Писательница Екатерина Манойло — о домашнем насилии, алкоголизме и бытовых убийствах

В новом выпуске «Книжной полки» обсуждаем с автором ее новый роман «Ветер уносит мертвые листья»

Писательница Екатерина Манойло — о домашнем насилии, алкоголизме и бытовых убийствах
Фото: Предоставлено realnoevremya.ru Екатериной Манойло

Екатерина Манойло — писательница, победительница премии «Лицей» и финалистка премии «Ясная поляна». В октябре в издательстве «Альпина. Проза» вышла вторая ее книга — «Ветер уносит мертвые листья». В ней, как и в дебютном романе «Отец смотрит на запад», Екатерина поднимает сложные и довольно тяжелые темы. Это физическое и сексуальное насилие, в том числе в отношении несовершеннолетних. Это алкоголизм. Это бытовые убийства. В новом выпуске «Книжной полки» литературный обозреватель «Реального времени» Екатерина Петрова обсудила с писательницей Екатериной Манойло ее новый роман.

Роман «Ветер уносит мертвые листья» рассказывает историю двух сестер, жертв домашнего насилия. Старшая сестра Нюкта (Анна) приезжает в школу за младшей сестрой Луизой (Изи) и говорит, что она это сделала, и теперь им нужно бежать. С этой сцены начинается лихо закрученная история, которая местами напоминает экшен.

«Не все женщины готовы к материнству»

Если сравнивать новый роман с предыдущим («Отец смотрит на запад»), то можно увидеть один повторяющийся паттерн. Это мертвый отец и мать, которая бросает своих детей.

Писательница Екатерина Манойло:
— Сначала у меня была история про домашнее насилие с деспотичным образом отца. Фигура матери изначально присутствовала в жизни девочек, так же как была мать у сестер Хачатурян. Но насколько я помню, отец ее выгнал, а девочки остались с ним. В процессе написания романа у меня складывалась похожая ситуация. Но потом я решила, что ее не выгоняют, а она сама уезжает. И вот тут появляется тема материнства и то, что не все женщины к нему готовы, не все любят детей. Многие женщины и после тридцати, и после сорока остаются девчонками, которые хотят уехать в Париж и встретить свою любовь. Но общество и близкие давили и заставили их выйти замуж.

Екатерина Петрова/realnoevremya.ru

Каждый персонаж в романе «Ветер уносит мертвые листья» — это собирательный образ. Екатерина придумывала конкретного героя книги, а затем собирала в папку фотографии актеров, на которых он может быть похож. Почти у всех героев были аватары из кино, кроме Наташи (героиня, которая страдает алкоголизмом и постоянно подвергается домашнему насилию со стороны партнера, — прим. ред.) и Подреза (партнер Наташи — прим. ред.). Здесь Екатерина описывала реальных людей.

Писательница Екатерина Манойло:
— Такая история чаще всего встречается в жизни. Наташа — это женщина, которой общество твердит и которая сама считает, что она виновата, что ее бьют. Наташа глубоко убеждена в том, что с ней что-то не так, и она причина побоев. Таких историй очень много. Тут даже ничего придумывать не нужно.

Предоставлено realnoevremya.ru Екатериной Манойло

«Свое детство и юность я ненавидела»

Домашнее насилие, алкоголизм и бытовые убийства — для Екатерины Манойло это не темы актуальной повестки. Это ситуации, с которыми она сталкивалась в своей жизни, поскольку она дочь алкоголика. «Свое детство и юность я ненавидела. И я была не одна такая. У меня было несколько подруг, с которыми нас ничего не связывало, кроме этой ненависти. И нам было стыдно за своих родителей и за то, что мы такие. В параллельном классе училась девочка, с которой мы были непохожи, но у нас были одинаковые истории. Она тоже ненавидела своего отца и желала, чтобы его не было. Это нас объединяло. Мы хотели, чтобы что-нибудь случилось и мы освободились от невыносимой ситуации», — рассказывает Екатерина в новом выпуске «Книжной полки».

Героиня романа «Ветер уносит мертвые листья», младшая сестра Изи — это как раз квинтэссенция подростковой ненависти, в которую Екатерина вложила чувства из собственного детства и детства своих подруг, а также эмоциональность нового поколения девочек-подростков.

Екатерина Петрова/realnoevremya.ru

Кроме этого, во время написания книги Екатерина Манойло погружалась в работу кризисных центров, читала много историй о домашнем насилии. И в какой-то момент ей начали сниться кошмары.

Писательница Екатерина Манойло:
— Я каждый день читала эти ужасы, когда женщину могут приковать к батарее и держать ее так неделями. Таких историй миллион. Понятно, что это не стоит описывать в романе, потому что это чернуха. Вот этот ужас, который испытываешь при прочтении подобных историй, нужно передать не прямым текстом и подробным описанием насилия, а так, чтобы читатель почувствовал его нутром. Я варилась в этих историях больше года, а еще нужно было редактировать собственный текст. Я поняла, что не могу больше перечитывать свой роман, мне начали сниться кошмары. Я просыпалась разбитая и весь день ходила несчастной. Тогда в издательстве подключили редактора, после этого меня отпустило.

Предоставлено realnoevremya.ru Екатериной Манойло

«Все не так однозначно»

Первый роман «Отец смотрит на запад» — это роман-высказывание. В нем Екатерина Манойло описывает роль женщины в патриархальной культуре и обществе, ее жизнь в патриархальной семье. А вот во втором романе «Ветер уносит мертвые листья» такого высказывания нет, хотя осуждение домашнего насилия считывается с первых страниц. После прочтения «Ветра» появляется больше вопросов, чем ответов. Что есть добро, а что зло? Где грань между ними? Кого считать жертвой, а кого агрессором? И может ли жертва быть агрессором, и наоборот?

Писательница Екатерина Манойло:
— Все не так однозначно. Фраза последних двух лет хорошо описывает эту тему. Я начала об этом задумываться со времен, когда описывала героиню романа «Отец смотрит на запад» Аманбеке (тетка главной героини Кати, сестра ее отца, — прим. ред.). Я очень много говорила про неоднозначность зла. С одной стороны, мы ненавидим Аманбеке, но с другой — мы знаем ее сложную судьбу и задним числом начинаем ее оправдывать. Мы так же поступаем и в жизни. Я начала писать «Ветер» в тот момент, когда с подругами обсуждали ситуацию сестер Хачатурян. Одни говорили, что закон есть закон, а девочки убийцы. Другие — что отец годами насиловал девочек, поэтому девчонок судить нельзя. На одну ситуацию есть разные взгляды.

Екатерина Петрова/realnoevremya.ru

Кроме неоднозначности зла, в новом выпуске «Книжной полки» литературный обозреватель «Реального времени» Екатерина Петрова поговорила с Екатериной Манойло об истории создания обложки книги, к которой причастна старшая дочь писательницы. Они разобрали, как писатели-мужчины подают в своих книгах сексуальные сцены и почему это забавно читать женщинам. Обсудили разделение на мужскую и женскую литературу и есть ли оно вообще. А также Екатерина Манойло поделилась планами о творческой поездке в Магадан, где будет проходить действие ее третьего романа, над которым она уже работает.

Интервью Екатерины Манойло с обсуждением ее дебютного романа «Отец смотрит на запад» читайте тут.

А также смотрите новый выпуск «Книжной полки»:

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор telegram-канала«Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».

Екатерина Петрова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультура

Новости партнеров