Марат Ахметов: «Ранней весны нет, это очень приятно»
Глава минсельхоза РТ обещал не выращивать бананы, объяснил, куда уходят удобрения с «Аммония» и почему нельзя получить кредит под 5% годовых
Ставка не на зерно, а на высокомаржинальные культуры, такие как подсолнечник, сахарная свекла и рапс, позволили татарстанским сельхозпроизводителям немного улучшить свое финансовое состояние и в 2 раза нарастить объемы кредитования для проведения посевной. Такое заявление сделал министр сельского хозяйства Марат Ахметов. Однако, как выяснил корреспондент «Реального времени», в случае с маленькими хозяйствами ситуация усугубилась: объемы кредитования личных подсобных хозяйств рухнули в разы.
Рапс спасительный
На проведение посевных работ Татарстану понадобится порядка 17 млрд рублей, что примерно на 500 млн больше, чем в прошлом году. Об этом рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов на пресс-конференции, отвечая на вопрос «Реального времени».
По словам министра, несмотря на то, что общая сумма затрат не изменилась, предприятия привлекли в 2 раза больше кредитных средств — 10 млрд рублей против 5 млрд в прошлом. Кредиты предприятия получают по ставке от 16 до 18% годовых, но правительство субсидирует из них 11%.
«Очень серьезно по финансовому состоянию наши предприятия поддержали сахарная свекла, подсолнечник и рапс. При урожайности рапса тонна с гектара, его рентабельность выходила за 35-50%. Это финансовое облегчение позволило вовремя рассчитаться перед банками по оборонным кредитам и возобновить их лимиты кредитования», — пояснил министр причину такого успеха.
Федералы кратно снизили лимиты субсидирования коротких денег
Помимо этого, пришел первый транш господдержки из федерального бюджета в размере более 1 млрд рублей, еще полмиллиарда Ахметов ожидает получить в апреле. Поддержка из республиканского бюджета составила 1,1 млрд рублей, до конца марта они будут доведены до районных хозяйств, обещает министр. «Плюс к тому запас семян: у нас есть более 300 тыс. тонн яровых семян, если их учесть, мы тоже получаем порядка 3,5 млрд рублей. За них уже денег платить не надо, но все равно в общую сумму затрат мы их включаем», — расписал Ахметов структуру расходов.
«Кстати, в этом году федеральное правительство кратно снизило лимиты субсидирования коротких оборотных кредитов. В прошлом году наш годовой лимит был 2 миллиарда с небольшим, а в этом пока имеем всего 651 миллион. Но это процесс, будем работать», — добавил он. Чиновник полагает, что суммы в 16-17 млн на посевную должно хватить, но отметил, что, если бы республика использовала чуть больше удобрений — по 100 кг на 1 га, на посевную нужно было бы еще 6 млрд рублей. «Посевные площади мы планируем сохранить на уровне прошлых лет — порядка 3 млн га, какие бы они ни были трудные, мы их не уменьшаем», — сказал министр.
«Аммоний» пока экспортирует
При этом, по его словам, запуск завода по производству азотистых удобрений «Аммоний» почти не ликвидировал традиционный для Татарстана дефицит удобрений. Позже он пояснил, что цена на его удобрения примерно сопоставима с теми, что уже есть на рынке. «Аммоний» ссылается на большую кредитную нагрузку, тем более валютную, и на сроки окупаемости проекта. И эту амортизацию они вынуждены вкладывать в стоимость отпускаемой продукции, хотя технологически это очень современная компания», — пояснил Ахметов. Минсельхоз закупает у завода в Менделеевске порядка 150 тыс. тонн удобрений в год (примерно половину от необходимого объема), хотя они способны дать и 500 тыс. тонн. «Пока они экспортируют», — говорит министр. При этом общие затраты на посев и уборку урожая в 2016 году он оценил примерно в 30 млрд рублей. Сейчас у Татарстана довольно высокая потребность в запчастях: на 1,5 млрд рублей — для посевной компании и еще 1 млрд — на уборочную.
Ахметов напомнил, что Татарстан в этом году вновь делает ставку на высокомаржинальные сельскохозяйственные культуры: «Мои заместители уже проводили ряд встреч с руководителями всех сельхозформирований республики, и на выходе все рабочие планы просчитаны и рассчитаны. Мы в этом году значительные площади будем отдавать на кукурузу, на зерно». По его словам, задача первых 10 дней посевной — засеять по 100 га таких культур: подсолнечника, рапса, кукурузы. «Доходность этих культур очень высокая. Они будут якорные у нас. Судя по закупочным ценам, по ним рентабельность доходит до 100%, но для этого надо серьезно поработать», — говорит Ахметов.
«Но ранней весны нет, до сих пор на полях республики снег»
Увеличиваются и площади засева сахарной свеклы, минсельхоз планирует собрать 2,5 млн тонн по итогам года, а в следующие годы увеличить мощности до 3 млн тонн. Что касается будущего урожая, то какие-то прогнозы пока делать рано, считает министр, указывая на изменчивость погоды. «У меня в компьютере несколько программ синоптиков, и все они разные прогнозы дают. Но ранней весны нет, до сих пор на полях республики снег, это очень приятно для нас», — говорит он. Начало полевых работ Ахметов прогнозирует в начале второй декады месяца. Министр отмечает, что у Татарстана нет задачи выйти на полную самодостаточность. Например, традиционно закупаются семена той же кукурузы, белковые составляющие, витамины и ферменты.
«Мы должны исходить из того, что выгодно выращивать в климатических условиях Татарстана. Конечно, мы ни бананы, ни абрикосы выращивать не будем, а по основным видам мы обеспечены», — заявил он. Тем не менее следует делать упор на мясное и молочное животноводство, так как рынок России вполне способен потреблять около 200-250 тыс. тонн татарстанского мяса дополнительно. «Имеем программы развития вторых очередей «Камского бекона», «Челны-бройлера», «Ак Барс Холдинга». Кроме того, у нас большой резерв роста по производству говядины — порядка 30 тысяч тонн. Мы молоком увлеченно занимаемся, а мясное направление остается в тени, мы его сейчас решили усилить», — рассказал Ахметов. Тем не менее задача производить 2 млн тонн молока в год остается.
Залоги лишают фермеров кредитов под 5% годовых
Однако на этом фоне гораздо хуже обстоят дела с кредитованием фермеров и личных подсобных хозяйств, которое республика планировала развивать в последнее время. Дело в том, что ими производится половина всей сельхозпродукции, однако кризис закрыл для мелких фермеров доступ к дешевому финансированию. Банки предлагают фермерам кредиты на весенне-полевые работы под 15,7% годовых, из которых правительство субсидирует ключевую ставку, то есть 11%. Таким образом, фермеры получают на руки кредиты под 4,7-5% годовых. Однако, как говорит министр, для этого банки требуют залог и хороший бухгалтерский баланс.
«У нас фермеры очень слабо пользуются кредитами, они никак не могут оформить, как надо, свое имущество, чтобы потом можно было его определить как залог под кредиты, — пояснил Ахметов. — К сожалению, у нас была очень выгодная ставка по поддержке малых форм хозяйствования, огромные кредиты мы привлекали на разные направления развития, на приобретение скота, техники, кормов, но эта система перестала работать. В прошлом году мы в 10 раз упали по кредитованию личных подсобных хозяйств». По мнению чиновника, федеральное правительство должно искать решение и восстановить тот порядок кредитования, который был в прошлые годы.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.