Плоть против стихии
Паломничество немецкого кинорежиссера Вернера Херцога в произведении «О хождении во льдах» и еще 11 книг о путешествиях
В ноябре 1974 года немецкий кинорежиссер Вернер Херцог узнал, что его подруга Лотте Айснер тяжело больна. Тогда он отправляется в пешее путешествие из Мюнхена в Париж. Херцог надевает кожаные сапоги, собирает рюкзак и отправляется в паломничество, чтобы навестить Айснер в ее доме во французской столице.
«О хождении во льдах» — это дневник паломничества Вернера Херцога. Он на полную мощность подключил механизм магического мышления, чтобы спасти жизнь своей подруги и наставницы Лотте Айснер через это небольшое приключение по зимней Германии и Франции. Херцог решил, что если он принесет в жертву древним германским богам свое физическое и умственное состояние, то так сможет сохранить национальное сокровище немецких кинематографистов своего поколения — Лотте Айснер. Кстати, после этого похода Херцога Айснер прожила еще почти десять лет.
Айснерша не имеет права умереть, она не умрет, я не позволю. Она не умрет, нет. Не теперь, сейчас нельзя. Нет, сейчас она не умрет, потому что не умрет.
Но кто такая Айснер? Лотте Айснер была известным немецким кинокритиком, которая приняла французское гражданство. Она автор ключевого исследования об экспрессионизме в немецком кино под названием «Демонический экран». После прихода к власти Гитлера Айснер покинула Германию и перебралась во Францию. Там она занялась спасением немецкого кино, сохранив значительную часть кинематографического наследия Германии времен, предшествовавших Второй мировой войне. Таким образом, благодаря ее усилиям, французский кинематографический архив стал одним из самых значимых в мире в части немецкого экспрессионистского кино. В архиве Французской синематеки хранятся не только фильмы, но и документы, плакаты и прочие материалы немецкого кинематографа.
Но почему Айснер была так важна, что Вернер Херцог отправился пешком из Мюнхена в Париж? Помимо ее важной роли кинокритика и хранителя, Айснер также была одной из защитниц так называемого Нового немецкого кино и молодых режиссеров этой волны. Среди них Фолькер Шлендорф, Вим Вендерс и сам Вернер Херцог. Лотте Айснер считала, что эти кинематографисты могут вернуть немецкому кино великолепие золотой эпохи, которое оно испытало во времена экспрессионизма и Веймарской Республики.
Рецензию на роман Вернера Херцога «Сумерки мира» читайте тут.
«О хождении во льдах» — это короткий дневник о двадцати двух днях, которые Херцог прошел навстречу Лотте Айснер. В этот момент немецкий кинорежиссер стал еще одним замечательным персонажем в собственной кинематографической вселенной. В подражание Ницше Вернер Херцог отправился в путь, чтобы спасти жизнь своей подруги, вооружившись только сапогами, компасом и мешком из грубой ткани. Он словно человек, идущий за процессией или совершающий паломничество на Святую Землю.
Об особенностях дневников и мемуаров читайте тут.
В течение почти месяца своего путешествия Херцог пил молоко, жаловался на мозоли, заходил в пустые дома, чтобы укрыться от холодных ночей, пытался купить пленку, наблюдал и комментировал практически все, что привлекало его внимание. Но «О хождении во льдах» — это не только фотография того момента и места, но и размышление об одиночестве, о страхе встретиться с другим человеком или животным в самый неподходящий момент. Это еще и как лучшая часть херцогского кино, свидетельство борьбы человека с природой. Плоть против стихии.
Это авантюрное путешествие похоже на форму самобичевания. В родном городе остается маленький сын Вернера Херцога. Мысли о мальчике причиняют ему боль, Херцог скучает по сыну в течение этих трех недель. Но он не может поступить иначе, ему нужно спасти Айснер, сохранить ее живой. Он идет через мертвые земли, города и деревни. Земля пуста. И люди кажутся такими же — угрюмыми, скептичными и даже враждебными. Только в одном месте две женщины сжалились над ним и предложили ему жилье.
Вернер Херцог очень точно наблюдает за окружающим миром и за своими мыслями. Часто он так сосредоточен на том, что видит и слышит, что Лотта Айснер исчезает из виду. Вместо нее в его голове возникает новый фильм, который исследует тему одиночества и отчаяния. Но еще это история о большом счастье, вере в себя и других. Сумасшедшая и утешительная.
Издательство: Individuum
Перевод: Марина Коренева
Количество страниц: 128
Год: 2023
Возрастное ограничение: 16+
Что еще читать
Томас К. Шор. «В шаге от рая», «Альпина Паблишер» (16+)
Это удивительная и загадочная история современного ламы, который в 1962 году повел сотни людей на поиск Страны Бессмертия, которая скрыта на склонах горы Канченджанга. Автор мастерски объединяет отчеты тех, кто принял участие в этом путешествии, создавая захватывающую историю, которая заставляет читателя задавать самому себе вопросы. Книга, полная тайн и чудес, написана вдумчиво и увлекательно, ее стоит порекомендовать всем, кто ищет захватывающие приключения и интересуется историей.
Валерий Дымшиц. «Из Венеции: дневник временно местного», «Издательство Ивана Лимбаха» (16+)
Книга «Из Венеции» Валерия Дымшица — уникальное путешествие в мир оптики, фильтров и восприятия. Автор исследует, как привычки, знания и пристрастия формируют наше восприятие окружающего мира. Через Венецию с ее богатой мифологией, культурой и архитектурой, он показывает, как различные факторы влияют на то, что мы видим и чего не замечаем. Книга занимает особое место среди эстетических произведений, наполненных юмором и глубоким смыслом.
Евгений Рудашевский. «Истукан» (два тома), «КомпасГид» (12+)
«Истукан» — захватывающий двухтомный роман Евгения Рудашевского, продолжение цикла «Архив Изиды». Путешествие начинается с Филиппинского архипелага и череды кораблекрушений. Автор подробно и осязаемо рассказывает о жизни и выживании на тропическом острове, увлекательно описывает открытие истории Истукана. Особая черта романа — неторопливое повествование, создающее уверенность в достоверности авторских рассказов. Приключения героев, глубина их характеров и тайны архипелага — все это делает книгу «Истукан» ярким и захватывающим читательским опытом.
Интервью с Евгением Рудашевским читайте тут.
Ивлин Во. «Когда шагалось нам легко», «КоЛибри» (16+)
Это захватывающая антология путевых заметок Ивлина Во, переносящая читателей в путешествия по Йемену, Джибути, Эфиопии, Занзибару, Кении, Конго, Гайане и Бразилии в межвоенный период. Остроумный повествовательный стиль раскрывает трудности мировых путешествий того времени, пробуждая чувство ностальгии по ушедшей эпохе исследований. Книга предлагает множество интересных аспектов и взглядов на колониальную Великобританию. Контраст между условиями путешествий прошлого и настоящего впечатляет, напоминая о том, как сильно изменился мир.
Антуан де Сент-Экзюпери. «Планета людей», «Эксмо» (16+)
Это захватывающие мемуары о жизни писателя в период его работы в почтовой авиации. Через сложные испытания в пустыне Сахаре и других географических точках Сент-Экзюпери напоминает нам о ценности быть и наслаждаться каждым моментом жизни. Это история с глубоким гуманистическим подтекстом вдохновляет вырваться из рутины, обратить внимание на окружающий мир и получать удовольствие от каждой минуты нашего существования на этой планете. Красиво написанная книга, которая побуждает жить осознанно.
Михаил Бару. «Повесть о двух головах», «Лайвбук» (16+)
Захватывающая книга о русской провинции, о маленьких и малоизвестных городах с уникальными историями, тайнами и людьми. Автор находит в каждом городе что-то светлое, доброе и интересное. Он рассказывает о путешествиях, встречах и неожиданных событиях, создавая образы городов. Книга идеальна для осеннего чтения, чтобы ощутить атмосферу путешествий и загадочности провинциальных мест.
Алексей Рачунь. «Почему Мангышлак», «НЛО» (16+)
Путешественник Алексей Рачунь мечтал о Каспии с детства. Вместе с семьей и GPS-навигатором Оксаной он отправляется в долгое и захватывающее путешествие на каспийские берега. «Почему Мангышлак» — необычный тревелог. Автор переосмысливает постсоветское пространство и распад старых контуров. Встреча с мечтой оказывается особенной. Читатель узнает удивительную и печальную красоту руин прошлого. Это открытие для любителей необычных путешествий и искателей новых горизонтов.
Адам Водницкий. «Провансальский триптих», «Издательство Ивана Лимбаха» (16+)
Книга «Провансальский триптих» — магическое путешествие в мир Прованса через глаза художника. Он раскрывает перед читателем восхитительные образы и запахи Прованса, рассказывает истории, переплетая прошлое с настоящим. Автор исследует дух города, его культуру, и привносит немало интересных фактов об истории этой земли. Эта книга — необычный микс путевого дневника, исторических фактов и интимного восприятия места, которое навсегда останется в душе автора и читателя.
Тур Хейердал. «Путешествие Кон-Тики», АСТ (12+)
«Путешествие Кон-Тики» — захватывающее повествование о смелом приключении-путешествии через Тихий океан. Автор, вдохновленный теорией миграции, убеждает своих скандинавских друзей присоединиться к нему в рискованном путешествии на плоте из бальзового дерева. Книга рассказывает о зарождении идеи, столкновениях во время плавания и катастрофической высадке на острове в южной части Тихого океана. С яркими описаниями и увлекательными фотографиями книга не только представляет захватывающее путешествие, но и затрагивает научные аспекты экспедиции. История, полная мужества и решимости, продолжает привлекать читателей и вдохновлять их на путешествия по океану.
Фредерик Цвикер. «Радость», Polyandria NoAge (16+)
Это увлекательный роман о приключениях и путешествиях. Главные герои — рассказчик и его друг Макс, страдающий психическим расстройством. Велопутешествие в Хорватию становится прекрасным душевным опытом, а путешествие из Швейцарии до Загреба открывает удивительный мир событий и знакомств. Автор с легкостью переплетает яркие анекдоты и славные хорватские слова с темой психического здоровья, призывая снять стигму с людей, страдающих ментальными расстройствами. Книга — ода радости и свободы, где каждый момент жизни окрашен своей особенностью и несет неожиданные открытия.
Александра Литвина, Аня Десницкая. «Транссиб. Поезд отправляется!», «Самокат» (6+)
Книга «Транссиб» погружает читателей в романтический мир путешествий на поезде, оживляя детские воспоминания о дальних поездках к бабушке. От Москвы до Владивостока авторы знакомят с 146 станциями через взгляд местных жителей, создавая увлекательную виртуальную экскурсию. Книга с великолепными фотографиями и информативными текстами становится окном в прекрасные города и поселки, позволяя путешествовать уютно, сидя в кресле. Она восхваляет красоту многогранности России и запечатлевает незабываемые моменты путешествия, вдохновляя на новые приключения и виртуальные экспедиции.
Екатерина Петрова — автор telegram-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.