«Татнефтепродукт» подвел итоги 2015 года: падение продаж, ненужные нефтебазы и новая стратегия

«Татнефтепродукт» подвел итоги 2015 года: падение продаж, ненужные нефтебазы и новая стратегия
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Сегодня на годовом собрании акционеров ХК «Татнефтепродукт» председателем Совета директоров компании был избран генеральный директор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов. Ранее он возглавлял советы директоров входящих в холдинг предприятий «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез». За этот период нефтехимические компании справились с последствиями кризисов. Сейчас такая стратегия понадобилась ХК «Татнефтепродукт»: по итогам 2015 года компания получила убыток около 177 млн рублей.

Наихудший год

Помимо оптовой и розничной торговли нефтепродуктами, их хранения компания занимается развитием сети розничной торговли и сопутствующих товаров. Ее сбытовая инфраструктура охватывает большинство районов Татарстана, имеются автозаправочные станции в Ульяновской, Самарской, Кировской областях, Удмуртской, Чувашской республиках и Марий Эл. ХК «Татнефтепродукт» владеет нефтебазами с общим резервуарным парком 192 тысячи куб. м. Количество АЗС ОАО ХК «Татнефтепродукт» на начало 2016 года составило 134 единицы, АГЗС — 20, из них передано в аренду — 25 АЗС. Основными конкурентами заправщика на рынке Татарстана являются АЗС «ТАИФа», «Лукойла», «Татнефти».

Подводя итоги 2015 года, генеральный директор ХК «Татнефтепродукт» Рустам Сабиров назвал его наихудшим, возможно, за всю историю существования компании. На деятельности предприятия неизбежно сказывается происходящее в экономике страны. Снижается деловая активность бизнеса, организации меньше инвестируют в свое развитие. В результате на многих рынках снижается спрос и падают продажи. К этому добавляются проблемы в банковской сфере. Многие банки меняют условия кредитования, повышая ставки по кредитам.

Основными причинами падения розничных продаж гендиректор топливного ретейлера назвал потери объемов из-за экономического спада. Отрицательная динамика топливных продаж ужала рынок и до предела обострила конкуренцию. Но некоторые конкуренты продолжают инвестировать большие средства в свои АЗС. К примеру, «Лукойл» довел свою сеть в республике до 50 АЗС.

Большие изменения на рынке произошли с вводом в эксплуатацию заводов «ТАИФ-НК» и «ТАНЕКО». В результате те факторы, которые были конкурентным преимуществом компании, превратились в источник дополнительных издержек. Это касается нефтебаз и транспортной инфраструктуры. Исторически сложившаяся разветвленность АЗС «Татнефтепродукта» вплоть до небольших населенных пунктов Татарстана тоже не способствует равной конкуренции с лидерами.

— Успех современных АЗС определяется преимуществами в расположении и крупными инвестициями в строительство, реконструкцию и превращение ее в полноценный автозаправочный комплекс, — уверен Рустам Сабиров.

Потеря доходов

Далее генеральный директор ХК «Татнефтепродукт» подробно рассказал о финансово-экономических показателях прошлого года. Сложившиеся в течение года цены закупок и розничные цены не обеспечили компании плановую доходность продаж. В совокупности со снижением объемов это не позволило выполнить план по доходам. По розничным продажам было недополучено около 200 млн рублей, по оптовым недобрали 32 млн рублей. Так, объем продаж товаров и услуг (с НДС) составил 16,3 млрд рублей, он сократился в связи с уменьшением объемов товарооборота. Было недополучено 1,4 млрд рублей. Объем реализации в натуральном выражении составил 415,1 тыс. т или 91,8% к 2014 году.

Розничные продажи формируют до 71% валового дохода компании. Основная доля в них приходится на продажи физлицам за наличный расчет и по банковским картам. Именно в этом сегменте получены наибольшие потери: продажи физлицам упали на 13%.

Получение убытка в прошлом году Рустам Сабиров также связывает с недостаточным уровнем наценок. Средняя по всем продуктам наценка в рознице составила 5,6 тыс. рублей за тонну при плане 6,6 тыс. рублей за тонну. Из-за снижения объемов продаж «Татнефтепродукт» недополучил 114 млн рублей, из-за уровня наценок — 90 млн рублей.

— Спад в объеме розничных продаж мы обязаны преодолеть. Мы ставим весьма серьезные задачи, подразумевающие крупные инвестиции, — заявил Рустам Сабиров.

Объем оптовой реализации в 2015 году составил 196 тыс. т при плане 222 тыс. т. Наибольшее падение отмечается при продаже через нефтебазы.

В 2015 году у ХК функционировало 8 нефтебаз. Общий объем товарооборота по ним составил 201 тыс. т, это на 100 тыс. т меньше, чем в 2014 году. Нефтебазы получают доход преимущественно от объема продаж, от оказания услуг по хранению нефтепродуктов, доставки нефтепродуктов на АЗС. Основной объективной причиной продолжающегося снижения объемов оптовых продаж, а также объемов хранения является увеличение продаж самими заводами «ТАИФ-НК» и «ТАНЕКО».

Рынок меняется, нефтебазовое хозяйство становится ненужным. ХК «Татнефтепродукт» собирается консервировать многие нефтебазы и оставлять только нужные. «Компания последнее десятилетие предпринимала немало мер по сокращению этих объектов исторического наследия в виде устаревших нефтебаз. Да, эти нефтебазы для районов создавали рабочие места и налоговые поступления. Но, сохраняя лояльность к интересам республики и своим работникам, «Татнефтепродукт» терял доходы от бизнеса», — объяснил Рустам Сабиров.

Новая стратегия. Новые цели

Свою роль в возникновении убытков ХК «Татнефтепродукт» в прошлом году сыграла и возросшая кредитная нагрузка, уверен гендиректор компании. Объем заемных средств составляет 2,051 млрд рублей. В 2015 году кредитный портфель был снижен на 349 млн рублей. Но процентные ставки по остатку кредита выросли до 12,5% против 9,6% в 2014 году. Компания занимается снижением существующей и предотвращением образования новой задолженности. В условиях дорогого банковского кредитования особенно актуальными становятся вопросы управления оборотными средствами. В последние годы компания успешно работает над снижением дебиторской задолженности покупателей. Продолжена работа по оптимизации расходов и повышению эффективности управления. В рамках мероприятий по сокращению затрат и увеличению дохода получен экономический эффект в размере 148 млн рублей. Такой результат достигнут за счет снижения логистических издержек, сокращения дебиторской задолженности.

В заключение своего доклада Рустам Сабиров отметил, что полученные в 2015 году финансовые результаты не устраивают ни акционеров, ни менеджмент, ни работников предприятия: «Это болезненный удар, но в жизни самого успешного предприятия может наступить период падения. Это серьезный повод пересмотреть нашу стратегию развития, наметить новые цели и решительно двигаться вперед». Он выразил надежду, что при поддержке группы компаний «ТАИФ» сеть АЗС «Татнефтепродукта» будет доведена до самого современного уровня.

И пересмотром стратегии, и определением новых целей для компании, видимо, будет заниматься генеральный директор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов. По итогам первого заседания нового состава Совета директоров ХК «Татнефтепродукт» он был избран его председателем.

Сейчас доля сети АЗС, принадлежащей группе компаний «ТАИФ» в Татарстане, достигла 27%. В конце лета 2015 года «ТАИФ» взял под контроль крупнейшего топливного ретейлера Татарстана «Татнефтепродукт». А в начале этого месяца была закрыта сделка по приобретению одной из крупнейших в Закамье сетей автозаправочных станций «Автодорстрой». Такой рост сбытовой топливной сети связан с бурным ростом производства топлива на «ТАИФ-НК».

Евгения Газизова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров