«Сын едва не оказался на улице»: в Казани стало проблемой поступить в 10-й класс

Как усилия по созданию в Татарстане условий для развития наиболее способных детей обернулись сложностями для менее способных

«Сын едва не оказался на улице»: в Казани стало проблемой поступить в 10-й класс
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В Татарстане возникла проблема: на фоне общих успехов в развитии школьного образования, создания профильных классов и школ, закладывающих базу для дальнейшей успешной учебы талантливых детей в вузах, сужаются возможности для обычных — менее одаренных, но стремящихся к продолжению учебы школьников. «Реальное время» — об исчезновении «универсальных» классов, массовом отсеве учеников из старшей школы и возможных последствиях политики, направленной на поддержку «умных».

«Сын оказался на улице»

— Мой сын, как и многие ученики казанского лицея №116, просто не имел шансов пройти отбор в 10-й класс, — рассказала «Реальному времени» Елена Гарипова (имя и фамилия матери в интересах ребенка изменены). — Он нормальный «середнячок», не ленивый, но и звезд с неба не хватает. У него были все шансы закончить 11 классов с аттестатом, который позволял бы поступить в вуз на техническую специальность, а нужные для этого дисциплины мы бы подтянули с репетитором. Но о том, что у него нет шансов пройти отбор в профильный класс, мне педагоги в лицее сообщили задолго до окончания 9-го класса. А универсального класса, где он мог бы продолжить учебу, в лицее нет. В итоге сын едва не оказался в прямом смысле на улице: чтобы поступить на бюджет в колледж по выбранной специальности, у него недоставало баллов, а учить его платно мне не по карману. Мы долго искали школу, где его зачислили бы в 10-й класс по универсальному профилю, но в таких школах своих 10-классников хватает. Проблему удалось решить, но учиться он ездит теперь на другой конец города, и это еще счастье, что его взяли!

В лицее №116 им. Умеркина — три десятых класса, и все они профильные. «А» и «Б» — естественно-научного профиля, а «В» — медицинский. Как там сообщили «Реальному времени», при приеме в профильные классы проводился отбор, и по конкурсу было принято даже больше учеников, чем имелось мест по нормативу — в двух классах из трех по 28 учеников вместо 26.

В лицее №116 им. Умеркина — три десятых класса, и все они профильные. realnoevremya.ru

Все решает конкурс

В казанском лицее №182 в 10-й класс пошли 67 учеников, причем в двух из трех классов параллели — технологического и естественно-научного профиля на 1 сентября случился недобор в восемь и три человека соответственно. При этом в третьем — классе универсального профиля — вакантных мест к началу учебного года не осталось, но и перебора, который наблюдается в этом учебном заведении в начальных и средних классах нет: на 26 мест здесь принято, как указано на официальном сайте учебного заведения, 26 учеников.

В школе №53 в два класса — естественно-научный и социально-экономический — поступил 41 ученик из более чем сотни закончивших 9-й класс. В лицее №145 в 9-й класс пошли 58 учеников — их распределили по трем имеющимся здесь классам естественно-научного профиля. Старших классов универсального профиля в этих образовательных учреждениях нет.

Прием в профильные классы в казанских школах, гимназиях и лицеях осуществляется на конкурсной основе — отбор кандидатов происходит по результатам окончания 9-го класса. И как свидетельствуют цифры на официальных сайтах учебных учреждение, шансы завершить полное среднее образование в родной школе есть лишь у каждого третьего-четвертого девятиклассника. А шансы получить его в колледже также есть не у всех, кого «отсеяли» из школы — там тоже работает конкурсный отбор.

Прием в профильные классы в казанских школах, гимназиях и лицеях осуществляется на конкурсной основе. realnoevremya.ru

Как пояснил «Реальному времени» на анонимных условиях завуч одной из школ республики, администрации учебных заведений действуют в рамках закона. По завершении обучения в 9-м классе все ученики отчисляются, а зачислить детей в 10-й школа может только на вакантные места. Так школы вполне законно избавляются от «балласта» — учащихся, которые «не тянут» школьную программу.

В итоге получается, что благое дело — углубленное изучение отдельных предметов наиболее способными учениками — оборачивается для менее способных лишением «путевки в жизнь». И хотя теоретически отсеявшиеся из наиболее «продвинутых» школ могут поступить для продолжения образования в другие, не пользующиеся спросом учебные учреждения, фактически в условиях дефицита школ и нехватки учителей, этим правом они воспользоваться не могут.

Все больше, все глубже

— В 2022/23 учебном году в школах республики численность углубленно изучающих предметы учащихся 10-11-х классов составила 20 340 человек или 68,4 процента от общего числа в 29 736 учеников, — сообщили «Реальному времени» в республиканском Министерстве образования и науки. — В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования во всех школах республики обеспечивается реализация одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный).

По данным министерства, по программам технологического профиля (в том числе технического и математического) обучались 4 666 старшеклассников (22,9%), по профилям естественно-научной направленности — 2 998 (14,7%), по программам социально-экономического профиля — 3 177 (15,6%), по программам гуманитарного профиля — 4 127 (20,3%) и по иным профилям — 5 600 (27,5%). А по учебным планам, обеспечивающим освоение программы универсального профиля, занимались 9 396 старшеклассников (31,6% от общего их числа).

В Минобразования рассказали о новшестве: с 2023/24 учебного года в рамках каждого профиля изучается не менее двух учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области или смежной с ней предметной области. Это связано с переходом на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты.

В Минобрнауки РТ рассказали о новшестве: в рамках каждого профиля изучается не менее двух учебных предметов на углубленном уровне. realnoevremya.ru

Обучение для мотивированных

В республиканском Минобразования дали понять, что акцент на профильном обучении делается в полном соответствии с озвученным год назад президентом России Владимиром Путиным запросом на инженерные кадры:

— Мы создаем и развиваем различные модели профильных школ. Примером может служить образовательный проект «Инженерная республика», основной идеей которого является создание сети инженерных школ в республике с целью выявления и обучения талантливых детей, мотивированных на профессиональную инженерно-техническую деятельность. Он реализуется в формате дополнительного образования в восьми районах республики — Балтасинском, Лаишевском, Высокогорском, Рыбно-Слободском, Кукморском, Чистопольском, Альметьевском и Мамадышском. В нем на сегодня участвуют 500 обучающихся 36 классов. Кроме этого, в Татарстане восемь общеобразовательных организаций входят в Консорциум по развитию школьного инженерно-технологического образования. Это политехнический лицей №182 Кировского района Казани, лицей №146 «Ресурс» Ново-Савиновского района, лицей №35 — образовательный центр «Галактика» Приволжского района г. Казани, инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ, лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии — филиал ФГБОУ ВО КНИТУ, гимназия №3 Зеленодольского муниципального района, гимназия №8 Советского района Казани и гимназия №102 им. М.С. Устиновой Московского района.

А в начавшемся 2023/24 учебном году, сообщили в министерстве, состоялось открытие инженерных классов по профилям «судостроение» и «авиастроение» в Казани — в лицее №35 (образовательный центр «Галактика» Приволжского района); лицее №83 гимназии №179 и в Зеленодольске — в лицее №1, гимназии №3, средней школе №4 и многопрофильном лицее №18 им. М.В. Ломоносова.

Мы создаем и развиваем различные модели профильных школ, сообщили в Минобрнауки РТ. realnoevremya.ru

«По закону право есть, в реальности — нет»

— Если в школе, условно говоря, шесть девятых классов, а в 10-й профильный берут только 26 человек, то по закону школа обязана набрать еще и общеобразовательный класс, — напомнил в ответ на вопрос «Реального времени», куда идти «неудачникам» с низкими баллами директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков. — Если в школу не берут семь человек, она не обязана создавать такой класс, и это вообще не проблема для большого города. А когда таких детей много, проблема должна решаться. По закону у нас каждый ребенок имеет право получить полное среднее образование, но в реальности этого нет.

Шмаков утверждает: современной школе невыгодны слабые ученики. Это нарушители дисциплины, дети, на которых учителям надо тратить много времени без какой-либо весомой материальной отдачи:

— Учителя получают категории и гранты за олимпиадников, за победы на конкурсах, за стобалльников на ЕГЭ. Учителя же, которые работают со слабыми детьми, в последнюю очередь получают звания заслуженных, высшую квалификационную категорию, потому что им нечем отчитываться.

И вывод известный педагог делает неутешительный:

— Наше государство не поддерживает образование — оно поддерживает умных. У нас есть «Сириус», у нас поддерживают школы и гимназии с углубленным изучением предметов. Поддержка талантов — это хорошо, но в итоге падает общий уровень культуры во всем обществе.

А на вопрос «Реального времени», компенсирует ли это падение хотя бы частично возможность для таких детей отучиться в колледже платно, Шмаков ответил:

— Это система «Чего изволите?», — дав понять, что оказанная за деньги образовательная услуга оборачивается зачастую получением «корочки» без знаний.

«Давайте обучение в старших классах для всех детей предусматривать»

— Я не очень хорошо отношусь к раннему профильному обучению, — говорит мать школьницы, активистка Родительского сообщества Татарстана (РоСТ) Рая Демидова. — Детей, которые в 10-11 классе уже твердо понимают, чем будут заниматься во взрослом возрасте, не так уж и много. Для них это самое профильное обучение предусмотрели. А что делать всем остальным? Тем, кто еще не определился?

В разговоре с «Реальным временем» Демидова напомнила, что даже студентам вузов сегодня упростили возможность поменять факультет — узаконили смену учебного направления в процессе обучения:

— Умные люди понимают, что даже обучение в вузе не гарантирует того, что молодой человек уже определился со «своим» направлением. А с девятиклассников такой определенности требуют. Нелогично. Давайте смотреть правде в глаза: очень часто профиль выбирает не ребенок, а его родители в силу того, что у нас отдельные элементы профильного обучения очень рано вводятся, уже с 7 класса. При этом огромное количество детей в этом возрасте еще с предпочтениями не определилось. А потом оказывается, что у ребенка душа лежит к чему-то другому, а переходить из одного профильного класса в другой из-за разницы в программах непросто.

Особую тревогу, по мнению нашего «народного» эксперта, вызывают малокомплектные сельские школы, где открыть профильные классы нереально по причине малого количества учащихся. А если там не будет ни профильных, ни общеобразовательных, которые сокращаются из-за тенденции к профильному образованию в старших классах, то у сельских старшеклассников станет еще меньше возможностей с выбором профессии и получением дальнейшего образования. Демидова выступает за равные стартовые возможности для всех школьников:

— Давайте все-таки обучение в старших классах для всех детей предусматривать, и для умниц-звездочек, и для середнячков. У нас, в конце концов, законом гарантируется среднее образование, то есть 11 классов, а не основное общее.

Инна Серова
ОбществоОбразованиеВластьИнфраструктура Татарстан Город КазаньМинистерство образования и науки Республики ТатарстанШмаков Павел АнатольевичСОШИ «СОлНЦе»
комментарии 36

комментарии

  • Анонимно 15 сен
    Еще бы отчисляли после первого полугодия, как в наше время, а не тянули всех до егэ. Тогда бы они осознано делали выбор идти в 10-ый класс или в техникум.
    Ответить
  • Анонимно 15 сен
    Сейчас это очень острая проблема. Если раньше старшеклассников было по 4-5 классов в параллели, то сейчас сужают только до 2-3 и оставляют только профильные. Если ребенок не хочет туда идти, это не значит, что он "менее одаренный". Ему элементарно могут не подходить эти профили. Взяли могу открывать медицинские, педагогические, оставьте детям время на размышления о будущей профессии! Моя младшая сестра, например, хочет заниматься дизайном и обучается рисованию, а в ее школе есть только один десятый медицинский класс! Вот что ей делать? Переходить в другую школу на другой конец города? Потому что соседние все забиты! Это издевательство над детьми, дайте им наслаждаться детством, а не забивать еще незрелые мозги ответственностью за будущую профессию!
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    Правильно. Государство должно думать об образовании всех детей, желающих учиться, а не создавать разные препятствия на этом пути. Учеба тоже труд.
    Ответить
    Анонимно 16 сен
    Я за то, чтобы после 9 го класса уходить из школы в колледж. Там нет натаскивания на ЕГЭ. Последние 2 года школьники изучают только 4 предмета. Остальные предметы, формально. Сколько денег выкачивают из кошельков родителей. Зачем? В колледже хорошее полное образование. Уровень преподавания выше , чем в школе. Еще и стипендию платят. Поступить легко по оценкам аттестата. За 3-4 года полный набор знаний общеобращовательной школы, да еще и специальность на всякий случай. Потом в ВУЗ. Сдавать обычный экзамен вступительный. Или автоматом, если аттестат хороший. В колледже все приходят в новый коллектив. Нет клейма школы, что ты троечник. Все равны. Есть шанс, за 3-4 года утвердиться, что ты тоже способен на грызть гранит науки. Среди равных.
    Ответить
    Анонимно 17 сен
    Вообще дурь какая-то с этим образованием сейчас
    В наше время десяти-одиннадцатилетнее образование было обязательным для всех, кто не хотел учиться в школе, шёл в техникумы, училища, там была та же школьная программа, плюс специализация по профилю будущей работы. Были спецшколы для особо одарённых, туда сдавали экзамены, например физико-математическая школа 131 в Казани. Я сама её закончила. Потом кто хотел дальше учиться, тот шёл в вуз. В СССР правильно было всё организовано, образование было направлено на развитие народа и страны, на выявление гениев, а не такой формализм, как сейчас,
    Ответить
    Анонимно 16 сен
    Детство в соответствии с градацией ВОЗ заканчивается в 12 лет. И почему государство, которому не хватает инженеров, программистов, медиков, учителей и т.д. должно тратить свое время и деньги на то что у некоторых несознательных элементов детство заканчивается в 23...
    Ответить
    Анонимно 18 сен
    Государство - это кто? Какие у государства "свои" деньги - налоги граждан?
    Или все же государство социальное, для граждан? Право на труд есть? А на НДС со всех, в том числе и с детей - есть!
    Ответить
    Анонимно 16 сен
    На мой взгляд, проблема не в детях, а во взрослых. Вырастив двоих детей, один из которых уже студент, понимаешь. Что успехи наших детей - это реализация наших амбиций... Да ребенок и не хочет в этот 10 класс... Но у родителей план - получение ребенком высшего образования! Вообще тесты на специализацию проходят классе в 7. У кого-то явная предрасположенность к гуманитарке, но нет родители видят его Ландау...
    Ответить
    Анонимно 16 сен
    Вы пишете про своих детей, а может другие очень хотят в 10 класс.
    Ответить
  • Анонимно 15 сен
    Если не тянет, значит не надо в 10 класс. Больше надо техникумов открывать. Ведь способности из неоткуда не возникнут, пусть поработают.
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    Нильса Бора в 9 лет считали слегка недоразвитым по сравнению с говорливым младшим братом вундеркиндом. А Нильс молчал и все рассматривал, природу изучал.
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    тянет ребенок это т ы не тянешь
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    Верно. После 9- го класса в колледж. Одновременно получает и среднее образование и профессию. В 10-11 классах одни разговоры и тусовки….
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    надо вернуть статью за вредительство. вредительство самое натуральное видим нарушают.
    а профильные классы ЗАКРЫТЬ!! видим инструмент это для достижения неких целей директором школы ну понятно каких
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    \странная позиция - не можешь в школе учиться или в техникум. Техгикум по моему то не только общее среднее образование то плюс к названному ещё и углубленное специальное (профильное) по специальности выше среднего общего образование. Так что техникум это должно быть выше школы. И все выпускники техникумов должны поступать в Вузы в приоритетном порядке, а потом уж зачислять в Вузы школьников ЕГШников.
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    А где в законе написано, что выпускник 9-го класса обязан предоставлять в свою бывшую школу справку о зачислении в другое учебное заведение. Выгнали из школы, загнобили своими претензиями сначала своего ученика, не дали ему пройти учиться в 10-11 классы в своей родной школе, так не требуйте от него предоставления справки о поступлении. Некоторые учителя информатики не знают как безопасно работать в ZOOM, а преподают информатику. Так можно?
    Ответить
  • Анонимно 15 сен
    вообще ненадо иметь профильные классы это ерунда же.

    а ребенка могут отсеять просто потому что родители не богатые неимеют связей.
    остановитесь неразумные такой подход порождает будущие шутинги.

    объявлять ребенка второсортным это порождать ненависть с его стороны . думаете ну еше раз убеждаюсь что в педвуз всегда шли самые худшие и самые тупые


    вам мало галявиева?
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    знаю человека в школе ему занижали оценки. н у типа пяткпкми стаивли нужным детям а ненужным чтоб не портили статистику чтоб не вызвать подозрений оценки занижали. кркасный диплом специалиста в кхти потом второе высшее образование втом же кхти итог магистерский диплом КРАСНЫЙ.


    не прерывая работы защитил диссертацию на кандидата.
    сейчас докторскую написал. нетвремени чтобы защитить работает в москве

    а тоже говорили что он неперспективный
    Ответить
  • Анонимно 15 сен
    А почему успеваемостью и репититорами мать озаботилась только сейчас.? Раньше надо было думать и учиться, чтобы по конкурсу пройти. А то очухалась. После отказа, зная что ребенок среднячок, решила репититоров нанять. Учиться надо, развиваться, а не воздух гонять. А если не тянет, зачем его тянуть в высшее образование? Ну нет способностей, бывает и такое. Реально оценивайте шансы, а не выдумавайте о своих детях что они гениальные а их непонимают плохо учат и т.д.
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    Конечно не все гениальные, но не должно быть второсортных детей по определению. Должны быть единые классы где есть сильные ученики и послабее. Послабее будет тянутся за сильным. Вспомните советское образование в школах. Не было деления на специализированные классы и что все определялись с профессией. Причем хватало в итоге работников всех профессий. А сейчас в медицинский большой конкурс, а врачей не хватает.
    Ответить
  • Анонимно 15 сен
    нужно переходить всем на дом. обучение.

    со школами дела иметь нельзя.
    Ответить
  • Анонимно 15 сен
    нарушают закон РФ эта школа и директор лично!!
    Ответить
  • Анонимно 15 сен
    я вижу факт ВЫМОГАТЕЛЬСТВА я так думаю. мое оценочное мнение .


    охамели эти "учителя" думаю СК РФ найдёт способы привести в чувство этих людей по недоразумению считающие себя учителями
    Ответить
  • Анонимно 15 сен
    читаем ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ РФ
    конкретно вот этот
    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)

    Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам




    2. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

    3. Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

    (в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 53-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)


    решаем вопрос о целесообразности нахождения в должности тех лиц которые нарушают этот закон ну действительно у нас дворников мало


    вопрос прост видим вопиющее нарушение закона!
    ЗАКОНА НАШЕЙ ВЕЛИКОЙ РОДИНЫ!!
    надо примерно покарать нарушителей
    закона ,

    без жалости без пощады!!!
    чтоб неповадно было остальным.
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    ст. 5 закона «Об образовании»: ч. 3 гарантирует каждому доступ к бесплатному среднему общему образованию;
    ст. 67 закона «Об образовании»: в соответствии с ч. 4 прием в
    государственную или муниципальную школу детей, проживающих на территории, за которой эта школа закреплена, обязателен, а в силу ч. 5 отказ в зачислении возможен исключительно по причине отсутствия в школе свободных мест;
    ст. 5.57 КоАП РФ: незаконный отказ в зачислении ребенка в 10 класс может обойтись руководству школы штрафом от 30 000 до 50 000 рублей, а самой учебному заведению — от 100 000 до 200 000 рублей.


    за каждого по 50 тысяч. плюс СК РФ должен расследовать какие мотивы двигали директором этой школы вполне может и статья 290 УК РФ надо надо расследовать , будет миллион рублей штраф и срок от пяти лет
    Ответить
    Анонимно 16 сен
    Сами же и ответили... По причине отсутствия мест...
    Ответить
    Анонимно 16 сен
    Места есть. ОБЯЗАНЫ ПРИНЯТЬ!
    Ответить
  • Анонимно 15 сен
    И здесь школа виновата. Почему родители не требуют , что бы их дети учились, а не пришли в школу для прогулок и сидеть в телефонах все 6 уроков. Правильно лелают. Что не берут в 10 класс . не мешайте учиться пожалуйста нашим нормальным старательным детям. Идите в ПТУ , кассиры, грузчики тракториста уборщицы всегда нужны.
    Ответить
    Анонимно 15 сен
    да школа виновата. на уроках дисциплину наводить обязанность учителя.
    При чем Родители если вы не умеете работать?

    ОБЯЯЗАНА ШКОЛА ВЗЯТЬ И УЧИТЬ ДО ВЫПУСКНОГО КЛАСАА ПО ЗАКОНУ
    Ответить
    Анонимно 16 сен
    Ухты... А потом мамочки приходят разбираться в школу, почему учитель позволил себе наорать на ее лапусеньку... Или не дай бог леща отвесил...

    В наше время еслиб я получил леща от учителя и рассказал об этом дома, мне бы достались нравоучения от мамы и ремнем от папы... Воспитывать нужно дома!
    Ответить
    Анонимно 16 сен
    Вы думаете в колледж так легко попасть? Там проходной балл аттестата больше 4. А с тройками людям куда?
    Ответить
  • Анонимно 15 сен
    раньше практика была, один из классов после 9 делать колледж классом, у нас был класс от иэуп, в соседней школе - от кюи. Сейчас нет такого? В эти классы у нас попадали все троечники и двоечники)
    Ответить
  • Анонимно 17 сен
    Шмаков как всегда говорит то, что хотят от него услышать. Сам-то в свою школу переманивает талантливых детей со всего города, вместо того чтобы обучать всех.
    Ответить
  • Анонимно 19 сен
    В. И. Ленин, став во главе государства, образование поставил на первое место. Занялся образованием детей и взрослых. Всех людей. К чему нас ведут сейчас? Неграмотными управлять легче.
    Ответить
    Анонимно 19 сен
    По накатанной уже почти 30 лет как в образовании, так и в медицине внедряется подобие американской системы.
    Ответить
  • Анонимно 20 сен
    если не хотят брать зачем напрашиваться
    ушел бы в иэуп
    толку напрягаться
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров