В поисках света под фонарями: на казанских улицах не видно ни зги
Почему ежегодные траты сотен миллионов рублей на освещение татарстанских дорог не приносят видимого результата
Казанские водители жалуются на плохое освещение дорог, которое не позволяет разглядеть ни ямы, ни пешеходов на переходах. На восстановление уличного освещения в населенных пунктах Республики Татарстан в этом году было заключено 12 госконтрактов в общей сложности на 216 млн рублей, и такие затраты на улучшение освещения производятся ежегодно. «Реальное время» разбиралось, почему с наступлением темноты на столичных дорогах при горящих светильниках не видно ни зги, какие требования предъявляются к освещенности улиц и пешеходных переходов и как они у нас выполняются.
«Ловушки» в темноте
— Вчера вечером чудом не сбил пешехода на зебре в центре города! — возмущался Ленар С. в разговоре с корреспондентом «Реального времени». — Просто не увидел мужчину в черной одежде на фоне черного мокрого асфальта, хотя зрение у меня нормальное. На тротуаре вообще было темно, хоть глаз выколи, а на дороге почему-то почти ничего не видно, хотя фонари вдоль нее горели. Фары его осветили, когда он уже на проезжую часть шагнул, в последний момент. Хорошо, я ехал медленно и успел затормозить. Но седых волос у меня наверняка добавилось.
Больше всего Ленара в этой истории возмутил тот факт, что улица, как он выразился, «считается освещенной», но при этом на ней темно:
— Как так получается, что фонари горят, а свет до дороги не доходит? Неужели так должно быть? Существуют, наверное, какие-то нормы?
Страдают от плохой освещенности улиц и сами пешеходы. Жительница Казани Наталья Николаева рассказала, что в центре города, но вдали от туристических маршрутов в темноте едва не поломала ноги, и тоже на «освещенной» улице:
— Тротуар вдоль жилых домов разбитый — ямы да кочки. Вдоль дороги столбы с фонарями есть, но от этих фонарей нет никакого толка. Идешь, словно на ощупь, в мутном сумраке. Ну я в такую «ловушку» и попала носком ботинка и растянулась в грязи. И больно было, и обидно.
А автор этого текста в темноте под фонарями на Сибирском тракте между Компрессорным заводом и пересечением с улицей Журналистов поймала колесом одну из двух легендарных выбоин рядом с решеткой ливнеприемника. Их заделывают по жалобам водителей каждый год по два раза — весной и осенью, но так «хорошо», что они появляются снова. И создают серьезную опасность для движения — достаточно вспомнить, как в мае 2017 года на этом же участке, но на встречном направлении перевернулась, угодив колесом в плохо закрывающийся канализационный люк, «Лада Гранта» — тогда только чудом никто не пострадал.
Травмоопасное время — когда на улицах зажигаются фонари
На пешеходных переходах за январь — сентябрь 2023-го зарегистрировано 291 ДТП, в которых погибли 10 пешеходов и 289 получили ранения. Это меньше, чем за аналогичный период 2022 года: количество ДТП снизилось на 7,3%, число погибших — 16,7%, число раненых — на 8%. Почти 60% из общего количества наездов на пешеходов произошло на нерегулируемых переходах — там, где водитель должен издали увидеть и пропустить пешехода. Получается, не видят?
В 2022 году, согласно отчету ГИБДД, на пешеходных переходах в темное время суток под колеса попали 52 ребенка, один из них погиб, остальные получили ранения. Львиная доля таких ДТП — почти 70 % — произошла на нерегулируемых переходах.
За 6 месяцев 2023-го на переходах было уже зарегистрировано 37 ДТП с детьми-пешеходами: один погиб, 39 получили травмы. На нерегулируемых переходах произошло 25 ДТП, один ребенок погиб, 27 пострадали. Соотношение между общим количеством наездов и количеством наездов на нерегулируемых переходах сохранилось.
— Наиболее травмоопасным днем недели для детей и подростков является вторник. Время суток — с 15.00 до 16.00, — сообщили в ГИБДД.
Это то самое время, когда осенью и зимой становится темно и зажигаются фонари, под которыми ничего не видно.
Операция «реанимация»
Работа по освещению казанских дорог ведется ежегодно, к примеру, в 2020 году Куляжев сообщал об установке 1 300 опор и 1 700 светильников на 70 казанских улицах. А в 2022 году — об установке 7 159 светильников, в том числе — 1 304 светоточек в рамках строительства и реконструкции автодорог. Всего в Татарстане на освещение дорог в 2022-м потратили 212 млн рублей.
Успешный подрядчик из Балтасей
В текущем году, как следует из данных на сайте госзакупок, в республике только на «реанимацию» дорожного освещения должно быть истрачено 216 млн рублей. Речь идет о тендере МУП г. Набережные Челны «Предприятие автомобильных дорог» на поставку светильников и проводов стоимостью 11,12 млн рублей, который выиграло ООО «Татэлектромаш», и 12 тендерах ГБУ «Современные энергосберегающие технологии и инженерные коммуникации» на 205 млн, в борьбе за которые победило ООО «Глобус строй».
Согласно данным сервиса «СПАРК-Интерфакс», это успешное балтасинское предприятие со среднесписочной численностью на конец 2022 года 11 человек, принадлежащее Эльмиру Садыкову, заработало на госконтрактах с Главным управлением инженерных сетей РТ и ГБУ «Современные энергосберегающие технологии и инженерные коммуникации» за последние два года 659,8 млн рублей, причем основная доля этой суммы приходится на подряды на электромонтажные работы. При этом компания, основанная в 2018 году, до 2020-го была «спящей», а затем начала приносить бенефициару заметную прибыль (чистая прибыль по итогам 2021-го превысила 3,5 млн рублей, по итогам 2022-го — 2,2 млн).
Осветите «зебру!»
Как получается, что при непрекращающейся работе исполкома Казани над улучшением освещенности столичных дорог, на них не видно ни зги, остается загадкой. И если плохо освещенная дорога — беда, то плохо освещенный пешеходный переход — практически гарантированная трагедия.
За рубежом, например, в Германии, «зебры» уже давно освещают дополнительно: фонарем сверху, свет от которого охватывает всю площадь перехода, либо световыми гирляндами, протянутыми над переходом. Причем устраивая такую подсветку, там заботятся, чтобы водитель хорошо видел еще и тротуар перед переходом — и тех, кто может резко шагнуть, а то и выехать на проезжую часть на велосипеде или самокате.
О важности такого подхода в организации пешеходных переходов автору этого материала еще в 2015 году говорил занимавший тогда должность главного специалиста отдела безопасности дорожного движения Дирекции финансирования научных и образовательных программ БДД РТ Рауль Тинчурин. Но 8 лет назад мы с ним сумели найти в Казани лишь одну идеально освещенную улицу — Кремлевскую, и с тех пор ситуация не изменилась. Хотя подобные переходы появились во многих российских городах — от Омска до московского Строгино.
«Освещение наземных пешеходных переходов должно обеспечивать пешеходам безопасное пересечение проезжей части и возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия, — гласит ГОСТ Р 55706-2013, который устанавливает требования к освещенности проезжей части дорог и тротуаров. — Норма средней освещенности должна быть в 1,5 раза выше, чем на пересекаемой проезжей части. Повышение уровня освещенности достигают уменьшением шага опор, установкой дополнительных или более мощных осветительных приборов со стороны водителя. На дорогах с двусторонним движением осветительные приборы устанавливают перед перекрестком относительно обоих направлений движения».
11 переходам дадут дополнительный свет
«Реальное время» обратилось в исполком Казани с вопросами, на каких городских «зебрах» установлены дополнительные опоры освещения, сколько в городе имеется таких по-настоящему безопасных переходов и планируется ли их оборудование в будущем.
— Все пешеходные переходы в Казани устраиваются в соответствии с ГОСТ 32944-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» и обеспечены необходимым освещением, — ответили в исполкоме. — Опоры освещения ставят вдоль улиц с определенным интервалом так, чтобы не оставалось неосвещенных зон. При выполнении капитального ремонта дороги могут быть устроены новые переходы, и они делаются только в освещенных в достаточной степени местах. В прошлом году 13 пешеходных переходов осветили дополнительно — на пересечениях улиц Карла Маркса и Фукса, Бондаренко и Волгоградской, Серова и Баруди, проспекта Победы и Ломжинской, проспекта Ибрагимова и Гагарина, проспекта Амирхана и Чуйкова, напротив дома №3 по Ломжинской, напротив домов №51 и 55 по Адоратского, №3 по улице Давыдова, №26 по проспекту Амирхана, №1 по Ямашева и №17 по улице Вагапова.
В исполкоме напомнили, что в рамках реализации программы «Ремонт дорожно-уличной сети г. Казани» в 2023 году осуществляется установка 583 опор, 911 светильников, 18 км воздушных линий и 7 км кабельных линий. Стоимость этих работ — 100 млн рублей. Кроме того, в рамках строительства и реконструкции автодорог осуществляется монтаж 3 461 новой светоточки общей стоимостью 320 млн рублей. Общий объем финансирования работ по строительству и реконструкции наружного освещения в городе, по данным исполкома, в 2023 году составит около 700 млн рублей.
— Дополнительное освещение в Казани устанавливается на участках повышенной концентрации ДТП по заявкам районных администраций на основании предписаний ГИБДД, — рассказали в Казгорисполкоме. — В целях повышения безопасности дорожного движения в 2023 году на 76 аварийно-опасных участках проведены комплексные мероприятия, в том числе обустройство проекционных пешеходных переходов на шести участках. До конца года планируется обустройство еще 40 проекционных пешеходных переходов на нерегулируемых участках и дополнительного освещения над 11 пешеходными переходами.
«Реальному времени» сообщили адреса перекрестков, где планируют ярче осветить «зебры», — это пересечения улиц Горького и Гоголя, Маршала Чуйкова и Адоратского, Технической и Модельной, Академика Сахарова — Галии Кайбицкой, Академика Парина — 1-й Калининградской, Чехова и Лесгафта, Сибгата Хакима и Декабристов, Центрально-Мариупольской и Беломорской (у дома №37в), Деловой и 25-го Октября, Аделя Кутуя и Красной Позиции, а также в районе остановки «Сады» на Гвардейской.
«Слепой» город — это характеристика его руководства»
В соответствии с ГОСТ Р 55706-2013, нормы освещенности и равномерности освещения дорог зависят от их категории. Яркость дорожного покрытия должна быть в пределах от 0,2 до 1,6 Кд/кв. м, причем в городе — не ниже 1,6 Кд/кв. м. А нормы освещенности автодорог варьируются от 4 Лк до 20 Лк. При соблюдении этих условий, какова бы ни была категория дороги, водитель сможет заблаговременно увидеть как дефекты дорожного покрытия, так и пешехода на нем. Что касается освещенности тротуара, примыкающего к проезжей части, то ее среднее значение должно быть не менее половины значения средней освещенности на покрытии ближайшей к тротуару полосы движения.
Есть и еще одна проблема, отметил Золотов. В светильниках старого образца, которых в Казани еще много, устанавливают лампы далеко не самого последнего поколения и в светильниках очень часто отсутствует защитное стекло:
— Лампы в них из экономии устанавливают с энергопотреблением ниже, чем это требуется по нормам. В результате они светят, но дорогу не освещают. А на новых дорогах, которые подрядчики сдают с освещением, соответствующим требованиям стандарта, замена светильников на дешевые и более слабые происходит после передачи дорог в эксплуатацию — по мере того, как они перегорают.
И это, подчеркнул, собеседник издания, не голословные утверждения:
— В Иваново и Уфе активисты ФАР проверяли освещенность дорог с люксометром, который предварительно прошел проверку. И оказалось, что в 90 процентах случаев поток света не соответствовал ГОСТу.
Есть и еще один процесс, который ухудшает ситуацию с освещенностью дорог — это, как ни странно, их реконструкция. Дмитрий Золотов напомнил, что обычно после расширения дороги, на которой светильники установлены с одной стороны, противоположная ее сторона тонет во тьме, а при расширении дороги с освещением по обеим сторонам свет перестает доходить до середины дороги.
— Я обращался по поводу плохой освещенности дорог и отсутствия освещения на ряде улиц к главе Чеховского района Московской области, и он ответил мне, что не может изменить ситуацию, потому что на это не хватает денег, — говорит представитель ФАР. — Такая же история и в Казани, и в целом по Татарстану. Но разве это нормально, когда из-за экономии и нерационального использования бюджета в городе создается опасная для жизни и здоровья людей ситуация, когда они могут погибнуть на неосвещенной дороге или искалечиться в темноте на плохом тротуаре? Почему-то же находятся средства на освещение Кремлевской набережной, туристических объектов — разве безопасность жителей не важнее? Освещение в населенном пункте — это своего рода маркер уровня его достатка, качества жизни жителей и качества работы властей. «Слепой» город — это характеристика его руководства!
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.