Казанскому производителю беспилотников сватают чешские двигатели

Европейские компании скрывают совместные с Россией проекты из-за связанных с санкциями скандалов

«Антисанкционные» поездки президента Татарстана Рустама Минниханова с делегацией в Венгрию и Чехию «оживили» несколько затормозивших совместных проектов. По словам чиновников, посетивших Центральную Европу вместе с главой республики, ожидается запуск прямого авиасообщения между Казанью и Будапештом и строительство завода инфузионных растворов в Чистополе. При этом члены татарстанской делегации признают, что без иностранного оборудования промышленность республики пока обойтись не может.

Европейские банки предлагают бизнесу кредиты под 0%

Европейский бизнес доброжелательно настроен к Татарстану и готов сотрудничать. Такие выводы озвучили сегодня в кабинете министров РТ члены татарстанской делегации по итогам поездки в Чехию и Венгрию. «Поездка дала впечатление, что чешские предприниматели настроены к Татарстану очень доброжелательно, несмотря на санкции, хотя пропаганда идет, и европейского уровня», — убежден глава Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев.

При этом санкции осложняют контакт с Европой, признает он, так как затрудняют доступ к дешевым деньгам и технологиям. Тем временем Агеев хвалит европейские меры поддержки бизнеса, отмечая, что Татарстану нужно принимать их во внимание. «Мы убедились, какая серьезная поддержка идет и по линии Евросоюза, и по линии местной власти. Например, строится технопарк: половина средств выделяется по линии Евросоюза, четверть — региональные, затем все это оформляется, передается в собственность Торгово-промышленной палаты, а она уже работает с бизнесом», — говорит он.

Удивила главу ТПП РТ и кредитная поддержка бизнеса. «Вы знаете, сейчас в Европе почти минусовая ставка. Но это не значит, что банки прогорают, это говорит о том, что они дают нулевую и даже меньше ставку, а затем за счет развития производства, выпуска продукции, налогов, зарплаты и сокращения безработицы это все возвращается», — рассказал он.

Подводя итоги поездки, министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов сообщил, что было подписано соглашение о намерениях между компанией ПО «Дельрус Чистополь», которая занимается (если честно, уже не первый год) строительством первого в Татарстане завода инфузионных растворов, и компанией FAVEA Europe. Она будет заниматься проектированием завода и оказывать инжиниринговые услуги. Отметим, что про этот проект в Татарстане говорят давно. Стоимость самого завода, по данными СМИ, оценивалась в 700 млн рублей. В 2014 году даже состоялась церемония закладки первого камня в строительстве завода. Однако о чешских партнерах тогда не упоминалось. «Первая стадия у них была — проектирование и технологическая разработка, сейчас речь уже идет о договоре подряда и начале строительства», — говорит Каримов. Но сроки запуска завода назвать он отказался.

Зачем Татарстану чешские двигатели?

«Договорились продолжить сотрудничество известной чешской компании PBS Velka Bites и наших компаний в области авиастроения», — вскользь упомянул Каримов, перечисляя другие проекты. Однако в пресс-релизе значится, что речь идет о локализации производства малоразмерных газотурбинных двигателей на производственных мощностях АО НПО «ОКБ им. Симонова».

Напомним, ОКБ им. Симонова — один из лидеров по производству беспилотников в России. Сейчас у него в разработке громкие проекты по созданию гражданского комплекса беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета, который до 2018 года находится на стадии проектирования. Он сможет поднимать до 2 тонн груза и выдерживать низкие температуры, почему и получил название «арктический». Есть и его военный аналог, однако его разработка держится в секрете.

Помимо этого, казанское ОКБ в октябре 2011 года выиграло конкурс минобороны на НИР по созданию ударного БПЛА весом до 5 тонн. Тема получила 1 млрд рублей финансирования. Предположительно, это прообраз тяжелой ударной машины под названием «Альтаир» с продолжительностью полета не менее 12 часов. Известно, что двигатели для «Альтаира» разработаны и производятся немецкой компанией RED Aircraft, которой владеет выходец из России, выпускник КАИ Владимир Райхлин. И вот теперь появляется информация о выпуске двигателей с чехами.

«Им могут финансирование прикрыть, зачем?»

Видимо, из-за военной тематики информацию об участии чехов в проекте никто из чиновников не захотел разглашать. «Чтобы не подводить других, я бы не отвечал. Детализировать не надо, с какой компанией, что это будет. Потому что мы своих партнеров можем подвести», — заявил Агеев.

При этом, по его словам, совсем необязательно, что это связано с оборонной отраслью. «И с гражданской то же самое. Им могут финансирование прикрыть, зачем? Мы знаем, допустим, что в фармакологии чешская компания нашла кредит на 60 миллионов, застраховала его, и через обходные моменты не получается, а напрямую сразу начинают раздувать скандал. Поэтому с прессой в этих моментах надо быть очень осторожным», — ответил он на вопросы журналистов. При этом можно предположить, что вопрос о чешских двигателях почти решен. На вопрос о том, какой из озвученных проектов наиболее близок к реализации, Каримов ответил: «Тот, про который нельзя говорить».

Были достигнуты и договоренности по продолжению работы по локализации в Татарстане проекта чешской компании «Югострой», которая занимается производством автокомпонентов, по сотрудничеству Зеленодольского завода им. Горького с компанией InteReka, а также чешской CSRC (Чешский Центр Космического исследования) с вузами Республики Татарстан и пр., перечислил министр.

Рейсы в Будапешт из Казани правительство ждет к концу года

Что касается итогов поездки в Венгрию, то Каримов отметил возобновившиеся разговоры по поводу прямого авиасообщения между Казанью и Будапештом авиакомпанией Wizz Air. «Там, конечно, остались определенные технические проблемы, но стороны намерены приходить к соглашению», — рассказал он. В чем именно выражаются проблемы, он не назвал, но отметил, что их планируется решить до конца года. Агеев же надеется, что прямой рейс из Казани в Прагу, который Чешские авиалинии запустят с 27 апреля, простимулирует и переговоры с Wizz Air.

Стороны выделили еще ряд перспективных направлений, однако никаких точных сроков и данных по ним тоже не называется. Это продолжение сотрудничества ПАО «Татнефть» с венгерской компанией MOL GROUP, развитие сотрудничества венгерских компаний с ПАО «КАМАЗ» в сфере производства автобусов и сельскохозяйственной техники, сотрудничество татарстанских предприятий с компанией Knorr-Bremse Fékrendszerekc и другими венгерскими фирмами в сфере автомобилестроения и производства автокомпонентов, развитие сотрудничества компании «Татхимфармпрепараты» с венгерскими фармацевтическими предприятиями, расширение сотрудничества с Венгрией в сфере агропромышленного комплекса; изучение опыта венгерских сельскохозяйственных товаропроизводителей и передовых технологий агропромышленного производства.

Что касается финансирования всех этих инициатив, то его власти намерены возложить на «Ак Барс Банк» и «Венгерский экспортно-импортный банк». Эти банки договорились развивать сотрудничество, в том числе обеспечивать финансовую поддержку при реализации совместных проектов в сфере агропромышленного комплекса. «Это опорный банк, который занимается программами поддержки как с точки зрения продвижения на экспорт венгерской продукции, так и с точки зрения финансирования тех проектов, которые будут развиваться в венгерской республике. Соответственно, под все эти проекты, которые находятся в стадии проработки, мы договорились, что «Ак Барс Банк» совместно с венгерским банком будут рассматривать возможности совместного кредитования этих проектов, привлечения кредитных линий, синдицированного кредитования под конкретные проекты», — пояснил Каримов.

Альберт Каримов: «Мы договорились, что «Ак Барс Банк» совместно с венгерским банком будут рассматривать возможности совместного кредитования этих проектов, привлечения кредитных линий, синдицированного кредитования под конкретные проекты». Фото kazanfirst.ru

Агеев же добавил, что речь идет о кредитовании венгерских предпринимателей, работающих в России и в Татарстане. «Они заинтересованы, потому что им нужно сбыть продукцию. В этом отношении наш рынок большой, несмотря на санкции и девальвацию рубля, все это устаканится немножко. А мы привыкли к венгерскому оборудованию, чешскому оборудованию», — говорит Агеев. По его словам, в Татарстане работает несколько десятков компаний из Венгрии.

Дина Валиуллина

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров