Роман Шаронов: «Может ли Бердыев тренировать топ-клуб? Он сделал его в «Рубине»

Роман Шаронов: «Может ли Бердыев тренировать топ-клуб? Он сделал его в «Рубине»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Роман Шаронов — это одна из легенд «Рубина», за который он в роли защитника в 1999-2014 гг. с перерывами сыграл 259 матчей и забил 10 мячей. Воспитанник школы московского «Локомотива» стал игроком сборной России в рядах «Рубина». В Казани Роман нашел свое счастье, здесь у него родились две дочери и сын, ныне 39-летний Шаронов работает тренером в клубной академии «Рубина» с ребятами 1999 года рождения. Между прочим, работать с молодежью Роман решил еще будучи игроком… В беседе со спортивной редакцией «Реального времени» Шаронов вспомнил про китайскую командировку, сравнил футбол с хоккеем и оценил шансы Курбана Бердыева поработать в столичной команде.

В Шанхае могу заблудиться

— Вы играли в Китае за скромный клуб «Фубао», вопрос вам как эксперту по Китаю, вас не удивляют покупки звезд футбола в эту страну?

— Китайцы — особенные люди, они очень много работают, они привыкли биться за выживание. Там уже играет немало квалифицированных европейских легионеров. Другое дело, что я не знаю, вкладывают ли они какие-нибудь средства в детский футбол. Иначе это будет мыльный пузырь, который лопнет. Не знаю, какая у них цель, или они хотят сделать какую-то рекламу, привлечь внимание, ведь если они не будут вкладывать средства в детский футбол, значит, у китайского футбола нет будущего.

— Заблудитесь в Шанхае, если случится еще раз туда попасть?

— Центр немного помню, а так… Жил-то я там на окраине, но несколько раз прогулялся по набережной. Какие-то параллельные улицы, идущие в центр, помнятся… Думаю, Шанхай с тех пор сильно изменился, может, и заблужусь.

— А что вас шокировало в Китае?

— Шока не было, удивил специфический запах, он в Шанхае был везде, где-то больше, где-то меньше. Плюс большая влажность и огромное количество людей и машин.

Работа с детьми как стартап

— О том, что вы намерены работать с детьми после завершения игровой карьеры, вы говорили не раз. Только с ними?

— Да, будучи игроком, я думал, что после завершения карьеры буду детским тренером. Но тогда я вообще не знал, что такое детский тренер. Теперь я имею представление. Потому как сейчас я работаю с 17-летними футболистами академии «Рубин», и мои требования к ним ничуть не отличаются от тех требований, что были ко мне как к футболисту, например, у Курбана Бекиевича. Многие профессиональные тренеры, включая наставника ЦСКА и сборной России Леонида Слуцкого, начинали тренерскую карьеру именно с работы с детьми. Начав работать тренером, я понял, что для меня это стартап и путь в профессиональный футбол.

«Будучи игроком, я думал, что после завершения карьеры буду детским тренером». Фото elitat.ru

Получаете удовлетворение от своей работы?

— У меня был переходный период от игрока к тренеру, когда я работал помощником генерального директора клуба по спортивным вопросам. Успел съездить на стажировки в Испанию, собирал информацию, узнавал много нового. Так что сейчас я чувствую себя достаточно комфортно, точнее, мне нравится моя работа, я знаю, куда мне расти. Я весь в процессе. И этот процесс меня поглощает полностью.

Немцы–педанты и эмоциональные испанцы

— Вы ездили в Испанию уже в качестве клубного менеджера, а если бы «Рубин» осенью 2009 года не обыграл на «Камп ноу» «Барселону», работали бы до сих пор в «Рубине» испанские тренеры?

— Наверное, это неслучайно. Я знаю, что испанские тренеры по физической подготовке хорошо знают свое дело, обладая большими профессиональными знаниями. Не могу сказать, что, допустим, немецкие специалисты хуже, нет, они просто другие. Получается, что наши клубы чаще используют испанских тренеров, потому что они добавляют какого-то креатива. Я помню, что немцы — большие педанты, а испанцы более эмоциональны. Думаю, что именно по этой причине у нас используют испанцев, добавляющих креатива и эмоционального заряда, сужу по нашим тренировкам, когда сам играл. Если многие клубы их используют, значит, видят в них плюсы, используя их знания для развития клуба.

Как игрок вы себя реализовали?

— Если я скажу, что недоволен, то я слукавлю. Кто бы мне в 2007 году, когда мне было 30, сказал, что я буду через пару лет играть в Лиге чемпионов, через год стану чемпионом России, а потом еще раз снова сыграю в Лиге чемпионов и в 35 лет попаду на чемпионат Европы, я бы не поверил! В то же время я анализирую свою игру, что бы я мог сделать лучше, это не значит, что я о чем-то жалею. Просто стараюсь не повторять своих ошибок, сделанных в роли игрока в своем новом качестве тренера. Здесь много связи…

— Какой у вас сейчас вес? В досье защитника «Рубина» Шаронова значились 76 килограммов…

— 83. Такой вес при росте 186 сантиметров был и раньше, когда играл. Увидев эту цифру 76, просил клубную пресс-службу не менять данные в Интернете. Подумал, пускай символическая цифра 76 останется в сети, ведь мой игровой номер 76…

Я счастлив, что попал в Казань

— Редко бывает, чтобы у москвича карьера сложилась далеко за пределами столицы. Большая часть пришлась на столицу Татарстана…

— Да, я счастлив, что попал сюда. Что играл в Казани, переехал жить сюда. С Казанью меня многое связывает, я видел, как город развивается, здесь я вырос как игрок, как личность. Здесь у меня появилась семья, родились трое детей. Для меня Казань — родной город, номер один. Это я говорю не по ситуации, а от того, что чувствую.

«С Казанью меня многое связывает, я видел, как город развивается, здесь я вырос как игрок, как личность.» Фото evening-kazan.ru

— Вы — давний болельщик «Ак Барса». Разочаровали вас «барсы» в этом сезоне?

— Увы, игры Кубка Гагарина с «Салаватом Юлаевым» я пропустил, учился в Академии тренерского мастерства, выезды были, не получилось, хотя очень хотел сходить. Я очень переживал за команду, но, что поделать, это спорт, кто-то проигрывает, кто-то выигрывает. Мне кажется, нужно делать выводы, сохранить все хорошее, что было в этом сезоне, и убрать все, что мешало. И идти дальше.

— Я не зря говорю с вами про хоккей. «Ак Барс» и «Рубин» очень похожи, были рядовыми провинциальными командами, стали чемпионами России. Более того, в последние годы процессы пошли параллельные, массовое омоложение состава, уменьшение клубного бюджета, привлечение собственных воспитанников.

— Может быть, и есть некоторое сходство, но каждый клуб выбирает свою собственную стратегию. Философию клуба выбирает не главный тренер, а руководство, выстраивает ее по своим лекалам, мне так кажется… Потому что сегодня в команде один тренер, завтра — другой. Надо смотреть глубже. Видеть вектор развития клуба… Недавно я прочитал высказывание президента «Барселоны» Бартомеу, который сказал, что будущее клуба – в силе ее детской академии.

Бердыев ставит перед собой максимальные цели

— Без Бердыева разговор будет неполным. Как вы думаете, сможет он сделать «Ростов» чемпионом России 2016 года?

— Я никогда не любил прогнозов. Слукавил бы, если бы сказал, что был уверен, что «Ростов» будет на первом месте. Был уверен, что там будет сильная команда. Давайте посмотрим, как закончится чемпионат, и не будем делать прогнозов. Я знаю, что Курбан Бекиевич ставит перед собой максимальные цели и очень много работает!

«Курбан Бекиевич — очень хороший тренер. Из «Рубина» он сделал топ-клуб.» Фото sport-express.ru

— В России Бердыев работал в Смоленске, Казани и вот теперь в Ростове-на-Дону. Как вы думаете, сможет он столь же успешно тренировать наши топ-клубы, ЦСКА, «Зенит» или «Спартак»?

— Он — тренер с большой буквы, профессионал. Как и про футболиста можно сказать, что он может сыграть везде, но в одной команде хороший игрок заиграет, а в другой нет. Просто скажу, Курбан Бекиевич — очень хороший тренер. Из «Рубина» он сделал топ-клуб. Как будет в других клубах, не известно.

— А вы в 2012 году удивились, когда вам сказали, что после семилетней паузы вас снова вызывают в сборную России, да еще на чемпионат Европы?

— Уж не помню, кто именно из журналистов позвонил мне в тот день, попросил поделиться впечатлениями. Я стал рассказывать о победе «Рубина» в финале Кубка России в Екатеринбурге, а он мне говорит, нет, не про Кубок, вы попали в расширенный список сборной России! Для меня это было большое удивление. Да, я играл на чемпионате Европы 2004 года в Португалии, но потом меня перестали приглашать в сборную. Столько лет прошло… Ведь у меня была тяжелая травма, но потом Дик Адвокат, главный тренер сборной России, объяснил мне, почему он решил вызвать меня.

— Как вы расцениваете роль футбола и хоккея в жизни нашей страны? Хоккеисты по-прежнему на первых ролях в мировом хоккее, футболистам далеко от такого статуса…

— Думаю, что футбол у нас любят никак не меньше хоккея. Кто-то больше любит футбол, кто-то — хоккей. Но, думаю, хоккей нам ближе по климатическим условиям. Раньше у нас не было искусственных полей и прочей инфраструктуры. Помните, как играли в грязи и на снегу чемпионат России? С хоккеем попроще. Сейчас появилось много закрытых катков. А так, мне кажется, оба вида спорта у нас одинаково популярны.

— А вы сами на коньки вставали?

— Конечно, в детстве играл зимой в хоккей, как все ребята. У нас был стадион, зимой там играли в хоккей, летом — в футбол.

«Воспитанию детей мы уделяем много внимания. Каждый, сколько может, отдает максимум времени.» Фото blogspot.com

— А ваши дети определились в своих пристрастиях?

— Сын Федор учится на шеф-повара, дочь Анастасия занимается легкой атлетикой и хочет учиться на спортивного реабилитолога. 10-летняя Маруся учится играть на электрогитаре в казанской рок-школе. Шестилетняя Василиса занимается балетом при хореографическом училище и параллельно ходит на танцы. И ей это очень нравится! Сын Лева, ему 4 года, любит рок-музыку, хоккей и, конечно, футбол. Иногда ходит со мной на тренировки, ему нравится тренироваться. И я его поддерживаю во всех его интересах, как, впрочем, и всех своих детей, и направляю. Жена Надежда у меня творческая личность, в прошлом ведущая казанского телеканала «Эфир», дизайнер и стилист. Для нее мода, как для меня футбол, в этом она — большой профессионал. Воспитанию детей мы уделяем много внимания. Каждый, сколько может, отдает максимум времени. Но быт на жене, я слишком занят на работе, у меня нет времени, на ней все держится.

— У бывшего капитана «Рубина» Сергея Семака, ныне тренера «Зенита», тоже большая семья, семеро детей, делитесь опытом?

— Бывает. Периодически общаемся, когда есть возможность и время. На этот раз вот удалось вместе провести новогодние каникулы. Заметил, что теперь, когда ведем с Сергеем разговоры о футболе, то не как игроки, а как тренеры. Что касается детей, то наших с Сергеем хватает на целую футбольную команду. В этот Новый год нас пригласил в гости бывший главный тренер «Зенита» Лучано Спаллетти. Вот там наши дети и сыграли в футбол. Весело все прошло…

Сергей Гаврилов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Спорт

Новости партнеров