Доживем до понедельника: почему аварийные службы Казани не устраняют аварии в нерабочее время

В выходные и праздники подрядчики управляющих компаний перекрывают вентили вместо ремонта отказавших инженерных сетей

Доживем до понедельника: почему аварийные службы Казани не устраняют аварии в нерабочее время
Фото: realnoevremya.ru/Артем Гафаров

С жалобой на работу аварийных служб по обслуживанию жилого фонда Казани в редакцию нашего издания обратились жители нескольких домов. Казанские аварийщики, по их словам, по вечерам и в выходные дни не ликвидируют аварии на сетях, а ограничиваются поворотом вентиля — перекрывают воду и оставляют решение проблемы до начала рабочего дня. В ответ на многочисленные жалобы населения — в подрядных организациях предлагают дождаться будней. Насколько это законно, каков полный перечень обязанностей аварийной бригады и в какие сроки должны устраняться коммунальные аварии в многоквартирных домах, выяснило «Реальное время».

Мокрое воскресенье и «вонючий» праздник

Утро воскресенья, 15 октября, у жителей дома №20 по улице Советской в Дербышках началось с потопа. Как рассказала «Реальному времени хозяйка квартиры, расположенной на первом этаже, вода потекла с потолка около 11:00, и она сразу позвонила в аварийную службу:

— Приехала бригада и выяснила причину протечки. Оказалось, что в трубах на втором этаже случился засор. Сначала затопило полы в их квартире по щиколотку, а через перекрытие вода пошла к нам. Что сделали аварийщики? Просто перекрыли водопроводный стояк и уехали.

Аварийщики перекрыли водопроводный стояк и уехали. realnoevremya.ru (архив)

В диспетчерской жильцам сообщили, что воду дадут лишь в понедельник. Естественно, оставшись без запасов, люди возмутились столь долгому ожиданию устранения аварии. После их жалоб бригада вернулась, но только для того, чтобы открыть стояк, и прервавшийся было потоп вновь возобновился. «Я опять бегом звоню, а диспетчер еще и упрекнула меня: ну вы же сами жаловались, что без воды остались. Как будто я эту воду через потолок просила», посетовала женщина.

После третьего звонка в «аварийку» и небольшого скандала слесари приехали и начали пробивать в канализационном стояке дырку — самодельную ревизию, через которую и «пробили» засор. К вечеру вода потекла уже из кранов, дошла и до верхних этажей.

— Это не первый раз, когда вся работа аварийной бригады сводится к тому, чтобы перекрыть вентиль и оставить все, как есть, до рабочего дня, — говорит жительница дома. — У нас однажды случилась авария в подвале на ноябрьские праздники, и мы четыре дня жили в жутком смраде, потому что стоки затопили подвал, и никто их не откачивал. По логике, аварийные бригады на то и существуют, чтобы оперативно устранять аварии, а если они этого не делают, зачем они нужны?

«Управляющие компании самостоятельны»

— Аварийная служба нужна для того, чтобы установить факт возникновения аварийной ситуации, правильно оценить масштаб, определить причину, а также способы устранения аварии и своевременно привлечь необходимые ресурсы для ее ликвидации, — ответили в Казгорисполкоме на вопрос «Реального времени», зачем нужна аварийная служба, если она просто перекрывает вентиль. — Аварийная служба не всегда может устранить аварию сразу же по прибытии на место. Сроки ликвидации аварии зависят от целого ряда факторов: характера повреждения, наличия необходимых ресурсов для устранения причины аварии, возможности доступа в квартиры собственников.

И сослались на то. что быстрому устранению аварии могут мешать сами жители — например, не пускать рабочих в квартиру, и объективные причины:

realnoevremya.ru/Максим Платонов

— Если собственник не предоставляет доступ к стояку, дело решается через суд (направление уведомлений, судебный процесс, исполнение решения службой судебных приставов). Если предоставляет, но доступ сопряжен с порчей ремонта, ущерб должен компенсировать причинитель вреда (тот, по чьей вине произошла авария) — его, так же как и размер ущерба, тоже устанавливает суд... Если, например, случился порыв на разводящем трубопроводе в подвальном помещении, то те или иные меры по ликвидации аварии предпринимаются в зависимости от того, из какого материала выполнен разводящий трубопровод. Если из стали, то, как правило, необходимо привлечение сварщика. Если из полипропилена — слесарь может устранить аварию путем частичной замены трубопровода без перекрытия водоснабжения во всем доме. Если аварийная служба не может устранить аварию своими силами, тогда она привлекает для этого аварийные службы соответствующих ресурсоснабжающих организаций.

В исполкоме также сослались на Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354, согласно которому исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение — с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации без предварительного уведомления потребителя.

Также нам процитировали постановление Госстроя, изданное в 2003 году. в соответствии с которым «Заявки на неисправность инженерного оборудования (в т. ч. на общедомовые инженерные сети водоотведения) или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение». И привели Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные 15 мая 2013 г., которые предусматривают «устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения».

И еще в исполкоме напомнили, что «управляющие компании являются самостоятельными юридическими лицами, не входят в структуру органов местного самоуправления, поэтому муниципальный орган не вправе вмешиваться в их административно-хозяйственную деятельность».

Норма — 4 часа

Согласно утвержденным российским правительством Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, допустимая продолжительность перерыва в водоотведении и водоснабжении — «не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца и 4 часа единовременно (в том числе при аварии)».

Исключение составляют аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения, о которых здесь речь не идет — тогда сроки регулируются требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений.

К вечеру вода потекла уже из кранов, дошла и до верхних этажей. realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

«Воду перекрыли по просьбе жильцов»

«Реальное время» обратилось в обслуживающую дом №20 подрядную организацию — ООО «Гранит» с вопросом о причинах несоблюдения Правил сотрудниками аварийной бригады.

— Дело было не так, — изложил свою версию событий в доме №20 директор ООО «Гранит» Марат Шакуров. — Первая заявка из этого дома была зарегистрирована в нашем журнале в 14:20. Ребята поехали туда и полтора часа чистили засор. Они говорят, что уехали после того, как убедились, что вода уходила. Доехали до базы — пришел повторный вызов. Вернулись, и поскольку в канализационном стояке не было ревизии* — вновь пробили засор и уехали. Поступил третий звонок — снова вернулись, пробили в стояке отверстие и через него прочистили засор. Но надо было поставить ревизию, и поэтому работы отложили до утра, а воду отключили, поскольку жильцы квартиры, в которой был засор, сами об этом просили.

Руководитель организации добавил, что сейчас в связи с пуском тепла в аварийно-диспетчерскую службу поступает много вызовов, и аварийная бригада просто не успевает их отрабатывать в соответствии с нормативами. А на вопрос, не стоит ли тогда увеличить количество аварийных бригад, чтобы не нарушать установленные нормы, ответил, что «обсудит это с руководством управляющей компании».

«Реальное время» обратилось в обслуживающую дом №20 подрядную организацию — ООО «Гранит». скриншот realnoevremya.ru с сайта 2gis.ru

«Сейчас сложный период»

Гендиректор УК «ЖКХ «Дербышки» Нияз Гиниятов изложил третью версию ЧП 15 октября — как он уточнил, со слов сотрудников подрядной организации. Он сообщил, что аварийная бригада «Гранита» сразу пробила в канализационной трубе отверстие и устранила злополучный засор, но разбухший наполнитель создал подпор воды в старом, намертво вмонтированном в пол унитазе, который невозможно так просто снять, снова возникла течь, и работники подрядной организации еще дважды возвращались на адрес, пока полностью не ликвидировали аварию.

Оставив на совести жильцов и подрядчиков несовпадения в их «показаниях» корреспондент «Реального времени» поинтересовалась у руководителя УК почему аварии в домах не устраняются в нормативные сроки.

— Аварийные бригады устраняют аварии, но сейчас очень сложный период, — заметил Нияз Гиниятов и повторил вслед за Маратом Шакировым, что от жильцов поступает много вызовов с жалобами на холодные батареи, и бригады не успевают выполнить все заявки. — Поэтому главная задача аварийной службы — перекрыть воду, чтобы не допустить намокания конструкций здания и короткого замыкания в сетях.


В управляющей компании и подрядной организации объяснили действия аварийной бригады слишком большим количеством вызовов в связи с пуском отопления. realnoevremya.ru

«Обязаны соблюдать нормативные сроки»

— Подрядные организации обязаны соблюдать нормативные сроки устранения аварий, которые установлены Правилами предоставления коммунальных услуг, — пояснил «Реальному времени» начальник отдела жилищного надзора и лицензионного контроля Госжилинспекции РТ Марсель Низамутдинов. — И если они их нарушают из чисто практических соображений, не ликвидируют аварию, а лишь, так сказать, устраняют причину, из-за которой возникают неприятные для жильцов последствия, например, просто перекрывают воду, чтобы она больше не текла, то они действуют незаконно.

По его словам, в случае с аварией на улице Советской, бригада должна была решить проблему по существу: «пробить засор, убедиться в том, что канализация работает и лишь потом уехать».

Ситуация, когда вызовов много, и бригаду, не успевшую ликвидировать одну аварию, уже вызывают на другой адрес, вполне возможна, говорит он, но тогда эта бригада должна действовать последовательно: перекрыть, к примеру, воду в одном месте, потом в другом, а если надо — и в третьем, а потом ехать по второму кругу и в том же порядке устранять аварии.

Ситуация, когда аварийную бригаду уже вызывают на другой адрес, возможна, но тогда она должна действовать последовательно. realnoevremya.ru/Артем Гафаров

Впрочем, заметил Марсель Низамутдинов, вариант, когда аварийная бригада не может в такой ситуации сделать ничего, кроме как отключить услугу, возможен. Так бывает, когда бригада просто не может попасть к месту аварии. Например, квартира, в которой случился засор или прорыв трубы, заперта, и жильцов найти не удалось, либо ее хозяева отказались допускать аварийщиков к трубам, которые при ремонте наглухо замуровали в стену и закрыли дорогостоящей плиткой. В этом случае должны действовать уже сотрудники и юристы управляющей компании — вскрывать с полицией квартиру, предупреждать «забаррикадировавшихся» жильцов об ответственности, добиваться в судебном порядке допуска специалистов на их территорию. Но это, как говорится, совсем другая история.

На вопрос, часто ли татарстанцы жалуются в ГЖИ на аварийные службы, которые не устраняют аварии, собеседник «Реального времени» ответил, что поскольку с наступлением рабочего дня проблема решается, мало кто подает жалобу. А вот в долгие новогодние каникулы, когда коммунальная «засуха» растягивается надолго и портит все праздники, такого рода претензии в ГЖИ поступают.

___

* Ревизия — специальный элемент в канализационной системе, предназначенный для обеспечения доступа к трубам и устройствам для их инспекции, чистки и обслуживания, обычно представляет собой отверстие со съемной пластиковой или металлической крышкой.


Инна Серова
ПроисшествияУслугиБизнесОбществоВласть Татарстан Город КазаньГосударственная жилищная инспекция ТатарстанаУправляющая компания ЖКХ ДербышкиГиниятов Нияз Вазихович
комментарии 4

комментарии

  • Анонимно 30 окт
    Зачем тогда ежемесячно собирают сотни миллионов , за ТО стояков, ТО систем канализации, ТО ТО итд , куда уходят эти миллионы? В чей карман? Платим за не оказанные услуги едемесячно несколько тысяч. Грабеж на государственном уровне.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    ЖКХ это ОПГ , в счет фактурах постоянно добавляются пункты оплаты всяких систем , газовики сначала добавили ТО , теперь еще и диагностика отдельной графой добавили , отведение сточных вод и т. д . ТО водопровода самое интересное , вместо того отключить стояк , выключают весь дом , на вопрос зачем? , отвечают , что не держит кран стояка , а как же ТО , ответ краны китайские они не выдерживают агрессивную воду и рассыпаются .
    Ответить
  • Анонимно 30 окт
    что-то хорошее есть в нашем жкх?
    Ответить
  • Анонимно 30 окт
    сложный период - любимый аргумент коммунальщиков
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров