Джон Дербишир, KBR T&C: «Множество специалистов по всему миру наблюдают за проектом на ТАИФ-НК»
Осенью текущего года новый комплекс многоотраслевого холдинга сможет перерабатывать нефтяные остатки — гудрон и мазут — в дизельное топливо стандарта Евро-5 и прямогонный бензин
«Это как запуск космического корабля с человеком. Мы не имеем права ошибиться», — прокомментировал начало эксплуатации комплекса глубокой переработки тяжелых остатков глава ТАИФа Альберт Шигабутдинов на встрече со своими партнерами — американской компанией KBR T&C. Компания-лицензиар базовой технологии во главе со своим президентом Джоном Дербиширом приехала в Казань, чтобы встретиться с топ-менеджерами предприятий группы компаний и обсудить все вопросы предстоящего уже осенью запуска амбициозного проекта, позволяющего сделать нефтепереработку практически безотходной. Свидетелем переговоров стал корреспондент интернет-газеты «Реальное время».
Сложнее сложного
«Мы знали и были готовы к тому, что этот проект непростой. Однако он оказался еще сложнее, чем мы думали», — сходу заметил глава ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов, поприветствовав делегацию из Америки — компанию KBR T&C, являющуюся лицензиаром технологии Veba Combi Craсking (VCC). Именно эта технология является базовой в Комплексе глубокой переработки тяжелых остатков на ТАИФ-НК. Этот проект станет первым в России и самым крупным в мире производством на основе технологии VCC. Не так давно завершили строительство двух небольших, в разы менее мощных по объему перерабатываемого сырья опытно-промышленных установок в Китае, работающих на основе этой же технологии.
«Хотел начать с того же самого — со сложности установки VCC», — поддержал разговор Джон Дербишир, президент KBR T&C. Его компания с общим штатом сотрудников в 27 тыс. человек более чем в 70 странах на пяти континентах является одной из крупнейших компаний в мире в области проектирования, снабжения и строительства. История компании началась, еще когда автомобили были редкостью, а основным средством связи был телеграф.
Сегодня же KBR T&C активно участвует в крупнейших и наиболее инновационных проектах мирового масштаба, многие из которых реализуются в удаленных регионах с суровыми природными условиями.
«Когда я два года назад приезжал в Казань, нефть стоила $127 за баррель. Изменения кардинальные. Сегодня все находятся в сложной ситуации и страдают от снижения цен на нефть. Тем не менее мы видим у вас большой прогресс по запуску технологии VCC. Множество специалистов по всему миру наблюдают за этим проектом на ТАИФ-НК. И одна из задач нашей встречи — обсудить все вопросы и прогнозируемые проблемы при запуске технологии. Мы также должны расписать детальный план запуска», — отметил Джон Дербишир, заверив в своей личной заинтересованности в успешной реализации проекта. «После запуска технологии нефтеперерабатывающий завод ТАИФ-НК станет самым успешным во всем мире», — уверенно заявил президент KBR T&C.
Альберт Шигабутдинов: «Мы знали и были готовы к тому, что этот проект непростой. Однако он оказался еще сложнее, чем мы думали… Это ведь как запуск космического корабля с человеком, мы не имеем права ошибиться».
Комплекс позволит добиться практически безотходной переработки нефти. После трехступенчатой конверсии тяжелых остатков в синтетическую нефть по технологии VCC продукт подвергнется стандартному процессу гидрокрекинга в неподвижном слое катализатора, и конечным результатом этого станут высокоприбыльные светлые нефтепродукты: пропановые и бутановые фракции, нафта, дизельное топливо экостандарта Евро-5, а также очищенный вакуумный газойль, являющийся основным сырьем для производства бензина Евро-5. Введение комплекса принесет практически двукратное увеличение прибыли.
Вообще же, технология VCC существует с 30-х годов прошлого столетия и была разработана в Германии для переработки каменного угля в автобензин при давлении 750 атмосфер.
Позже эта технология, способная перерабатывать широкий спектр видов тяжелого сырья, но при высоком давлении, была забыта: в то время добывалось достаточно легкой нефти, получение из которой светлых нефтепродуктов не требовало специальных технологий и, главное, стоило гораздо дешевле. Однако в начале нулевых к этой технологии, обновив ее, вернулась уже компания BP. В результате сегодня стало возможным перерабатывать тяжелое сырье при значительно более низком давлении в 210 атмосфер. В 2010 году компания BP передала американской компании KBR право на распространение лицензии и технологии по всему миру.
«Сама технология не вызывает сомнений. Но у нас есть вопросы…»
Заинтересованный глава компании-лицензиара спросил, когда ожидается запуск всего комплекса. На что заместитель генерального директора ОАО «ТАИФ» по нефтехимии и нефтепереработке Владимир Пресняков ответил: «Первую подачу сырья мы планируем в сентябре. Выйти на промышленную эксплуатацию мы должны в середине ноября или не позже декабря». Тем не менее все, что не имеет тиража в промышленном масштабе, вызывает опасения.
Владимир Пресняков: «Первую подачу сырья мы планируем в сентябре. Выйти на промышленную эксплуатацию мы должны в середине ноября или не позже декабря».
«Сама технология не вызывает сомнений. Но у нас есть вопросы касательно инженерного обеспечения — по работе всего закупленного оборудования. Второй момент: как будут работать лицензионные клапаны сброса высокого давления? И следующее — подготовка сотрудников. Разумеется, мы проводим и обучение, и тренинги. Вплоть до того, что наши специалисты тренируются разбирать и собирать резервные клапаны в течение 4 часов. И все равно при запуске такой мощной установки нужно исключить все возможные ошибки и проблемы», — отметил Владимир Пресняков. «Да, это ведь как запуск космического корабля с человеком, мы не имеем права ошибиться», — прокомментировал начало эксплуатации КГПТО Альберт Шигабутдинов.
Помимо этого, во время обсуждения партнеры часто обращались к опыту Китая, который, запустив установку VCC, столкнулся с проблемами. «У нас были сложности в общении с клиентом. Они не желали такого тесного сотрудничества, которое складывается у нас с вами. И потом, они перешли на другое сырье, не то, что изначально проектировалось», — объяснил причину возникших осложнений на китайском производстве Стив Майо, директор по технологии VCC KBR T&C.
Более детально вопросы предстоящего запуска было решено обсудить непосредственно на площадке Комплекса глубокой переработки тяжелых остатков в Нижнекамске, где американская компания также запланировала посетить «Нижнекамскнефтехим» и предметно обсудить возможное сотрудничество при возведении этиленового комплекса, а именно строительство двух печей пиролиза. «Кроме того, исходя из той информации, которой мы располагаем, главная задача НКНХ — максимизация производства бензола, дивинила и бутилен-изобутиленовой фракции. Мы хотели бы быть вам полезными и в этом направлении», — отметил Джон Дербишир.
Подробнее об интересах компании KBR T&C в России читайте в готовящемся к публикации интервью «Реального времени», а детально о проектах двух крупнейших холдингов KBR T&C и ТАИФ — в наших следующих публикациях.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
В 1998 году произошло слияние компаний M.W.Kellogg и Brown & Root Engineering and Construction, в результате которого появился один из мировых лидеров в области проектирования, материально-технического обеспечения, строительства и оказания услуг — компания KBR.
Компанию M.W. Kellogg в 1901 году создал Морис Вудраф Келлогг как небольшое предприятие по изготовлению труб в Нью-Йорке, которое превратилось в проектно-конструкторскую компанию мирового класса. Опыт и знания компании Kellogg в области проектирования и ее стремление к инновациям привели к созданию передовых технологий и к новым достижениям в промышленности. В 1960-х годах компания совершила революцию в области производства удобрений благодаря разработке новой технологии производства аммиака, что обеспечило возможность роста производства продуктов питания в мире. В конце 1980-х M.W. Kellogg была приобретена компанией Dresser Industries, которая затем слилась с компанией Halliburton в 1998 году.
Компания Brown & Root Engineering and Construction, специализирующаяся на строительстве дорог и выполнении общих подрядных работ, была создана в 1919 году, когда братья Джордж и Герман Брауны создали строительную компанию в штате Техас. Brown and Root начала свою деятельность со строительства дорог, но вскоре занялась и другими видами деятельности. После окончания Второй мировой войны компания Brown & Root нацелилась на морские проекты. В 1947 году компания вышла на глобальный уровень, когда осуществила строительство первой морской нефтяной платформы, расположенной в 43 милях в море от побережья Морган-Сити, штат Луизиана.
Компания Brown & Root осуществляла строительство в рамках многих знаковых проектов в Хьюстоне, включая автостраду «Галф Фривей», футбольный стадион университета Райса, объекты НАСА, «Минут-Мейд Парк», а также в рамках проектов нефтеперерабатывающих, нефтехимических предприятий и морских платформ, которые стимулируют глобальную экономику. В 1962 году Brown & Root была приобретена компанией Halliburton.
KBR (сокр. от Kellogg Brown & Root) отделилась от Halliburton в 2007 году и вышла на качественно новый уровень, когда успешно провела первичное публичное размещение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. Сегодня KBR имеет заказчиков в более чем 70 странах.
В 2014 году KBR рационализировала свою деятельность и сконцентрировалась на своих основных направлениях: проектировании, материально-техническом обеспечении, строительстве, оказании услуг в рамках углеводородных проектов и выполнении государственных заказов.