Әби-патша Екатерина: что хорошего она сделала для татар?
Великая, Премудрая, Матерь Отечества — так именовал Екатерину II российский народ. Свое название для русской царицы было и у татар: в Казанском крае ее с любовью прозвали Әби-патша. Подробнее о том, за какие заслуги императрица удостоилась такого уважения и почитания, в своем дзен-канале рассказывает доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ Лилия Габдрафикова.
Эта необычная российская самодержица всегда вызывала много споров — фигура легендарная, противоречивая. Но давайте разберемся с ее «татарскими» заслугами.
Политика веротерпимости Екатерины II создала условия для развития татарской нации и мусульманской культуры. Неожиданное заявление, правда?
Указом от 6 апреля 1764 г. была прекращена деятельность Новокрещенской конторы, занимавшейся христианизацией нерусских народов Поволжья.
Большое влияние на формирование взглядов просвещенной императрицы оказало и ее путешествие в Поволжье. В конце мая 1767 г. она побывала в Казанской губернии, где встретилась с делегацией мусульман Казани, посетила Татарскую слободу в Казани и мусульманские святыни Булгара. Итогом этой поездки стали распоряжения о строительстве мечетей в Казани и губернии, а также об охране мусульманских памятников Булгара.
Сегодняшние достопримечательности Казани — мечети «Марджани», Апанаевская... Их строительство было осуществлено только благодаря воле Екатерины II.
В период правления Екатерины Великой были созданы чрезвычайно благополучные условия для развития татарской торговли «азиатскими товарами».
Поэтому в то время шло активное формирование татарского предпринимательства. Для них было даже придумано специальное сословие «торговые татары». В результате появились купеческие династии: Хозясеитовы, Апаковы, Апанаевы, Усмановы, Бурнаевы, Замановы, Утямышевы и другие. В общем, спасибо Екатерине за их миллионные состояние. А вкладывали они эти состояния куда? Правильно, в строительство мечетей, медресе и тому подобные социально значимые для татар объекты. Как говорится, все в дом, все в татарский дом.
Екатерина Великая была сторонницей европейского развития для России, поэтому активно внедряла систему самоуправления. Для татар она придумала отдельную систему самоуправления, ну чтобы им легче было организовывать свои ресурсы и продвигать собственные вопросы.
Так были организованы этноконфессиональные муниципалитеты — Татарские ратуши — в Казани, Астрахани, Оренбурге. Как говорится, все для удобства татар.
Еще одно решение в пользу мусульманской организованности — это решение о создании в 1788 году Оренбургского духовного магометанского собрания. Благодаря этому произошла легализация мусульманской культуры (начинается официальная регистрация приходов и назначение имамов, строительство мечетей и открытие мектебов и медресе при них).
Более того, это позволило взаимодействию норм шариата и гражданского законодательства Российской империи. Даже накануне 1917 года при дележе имущества, при разводах и в других критических ситуациях татары могли выбирать, по каким законам им лучше судиться друг с другом — по шариату или по гражданским нормам. И царской власти оставалось прислушиваться их частной воле потому, что великая Екатерина так велела. Уважать личные права граждан, в том числе и права татар.
Такая вот Әби-патша.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.