Казанцы возмущены результатами «оптимизации» работы «Почты России»
Пока в Совфеде ищут причины образования финансовой дыры в почтовом ведомстве, разбегаются его последние сотрудники
Три дня не мог получить посылку житель Казани в почтовом отделении №420075, хотя ежедневно несколько часов проводил в очереди к заветному окошечку. Но то единственный на все отделение компьютер не работал, то отделение закрывалось раньше, чем подходила его очередь, и лишь вечером четвертого дня клиенту «Почты России» повезло, отстояв огромную очередь, уйти домой не с пустыми руками. История для Казани заурядная — в городе явно не хватает ни почтовых отделений, ни почтальонов. «Реальное время» — о результатах «оптимизации» почты, неработающих нормах и разбежавшихся почтальонах.
«Вот так бывает»
Житель Дербышек Виктор Ильин рассказал «Реальному времени», как убил 4 дня в очереди за посылкой на почте. Первый раз пришел в отделение №420075 на улице Парковой утром 12 октября и простоял там до обеда, которого в официальном расписании не существует. Посылку он не получил, поскольку единственный, как оказалось, на все почтовое отделение компьютер у единственного оператора при попытке оформить документы на выдачу почтового отправления прочно завис:
— Компьютер сломался и все, почта рухнула. Женщина за стойкой сказала, что так бывает, и рекомендовала подождать, пока техника заработает, я ждал до обеда, после обеда снова пришел, но компьютер так и не ожил. На другой день пошел снова и опять напрасно. Мой номер был 65, я простоял 45 минут и опять не дождался. В толпе народ ругался, сотрудница оправдывалась.
Виктор заходил на почту несколько раз в течение дня, поскольку опасался, что посылку отправят назад, ведь срок хранения отправлений на почте ограничен, а времени с ее поступления прошло уже много, с учетом того, что извещение донесли до его почтового ящика не сразу. Но история с неработающим компьютером и на второй день повторилась. И на третий день, хотя компьютер, наконец, заработал, ничего у мужчины не вышло:
— Очередь оказалась огромная, до конца рабочего дня оператор не успела обслужить всех. Только с четвертой попытки получилось. Времени жалко, нервов жалко, да и денег жалко — посылку отправить сегодня недешево стоит, а качество дорогой услуги ниже плинтуса.
Но претензии у Виктора не к конкретному оператору, а к ее руководству: «Разве можно было так сокращать почтальонов? На все Дербышки, которые сейчас обрастают огромными новыми жилыми комплексами, и поселок Киндери, который тоже быстро растет, — два крошечных почтовых отделения, да и там некому работать!».
С дербышкинским клиентом «Почты России» согласна и жительница дома на проспекте Ибрагимова Ирина Николаева:
— Из-за очередей на почте, неработающих компьютеров и нехватки почтальонов я не смогла получить важный судебный документ из Самары. В первый раз извещение о письме в мой почтовый ящик положили накануне дня, когда заканчивался срок хранения. Вынула я его, когда почта уже закрылась, с утра побежала получать в почтовом отделении № 420066 на улице Черноморской — а там говорят, что уже отправили назад. Была и другая история, когда бандероль, которую я отслеживала уже на сайте «Почты России», поступила в отделение, и ее не могли найти. Я пришла с распечатанным бланком, а мне говорят: «Нет вашей бандероли». И таких, как я, в тот день на почте было несколько! А когда мы поскандалили, наши бандероли и письма, хоть и не сразу, но нашлись. Это разве нормально, такой беспорядок в государственной компании? И очереди. У нас старый микрорайон, но в последние годы жилых многоэтажек в нем добавилось. А количество почтовых отделений, обслуживающих граждан, почему-то сократилось. По соседству — на улице Чистопольской — несколько лет назад была хорошая почта, но ее закрыли на ремонт, а после ремонта она стала обслуживать только организации — всех физлиц перенаправили на нашу почту.
В режиме бесконечного ожидания
«Сменился режим работы, с 9 до 19 вместо 8—20 ранее, — год назад оставила на «Яндексе» отзыв клиентка 75-го почтового отделения Элла. — Операторов только два, а народа очень много — очередь до входной двери. Сегодня простояла 40 мин и ушла ни с чем. Оказалось, «зависла» программа. На весь микрорайон это единственное отделение. Работает отвратительно. На Новый год не смогла посылку отправить в другой город».
А 14 октября 2023 года Алина Ахметзянова написала: «Смогла забрать с третьего раза посылку, потому что работала одна работница, остальные якобы были на больничном, но что за посторонние женщины сидели в другой комнате? Причем эта работница орала, что она до 19.00 работает, хотя на входе написано до 20.00. Орала на присутствующих, что не собирается сидеть до 20.00, хотя были люди, которые принесли посылку на 20 кг, и им неудобно каждый день туда ходить и ждать несколько часов, чтобы отправить. Я в очереди стояла 2 часа! Многие не выдерживали, уходили. Если такая проблема с кадрами, надо попросить из другого отделения одного человека и проблемы не было бы».
Тот факт, что отделения «Почты России» корректируют график работы по собственной инициативе, на свое усмотрение и даже не удосуживаясь вывешивать объявления, подтвердила «Реальному времени» жительница Дербышек Алина Каримова:
— Перед тем, как пойти на почту в субботу, я позвонила на «горячую линию» ведомства, и мне сказали, что отделение № 75 работает. Но дверь оказалась заперта.
«Ставлю оценку не сотрудникам почтового отделения, а их работодателю, — высказалась в интернете Венера А. о работе 66-го почтового отделения на Черноморской. — Бедные сотрудники работают на износ, как не прихожу туда вечно очереди, а касс, как всегда работает только две. Зачем тогда, спрашивается, другие окошки, если они никогда не работают? Постоянно очереди, ужас. Никогда нет бумаги в аппарате, который раздаёт номерки. Короче если собираетесь посетить это отделение, приходите на 1—2 часа раньше, чтобы отстоять свою очередь».
«Разгрузите отделение!»
«Обслуживает всегда один сотрудник, хотя имеется три или четыре окошка, — раскритиковал работу казанского почтового отделения №32 Наиль Халиуллин. — Зато зачем-то повесили телевизор, который не работает, и поставили автомат для выдачи талонов на очередь, но она всегда одна. Видимо решили хоть куда-то, но потратить больше денег. Непонятно зачем еще поставили витрины с продуктами и промтоварами, еще бы в дальнем углу сделали разливочную до кучи».
«На протяжении двух месяцев обслуживают посетителей только в одном окне (а их пять), заведующей нет на месте никогда, столпотворение, очень долгое обслуживание. Оператор устраивает себе обед с 12.00, хотя почта по расписанию работает без обеда», — написал 12 октября в отзыве о работе отделения №127 Владислав Т.
«Бедные сотрудники почты! Разгрузите отделение, как не приедешь — вечные очереди, минимум 15 человек», — пожалела операторов этого отделения Полина Володина.
И такие отзывы поступают на работу практически каждого казанского почтового отделения — цитировать дальше просто смысла нет. Достаточно упомянуть о недавнем резонансном случае, когда заключенный из Ямало-Ненецкого автономного округа исправительной колонии №18 засудил татарстанское отделение «Почты России» за то, что письмо, которое отправила ему мать, пришло с нарушением контрольного срока доставки. Мужчина получил его спустя 36 дней.
Операция «оптимизация»
— У нас провели оптимизацию — сократили количество сотрудников и рабочих мест, — рассказала «Реальному времени» бывшая сотрудница отделения №420066 Разия Х. — Пообещали: если оставшиеся будут хорошо работать, заработок увеличится. А на деле оклады уменьшились, и чтобы заработать премию и доплаты к окладу, надо не хорошо работать на своем месте, а хорошо «впаривать» посетителям товары, которые нас обязали продавать в процессе приема и выдачи почтовых отправлений. От стирального порошка и круп до консервов и подсолнечного масла! Но человек-то на почту пришел, а не в магазин! Молодых посетителей предложения купить что-то раздражают, им надо поскорее получить-отправить свои письма и посылки и уйти. Пожилые же смотрят на наши цены и идут за покупками в соседний сетевой магазин. Всего-то и нужно выйти из дверей почтового отделения и зайти в дверь рядом — там и выбор товаров шире, и цены ниже. В итоге, когда торговля на почте у меня не пошла, а зарплата упала ниже плинтуса, я в этот соседний магазин и ушла работать. Торговать так торговать, здесь и зарплата выше.
Раскрыла Рамзия и секрет Полишинеля о причинах, по которым извещения о посылках и письмах доставляют в почтовые ящики к моменту, когда срок их хранения на почте истекает:
— Сотрудников в отделении мало, сортировать почту с трудом успевают, а разносить ее за гроши желающих и вовсе нет. Тем более что участки укрупнили из-за дефицита почтальонов. Так и выходит, что разносят извещения и письма пока еще оставшиеся на работе почтальоны один раз в несколько дней.
А еще, добавила она, почтальоны из-за всего этого лишились приработка. Раньше они зарабатывали премии, оформляя подписку на периодические издания, но в последние годы желающих получать за немаленькие деньги протухшие печатные новости практически не осталось:
— Люди старшего поколения долго не отказывались от любимых газет, хотя цена на подписку год от года росла. Но из-за нехватки почтальонов эти газеты стали доставлять подписчикам пачками — один раз в неделю. А кому интересно читать про то, про что ты неделю назад репортаж по телевизору посмотрел? И сегодня, я уверена, желающие читать газеты на бумаге не перевелись. Но они ушли в интернет из-за некачественной и дорогой услуги.
По правилам — не дольше 15 минут
Согласно Правилам территориального распределения отделений почтовой связи акционерного общества «Почта России», утвержденным российским правительством осенью 2020 года, «среднее значение зоны охвата (радиуса обслуживания) территории, обслуживаемой отделением почтовой связи, должно составлять до 1,5 тыс. метров в городских населенных пунктах и до 10 тыс. метров в сельских населенных пунктах», и в Дербышках оно почти соблюдается — расстояние по прямой от почтовых отделений до самых отдаленных точек микрорайона если и больше полутора километров, то на считанные метры.
В отличие от сельской местности, где «количество отделений почтовой связи должно определяться из расчета обслуживания не более 5 тыс. человек населения одним отделением» для города нормативная «нагрузка» на одно почтовое отделение не установлена. Видимо, поэтому в растущих как на дрожжах казанских микрорайонах количество отделений не только не растет, но и иногда сокращается.
При этом за соблюдением пункта 6 Правил почему-то никто всерьез не следит, хотя он прямо запрещает вышеописанные безобразия со стоянием в очередях с утра до обеда и с обеда до закрытия: «Отделения почтовой связи должны размещаться c учетом их равномерной загрузки с учетом плотности населения и основных потоков его движения, обеспечивающей максимальный срок ожидания в очереди пользователей услуг почтовой связи не более 15 минут».
Большая озабоченность и маленькая зарплата
Операция «оптимизация» и стремление перевести на коммерческие рельсы (возведенная в обязанность почте торговля ширпотребром) практически довели до финансового краха учреждение, которое обеспечивает связь граждан с государственной властью (судебные письма, повестки и прочие документы доставляются именно почтой России).
Матвиенко предложила «сделать все-таки тщательный анализ происходящего», предположив, что «может, там другие процессы идут, которые надо с участием правоохранительных органов поправить». Она призвала правительство принять меры, «не откладывая в долгий ящик», иначе «финансовая дыра превратится в огромную яму, куда все провалится». А Решетников подтвердил, что финансовая ситуация, в которой оказалась «Почта России», «вызывает большую озабоченность».
Но и спустя месяц результатов, свидетельствующих, что какие-то реальные меры принимаются, не видно. Клиенты, которые могут обойтись без ее услуг, уходят к коммерсантам, предлагающим альтернативные услуги доставки. По цене эти услуги сравнялись, а долгих очередей, частых потерь почтовых отправлений и навязанных дополнительных услуг таким образом удается избежать.
«Почта России» тем временем продолжает идти своим путем: зазывает на работу сотрудников отделов продаж товаров народного потребления на зарплату от 32 до 55 тыс. рублей (в Казани) и платит гроши операторам, которые выполняют основные функции принимают и отправляют почту.
По данным сайта dreamjob.ru, реальная зарплата почтальонов и операторов почтовой связи в Казани составляет от 20 до 22,45 тыс. рублей, у операторов сортировочного центра — 37—38 тыс. Средняя зарплата по Татарстану сейчас, по данным республиканского Минфина, 57,49 тыс. рублей, а платежи за ЖКУ в достаточно скромных — до 60 кв. м квартирах в прошлую зиму достигали 10—12 тыс. рублей. При таком раскладе почтальону, даже живя в шаговой доступности от места работы, придется ходить полуголодным и полураздетым, и то при условии, что ему не надо содержать несовершеннолетних детей, собирать их в школу и платить за детсад (рекомендации возложить львиную долю расходов на «вторую половинку» не принимаются — у нас достаточно неполных семей, а в полных при такой зарплате жены супругу выгоднее, чтобы она вообще не работала, а занималась домашним хозяйством).
Приведите цифры, пожалуйста!
«Реальное время» обратилось с запросом к директору «Татарстан Почтасы» Ильнуру Махмутову. Мы попросили его пояснить, какое количество сотрудников работает в республиканских и казанских почтовых отделениях и какое их количество необходимо в настоящее время, исходя из количества обрабатываемых отправлений, транзакций и т. д. Также мы поинтересовались, какую заработную плату предлагают операторам, которых приглашают на работу в почтовые отделения Казани.
«Реальное время» запросило у руководства «Татарстан Почтасы» данные о средней зарплате операторов почтовых отделений Казани, их минимальной и максимальной зарплате, чтобы сравнить с данными о заработках в организации, полученными из других источников.
Поскольку ранее «Почта России» сообщала нашему изданию, что «в последнее время объем почты, которая поступает в адрес жителей Республики Татарстан, ощутимо сократился, снизилась и рабочая нагрузка на сотрудников» и поэтому штатное расписание было приведено в соответствие с фактической их занятостью, мы попросили уточнить численность почтовых работников в г. Казани и в РТ в начале 2023 года и в настоящее время.
По получении ответ ведомства будет опубликован.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.