Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Крымского ханства. Часть 2-я

Из истории крымских татар, династии Гераев и потомков Джучидов

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Крымского ханства. Часть 2-я
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Одним из крупнейших государств, наследников Золотой Орды, было Крымское ханство — часть большого этнокультурного пространства на обширном участке Евразии. Ханы из крымской династии Гераев являлись потомками Джучидов, поэтому их представители правили в Казанском и Астраханском ханствах. Институт истории им. Марджани выпустил новое издание пятитомника «История крымских татар». Третий том посвящен одному из ключевых исторических этапов развития этого народа — периоду Крымского ханства (XV—XVIII вв.). Полных и завершенных исследований по крымским татарам до сих пор не было, новая книга татарстанских авторов заполняет некоторые пробелы в истории этого тюркского народа.

Начиная со второй половины XV и до конца XVIII столетия получают развитие производство войлока и шерсти, выделка и изготовление изделий из кожи и сафьяна, производство седел, художественная обработка металла (изготовление оружия, ковка, чеканка, ювелирное дело), ткачество, художественное шитье (вышивка, аппликация, шитье жемчугом, бисером и др.), художественные работы по камню и дереву (резьба, роспись, инкрустация) и многое другое.

Региональные художественные особенности изделий и предметов этого времени отражали симбиоз традиций, этнических корней соседних народностей, культурных влияний, передававшихся во времени и, прежде всего, эстетику ислама, ставшего национальной религией крымских татар. Декоративные традиции главным образом складывались за счет произведений-стереотипов, содержали унаследованные знания о технико-эстетических свойствах материалов и соответствующем комплексе закономерностей, приемов и средств художественной выразительности. В период существования Крымского ханства плавно переходят и продолжают свое развитие многие традиции, художественные приемы, техника исполнения и орнаментация золотоордынского периода. С образованием государственности при ханском дворе появляются различные цехи, в том числе вышивальщиков, ювелиров, медников, войлочников, ткачей и др., которые в первую очередь обслуживают нужды царствующей семьи и богатой прослойки населения. В этот период высокохудожественные образцы ремесла, производившиеся в цеховых мастерских проникают в Россию и Европу. Наряду с цехами, производят продукцию декоративно-прикладного искусства и множество мастеров-кустарей.

Хозяйственная деятельность крымских татар, основанная на скотоводстве, определила роль и значение технических культур, которые составили основополагающее звено в системе жизнеобеспечения. Разведение мелкого рогатого скота, дающего шерсть, а также наличие местных растительных и минеральных красок способствовали производству войлока, изделий из шерсти, ковров. Дошедшие до нашего времени сведения о крымскотатарском производстве войлока и ковроткачестве ханского периода чрезвычайно скудные. К ним относятся упоминания Клавихо в «Истории Темур-бека» о существовании в XIV начале XV в. в кочевых сельбищах цехов ремесленников, изготовлявших войлоки и ковры, Эвлии Челеби о ремесленниках-изготовителях молитвенных ковриков Кафинского эялета в XVII в. С начала XVIII века в Крыму производились килимы (безворсовые ковры) высокого технического и художественного достоинства.

Из ханских ярлыков раннего периода и кадиаскерских записей (книги шариатских судей) известно, что во времена Крымского ханства существовали цеха войлочников кечеджи и торбочников мутафчи. С этого времени производство войлока, сукна, торб и ковроткачество упоминаются как сугубо мужское занятие, выполняемое ремесленниками-кустарями. Войлок производили как однотонный, так и цветной, украшенный аппликацией, набойкой или вышивкой. Изготовляли разнообразные виды изделий: пеструю кошму, нашивной, аппликативный войлок, который был распространен не только среди степных, но и среди горных татар, а также караимов и армян Крыма. Аппликативная техника, применявшаяся для выделки так называемых «ковров-парохетов», очевидно, была заимствована из Закавказья, Турецкой Армении и Ирана. Такими коврами полностью покрывали стены комнат. Орнамент на них выполнялся исключительно растительный. Ковер-парохет украшал кабинет Каплан Герай-хана в Бахчисарайском ханском дворце. Аналогичные ковры в Крымском ханстве украшали стены караимских кенасс и армянских церквей.

использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Заметное место в домашнем производстве занимало изготовление из шерсти сукна. Ткали как грубошерстное сукно для верхней одежды, так и тонкое для нательной. Тканье сукна проводилось на том же стане и теми же приемами, что и холст: простым полотняным переплетением. Сукно изготовлялось обычно черного, бурого и реже синего, розового, зеленого и белого цветов. Нарядным считалось тонкое цветное сукно, использовавшееся для покрывал обводных диванов, головных уборов, чулок, накидок фередже (розового, зеленого и белого цветов), надеваемых женщинами при выходе из дома. Из сукна шили головные уборы, короткие куртки, узорные жилеты, шальвары и обувь, которые часто украшались набойкой или вышивкой, расшивались мишурой.

К достижениям художественной культуры времен Крымского ханства можно отнести узорное ткачество, которое носило в основном характер домашнего ремесла, берущего начало еще со времен кочевнического хозяйства. Степные татары были кочевниками в значительной своей массе еще в XVI в., отчасти оставались ими и в ХVII в. После перехода к оседлому образу жизни, они еще долго сохраняли обычай украшать мазанку или каменный дом домотканым текстилем по образцу кибиток, особенно в свадебный период. Изготовление полотна и его художественное оформление существовало как в форме домашних занятий, так и в виде промыслов.

Тканые и вышитые изделия очень ценились, их берегли и передавали по наследству, использовали в бытовых обрядах и обычаях. Декоративные полотенца, покрывала, скатерти, головные платки, безворсовые ковры и некоторые другие вещи входили в приданое невесты и являлись свидетельством ее мастерства и трудолюбия. Часть этих изделий связывалась со свадебным ритуалом, дарилась жениху и его родственникам. Одаривали во время обрядов по случаю смерти кого-либо или рождения ребенка. Некоторые изделия, особенно декоративные полотенца, служили в качестве приза победителям на ежегодных весенних празднествах, свадьбах и других торжествах.

По сути, вся мягкая утварь, использовавшаяся в бытовом ансамбле, была связана с широко распространенными узорным ткачеством и вышивкой. В письменных источниках XVII в. встречаются упоминания о множестве искусных ткачей г. Кафы, а также замечание Э. Челеби о том, что «ни в одной стране не может быть таких тканей с белой кромкой и разноцветных рубашек, как в этом Сарае» (автор имеет в виду Бахчисарай). Упоминание об изготовлении в 1634 г. тончайшего льняного полотна встречается в записках у бывшего префекта Кафы д'Асколи Дортелли.

Во времена крымских ханов в числе ремесленных цехов ткачи безазы и вышивальщики казазы занимали почетное место. Их привилегированное положение объяснялось тем, что они обслуживали ханский двор, всю придворную знать, беев и мурз, высшее духовенство и работали еще на внешний рынок. Занятия ткачеством и вышивкой-шитьем в домашнем хозяйстве считались очень почетными не только для простых женщин, но также и для ханских жен, фавориток, жен беев и мурз. Ткани для одежды, интерьера и отчасти ритуального назначения использовались в украшении внутреннего пространства жилища. Ткачество всегда производилось на ручных станках, независимо от того выполнялось оно домохозяйками или в ремесленных цехах. Что же касается стойкости приемов производства, то в 1830-е гг., как отмечал А.Н. Демидов, оставшиеся ремесленные заведения сохранили в Крыму свою первоначальную простоту, и в Бахчисарае изготавливали такие же изделия, что и за 200 лет до него.

realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Удивительные, сложные, многоцветные орнаментальные композиции крымскотатарского узорного ткачества атма къыбрыз (кипрское тканье) украшали бытовые изделия небольшого размера: концы декоративных полотенец различного назначения, реже скатерти, настенные полотенца, салфетки для посуды, а также элементы одежды концы мужских свадебных поясов. Узорное ткачество къыбрыз, идентичное ткани кавказских паласов, выполнялось по счету нитей основы, являясь образцом совершенного орнаментального двухстороннего тканья. Отличительной особенностью тканья являлись ступенчато расположенные отверстия чильтер, образующиеся в местах поворота нитей в пределах узора.

Особое внимание не только специалистов, но и просто любителей истории и искусства привлекает вышивка крымских татар. Среди этнографических собраний в музеях Крыма, Санкт-Петербурга, Москвы и в частных коллекциях вышивка конца XVIII—XIX вв., сохранившая технические и художественные качества времен Крымского ханства, составляет значительную часть, что говорит не только о ее широком распространении в быту крымских татар, но и большой художественной ценности. Во времена Крымского ханства вышивка достигла наивысшего расцвета за счет качества исполнения и материала, тонкого подбора цветового сочетания.

Сложившийся во времена Крымского ханства интерьер жилых помещений, ограниченный минимумом мебели, компенсировался украшением его большим количеством тканых и вышитых изделий, размещение которых имело свои традиции. Полочки для посуды, средняя часть стен и простенки между окнами украшались полотенцами. Вышитые подзоры опоясывали верхний периметр стен. Накидки на детские колыбельки, сложенные горкой постели, подушки для обводных диванов, а также различные скатерки и полотенца на посуду украшались художественной вышивкой. Во время свадебных торжеств из сундуков извлекались наиболее ценные образцы. Весь дом завешивался вышитыми и ткаными изделиями, выполненными новобрачной. Вышитые изделия в качестве подарков раздавались на свадьбах, в качестве благодарности и платы на похоронах тем, кто опускал покойника в могилу. В костюмном комплексе вышивка была привилегией женской одежды. Она исполнялась на платье, нагрудниках, фартуках, нарукавниках, украшала различные типы головных уборов, обувь. В мужской одежде вышивка применялась реже. Расшивались узорами лишь фески, свадебные пояса, подвязки для носков, изредка свадебные рубахи.

В орнаментации предметов бытового назначения и одежды для крымскотатарского шитья характерно большое разнообразие типов вышивки и одновременное сочетание нескольких из них в одном изделии. Шитье выполнялось как двустороннее, так и одностороннее. Двусторонний вид шитья составляли глухая гладь, счетная вышивка и шитье битью. Односторонний — высокое шитье золотом, шнурками, тамбурная вышивка, аппликационное шитье, шитье блестками пул, бисером, жемчугом и драгоценными камнями.

Глухая татарская гладь (татар ишлеме), счетная вышивка (эсап ишлеме) и шитье на проем плоской пластинкой (телли) являлись типом двустороннего шитья, характерного для Крыма. Потребность в просмотре вышивки с двух сторон диктовалась практическим применением изделий: различные полотенца, сложенные вдвое, один край над другим, развешивались на стенах; при ношении головного покрывала шербенти и пояса учкъур просматривались обе стороны концов изделий. Вышивки, выполненные этими швами, имели всегда особенно нарядный вид.

Высокое шитье золотом (мыхлама) использовалось в деталях одежды и предметах, у которых изнаночная сторона не просматривалась. С такой вышивкой выполнялись вещи для торжественных случаев: женские шапочки, манжеты на рукава, подвязки для носков, жакеты, праздничная одежда и обувь, а также футляры для Коранов, часов, шкатулок, кисетов для табака.

realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Во времена Крымского ханства золотым шитьем расшивались чепраки для лошадей, походные палатки ханов, одежды хана и придворной знати, настенные коврики с изречениями из Корана, большие пристенные подушки обводных диванов для ханского дворца. Исполнение таких громоздких предметов, требовавших силы и выносливости, возлагалось на мужчин-вышивальщиков, объединенных в специальные цехи. С падением ханства цехи распались, но высоким шитьем небольших вещей в домашних условиях продолжали заниматься женщины.

Предварительный настил придавал высокому шитью золотом выпуклую форму и накладывался по рисунку, нанесенному на ткань. Выполнялся он несколькими способами. В изделиях XVI—XVII вв. в качестве настила встречается крученая овечья или верблюжья шерсть, применявшаяся еще в средневековье. В XVII—XVIII вв. шерсть заменяет шелк. Толстые крученые нитки желтого цвета подкладывались под золотые, а белого — под серебряные нити, что позволяло сохранить общую гармонию колорита в случае осыпания металлической нити на сгибах.

Во времена Крымского ханства изделия с вышивкой выполнялись на легких, тонких и ровных домотканых тканях. Для вышивки использовали шелковые нитки плотные и крученые, не линяющие при стирке, золотые и серебряные нити на шелковой основе, пластинки золота и серебра, не терявшие блеска со временем. Техника и исполнение не позволяли отличить изнанку от лица. Все вышиваемое пространство предмета густо заполнялось узором с выразительными линиями основного рисунка. Часто в одном изделии использовалось большое разнообразие швов. Нити применялись мягких тонов со множеством оттенков, которые незаметно переходили один в другой. Татарское полотно, вышитое шелками, было настолько прочным, что сохранялось веками.

Cамыми распространенными после вышивки видами декоративно-прикладного искусства в Крымском ханстве были обработка металла и ювелирное дело. Уже в XV в. в Крыму применяли почти все способы художественной обработки металла: чеканку, гравировку, ажурную резьбу и пр. С расцветом оружейного дела были связаны золочение и серебрение цветных металлов. Изготовление богато орнаментированного оружия достигло высокого расцвета в XVII—XVIII вв. Оно было известно во всем мире и массово вывозилось в другие страны. Различные виды холодного и огнестрельного оружия (сабли, кинжалы, ружья, ножи, топоры и т. п.), изготовляемые в крупнейших центрах этого вида ремесла Карасубазаре и Бахчисарае, были одной из важных статей экспорта. Здесь работали мастера, изготовлявшие «богатые сабли с прекрасными клинками»; ружья, инкрустированные костью; ножи «из весьма прочной стали». Утонченные, с хорошим боем пистолеты и ружья были удобны для ношения. Их рукоятки и приклады выполнялись из ценных пород дерева с инкрустацией. Рукоятки сабель и кинжалов инкрустировались моржовой костью и рогом, а клинки серебряной и золотой насечкой. Богато украшенное оружие специально изготовлялось для использования в официальных церемониях двора, а также для преподнесения в качестве подарка иностранным правителям, послам и т. п.

Изделия из металла изготовлялись как в ремесленных мастерских, так и кустарями-одиночками. В татарском войске в XV в. имелись кузнецы, оружейники, изготовлявшие луки, сабли, очень ценившиеся кольчуги из колечек.

Металл применялся также в изготовлении посуды, различных бытовых и ритуальных предметов, ювелирных украшений. Многие из них орнаментировались как простыми, так и сложными узорами, выполненными чеканкой, гравировкой, чернением, насечкой, ажурной и зубчатой резьбой.

Бытовая утварь в основном изготовлялась медно-чеканной и лишь небольшая ее часть литой, характеризуясь большим разнообразием форм и наименований. На изготовление кухонной утвари, предметов сервировки стола, осветительных приборов и т. п. ремесленниками широко использовалась красная медь, имевшая красивый золотисто-желтый цвет. Латунь использовалась для производства самых разнообразных предметов: ритуальных сосудов, банных и умывальных тазов, кувшинов и т. п. Готовая продукция мастеров-медников подвергалась лужению изнутри, а иногда и снаружи, и только после этого использовалась в быту.

realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Во времена Крымского ханства орнаментация медно-чеканной утвари достигла наибольшего расцвета. Украшали посуду двумя основными способами: орнаментацией растительным, геометрическим и эпиграфическим орнаментами в различных техниках (гравировка, тиснение, чернь и т. п.) и способом насечки в сочетании с ажурной резьбой. Большое место в декоре занимала эпиграфика. Узорное арабское письмо в руках искусных мастеров превращалось в орнаментальные фризы и медальоны, встречаемые почти на всех предметах. В них включались дата создания данного изделия, имя мастера, изречения из Корана, а часто и стихи. Богато оформленная утварь служила украшением интерьера, являлась показателем состоятельности ее владельца. Хорошо начищенная, она ставилась на настенные полочки для всеобщего обозрения. Изящная медная посуда была в кофейнях, восточных банях; у фонтанов висели металлические кружки для питья воды и сосуды для омовений.

Глубоко самобытным и традиционным видом искусства в Крымском ханстве являлось производство ювелирных украшений. Ювелирные мастерские располагались на центральных улицах городов, а особенно в большом количестве в Бахчисарае и Карасубазаре. Крымскотатарские мастера изготовляли ювелирные изделия, используя такие традиционные способы художественной обработки металла, как чеканка, гравировка, штамповка, скань, зернь, литье.

Цехи ювелиров-филигранщиков, чеканщиков и литейщиков, объединенные в стройную организацию с главой цеха, его помощником и старостой-посыльным, имели производственный статут, созданный на основе мусульманского кодекса. Цехи обслуживали бытовые потребности татар на внутреннем крымском рынке, и только четвертая часть продукции вывозилась за пределы Крыма. Однако наряду с цехами было много ювелиров кустарей-одиночек, также выполнявших свои изделия для потребностей внутреннего рынка.

Больших технических и художественных достижений татарские ювелиры добились в искусстве скани. Для памятников XVIII в. характерна высокая плотность заполнения, равномерность его распределения между ведущими крупными завитками, чистота пайки и в целом отделки узоров. Красота ювелирных изделий зависела от искусства исполнителя. Для произведений лучших изделий ювелирного искусства характерны изящество, уравновешенность и точность изображения, многочисленные детали, многовариантность. Однако при всем многообразии техник филигрань была наиболее распространенной техникой у ювелиров. Самые ранние изделия в технике фоновой филиграни известны по найденным на территории Крыма изделиям золотоордынского периода. Эту технику в сочетании с эмалью применяли в XV первой половине XVII вв., что видно на пуговице и застежке саадака из Оружейной палаты Московского Кремля. Со второй половины XVII в. появляется ажурная филигрань, что подтверждается сохранившимися образцами в музеях Крыма, Санкт-Петербурга, Москвы.

Ювелирное искусство было связано с созданием многообразного комплекса традиционных украшений, художественные качества которых определялись народными представлениями об их практическом и эстетическом совершенстве. Стремясь отразить потребности и интересы людей, оно способствовало формированию в творчестве татарских ювелиров общих эстетических критериев единства стиля. Глубокая традиционность находит выражение в устойчивом сохранении наиболее характерных форм, мотивов, узоров. Широкое использование цветочно-растительного орнамента, традиционных геометрических мотивов, богатый и выразительный ритмический строй орнамента, цветовые акценты из самоцветов отличают ювелирные изделия Крымского ханства особой поэтичностью и выразительностью.

использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Глубоко традиционной в декоративном искусстве крымских татар является резьба по камню. Она получила бурное развитие в конце XVI—XVIII вв. в украшениях малых архитектурных форм, частично в монументальной архитектуре. Прекрасные по декоративному убранству и объемно-пространственному решению, надгробия, фонтаны, порталы архитектурных сооружений раскрывают многовековую и высокую культуру художественной обработки камня, сформировавшуюся в своеобразный художественный стиль, который в разные исторические эпохи выражался по-разному.

Важнейшей составной частью камнерезного искусства мусульманского Крыма являются надмогильные камни и сооружения (саркофаги), получившие распространение уже в золотоордынский период и ставшие массовыми художественными произведениями в период Крымского ханства. Специфика таких сооружений заключалась в их синкретическом характере: одновременное сочетание архитектурной формы, пластического резного орнаментального декора, иногда дополненного полихромией, и поэтического текста, выполненного каллиграфическим почерком, мастерски вписанным в узор. Уже к XVII в. появляется большое разнообразие пластических форм надмогильных сооружений: столбы различных очертаний; круглые колонны с куполообразным завершением; плоские стелы с цоколем или без цоколя; сложные конструкции, соединенные между собой цепями или оградой; разнообразные саркофаги. Многообразие памятников усиливалось разнообразием используемого камня: мрамора, белоснежного известняка, розового ракушечника, темных пород гранита и диорита. К концу XVII началу XVIII вв. получают распространение саркофаги, которые чаще всего устраиваются полыми в середине, а в торцах венчаются овальными или плоскими стелами, завершающимися головными уборами в виде тюрбанов, напоминающих человеческую голову. Увеличивается количество памятников из мрамора, которые украшаются пышной резьбой цветочного орнамента. Эпитафии на памятниках становятся выразительнее, поэтичнее, включают цитаты из Корана, сообщения о погребенных. Арабское письмо становится важным художественным средством. Значение слова раскрывается в единстве архитектурной формы и резного декора.

Камнерезное искусство Крымского ханства ярко проявилось в архитектуре малых интерьерных фонтанов, устраиваемых в различных беседках, гостиных и т. п. Фонтаны выполнялись в основном из мрамора с камнерезным орнаментом, включающим бордюры с растительными мотивами. В некоторых случаях дно резервуаров украшалось изображением рыб и птиц. В XVIII в. появляется новый тип фонтанов сабиль питьевой фонтан в виде пристенного или отдельно стоящего сооружения с арочной нишей и чашами, из которых медленно стекает вода в раковину-бассейн. Сабиль фонтан-символ, отражающий философию Корана и вечного бытия. Здесь мастер в качестве символов использует изображение пятилепесткового цветка лотоса, улитки на дне бассейна, числа три, девять, чаши, образующие зигзагообразные лестницы и др. Эпиграфика фонтанов несет в себе информацию двух уровней: фонтана как источника жизни и очищения, сакральный характер которого отражает культурные традиции ислама, и фонтана-книги, понимаемого посвященными. Внешний, целостный образ его воспринимается как страница Корана с унваном, венчаемая алемом. Кораническое письмо на фонтанах не только подчеркивает этот целостный образ книги, но и само несет его аналогично тому, как несли такие же надписи на зданиях, оружии, предметах быта. Сочетая в себе сакральную основу философии Корана, поэтическую эпитафию, исполненные из мрамора и испещренные резным орнаментальным декором, крымские фонтаны типа сабиль выполняют роль мемориала, напоминающего о быстротечных радостях жизни, о неизбежной разлуке, о райском блаженстве загробного существования душ праведников. В этом они сходны и духовно родственны с надмогильными памятниками.

realnoevremya.ru

К XVIII веку камнерезное искусство малых архитектурных форм и монументальных сооружений развивается по линии нарастания барочной пышности, расцвету которой способствовали развитые связи крымских ханов с западноевропейскими странами, в частности с Францией, а также активное внедрение ими предметов западноевропейского декоративно-прикладного искусства в быт и интерьеры дворцов и домов богатого сословия. Сочетание турецких и западноевропейских элементов приводит к тому, что формы памятников становятся более сложными, затейливо-вычурными, перегруженными орнаментально-каллиграфическим декором.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство крымских татар получает наивысший расцвет во времена Крымского ханства в XVII—XVIII вв. Большую роль в этом сыграла Османская империя, на которую ориентировались и которой старались подражать крымцы и в первую очередь крымские ханы. Стремление приблизиться к богатству и величию турецких султанов к концу XVII началу XVIII вв. привело к широкому распространению позолоты камнерезных орнаментов малых архитектурных форм, к использованию золота и серебра в изготовлении столовой утвари, предметов обихода и особенно ювелирных украшений, увеличению элементов орнамента в вышивке, выполненных золотыми и серебряными нитями.

На всем протяжении существования Крымского ханства, развиваясь в тесной связи с исламом, крымскотатарское народное искусство выступает прежде всего как мусульманское, особенно близкое к османской культуре и культурам народов России, входящих в исламский ареал. Вся его специфика, иконография, выразительность орнаментально-каллиграфической системы, типология культовых архитектурных сооружений сложились на основе наследия местных культур, новых форм в искусстве и архитектуре золотоордынского периода и культурного влияния Османской империи. В то же время происходит значительный, по сравнению с предшествующим периодом, скачок, связанный с расцветом светской культуры, развитием нового стиля в искусстве и оставивший нам наиболее выдающиеся произведения.

Авторский коллектив Института истории им. Ш. Марджани
ОбществоИсторияКультура

Новости партнеров