«Химики» в законе: Чайка делегирует в Казань гособвинителя, который «посадил» тульского губернатора

Обвинение по делу о хищениях с «Казаньоргсинтеза» будет представлять группа прокуроров во главе с москвичом Борисом Непорожным

Сегодня Московский райсуд Казани частично «засекретил» от прессы процесс о кражах с «Казаньоргсинтеза», уточнил, сколько детей у каждого из 12 подсудимых, и огласил полный список гособвинителей из четырех человек. Тут выяснилось, что впервые за долгое время Генпрокуратура РФ решила делегировать в Казань для участия в судебных заседаниях своего сотрудника. Того, что ранее представлял обвинения по громким делам федерального масштаба, в числе которых — губернаторская взятка в 40 млн рублей и убийство футбольного болельщика.

Многодетные папы на скамье подсудимых

Вместить всех желающих присутствовать на процессе по делу о хищениях с «Оргсинтеза» сегодня не смог даже самый большой зал здания Московского райсуда Казани на улице Сабан. Часть родственников подсудимых слушали заседание в коридоре, часть — стоя у двери.

Девять подсудимых из числа тех, что находятся под подпиской о невыезде, едва уместились на первом из двух рядов зала. Еще трое обвиняемых были заперты в клетке. Половина адвокатов ввиду нехватки места на стороне защиты пересели за столы стороны обвинения. Ну а двух прокуроров разместили на месте секретаря. Еще для двух отсутствовавших сегодня гособвинителей места просто не было. По неизвестной причине «прогулял» и один из двух адвокатов главного фигуранта дела Закарии Закирова.

Возможность переноса заседания в здание суда по улице Воровского или ДК «Юность» (где в свое время рассматривалось дело о крушении «Булгарии») сегодня не обсуждалась. Заседание началось с изучения личностей подсудимых. Сразу бросилось в глаза, что все без исключения фигуранты — люди семейные и почти у всех есть малолетние дети. Причем под суд пошли даже многодетные папы. У Алексея Емелькина, Фарида Диярова и Закарии Закирова (следствие считает его одним из организаторов созданного для краж преступного сообщества) — по трое детей, а у Евгения Горячева и Рустема Закирова (также обвиняемых в организации ОПС) — по четверо! Всего же на 12 подсудимых по данному делу приходится аж 27 сыновей и дочек.

Среди обвиняемых есть и дипломированные специалисты, и не окончивший среднюю школу водитель. Едины все они в одном: вину не признают. «Если хищения продукции были, то почему в ежегодной отчетности предприятия не было данных об убытках?!» — рассуждает адвокат одного из обвиняемых Николай Быков. Впрочем, по версии следствия, преступный конвейер работал и днем, и ночью: сначала сотрудники предприятия специально заготавливали мешки с неучтенной при фасовке продукцией, а потом через проходную выпускали грузовики с этим товаром. В результате лишь с мая 2011-го по март 2012 года КОС лишился полиэтилена и пластиковых труб почти на 340 млн рублей.

В Московском суде ждут московского прокурора

Сегодня стало известно, что поддерживать гособвинение по этому делу назначены четверо: сотрудницы прокуратуры РТ Ольга Зарипова и Анастасия Селиваненко, старший помощник прокурора Московского района Равиль Сабиров, а также прокурор отдела Уголовно-судебного управления Генпрокуратуры РФ Борис Непорожный.

По данным «Реального времени», Селиваненко уже представляла гособвинение по делам о хищениях с КОСа в 2015 году, когда суд решал судьбу 10 признавших вину членов ОПС. Сабиров был замечен на громких процессах о крушении теплохода «Булгария» и хищениях в КНИТУ-КХТИ. Зарипова недавно выступила гособвинителем на процессе об убийстве семьи главврача республиканского кожвендиспансера.

Что до московского «варяга», то назначать своего гособвинителя Генпрокуратура РФ вправе по всем уголовным делам, которые утверждаются Юрием Чайкой либо его замами, правда, пользуется этим правом по татарстанским делам крайне редко. В 2011 году имя прокурора Бориса Непорожного, в ту пору сотрудника прокуратуры Москвы, прогремело при рассмотрении в суде дела об убийстве футбольного болельщика. В июле 2010-го в центре столицы смертельные ранения получил 22-летний Юрий Волков, возвращавшийся с матча «Спартак» — «Рубин». В память о погибшем футбольные фаны провели серию акций. А позже суд установил: конфликт был спровоцирован уроженцами Чечни Айхмедпашой Айдаевым и Бекханом Ибрагимовым. Первый был приговорен к 17, второй — к 6 годам лишения свободы. После оглашения вердикта прокурор Непорожный заявлял, что считает приговор справедливым.

Не менее громким в карьере москвича стало и дело экс-губернатора Тульской области Вячеслава Дудки. В 2013 году Советский райсуд Тулы признал Дудку и директора областного департамента земельных отношений Виктора Волкова виновными в получении взятки в 40 млн рублей за предоставление корпорации земельного участка в 2,5 га под строительство гипермаркета в 2010 году. Директор департамента получил срок в 2 года 6 месяцев, а экс-губернатора лишили всех госнаград и отправили в колонию строгого режима на 9 лет 6 месяцев. Присланный в Тулу из Москвы гособвинитель Борис Непорожный полагал, что такой немягкий приговор пошатнет веру в безнаказанность и других чиновников на высоких должностях и с обширными связями.

Суд защитил производственные тайны

Ожидается, что к процессу в казанском суде Непорожный подключится уже на следующем заседании, которое состоится через месяц. Такой перерыв председательствующий судья Марат Макаров был вынужден объявить по ходатайству защитников по назначению, не успевших изучить все материалы дела в 458 томах. На дополнительном сроке для ознакомления настаивал и Закария Закиров, утверждая, что 2 лет для изучения всех тонкостей обвинения и аргументов в свою защиту ему не хватило.

— Я смотрел материалы: вы знакомились по 10-12 минут в день, а потом, ссылаясь на плохое самочувствие, затягивали процедуру ознакомления, — упрекнул Закирова судья.

— Уважаемый суд, так всего два раза было, и медсестрами это зафиксировано, — возразил подсудимый. — Я заявлял 50-60 ходатайств об ознакомлении с конкретными материалами и вещественными доказательствами, которые не были удовлетворены. Мое право ограничили…

Еще одно ходатайство сегодня поступило от адвоката Рашита Гаптулганеева, представляющего интересы Закирова. Он продемонстрировал озабоченность тем, что изучение обстоятельств хищений и технологии производства на госпредприятии может невольно обернуться оглаской государственной и коммерческой тайны. «Поэтому прошу рассмотреть вопрос об удалении СМИ из зала судебного заседания», — заявил Гаптулганеев и его тут же поддержали все подсудимые и адвокаты. Возражала лишь гособвинитель Ольга Зарипова. Выслушав всех, судья постановил: «В той части, когда будем исследовать сам процесс хищений, будем прессу удалять». Как будет действовать этот запрет, покажет время.

Ирина Плотникова, фото и видео автора

Новости партнеров