Историки-марджанисты — о татарских муллах 1920-х годов

Историки-марджанисты — о татарских муллах 1920-х годов
Фото: realnoevremya.ru

Со своим главным идейным конкурентом — православием — советское государство боролось на протяжении всего существования. Вторая по количеству последователей религия в СССР — ислам — также не избежал преследования. Как в этих условиях выживали татарские муллы, которых по разным подсчетам на начало 1920 годов насчитывалось от 2 до 4 тысяч? Об этом рассказывает кандидат исторических наук, специалист по истории мусульманского духовенства 1920—1930 годов Ильнур Миннуллин, интервью с которым публикует в своем дзен-канале его коллега, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ Лилия Габдрафикова.

Тема религии и первых лет советской власти — очень сложная и запутанная. Она требует большой научной подготовки, изучения многотомных документов специальных служб и других источников. Иначе просто невозможно представить сложную историческую драму, которая разворачивалась на фоне борьбы двух миров — старого и нового. Новый мир для советского человека строился без религии. Но какими инструментами пользовались те, кто оставались за кадром этой религиозной политики? Могли ли татарские муллы избежать участи жертвы?

Сегодня я представляю вам своего коллегу, историка, который действительно хорошо разбирается в этом вопросе. И готов поделиться своими знаниями с читателями этого канала.

Ильнур Миннуллин предоставлено realnoevremya.ru институтом истории/ татаровед.рф
Ильнур Миннуллин — кандидат исторических наук, специалист по истории мусульманского духовенства 1920—1930 гг. Автор многочисленных книг и публикаций о татарских муллах, мечетях и махаллях в ТАССР, о религиозной политике советского государства. Его статьи переведены на татарский, английский, французский, немецкий и другие языки.

«Они пытались приспособиться к реалиям того времени»

    Сколько вообще было татарских мулл в начале 1920-х годов, хотя бы в новой ТАССР? Есть ли такая статистика?

    — В различных источниках приводятся разные цифры. И более 1200 мечетей, и более 1800. Истина где-то рядом…Но по материалам ТатНКВД нам известно, что на территории ТАССР насчитывалось 1470 мечетей и 4000 служителей при них. Но по количеству мулл в литературе тоже можно встретить и другие цифры, например, около 2 тысяч человек.

    Такие противоречивые данные связаны, очевидно, с разными границами Казанской губернии и ТАССР. После создания автономной республики часть территорий с мусульманским населением отошли к другим регионам, в то же время в ее состав вошло население других уездов.

    Хорошо, к началу 1920-х годов еще определялись с границами ТАССР и с составом населения. А если брать более поздние данные?

    — Наиболее достоверными будут данные за середину 1920-х гг. Интересно, что до этого периода количество мечетей и махаллей продолжало медленно расти. Но 1927 год стал своего рода рубежом мечетного строительства, после которого численность махаллей начала сокращаться. К тому времени количество махаллей в Татарстане составляло 2134. В них религиозные обязанности исполняли 2170 имам-хатыйбов и 1770 муэдзинов.

    Мечеть в деревне Большая Атня. Арский кантон. 1920-е годы. предоставлено realnoevremya.ru из фондов Национального музея РТ

    НКВД не ошибалось, почти четыре тысячи мусульманских религиозных служителей, не так уж и мало. Но вот сменилась идеология страны. Муллы остались за рамками нового мира. Были ли какие-то успешные примеры адаптации мулл в новых условиях?

      — Сложно однозначно ответить на данный вопрос. После 1917 года искусственный и естественный отход населения от религии стал, конечно, фактором активизации мулл. Они пытались приспособиться к реалиям того времени. Такая деятельность мусульманских деятелей в обществе, попытки завоевать влияние на население в советской и отчасти в постсоветской историографии получили название приспособленческой тактики, модернизации ислама.

      «Складывается довольно неоднозначная картина деятельности «прогрессивного духовенства»

        Если вспомним дореволюционные реалии, то модернизм (тот же дждадидизм) был и до 1917 года…

          — Да, но в исламоведческой литературе проблема модернизма в исламе стала весьма популярной именно в 1920—1930-х годы. Эти авторы выделяли мулл «старомечетников» и «левых мулл». Последние, по мнению, например, исследователя того времени Николая Маторина, избрали тактику признания советской власти и отождествления ислама и марксизма.

          Другой автор Люциан Климович противопоставлял мулл «старомечетников» и «новомечетников». По его словам, последние занимались адаптацией религии под новые реалии, «подлаживание, подкрашивание под революционно советский цвет».

          Все эти работы, особенно Климовича, носят ярко выраженный пропагандистский характер. Велась специальная работа по разделению, расколу мусульманского сообщества… Можно так выразиться?

          — Можно. Это ведь было частью государственной политики — борьба за уходящего из-под влияния религии советского человека. Аналогичные установки на разделение духовенства на прогрессивное и реакционное присутствовали и в более поздних работах. Например, книга Касымова по религиозному и антирелигиозному движению.

          Все эти авторы встраивали в свой новый конструкт о разделении духовенства дореволюционные дискуссии кадимистов и джадидов. По сути, татары-мусульмане своими спорами (очень часто о незначительных вещах) раздули эту проблему и подготовили почву для будущего раскола общества…Хотя основной посыл и джадидов, и кадимистов — это сохранение религии.

          — Да, поэтому в современных исследованиях проблема мусульманского модернизма трактуется иначе. Историки и исламоведы уже не разделяют мулл 1920-х годов на два лагеря. Появились новые, неизвестные ранее, источники и складывается уже другая, довольно неоднозначная картина деятельности так называемого «прогрессивного духовенства».

          предоставлено realnoevremya.ru институтом истории/ татаровед.рф

          И мы все больше убеждаемся, что разделение духовенства на два лагеря имело искусственное происхождение и происходило при активном участии государственных органов. Наращивание образа «прогрессивных мулл» было всего лишь одним из инструментов влияния на общественные настроения. Спецслужбы стремились добиться расслоения служителей культа по любым признакам.

          А ведь многие велись на это, искренне верили в совместимость ислама и социализма…

          Как раз в 1923 году проходил Всероссийский мусульманский съезд. Это, кстати, тоже продолжение дореволюционного тренда на мусульманские съезды… Так вот органам ГПУ было дано секретное предписание активно вмешаться в работу этого съезда и образовать «обновленческую» группу.

          Показательно, что до этого времени в местных источниках муллы не разделяются на реакционных и прогрессивных.

          Первое упоминание об этом присутствует в сводках ТатОГПУ в 1924 году. В них отмечается, что «реакционная часть духовенства приняла энергичные меры по борьбе с быстро развивающимся прогрессивным движением как изменниками ислама и союзниками коммунистов». Численный перевес первых предопределил, по мнению ОГПУ, исход этой борьбы, когда деятельность прогрессистов была осуждена большинством служителей культа.

          То есть сначала соответствующими органами дается установка на раскол, а потом уже появляются «брошюры» о разных лагерях мулл? А как внешне разделяли «прогрессивных» мулл и обычных? Ведь они были одинаковыми, жили примерно в одних и тех же условиях, на каждом углу, наверно, не кричали о своих взглядах. Тем более если учесть, что «взгляды» эти были многим навязаны извне.

          Указывается, например, что прогрессисты занимаются хлебопашеством собственными силами без эксплуатации чужого труда, как реакционные муллы. Четкого различия между группами внутри духовенства нет и в материалах мухтасибатских съездов. Причем даже руководство ЦДУМ в разных источниках характеризуется по-разному — и как прогрессивное, и как реакционное.

          В различных материалах этого периода чаще используется не идейное разделение духовенства, а его поляризация на старых и молодых. Молодые (прогрессивные) муллы становятся новой силой, предпринимающей попытки борьбы за власть в махаллях и мухтасибатах. В этом первоначально их поддерживало и государство.

          Однако их отношение к канонам ислама не отличалось от позиции старого духовенства. Например, в материалах по образованию, обрядовой деятельности и другим чисто религиозным моментам деление духовенства не наблюдается.

          Продолжение следует…

          Беседовала Лилия Габдрафикова
          ОбществоИсторияКультура Татарстан
          комментарии 10

          комментарии

          • Анонимно 01 окт
            Интересно, чрезвычайно.
            Спасибо.

            Вообще-то главным палачом религии был марксист-националист Ленин.
            Сперва он расправился с христианством, с православием, с попами, а затем он и его ученики принялись уничтожать ислам, мулл, иудаизм, раввинов.
            Марксизм это разновидность тоталитарной религии, поэтому марксисты так яростно и беспощадно и уничтожали традиционные религии - иудаизм, христианство, ислам.
            Ответить
            Анонимно 01 окт
            Разве марксист может быть националистом?
            Ответить
            Анонимно 01 окт
            А кто разделил народы России по национальному признаку, установил между ними границы и рассорил соседей которые мирно жили друг с другом многие сотни лет? Разве не Ленин?
            Благодаря "ленинской национальной политике" на территории России, СССР, РФ возникло множество кровавых национальных конфликтов, в которых погибли миллионы людей. До сих пор народы расплачиваются за "ленинскую национальную политику" своей кровью, депортацией, переселением миллионов людей. Самый яркий последний пример - Карабах.
            Марксист Ленин скрывал вой пещерный, махровый национализм за трескучими фразами об "интернационализме" "мировой революции" и т.д, но о человеке судят не только по словам, но в первую очередь по поступкам - все поступки Ленина выдают в нем пещерного национализма. Марксист Ленин был и махровым русофобом и Россияфобом - широко известны его русофобские высказывания.
            Читайте ПСС марксистов-националистов Ленина и изучайте его решения и поступки.
            Ответить
            Анонимно 01 окт
            Насчет, "мирно жили". Тогда напишите, кем были последние заживо сожженные (по суду!) люди в российской империи в первую половину 18-го века по причине отказа менять свою религию на христианство?
            Ответить
            Анонимно 01 окт
            Сперва вы ответьте, когда вы последний раз преступили черту Закона? Или вы "безгрешный"? Ну-ну...
            Речь идёт о массовом явлении совместного проживания на одной территории разных этносов, народа, наций на территории Золотой Орды, Российской империи, современной РФ, их взаимопомощи и взаимовлиянии.
            А вы все выискивает отдельные проявления человеческой жестокости и глупости. Зачем?
            Да, бывают кратковременные "помешательства" огромных масс людей, но это другой уже вопрос.
            Ответить
            Анонимно 01 окт
            Как будто национальная политика рябого семинариста и его последователей была лучше
            Ответить
            Анонимно 01 окт
            Марксист Сталин лучший ученик марксиста Ленина.
            Сталин довел до совершенства все начинания Ленина - от концлагерей до тотального контроля над человеком.
            Ответить
            Анонимно 01 окт
            \\А кто разделил народы России по национальному признаку, установил между ними границы и рассорил соседей которые мирно жили друг с другом многие сотни лет? Разве не Ленин?\\ - "Татары представляютъ собою вообще самую крепкую из народностей восточнаго инородческаго края, неподдающуюся никакимъ влияниямъ со стороны народности госдодствующей. Къ русскимъ они относятся съ крайнею подозрительностш, опасаясь съ ихъ стороны всякихъ попытокъ къ обращению татаръ въ христианство и русскому ихъ обучению. Триста летъ живутъ они вместе съ русскими и подъ русскою властью и не только не русеютъ, какъ друие инородцы, но еще сами развиваютъ съ своей стороны огромное влияние на соседнихъ инородцевъ, обращая ихъ въ магометанство и постепенно отатаривая. Отъ русскихъ они живутъ особнякомъ; многие, особенно женщины, вовсе не знаютъ русскаго языка, даже боятся его, несмотря на то, что не могутъ не нуж­даться въ его изучении на каждомъ шагу. Конечно, въ этомъ много виноваты сами русские вследствие своего крайне отталкивающаго отношения къ нимъ, отъ котораго татарина не спасаетъ даже обращение къ христианству. “Татарская лопатка, собака"—самыя частыя клички для татаръ изъ устъ русскаго человека, которыя можно слышать постоянно. Простонародье считаетъ ихъ какими-то погаными существами и скорее дастъ въ своей посуде пищу собаке, чемъ татарину. Отъ этого татары часто являются къ русскимъ на работу съ своей посудой, зная напередъ, что иначе имъ не изъ чего будетъ даже напиться воды. Разумеется, и сами они то же не остаются у русскихъ въ долгу, напримеръ, не считаютъ грехомъ надуть, обокрасть или исколотить ихъ при случае, и то же въ свою очередь зовутъ ихъ собаками, кяфирами (неверными), чукынганами (свиньями) и т. п. Нельзя, впрочемъ, при этомъ упускать изъ внимания и того, что такия отношения сформировались у русскихъ только къ татарамъ; къ другимъ инородцамъ русский относится довольно снисходительно, допуская насчетъ ихъ только добродушныя шуточки и прибауточки. Очевидно, татаринъ ему прямо антипатиченъ. Причинъ этой антипатии можно найти достаточно въ истории всехъ ихъ взаимныхъ отношений; много ихъ и теперь, и едва-ли не главная причина заключается въ самой крепости татарской народности. Татаринъ искренно гордится и своимъ происхождешемъ, и образовашемъ, и моральными качествами, и религией, за которую онъ стоитъ крепко до фанатизма, и всемъ вообще своимъ, презирая русскаго не менее, чемъ тотъ его". Петр Знаменский. Казанские татары. Казань, 1910.
            Ответить
          • Анонимно 01 окт
            "Своим упорством против всех усилий миссионеров и властей татары навлекли на себя даже настоящее гонение, о бедствиях которых хранятся у них озлобленные предания даже доселе. Епископ Лука Конашевич насильно брал их детей в свои школы, ломал их мечети ... разобрал остатки уважающихся татарами булгарских сооружений." (П.Знаменский. Казанские татары. Казань, 1910, с.. 36).
            Ответить
          • Анонимно 02 окт
            Споры о незначительных вещах это "сила".
            Ответить
          Войти через соцсети
          Свернуть комментарии

          Новости партнеров