Как пройти собеседование в 2023 году: чек-лист и полезные советы

10 шагов подготовки к успешному собеседованию, ошибки соискателей, ответы на удобные и неудобные вопросы

Как пройти собеседование в 2023 году: чек-лист и полезные советы
Фото: Динар Фатыхов/realnoevremya.ru

Почти все кандидаты в процессе поиска работы сталкиваются с моментом, когда необходимо пройти собеседование. Карьерный консультант, автор профориентационных методик и управляющий партнер Международной ассоциации независимых карьерных консультантов (МАНКК) Анна Шапоренко подробно рассказывает «Реальному времени», как подготовиться к этой встрече. Чек-лист Анны состоит из 10 понятных шагов. О том, как себя вести, придя на собеседование, рассказывает нам на основе своей богатой практики Алина Сибгатуллина, руководитель отдела подбора персонала маркетплейса KazanExpress. В этом материале вы найдете советы о том, как действовать, если претендуете на позиции офисных специалистов, синих воротничков или ищете подработку по совместительству. А региональный представитель платформы «Авито Работа» в Татарстане Наиль Хафизов обрисовывает тренды, которые царят сегодня на рынке труда, и перечисляет самые популярные вакансии в республике.

Чек-лист: 10 шагов к успешному собеседованию

Карьерный консультант, автор профориентационных методик и управляющий партнер Международной ассоциации независимых карьерных консультантов (МАНКК) Анна Шапоренко представляет подробный чек-лист подготовки к собеседованию. Он состоит из 10 шагов.

Шаг №1: соберите информацию о работодателе. Что это за компания, чем она занимается, каковы ее достижения и приоритеты? Изучите ее сайт, новости о ней. Обязательно проверьте отзывы тех, кто уже работает в этой компании или пользуется ее услугами. Если вы покажете свою информированность на собеседовании, рекрутер оценит вашу заинтересованность, и это повысит ваши шансы.

Удобные инструменты для первичной оценки компании есть на платформе «Авито Работа». Наиль Хафизов, региональный представитель«Авито Работы» в Республике Татарстан, объясняет:
— Безопасность наших клиентов — один из главных приоритетов «Авито Работы». В системе модерации нашей компании работают более 500 человек, которые ежедневно отсматривают и проверяют порядка 5 млн объявлений в день. Помимо человеческого ресурса, внутри платформы есть несколько цифровых инструментов, которые помогают пользователям выбирать надежные, проверенные вакансии. В их числе:
· Умные алгоритмы, которые реагируют на триггерные слова и выражения в переписке работодателя с соискателем. В частности, они оповещают пользователей при попытке перевода диалога в сторонние мессенджеры, где служба безопасности «Авито Работы» не сможет отследить или предотвратить неправомерные действия любой из сторон.
· Верификация работодателей. Все работодатели, публикующие объявления на «Авито Работе», могут пройти простую проверку по ИНН или банковскому ID, чтобы получить значок «Компания проверена». Благодаря этому бейджу пользователи могут убедиться, что организация действительно существует, сдает налоговые документы, соблюдает правила платформы и положения ТК. Кроме того, для верифицированных компаний мы собираем отзывы и оценки их бывших и нынешних сотрудников. Перед собеседованиями рекомендуем соискателям изучать эту информацию, чтобы узнать больше о своем потенциальном месте работы.

В системе модерации «Авито» работают более 500 человек, которые ежедневно отсматривают и проверяют порядка 5 млн объявлений в день. realnoevremya.ru/архив

Шаг №2: внимательно изучите информацию о вакансии: чем предстоит заниматься, каков график и главное — каковы требования к соискателю. На каждый пункт этих требований у вас должен быть готов ответ.

Шаг №3: оцените проблемные места и несоответствия между вакансией и вашим резюме. Например, продумайте, что будете говорить, если у вас были большие перерывы в работе. Или если вы меняли работу слишком часто.

— Если у вас нет релевантного опыта по какому-то параметру, попробуйте вспомнить заранее — возможно вы занимались чем-то близким по смыслу вне работы. Например, волонтерили в этой области или занимались общественной деятельностью. Помню успешный случай, когда от соискателя требовались организаторские навыки, и он привел в пример тот факт, что он руководил родительским комитетом в школе, где учились его дети. Или, может быть, с нужным направлением связано ваше хобби, — советует Анна Шапоренко.

Самопрезентация и ее секреты: как «поженить» себя и работодателя

Шаг №4: Подготовьте самопрезентацию — рассказ о своих компетенциях и сильных сторонах. Для этого нужно проанализировать свой опыт самостоятельно. Скорее всего, сначала вас попросят рассказать о себе.

— Хорошо бы уметь это делать в течение тридцати секунд и трех минут, — объясняет карьерный консультант. — Это две классические самопрезентации — «лифтовая» и расширенная. Важно не наделать ошибок: не пересказывайте свое резюме и, наоборот, не говорите: «Вот же, у меня в резюме все написано». Третья ошибка — когда соискатель начинает рассказывать свою биографию. Этот рассказ должен быть о том, почему вы подходите на эту вакансию, и все, что вы говорите, должно приближать вас к получению работы. Можно говорить о совпадении ценностей, о вашей заинтересованности в том, что делает компания. То есть в рассказе о себе нужно соединить, «поженить» себя и своего будущего работодателя.

Есть различия между тем, как проходит самопрезентация для тех, кто претендует на три типа вакансий: офисных сотрудников, «синих воротничков» и на временную подработку без опыта.

— Важно, к чему в первую очередь присматривается работодатель. Если речь идет о «синих воротничках», то в первую очередь на собеседовании оценивают риски. Работодателю важны не только ваши профессиональные навыки, но и то, насколько вы ответственны, дисциплинированны, доброжелательны. Как вы стрессоустойчивы и неконфликтны. Обязательно оценят вашу исполнительность и желание работать, — советует Анна Шапоренко.

Анна Шапоренко: «Работодателю важны не только ваши профессиональные навыки, но и то, насколько вы ответственны, дисциплинированны, доброжелательны» предоставлено Анной Шапоренко для realnoevremya.ru

Это же касается и начинающих специалистов. Если у вас пока нет подходящего релевантного опыта, подготовьте свои дипломы о стажировках или справки о прохождении студенческой практики. Вспомните свою общественную работу или участие в конкурсах. Если вы играете в командные игры (футбол, баскетбол и т. д.), обязательно это упомяните.

Если мы говорим о менеджерской или экспертной позиции, то нужно подготовить портфолио достижений. Очень важно, чтобы в этой самопрезентации были цифры и факты. Карьерный консультант приводит пример: если вы претендуете на должность бухгалтера, можно указать период, в течение которого в компании не было ни одного штрафа от контролирующих органов. Полезным показателем в этом случае будет и списочная численность компании: «Я считал зарплату для 100 человек».

Шаг №5: освежите свои профессиональные знания. При собеседовании на вакансию специалиста вас могут слегка «прощупать» на предмет компетентности. Например, если вы юрист и устраиваетесь в СМИ, еще раз просмотрите перед собеседованием законы о СМИ, рекламе и конкуренции.

Как отвечать на вопросы

Шаг №6: продумайте ответы на ключевые вопросы, которые вам обязательно зададут.

· «Почему вы уходите с последнего места работы?». Ни в коем случае нельзя ругать предыдущего работодателя, говорить о конфликтах, выносить конфиденциальную информацию. Нужно показать неконфликтность, лояльность и высказываться максимально нейтрально. Алина Сибгатуллина объясняет:

— Не несите негатив в сторону своего бывшего руководителя или команды. Ведь если вы нелояльны к ним, то потенциально несете риски и для нашей компании. Если за вашим увольнением стоит конфликтная история, можно обойтись аккуратной формулировкой: «Не сошлись в ценностях/мнениях/видении дальнейшего развития с предыдущей командой». Это вполне допустимо и говорит о вашей честности. А вот указание на то, что вы хотите больше зарабатывать, — не негатив, а нейтральная информация, об этом можно смело говорить.

· «На какую оплату вы претендуете?» Подготовьтесь заранее. Изучите рынок труда, чтобы запросить сумму, адекватную вашему опыту. Важно не продешевить, но и не перегнуть палку. Отталкивайтесь и от своих навыков, и от функционала, и от графика работы (к примеру, если нужно ездить в офис каждый день, можно просить больше, чем за «удаленку»).

Наиль Хафизов рассказывает:

— Рынок занятости сегодня столкнулся с рекордным уровнем дефицита кадров. Как следствие, в большинстве сфер работодатели готовы повышать свои зарплатные предложения для кандидатов: при смене места работы важно отслеживать текущую ситуацию с условиями труда. Сделать это можно вручную, изучая объявления на джоб-платформах, либо автоматически с помощью специальных инструментов. Так, у «Авито Работы» есть бесплатный сервис с открытой аналитикой — Индекс рынка труда. На платформе любой желающий может указать свою сферу деятельности или конкретную профессию, а также локацию — страну, федеральный округ или регион, и узнать больше о ситуации на рынке. Индекс поможет вам оценить средние зарплаты, уровень конкуренции в вашей сфере, наиболее распространенный формат работы в индустрии, а также много других деталей, чтобы составить собственные ожидания от будущей работы.

Если нужно ездить в офис каждый день, можно просить больше, чем за «удаленку» Максим Платонов/realnoevremya.ru

· «Какие у вас хобби?». Продолжайте помнить: озвучивать стоит только то, что приближает вас к получению должности. К примеру, вы знаете, что при предприятии есть своя футбольная команда — тогда ваше увлечение футболом будет уместно. Или, например, в ценности компании входит здоровый образ жизни, активный спорт. Если вы как раз ведете именно такой образ жизни, информация об этом приближает вас к устройству на работу. Именно поэтому нужно заранее попытаться собрать о компании максимум информации, чтобы должным образом подготовиться.

· «Как давно вы ищете работу и есть ли другие предложения, которые уже вас заинтересовали?». Алина Сибгатуллина не советует отвечать на это: «Я уже полгода не могу найти работу». В этом случае у рекрутера возникнет логичный вопрос: а почему так происходит, ведь на рынке труда сильный дефицит кадров?

— Самыми надежными для нас выглядят те, кто отвечают: «Я прошел уже три собеседования, пришел пообщаться с вами, чтобы выбрать место, которое мне больше всего подходит». Мы сразу понимаем, что человек принимает решение взвешенно, а не на эмоциях, — объясняет руководитель отдела подбора KazanExpress.

А если вопросы неудобные?

А что делать, если в процессе собеседования вам задают неудобные вопросы? Анна Шапоренко приводит примеры бестактных вопросов, заданных на реальных собеседованиях:

  • Почему вы в разводе? Конфликтны, да?
  • Детей, наверное, поздно вам уже рожать?
  • Как вы отреагируете, если вам плеснут кофе в лицо?
  • Давно у вас были отношения с мужчиной?
  • Почему у вас лишний вес?
  • Вы пошли на работу в 19 лет. До тех пор на шее у родителей сидели?
  • Чем ваши родители думали, когда вас так назвали?
  • На фото вы очень худой, а в жизни потолстели — удаленка так на вас сказалась?

Карьерный консультант советует: отвечайте, исходя из того, как сильно вы хотите тут работать.

— Когда вы идете на собеседование, вы не просто делаете все, чтобы вас взяли. Вы тоже принимаете решение. И если на собеседовании на вас сильно давят — скорее всего, в компании такой стиль руководства. Задайте вопрос себе: а точно ли вы сюда хотите?

Если вы поняли, что компания или руководитель вам не подходят, то, чтобы не потерять лицо, можно ответить вопросом на вопрос. Например, осведомиться: «А как этот вопрос связан с вакансией?». Если же вакансия вам еще интересна — попробуйте понять, что за этим вопросом стоит, для чего вам его задали. Далее согласитесь с собеседником и приведите аргумент в свою пользу.

Как настроиться и во что одеться

Шаг №7: подготовьте вопросы, которые сами зададите работодателю. Не нужно начинать с того, в каком режиме работает столовая, когда вас отпустят в отпуск и сколько перерывов в день будут давать. Опытный рекрутер оценивает кандидата, в том числе и по его вопросам. И если все они будут посвящены «плюшкам» для вас, вывод он сделает из этого такой: вы заботитесь только о себе, а дело вас не интересует.

Алина Сибгатуллина: «Самыми надежными для нас выглядят те, кто отвечают: «Я прошел уже три собеседования, пришел пообщаться с вами, чтобы выбрать место, которое мне больше всего подходит»" Максим Платонов/realnoevremya.ru

Вопросы об оплате уместны, но их нужно отнести в конец. Сначала покажите свою ориентированность на дело. Если вакансия одиночная (а вы — офисный работник), можно поинтересоваться, в связи с чем она открылась. Можно спросить, чего ждет компания от успешного кандидата. Какой стиль управления принят в команде. Каковы планы компании на развитие и какова будет ваша роль в этих планах.

Алина Сибгатуллина подтверждает эти тезисы:

— Рекрутер обязательно перейдет к блоку, в котором предложит вам задать свои вопросы. И здесь нужно быть аккуратным. Потому что часто кандидаты задают вопросы, основанные только на своих собственных выгодах: «Сколько раз в месяц зарплата? Точно ли я получу свою премию? ДМС вы мне точно дадите через шесть месяцев? А больничные у вас оплачиваются?». Вопросы можно и нужно задавать, но лучше если бы они касались рабочих моментов: трудовой функции, бизнес-процессов, прямого подчинения, организации рабочего места и так далее.

Шаг №8: создайте себе правильный настрой. Не воспринимайте собеседование как испытание, на котором вас будут оценивать и обмеривать. Вам предстоит серьезная беседа двух взрослых, равнозначных людей, которые должны решить, будут ли они работать вместе. Вы тоже принимаете решение. Многое зависит от вашего настроя и физического состояния. Так что перед походом на собеседование нужно выспаться, хорошо позавтракать, прогуляться на свежем воздухе. Алина Сибгатуллина присоединяется к этой рекомендации:

— Не нужно нервничать. Переборите свой страх и будьте уверенными. Важно понимать главное: задача эйчара — помочь вам пройти собеседование, а не выявить ваши слабые стороны и изгнать с позором. У нас не стоит план «Сделать 30 отказов в день».

Наиль Хафизов дополняет:

— Помните, что сейчас — лучшее время для соискателей, которые находятся в поиске работы своей мечты. Только среди вакансий полного рабочего дня в Татарстане спрос на кадры за последний год увеличился вдвое, а зарплатные предложения выросли на 31%. Перед собеседованием подумайте над тем, что особенно важно для вас на будущем месте работы, и заранее определитесь, как вы будете мотивировать эти запросы. Многие компании готовы идти навстречу соискателям и обсуждать гибкие условия труда, желаемый уровень зарплаты, бонусы, задачи и другие определяющие факторы приема на работу. Оставайтесь спокойными и будьте готовы к конструктивному диалогу — ваши шансы на быстрое трудоустройство как никогда высоки.

Шаг №9: накануне собеседования заранее продумайте свой внешний вид. Обязательно нужна общая опрятность: вне зависимости от того, на какую вакансию вы претендуете — одежда и обувь должны быть чистыми, прическа — в порядке. Это касается претендентов на любую вакансию — от директора до токаря. Поэтому перед походом на собеседование запланируйте определенный отрезок времени на то, чтобы привести себя в порядок.

Если вы устраиваетесь в офис на позицию специалиста (и тем более — руководителя), то от того, как вы выглядите, зависит очень многое. Важен будет не только стиль одежды и ее «попадание» в стиль компании, но и маникюр, и общая ухоженность.

Постарайтесь выяснить, какой среднестатистический образ принят в компании. Максим Платонов/realnoevremya.ru

Постарайтесь выяснить, какой среднестатистический образ принят в компании. Если атмосфера творческая, все ходят в свободной одежде, с разноцветными волосами и в татуировках, а вы придете в строгом костюме, в шляпе и с портфелем, то может возникнуть диссонанс. Поищите профили компании в соцсетях, посмотрите фотографии сотрудников, если они есть в открытом доступе. Но если вы не знаете, как принято одеваться на вашей работе мечты, выберите нейтральный образ. Анна Шапоренко советует лайфхак: джинсы с пиджаком. Это повышает шансы «попасть»: если в компании свободный стиль — вы тоже будете в джинсах. А если принято ходить в деловом костюме — как минимум на вас уже есть пиджак.

Шаг №10: подготовьте заранее все, что вы возьмете с собой. Не забудьте взять с собой паспорт: есть предприятия с проходной системой, где требуются документы. Хорошим тоном считается, если соискатель распечатал и принес с собой резюме. Если есть дипломы, сертификаты, рекомендательные письма, их тоже можно взять на собеседование. Не помешает бутылка воды — чтобы сделать контрольный глоток перед беседой и успокоиться.

— И дальше, с настроем на открытость, на то, что вы тоже принимаете решение, с готовностью сотрудничать — вы идете на собеседование. Впереди — заинтересованный разговор взрослых людей. И у вас все получится! — напутствует Анна Шапоренко.

Вы пришли на собеседование: что дальше?

1. Анна Шапоренко советует: оцените, нужно ли рассказывать все о себе на собеседовании. К примеру, вы веган и претендуете на позицию оператора линии на производство печенья. У работодателя возникнет вопрос: сможет ли он организовать ваше питание в течение всей рабочей смены? А вот если вы устраиваетесь тренером в студию йоги, веганство может стать преимуществом перед другими соискателями.

2. Не приписывайте себе умений и знаний, которыми не обладаете. Профессиональный рекрутер сумеет быстро распознать, в чем вы хитрите, еще в процессе беседы. Алина Сибгатуллина считает, что лгать на собеседовании в принципе не стоит:

— Один из наших критериев — кандидат должен быть честным, это одна из ценностей компании KazanExpress. На собеседовании мы выясняем, насколько человек ее разделяет. Нечестность опытный рекрутер сразу же увидит. Например, ты задаешь определенный вопрос, а кандидат уходит от ответа. Тогда мы задаем дополнительные вопросы, и в какой-то момент человек себя выдаст. Я начинаю задавать проективные вопросы — как бы о третьих лицах. Например, если засомневалась в том, что соискатель не раскрывает правды об обстоятельствах увольнения, спрашиваю: «Как вы думаете, почему человек решает уволиться за один день?». На этот вопрос, скорее всего, он будет отвечать из своего опыта — будучи полностью уверенным в том, что речь-то не о нем, и все безопасно. Мы, рекрутеры, можем понять о человеке очень многое, идя по алгоритму интервьюирования. Поэтому хитрить не стоит.

3. Старайтесь соответствовать тому, что сами о себе говорите. Анна Шапоренко объясняет: у рекрутеров есть термин «конгруэнтность». Он как раз означает такое соответствие. К примеру, вы говорите: «Я очень люблю выступать перед публикой». А сами в это время сжались в комочек от страха. Это явная неконгруэнтность. Или если утверждаете: «У меня грамотная письменная речь», то в вашем заявлении не может быть грамматических ошибок.

4. Если собеседование проходит онлайн, продумайте задний фон, который будет в кадре. На столе не должно стоять грязной посуды, а из открытой дверцы шкафа — свешиваться одежда. Нейтральный фон — например, однотонная стена — подойдет лучше всего. Если интервью дистанционное, очень важно перед ним проверить исправность оборудования. Протестируйте его заранее. Алина Сибгатуллина описывает курьезный случай из своего опыта:

— Человек надел на дистанционное собеседование рубашку и пиджак, а вот о том, что будет ниже пояса, не подумал: он же сидит за столом, и никто не видит, что он условно в шортах с попугаями. Во время интервью в комнату ворвался его ребенок, соискатель вскочил — вышел конфуз. Так что я посоветую: одевайтесь полностью, чтобы избежать курьезов.

Если интервью дистанционное, очень важно перед ним проверить исправность оборудования. Протестируйте его заранее. Максим Платонов/realnoevremya.ru

5. Если вам раз за разом отказывают, остановитесь и проведите ревизию своего резюме и поведения. Может быть, вы демонстрируете неконгруэнтность. Или просите зарплату не в рынке. Или слишком квалифицированы для должности, на которую претендуете. Или ваши навыки не соответствуют желаемой позиции. Вернитесь к шагу №4 и снова проанализируйте свой опыт, компетенции, попробуйте изменить самопозиционирование. Анна Шапоренко советует: проведите аудит своих сильных сторон и попробуйте понять, что вы делаете не так. В некоторых компаниях можно попросить обратную связь от рекрутера.

Рабочие, массовые и офисные: чем отличаются собеседования на разные позиции?

В первом приближении вакансии делятся на рабочие, массовые (люди этих специальностей занимаются преимущественно ручным и физическим трудом) и офисные (экспертные). Набор сотрудников на эти позиции будет слегка различаться. Алина Сибгатуллина (KazanExpress) объясняет базовые различия между такими собеседованиями.

— Если вы претендуете на позицию «синего воротничка», на собеседовании в первую очередь будут оценивать вашу рабочую квалификацию и опыт. Но обязательно нужна будет доброжелательность и открытость. Не нужно быть асом в коммуникации, но и односложно отвечать на вопросы тоже не стоит. От вас ждут активного ведения диалога и ответа на вопросы рекрутера. Покажите заинтересованность в вакансии — так вы продемонстрируете надежность и высокую замотивированность. Важно, чтобы вы были опрятны внешне. Специфический дресс-код не нужен: главное, чтобы одежда и обувь были чистые.

Самыми востребованными профессиями из сегмента «синих воротничков» в третьем квартале 2023 года на «Авито Работе» стали курьер, комплектовщик, фрезеровщик, бетонщик, контролер, сборщик и водитель. Прирост средней предлагаемой заработной платы оказался выше всего у бетонщиков — за год им стали предлагать на 74% больше денег, чем в третьем квартале 2022 года (86 425 рублей в месяц). А вот увеличение числа вакансий оказалось самым внушительным для курьеров: в третьем квартале 2023 года их требуется в 5,1 раза больше, чем в 2022 году (средняя предлагаемая заработная плата — 69 670 рублей). Самая высокая предлагаемая зарплата — у фрезеровщиков: 96 915 рублей в месяц, а число опубликованных вакансий выросло в 4,3 раза.

Если вы претендуете на позицию «синего воротничка», на собеседовании в первую очередь будут оценивать вашу рабочую квалификацию и опыт. Максим Платонов/realnoevremya.ru

Если вас интересует должность офисного специалиста, то к требованиям добавляется дресс-код: как мы уже объясняли, чем выше должность, тем тщательнее нужно продумывать свой образ.

Для таких вакансий особенно важно правильно оценивать время, которое потребуется на дорогу. А почему — объясняет Алина Сибгатуллина:

— Собеседование с претендентами на экспертные вакансии проводят руководители подразделений, а порой и топ-менеджеры компании. У этих людей время расписано с точностью до минуты. Передвинуть собеседование и снова всех собрать бывает очень сложно. Поэтому планируйте и рассчитывайте маршрут заранее, выходите с запасом.

«Белые воротнички», рассказывает Алина, нередко перехватывают инициативу: не рекрутер ведет собеседование, а сам кандидат. И вроде бы он говорит по делу — рассказывает о себе, но в его речи много «воды» и нет информации о цифрах и реальных результатах.

— Поэтому заранее отрепетируйте свой рассказ о себе. Несколько раз произнесите речь перед зеркалом. Упорядочите свои достижения. Лучше говорить меньше, но с конкретикой, чем много, красиво, но ни о чем, — советует рекрутер KazanExpress.

Есть и потенциально конфликтные, запретные темы для собеседования. Так, не нужно говорить с рекрутером или потенциальным руководителем о религии или политике.

Самыми востребованными офисными работниками в третьем квартале 2023 года на портале «Авито Работа» стали менеджер по персоналу, менеджер по работе с клиентами, администратор, менеджер по продажам, инженер, помощник руководителя и бухгалтер. Самый внушительный прирост средней предлагаемой зарплаты за год оказался у менеджеров по продажам — за год им стали предлагать на 24% больше, чем в третьем квартале 2022 года (70 935 рублей в месяц). Рост количества вакансий оказался самым внушительным для менеджеров по персоналу: в третьем квартале 2023 года их востребованность выросла в 2,4 раза (средняя предлагаемая заработная плата — 43 962 рубля).

Если вы устраиваетесь на первую в своей жизни работу, Алина Сибгатуллина советует рассказать в мотивационном письме, где проходили студенческую практику и какими навыками владеете. Если вы учитесь в вузе, обязательно напишите, в каком именно, на каком курсе и каков ваш график.

— Обязательно нужно расписать всю вашу общественную нагрузку. Например, если мы говорим о наших «парт-таймерах»: они работают администраторами в пунктах выдачи. В их задачи входит выдавать заказы, а значит, они — лицо компании. И если мы знаем, что человек, к примеру, выступал на сцене на «Студенческой весне» — он точно не боится людей. А если работал в профкоме организатором — значит, умеет организовать других, соблюдает дисциплину и покажет хорошие результаты. Такого кандидата будем рассматривать в первую очередь, — делится секретами руководитель отдела подбора KazanExpress. — Точно зададим вопрос об увлечениях и хобби — они нам помогут сформировать представление о кандидате в условиях, когда у него нет опыта работы.

Если вы устраиваетесь на первую в своей жизни работу, расскажите в мотивационном письме, где проходили студенческую практику и какими навыками владеете. Реклама. ООО «КЕХ еКоммерц» Максим Платонов/realnoevremya.ru

По данным «Авито Работы», спрос на сотрудников по фильтру «без опыта, студенты» за последний год увеличился в 2,8 раза. Среднее зарплатное предложение для таких кандидатов выросло на 37% и составляет 50 040 рублей.

Общее число опубликованных вакансий в Татарстане выросло в 4,7 раза

Как рассказывает «Реальному времени» региональный представитель «Авито Работы» в Республике Татарстан Наиль Хафизов, в третьем квартале 2023 года в Татарстане на этой платформе разместили объявления на 47% больше работодателей, чем за аналогичный период в прошлом году.

Общее число вакансий выросло в 4,7 раза. Сейчас, в условиях активного развития производства в стране, промышленный сегмент продолжает расти, но вместе с ним увеличивается и спрос на «белых» и «серых» воротничков. Так, за третий квартал в топ самых востребованных сфер по числу вакансий в Татарстане вошли сегменты:

  • производство, сырье, сельское хозяйство — прирост в 5,4 раза;

  • транспорт, логистика, а также сфера строительства — рост в обоих сегментах составил 4,5 раза;

  • домашний персонал — 3,3 раза;

  • управление персоналом — 3 раза;

  • страхование — 3 раза.

Наиль Хафизов отмечает еще и тот факт, что меняются тренды на формат трудоустройства:

— Если раньше подавляющее большинство соискателей были заинтересованы в работе на полный день и до сих пор именно такой график указан в большей части вакансий на нашей платформе, сейчас многие россияне рассматривают возможности частичной занятости и гибких условий труда. В ответ на интерес аудитории работодатели начинают чаще предоставлять возможности такого трудоустройства, и количество объявлений на неполный рабочий день увеличивается. Так, за первое полугодие 2023 года по всей России количество вакансий на неполный рабочий день выросло в 3,7 раза, в сравнении с аналогичным периодом 2022 года.

И если вы ищете работу, то подобрав себе подходящую вакансию на «Авито Работе», сможете с помощью гайда, который подготовило для вас «Реальное время», успешно подготовиться к собеседованию, пройти его — и получить работу мечты! Удачи!

Людмила Губаева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

* «Синие воротнички» — специалисты профессий, в которых используется преимущественно ручной труд. Они заняты в основном в промышленной или производственной сферах.

ОбществоБизнес Татарстан

Новости партнеров