Паата Амонашвили: «Мультфильмы воспитывают лояльных потребителей»

Несколько советов для родителей от мировых грандов психологии и педагогики

В минувшие выходные в Казань приезжал Шалва Амонашвили — выдающийся семейный психолог с мировым именем. В IT-парке он со своим сыном Паатой провел семинар для родителей, педагогов и психологов «Мама, Папа и Я (от рождения до совершеннолетия)». На встрече с экспертами побывал и корреспондент «Реального времени».

«Шейх» Амонашвили

У входа слушателей встречали девушки в хиджабах. Среди пришедших — тоже немало женщин в платках. Попал в мусульманский клуб? Вообще, я точно пришел на семинар психолога? Может быть, они ждут не психолога, а какого-нибудь прогрессивного имама (например, «триллионера» Шамиля Аляутдинова) или заморского шейха?

Кстати, а вот и виновник торжества: пожилой худощавый мужчина с головным убором, очень напоминающим татарскую тюбетейку. Точно имам, разве что орнамент на «тюбетейке» выполнен в узорчатых крестиках.

Когда выяснилось, кто организатор мероприятия, все понемногу встало на свои места. Детский центр «Сабыйлар» довольно-таки известен в мусульманских кругах города. Это своего рода частный детский сад с национально-религиозным уклоном, включая халяльное питание.

А главный приглашенный гость — Шалва Амонашвили — всемирно известный психолог, педагог-новатор, предложивший человечеству педагогику сотрудничества. Достижения, регалии и звания можно перечислять долго. Его оригинальная концепция гуманной педагогики ориентирована на личность ребенка и отрицает авторитарную, повелительную педагогику. Его приверженность традиционным ценностям христиан и мусульман, любовь к родине явно импонирует многим в стране. А апеллирование к религиозным сюжетам, некоторая отдаленность от материализма весьма близки по духу людям верующим.

Приехал в Казань он не один, а со своим сыном Паатой Амонашвили — психологом, писателем и социологом, который продолжает дело своего отца. В течение двух дней они рассказывали казанцам о современном подрастающем поколении, о том, с какими опасностями ребенок сталкивается, как защитить детей от агрессии.

Не запрещать, а общаться

Как считают эксперты, самое ценное, что может дать родитель ребенку, — свое общение. И причина того, что дети пристращаются к компьютерным играм, просмотру ТВ, мультсериалов, — в нехватке времени у родителей на общение с ребенком.

— Зато появляются большие боссы, у которых есть время на вашего ребенка — через передачи, мультфильмы, видеоигры. Они будут говорить, что воспитывают, чему-то учат. Но реально кого они воспитывают — это лояльных потребителей, — отметил Паата Шалвович.

Он рассказал, что в свое время общался с продюсером мультсериала «Даша-следопыт» (другое название — «Даша-путешественница»). В каждом эпизоде героиня произносит пару фраз на английском языке. Продюсер утверждает, что этот сериал учит английскому языку. Однако за 15 лет миллионы детей просмотрели этот мультик — и ни один после этого не заговорил на языке Шекспира, считает педагог. Главная цель сериала, по словам Амонашвили, заключается в продаже сопутствующих товаров с символикой мультфильма.

Психолог предлагает совместно просматривать мультики и фильмы и проводить «разбор полетов», вырабатывая отношение к увиденному. Так ребенок будет больше защищен от влияния индустрии развлечений.

— Не стоит запрещать ребенку делать что-либо, но нужно думать, что ему предложить взамен. Время у ребенка будет занято более интересными и полезными вещами, — подчеркнул педагог.

Ребенок, проводящий много времени перед телевизором или за компьютерными играми, не может адекватно задавать вопросы, решать проблемы, творчески мыслить, проявлять инициативу, развивать коммуникации.

Формула успеха

Кроме того, Амонашвили предлагает проводить утренний и вечерний настрой ребенка.

— Хороший настрой — более половины успеха, — вывел формулу Паата Амонашвили.

Для взрослого человека инструменты самонастроя могут быть различными: молитва, медитация, созерцание красивых картин, прослушивание хорошей музыки. Ребенку же необходимо утром говорить, что предстоящий день будет прекрасным и все у него получится.

То же самое в школе. На уроке математики нужно представить детям, что они выдающиеся математики, на уроке литературы — писатели, географии — путешественники.

Если сын или дочка не может ночью уснуть, то опять спасает настрой. Например, мама с ребенком могут пофантазировать, как во сне они облетают всю планету.

Второй и третий языки

Отдельно лекторы остановились на изучении языков.

Амонашвили-младший является научным руководителем детского сада «Басти-Бубу» в Грузии. В этом учреждении работает русская воспитательница, которая ни слова не знает по-грузински или по-английски. Она общается с грузинскими детишками исключительно на русском языке. Вторая воспитательница разговаривает с малышами только по-английски. Каждую из них малыши понимают. И дети легко усваивают русский и английский, и ничего в голове не путается. Важно при этом, чтобы воспитатель не смешивал в речи оба языка.

— В Татарстане изучение двух языков происходит непринужденно, особенно в русско-татарских семьях. Если папа разговаривает с ребенком по-русски, а мама — по-татарски, то малыш с детства хорошо знает оба языка. Даже если сами родители в общении друг с другом используют русский, это не мешает познавать татарский, — рассказал психолог.

Всякого рода обучающие мультфильмы, телепередачи, аудиозаписи не приносят столь желаемого результата в отличие от живого общения.

Как отметил Шалва Александрович в интервью корреспонденту «Реального времени», увеличение количества смешанных семей в республике несет только плюсы. Помимо того, что дети лучше усваивают оба языка родителей, они к тому же изучают культуру обоих народов, религию и традиции. Так они в будущем становятся более терпимыми по отношению к людям другой национальности, расы или вероисповедания.

Для изучения ребенком иностранного языка, не родного для папы и мамы, эксперты предлагают завести дома куклу, которая «разговаривает» с малышом только по-английски.

Совместно читать и сочинять

Немаловажным при воспитании является совместное чтение книг. Так у ребенка происходит общение с родителями, развивается мышление и прививается интерес к книгам и процессу чтения.

Супруга Шалвы Амонашвили читала своим детям книги не торопясь, размеренно, по одному абзацу, каждый раз останавливаясь, чтобы дать представить малышам прочитанное. Такую методику дети впоследствии взяли на вооружение, а Паата Шалвович даже развил и популяризировал.

Кроме того, психологи предлагают не только совместно читать литературу, но и сочинять свои истории. При этом все придуманное лучше записывать, а потом напечатать книжкой. А затем пригласить родственников и провести презентацию. При правильном подходе весь процесс может оказаться очень увлекательным.

Отметим, во время семинара каждый мог задавать вопросы наставникам и получить мудрые, а иногда полушутливые ответы. Слушатели смотрели на отца и сына Амонашвили чуть ли не открыв рот. Все, с кем приходилось мне общаться во время перерывов, восхищались полученными за выходные знаниями. Осталось применить хоть часть на практике.

Тимур Рахматуллин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Амонашвили Шалва Александрович — советский, грузинский и российский психолог, педагог. Автор концепции гуманной педагогики. Доктор психологических наук, профессор, руководитель Международного центра гуманной педагогики.

  • Родился в 1931 году в Тбилиси (Грузинская ССР).
  • Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал в 1952 году.
  • В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвилии, защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году.
  • В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Ученом совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР.
  • В 1989—1991 годах — народный депутат СССР, член Верховного Совета СССР.
  • С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете им. С. С. Орбелиани в Тбилиси.
  • С 1998 года работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ).
  • Ректор Академии педагогического искусства и социализации.
  • В сентябре 2001 года при Международном центре Рерихов был создан Международный центр гуманной педагогики под руководством Ш. А. Амонашвили. Руководитель издательского дома «Шалва Амонашвили». Издает «Антологию гуманной педагогики» (более 40 томов).
  • Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Новости партнеров