«Процесс интеграции Крыма не окончен. Он продлится еще около трех лет»

Крым: затянувшаяся интеграция в РФ и политические скандалы перед думскими выборами

Два года назад Россия приросла двумя новыми регионами — Республикой Крым и Севастополем. Нынешнему руководству полуострова приходится решать не только проблемы, накопившиеся за 60 лет нахождения в составе Украины, но и вопросы интеграции в российское правовое пространство. Крымский политолог Иван Мезюхо в авторской колонке «Реального времени», рассказывая о конфликте элит на полуострове, считает, что нынешний политический кризис крайне нежелателен для «партии власти» в преддверии выборов в Госдуму.

Роковая ошибка 1954 года

Крым — это не просто возвращенная территория России, имеющая сакральное значение для российской государственности, это еще и два новых субъекта федерации, которые более двадцати лет жили по другим законам в отличной от общероссийской политической реальности. Отечественные историки, говоря о 23-летнем нахождении Крыма в составе Украины, недооценивают период пребывания полуострова в Украинской ССР. А ведь современное украинское государство является правопреемником УССР, и получается, что Крым и Севастополь находились под контролем Киева 60 лет.

Именно в 1954 году была совершена роковая ошибка, послужившая возникновению «крымского вопроса» в понимании XX и XXI столетий. Именно тогда началась насильственная украинизация полуострова, приобретшая агрессивные формы уже в независимой Украине.

Два года перемен

За два года нахождения Крыма в Российской Федерации полуостров пережил несколько так называемых «блокад» со стороны Украины, а именно водную, продовольственную и энергетическую.

Республика Крым и Севастополь оказались в ситуации строительства новой банковской системы, налаживания новых бизнес-контактов, перестройки системы государственного управления, экономики, образования и всей социальной сферы. Крымский полуостров за короткий промежуток времени прошел сложный и тернистый путь по трансформации всех сфер жизнедеятельности в новых правовых реалиях.

Тем не менее процесс интеграции не окончен. По самым скромным оценкам, он продлится еще около трех лет, а по ряду направлений — еще дольше.

Кадровая проблема и ручное управление

В последнее десятилетие стала очевидна кадровая проблема на полуострове. Российскому Крыму она досталась по наследству от прошлого периода. Кадровый вопрос лишь усугубился с вхождением полуострова в состав Российской Федерации. В сжатые сроки крымский чиновничий аппарат должен был освоить новую правовую базу, пройти путь особого правового регулирования на территории Крыма.

Сегодня происходит процесс приведения законодательства республики в соответствие с федеральными нормативно-правовыми актами. Так, в крымское законодательство о государственных служащих будут внесены изменения, запрещающие принимать на работу лиц без квалификационного стажа, что свидетельствует о том, что Республика Крым прошла очередной этап по интеграции полуострова в российское правовое пространство. Депутаты Государственного Совета Республики Крым в свое время приняли упрощенный порядок приема на государственную гражданскую службу по причине того, что в очень сжатые сроки строилась вся вертикаль власти. К тому же в Крыму не было того количества потенциальных чиновников, которые бы соответствовали требованиям, которые продиктованы федеральным законодательством.

«В крымское законодательство о государственных служащих будут внесены изменения, запрещающие принимать на работу лиц без квалификационного стажа, что свидетельствует о том, что Республика Крым прошла очередной этап по интеграции полуострова в российское правовое пространство». Фото newsrbk.ru

На текущий момент ситуация в государственном управлении Крыма уже не та, что была в марте 2014 года. Ведь крымские чиновники уже работают в российском правовом поле, а на уровне органов исполнительной власти федерального, республиканского и муниципального толка есть служащие, работавшие ранее в других регионах страны, для которых не нова законодательная база Российской Федерации.

Именно кадровая проблема заставляет крымскую власть принимать зачастую «ручные решения». Ситуация с недавним коррупционным скандалом в Бахчисарае — древнейшем городе полуострова, бывшем когда-то столицей для крымских ханов, — заставила республиканскую исполнительную власть вмешаться в разрешение конфликта, ведь помимо коррупционного скандала в городе существуют противоречия между муниципальными ветвями власти, подпитываемые местными оппозиционерами.

Кризис в Севастополе

Самый патриотический город крымского полуострова Севастополь интегрируется в Российскую Федерацию на фоне непрекращающегося политического кризиса, имеющего формы открытой личной неприязни между губернатором города Сергеем Меняйло и экс-народным мэром и уже экс-председателем местного Заксобрания Алексеем Чалым. Алексей Чалый как герой Русской весны все еще обладает высоким рейтингом среди горожан. А Сергей Меняйло как глава правительства имеет ряд реальных полномочий даже при условии конфликта с законодательной ветвью власти.

Политики по-разному смотрят на развитие города, имеют различные оценки его экономики и экономического потенциала. Межличностный конфликт между Меняйло и Чалым выливается в очевидное торможение социально-экономического развития Севастополя, понижает рейтинги правящей «Единой России» накануне выборов в Госдуму. Кстати, Алексей Чалый постоянно заявляет, что выборы в российский парламент ему не интересны, однако его уход из Заксобрания, публичные заявления и интервью его сторонников можно расценивать как подготовку к предвыборной кампании. Он может и не принимать участия в выборах в Госдуму, но обязательно воспользуется моментом информационной политической активности, характерной для любого предвыборного сезона, чтобы еще раз покритиковать правительство и лично Сергея Меняйло.

«Межличностный конфликт между Меняйло и Чалым выливается в очевидное торможение социально-экономического развития Севастополя, понижает рейтинги правящей «Единой России» накануне выборов в Госдуму». Фото top.rbc.ru

Ситуация в Севастополе складывается таким образом, что без очередного вмешательства федерального центра и последующих после этого кадровых перестановок ее вряд ли удастся разрешить в ближайшей перспективе. Очевидно, что городу необходима политическая стабильность, наподобие той, которая сложилась в Республике Крым.

Выборы в Госдуму

Выборы в Госдуму станут очередным витком интеграции Крыма и Севастополя в российское политико-экономическое и правовое пространство. Важно, чтобы в нижней палате парламента появились люди, знающие специфику новых субъектов федерации. Еще долгое время будет существовать необходимость принятия специальных законодательных актов в отношении Крымского федерального округа.

Иван Мезюхо
Справка

Мезюхо Иван Александрович — политолог; президент Крымской республиканской научно-исследовательской общественной организации «Региональный институт политических коммуникаций».

  • Окончил Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, магистр политологии (государственное управление политическими институтами и процессами).
  • 2010–2014 гг. — председатель Крымской республиканской организации Союза молодых политологов Украины.
  • 2012-2014 гг. — президент Общественной организации «Региональный институт политических коммуникаций».
  • 2012 г. — член крымского Наблюдательного совета «Выборы 2012» (набсовет по контролю над соблюдением законности при проведении избирательной кампании).
  • 2013–2014 гг. — автор и ведущий политического ток-шоу «Открытый формат» с Иваном Мезюхо» на радио «Крым».
  • С 2014 г. — президент Крымской республиканской научно-исследовательской общественной организации «Региональный институт политических коммуникаций».
  • Автор ряда статей на общественно-политическую тематику в крымских, российских и украинских СМИ.

Новости партнеров