«Сөннәтче бабай»: как исчезала татарская деревня

Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 46-я

«Сөннәтче бабай»: как исчезала татарская деревня
Фото: Скриншот realnoevremya.ru из видео «Г. Исхакый «Сөннәтче бабай» Сабир Өметбаев исемендәге Минзәлә татар дәүләт драма театры»/youtube.com, аккаунт «Мензеля-информ»

Смотрим спектакль Мензелинского театра 2004 года по повести Гаяза Исхаки о хранителе старой татарской деревни, который не смог пережить нарушения священных обрядов и ушел в могилу, успев передать традиции новому поколению. Нравоучительная, но без перегибов постановка, возможно, лучшая в разнообразной биографии Хафиза Хамматуллина, одна из удачных попыток сблизить театр и мусульманский мир.

Курбанкулый — человек эпохи

Суннат, он же хитан, он же хатна, обряд усечения крайней плоти символизирует у татар взросление. Но суть текста, конечно, не в описании обрядов. Повесть о суннатчи бабае Гаяз Исхаки написал в 33 года, в 1911 году (автор называл ее рассказом). Она была опубликована в восьмитомнике писателя в 1912-м. Исхаки в это время создает свои самые популярные произведения, рассказывая и о переменах в городской жизни татар, и о том, что происходит в деревне. Тот же 1911 год он проводит в бегах, сбежав из тюрьмы в Архангельске. Он живет в Финляндии, Турции, но в Петербурге его вновь ловят и отправляют обратно в Архангельск. Из заключения он вышел в апреле 1913-го.

Главный герой — дед по имени Курбанкулый (Хафиз Хамматуллин). Он очень важный человек в деревенском мире. Курбанкулый — оберегатель традиций, он насколько древний, что даже возраст его неизвестен. У суннатчи есть жена Гульйузум, его помощница, хранительница чистого, аккуратного дома. Исхаки подробно описывает и их жилище, и сад. Жизнь деда нарушается, когда жена умирает, а новая чистит его священным ножом картошку. Курбанкулый начинает копать себе могилу, а перед смертью передает нож ученику. Вся повесть насыщена символами чистоты, народности, праздника, при этом есть что-то гоголевское в главном образе. Курбанкулый — это «маленький человек» Исхаки.

Фиксация потери

В 2005-м за нее, а также за спектакль «Во имя любви» («Остазбикэ»), также по тексту Исхаки, театр получил премию Джалиля. Интересно, что оба ставил главный режиссер театра имени Кариева Ренат Аюпов. В 2021 году он поставил «Суннатчи-бабай» в родном театре, внеся в постановку еще несколько опусов Исхаки — ту же «Остазбикэ», а также «Он еще не был женат», «Девушка из шапочной мастерской» и даже «Вырождение двести лет спустя».

А оригинальный спектакль победил на фестивале театров малых городов в Москве, его возили на фестиваль «Тысяча дыханий и один голос» в турецкую Конью и на «Театр. Чехов. Ялта», наконец, в 2011-м он получил премию Гаяза Исхаки.

Аюпов также ставил в Мензелинске инсценировку повести «Дядюшкин сон» Достоевского. В обеих работах главную роль играет народный артист РТ Хафиз Хамматуллин. Это, конечно, очень разные персонажи, но в чем-то похожие. У Достоевского князь К. — человек добродушный и слабый здоровьем, которого все обманывают. У Исхаки бабай — луч света в царстве тьмы, которая сгущается вокруг деревни. Что-то важное теряется, уходит, исчезает именно в те годы, когда Исхаки пишет этот текст: он фиксирует эту потерю и как прозаик, и как историк.

Хамматуллин с Аюповым почти погодки. Актер старше режиссера почти на 3 года. Он всю жизнь работает в Мензелинском театре, начиная с 1985 года. А театр только в 1999-м получил здание (которое в прошлом году признали объектом культурного наследия). Роль в «Мусульманине» (с таким названием в русском переводе она шла) — образец нравственного чистого героя, лишенного суетности и обладающего безмерным уважением односельчан. Интересно, что потом он играл немало схожих образов — в той же «Остазбикэ», в «Мухаджирах» Махмуда Галяу, в «Мулле» Туфана Миннуллина.

Радиф Кашапов
ОбществоКультураИстория Татарстан
комментарии 5

комментарии

  • Анонимно 20 июл
    Года два назад смотрел этот спектакль ",Мусульманин" с женой по рассказу Г.Исхаки в татарском ТЮЗе.
    Понравилось.
    И жене тоже.
    Вспомнил русскую деревню, исчезнувшую в 1950-1970-е годы.
    На мой взгляд главное в рассказе Исхаки это взаимоотношения мужчины и женщины, эмансипация, феминизм, освобождение женщины от традиционного воспитания и традиционной культуры.
    Такие же процессы эмансипации, феминизации происходили и во французской деревне, и в немецкой, и в русской - в результате все эти деревни погибли.
    Новая жена старика не понимает чем отличается обычный кухонный нож, которым чистят картошку, от священного ножа для обрезания.
    Для старика жизнь заканчивается, когда он видит в женских руках священный нож, обрезающий кожуру с картофелины.
    А новая, молодая жена искренне недоумевает почему сердится старикашка, ведь она только хотела его накормить...
    Старик передает священный нож молодому, но надо ещё что-то передавать.
    Но что?
    Исхаки на этот вопрос не отвечает.
    Читатель и зритель должны подумать сами.
    А это очень трудно.
    Думать, новая, молодая жена, например, не думает.
    Да и старик тоже...
    Недавно высокопоставленный российский чиновник публично высказал Библейскую, Кораническую мысль, что основной целью жизни женщины является создание семьи и рождение детей.
    Феминистки выступили против сплоченными рядами.
    Интересно, чем все это закончится?
    Впрочем, в Библии и Коране не раз описано.
    Спасибо за напоминание о спектакле "Мусульманин".
    Православный русский.
    Ответить
    Анонимно 20 июл
    Феминистки молодцы.
    Ответить
    Анонимно 20 июл
    Изобретательные мужики быстро заменили феминисток искусственными полимерными вагинами.
    Недорого и скандалов нет.
    Но речь в "Мусульманине" совершенно о другом, не о теле, а о Духе.
    Ответить
  • Анонимно 20 июл
    Любимый спектакль моей бабушки
    Ответить
  • Анонимно 20 июл
    Какая же классная постановка! Спасибо за материал
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров