерческой недвижимости, инвестирования, медицины и частной охранной деятельности.
Между тем прежний финансовый управляющий должника Ильдар Халиков и АСВ, напротив, ходатайствовали о передаче дела в Татарстан, где находится основное недвижимое имущество банкрота, включенное в конкурсную массу. Здесь же зарегистрировано и большинство кредиторов. Однако дело все-таки перешло в алтайский арбитраж.
Банкир требует отстранить своего финуправляющего
В октябре алтайский арбитраж отказал в жалобе на финуправляющего и самому Рашиду Губайдуллину. Экс-банкир требовал отстранить Александра Леонова от исполнения обязанностей, ссылаясь на то, что тот не выявил его имущество. Речь шла о квартире Губайдуллина в Зеленодольске на ул. Гоголя, 61 и автомобиле Nissan Patrol (1988 г.в., госзнак 2534 ХАБ). Он указал, что «финансовый управляющий не обращался к нему с требованием передать автомобиль» и тем самым не исполнил определение суда. Добавил, что Леонов не обращался в органы ГИБДД с заявлением о смене украинских номеров машины и для оформления полиса ОСАГО. Кроме того, Губайдуллин назвал управляющего заинтересованным лицом по отношению к арбитражному управляющему ИП Бикбову М.А., Ильдару Халикову, «Татфондбанку», банку «Зенит» и другим.
В своем отзыве Александр Леонов возразил заявленным требованиям, а доводы должника назвал необоснованными. Указал, что, согласно выписке из ЕГРН, указанная зеленодольская квартира на регистрационном учете за Губайдуллиным не числится и сам банкир не сообщал арбитражным управляющим о наличии у него этой жилплощади.
— Сведения о наличии данного имущества намеренно скрываются должником, правоустанавливающие документы также скрыты должником, финансовому управляющему не раскрыты до настоящего времени. Доказательства наличия права собственности должника в отношении данной квартиры финансовым управляющим не установлены, — говорится в материалах дела. — В связи с тем, что в настоящее время у финансового управляющего отсутствуют доказательства наличия права собственности у должника в отношении квартиры, данная квартира не подлежит включению в конкурсную массу.
Что касается автомобиля, согласно позиции управляющего, должник сам не исполнил решение суда о передаче ему транспортного средства. Кроме того, в суде привели постановление апелляционного суда, который убежден, что подача жалобы Губайдуллиным «фактически преследует цель переложения на финансового управляющего негативных последствий недобросовестного поведения самого должника по непередаче финансовому управляющему полных сведений о своем имуществе, о совершенных им сделках, а также по непередаче имущества». В результате Губайдуллину было отказано в удовлетворении требований.
344 сберкнижки Губайдуллина на 603 млн рублей
Еще в конце прошлого года суд наказал экс-банкира за непредоставление документов своему финуправляющему. Привлечь Губайдуллина к административной ответственности потребовал прокурор Горно-Алтайска. Предприниматель возражал, назвав незаконными его доводы о том, что на основании запроса он не передал Леонову все сберегательные книжки. Сообщил, что с сентября 2020 года не жил в Горно-Алтайске и в последнее время проживает в Твери. Кроме того, все сберкнижки должны находиться в деле.
Губайдуллин также указал, что приносил их в суд для передачи, «чтобы суд обязал финансового управляющего их забрать в суде», но ему было отказано. Уверял, что на протяжении 4 лет «пытался передать сберкнижки, но финансовый управляющий избегал встреч, на письма и СМС не отвечает, что свидетельствует о недобросовестном поведении». Просил передать дело в тверской арбитраж, по месту его жительства, но ему отказали, поскольку он все еще был зарегистрирован по прежнему адресу в Горно-Алтайске.
Передать оригиналы всех имеющихся книжек денежных вкладов в «Татфондбанке», «Радиотехбанке» и еще ряде кредитных организаций Александр Леонов потребовал от должника еще в декабре 2021 года, но документов так и не получил. Доводы Губайдуллина о том, что он пытался передать сберкнижки, суд отклонил:
— Направление СМС-сообщений, писем по электронной почте и т.д. с предложением финансовому управляющему забрать сберегательные книжки по фактическому местонахождению Губайдуллина Р.Ш. в г. Твери либо в аэропорту Шереметьево не свидетельствует об исполнении должником возложенной на него пунктом 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве обязанности.
Опровергнуто и заявление должника о том, что книжки уже представлены в деле. Как указано в материалах дела, экс-банкир сдал лишь 10 сберкнижек, а прокуратуре сообщил, что «не имеет финансовой возможности передать около 300 сберегательных книжек Леонову А.В. в связи с арестом лицевых счетов». К тому же при рассмотрении обособленных споров в деле о банкротстве он неоднократно ссылался «на наличие у него сберегательных книжек в количестве 344 штук на сумму более 603 000 000 (шестьсот три миллиона) рублей». Таким образом, Губайдуллин передал лишь часть сберкнижек, указал суд и удовлетворил иск о привлечении его к административной ответственности.
Судья работала под началом банкира
Кстати, когда заявление прокурора только поступило в алтайский арбитраж, автоматизированная система распределения дел направила его судье Соколовой А.Н., но та взяла самоотвод. В результате иск рассмотрела ее коллега Голубева О.В. Примечательно, что смену судей Губайдуллин также попытался оспорить. Он считал, что для самоотвода у Соколовой не было оснований, а передача дела «при помощи автоматизированного распределения является злым умыслом со стороны судьи Черепановой И.В.». Но суд с ним не согласился.
Согласно Арбитражному процессуальному кодексу судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если он находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле. Как оказалось, Анжела Соколова заявила о самоотводе в связи с тем, что ранее «работала в КБ «Горный Алтай», руководителем которого являлся Губайдуллин Р.Ш.», указано в материалах дела.
Коммерческий банк «Горный Алтай» был создан на базе отделений «Промстройбанка» и «Жилсоцбанка» и зарегистрирован 28 декабря 1990 года. В числе учредителей были Российский инновационный концерн «Росинкор», консорциум «Экопром», объединение «Горноалтайавтодор», инженерный центр «Силэн». В мае 1996 года у банка отозвали лицензию, как писала алтайская пресса, сотни вкладчиков остались без своих сбережений.
«Реальное время» связалось с финуправляющим Александром Леоновым, но он отказался комментировать претензии четы Губайдуллиных. Связаться с самим банкиром по телефонам, указанным в открытых источниках, не удалось. Редакция готова предоставить ему возможность высказать свою позицию по спору.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.