Как сын Ивана Егорова строит новую молочную империю на руинах «ВАМИНа»

Подконтрольный «Ак Барс холдингу» Зеленодольский молкомбинат начал скупать молочные активы в районах Татарстана

Как стало известно «Реальному времени», Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат завершает сделку по приобретению имущества молочного завода в Чистополе стоимостью почти 100 млн рублей. Помимо этого, у «дочки» «Ак Барс холдинга» появился филиал в Буинске, для которого было приобретено оборудование закрывшегося «ваминовского» филиала. Таким образом, ЗМК продолжает формирование центра молочных компетенций «Ак Барс холдинга», о создании которого сын Ивана Егорова объявил еще в 2014 году. Тем временем фермеры опасаются, что создание в республике очередного «агрогиганта» усугубит и без того болезненное падение закупочных цен.

Мечты о кластере и центре компетенций

Март для Зеленодольского молочноперерабатывающего комбината стал месяцем «свадеб королей», как принято теперь в Татарстане с легкой руки Талгата Абдуллина называть новых акционеров в госкомпаниях. Два молокозавода в двух разных частях Татарстана стали отличным подарком для ЗМК, которым руководит Артур Егоров.

Отметим, что возглавивший в 2013 году Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат Егоров-младший в интервью газете «Зеленодольская правда» делился с журналистами текущим состоянием ЗМК и планами по расширению производства.

— Для полномасштабной загрузки производства комбинат был переведен на обеспечение сырьем от молочных хозяйств холдинговой компании «Ак Барс». На текущий момент хозяйства холдинга производят гораздо больше молока, чем позволяют переработать наши мощности. Более того, стоит задача максимально перерабатывать молоко внутри холдинга, реализуя не сырье, а продукт с высокой добавленной стоимостью. В дальнейшем в рамках развития молочного кластера холдинга, который создан на базе ЗМК и в который входят все молочные хозяйства и молочноперерабатывающие предприятия холдинговой компании «Ак Барс», планируется тесная работа с хозяйствами по повышению стабильности соблюдения качественных характеристик молока (сортности и других), — рассказывал Егоров-младший.

По его словам, развитие молочного кластера «является стратегически важным текущим направлением деятельности менеджмента предприятия в 2015 году». В него предполагалось включить два завода — ЧМК и БМК, а также молочные хозяйства холдинга «Ак Барс». «Это позволит выявлять лучшую практику управления молочными предприятиями и хозяйствами в различных процессах (в производстве, продажах, логистике и других) и тиражировать ее на остальные предприятия, а также развить мощный центр молочных компетенций на базе ЗМК», — обещал он.

И, похоже, в марте новая зеленодольская команда сделала шаги в сторону консолидации новых молочных заводов.

Старые долги как повод продаться

19 марта Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат выступил единственным покупателем на торгах по продаже имущества ОАО «Чистопольский молочный комбинат». Единственный лот, включающий в себя разные виды имущества, в том числе помещения и оборудование, перешел предприятию по стартовой цене в 92,5 млн рублей, говорится в сообщении на сайте объявлений о банкротствах. За эти деньги Зеленодольский молкомбинат приобрел не только движимое и недвижимое имущество.

В лот также входили две артезианские скважины и 81-процентная доля в некоем ООО «Служба правовой поддержки «Ак Барс», которая ранее принадлежала сотрудникам различных структур, близких к Роберту Мусину.

Похоже, данная компания является компанией-кредитором ЧМК. В отчетности Чистопольского молкомбината за 2013 год можно обнаружить, что «АК БАРС» Банк выделил кредит предприятию в размере 92 млн рублей. Тогда же в совете директоров ЧМК появился ряд функционеров «Ак Барс холдинга».

Таким образом, можно сделать вывод, что в марте состоялось оформление перехода предприятия в состав холдинга Ивана Егорова. К слову, чистопольский филиал ЗМК, находящийся по адресу Чистопольского молкомбината, согласно уставу компании, появился еще в апреле 2015 года. А директором его стал Альберт Камалов, бывший директор ООО «Служба правовой поддержки «Ак Барс».

Егоров-сыровар?

Чуть ранее, в январе 2016 года, у компании, ранее не выходившей за пределы родного Зеленодольска, у ЗМК неожиданно появился буинский филиал, зарегистрированный по адресу: ул. Советская, 5 в Буинске (об этом мы узнаем из нового устава ЗМК). Ранее здесь же располагался филиал «ВАМИНа» — Буинский маслодельно-сыродельный завод (БМСК). А в феврале 2016 года филиал ЗМК в Буинске уже успели оштрафовать за несоблюдение экологических и санитарных требований: предприятие сбрасывало отходы на рельеф местности.

Интересно, что 16 марта ЗМК заключает договор на покупку оборудования Буинского маслодельно-молочного комбината с конкурсным управляющим ОАО «Вамин-Татарстан» Сергеем Кондратьевым. Зеленодольцы покупают одним лотом за 6,3 млн рублей часть производства буинского предприятия, включая оборудование для выпуска сыра.

Отметим, что на данный момент ЗМК практически не занимается производством сыра, в то время как Буинский завод специализируется именно на сыре.

В целом приход ЗМК в Буинский район — достаточно логичное решение, поскольку этот район давно слывет вотчиной «Ак Барс холдинга». Так, после банкротства «Золотого колоса» Рината Губайдуллина в ведение холдинга перешли сразу три крупных актива группы — Буинский сахарный завод, Буинский и Бурундуковский элеваторы. К этому можно добавить компанию «Ак Барс Буинск».

«Ак Барс холдинг» накачивает ЗМК

Что касается ЗМК, то это одно из старейших молокоперерабатывающих предприятий Татарстана. Сам завод основан в 1957 году. В постсоветское время предприятие было самостоятельным акционерным обществом. До 2011 года юридическим лицом завода было ОАО «Зеленодольский молочный комбинат». Он поначалу входил в федеральную группу «Нутритек», а в 2007 году перешел к «Русагропрому», который создавал бывший замминистра сельского хозяйства России Владимир Алгинин.

Кризис 2008 — 2009 годов фактически похоронил предприятие. Прежний владелец инициировал собственное банкротство в результате невозможности оплатить долги банку «ВТБ» в размере почти $286 млн (ЗМК являлся поручителем «Русагропрома» по крупному кредиту ВТБ в размере $550 млн). Учредителем завода тогда являлся оффшор с Виргинских островов США NKB Newblade Limited.

Новое юрлицо — АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» — было создано в июне 2012 года. Ему были переданы все активы банкрота. Фактически владельцем комбината стала холдинговая компания «Ак Барс» Ивана Егорова. А с 2013 года директором ЗМК стал Артур Иванович Егоров — сын главы ХК «Ак Барс».

С приходом новых собственников предприятие получило новое развитие. Активы компании стали заметно прирастать: на 2014 год они составили 998,8 млн рублей, а годом ранее — 428,9 млн рублей. При этом выросли и долгосрочные обязательства — 273,5 млн рублей на 2014 год (годом ранее — 20,8 млн рублей). Выручка в 2014 году составила 2,386 млрд рублей (в 2013 — 1,391 млрд рублей), и предприятие даже вышло на серьезные показатели чистой прибыли — 250 млн рублей (годом ранее — 87,6 млн рублей). Продукция завода под брендами «Очень важная корова», «Васькино счастье», «Для малышей» заняла свое место на полках сетей и серьезно потеснила других производителей.

Чистопольские бизнесмены

Что же касается истории новых приобретений ЗМК, то оба актива так или иначе имеют отношение к структурам молочного гиганта «ВАМИН».

Чистопольский молочный комбинат был образован в 1959 году. В 1993 году государственное предприятие «Чистопольский молочный комбинат» было преобразовано в открытое акционерное общество. С 2001 года у комбината появляется торговая марка «Чистое поле». Новый бренд активно завоевывал полки магазинов не только Татарстана, но и других регионов Поволжья. Успех чистопольского предприятия связывали с личностью гендиректора Евгения Ксенофонтова, который трагически погиб в ноябре 2004 года. Соболезнования в его адрес подписали президент РТ, премьер РТ и тогдашний министр строительства РТ Марат Хуснуллин. Что интересно, собственниками завода считали именно окружение последнего. Так, в совете директоров в эти годы можно было встретить, к примеру, Андрея Симакова, главу АИЖК РТ, и Ильдуса Ахметзянова, экс-главу Чистопольского района и представителя Татарстана в Совете Федерации (он сменил там Вагиза Мингазова).

К 2015 году ЧМК на 31% принадлежал обанкротившемуся ОАО «ВАМИН Татарстан», остальные собственники — частные лица. Активы компании на 2014 год составили 270,6 млн рублей, долгосрочные обязательства — 10 млн рублей, кредиторская задолженность — 41,6 млн рублей, краткосрочные обязательства — около 300 млн рублей. В то же время выручка составила 155,2 млн рублей, чистый убыток — 71 млн рублей. При этом годом ранее была зафиксирована чистая прибыль в размере 4,3 млн рублей. В июне 2015 года было открыто конкурсное производство (к слову, ЧМК сам инициировал свое банкротство).

С БМСК все не так прозрачно. Сейчас на территории комбината по адресу Советская, 5 в Буинске зарегистрировано шесть компаний: собственно буинский филиал АО «ЗМК», агрофирма «Бола», ООО «БМСК», филиал ОАО «ВАМИН Татарстан — Буинский маслодельно-сыродельный комбинат», ООО «Искра», профсоюзный комитет БМСК. Основной вид деятельности «Искры», зарегистрированной в ноябре 2007 года, — предоставление услуг в области животноводства, кроме ветеринарных услуг. Директор и учредитель — Рамиль Валеев. Агрофирма «Бола» является дочерней компанией ОАО «ВАМИН Татарстан», директор — Фаниль Шайхаттаров, также ранее возглавлявший ОАО «Буинский маслосыркомбинат», агрофирму «ВАМИН Буа», агрофирму «МЖФ» (все — в Буинском районе). ООО «БМСК» принадлежит Валерию Четанову. Несмотря на наличие разных юрлиц, наследство «ВАМИНа» прослеживается четко.

«Просто молоко» попрощалось с Буинском

Раньше ЗМК интереса, по крайней мере явного, к остаткам империи Вагиза Мингазова не проявлял. 70% активов агрохолдинга «ВАМИН» после банкротства длительное время арендовались компанией «Просто молоко» — с согласия совета директоров «ВАМИНа». В 2013 году, по сообщению «Ведомостей», «Просто молоко» отдавало за аренду 130 млн рублей конкурсному управляющему «ВАМИНа».

Буинский маслодельно-сыродельный завод специализируется на сыре. realnoevremya.ru/Максима Платонова

В конце декабря 2015 года имущество ОАО «ВАМИН Татарстан», находящееся в залоге у ОАО «Татагролизинг», было выставлено на торги. Аукцион был назначен на 10 февраля 2016 года. На торги были выставлены бывшие активы «ВАМИНа» в количестве 209 штук. В их числе — 12 объектов, расположенных в Буинске, такие как здание маслозавода, маслохранилище, котельная, склад, гараж. Общая начальная цена всех 209 объектов составила 1,488 млрд рублей. Аукцион, однако, не состоялся в связи с отсутствием заявок на участие. При этом параллельно уже существовал буинский филиал ЗМК.

Стоит отметить, что с июня 2013 года до 2015 года Буинский маслодельно-сыродельный комбинат, судя по всему, контролировался компанией «Просто молоко». На его территории имелся филиал ООО УК «Просто молоко». Однако на данный момент в списке заводов «Просто молоко» нет завода в Буинске, а филиал ООО «УК «Просто молоко» — Буинский маслодельно-сыродельный комбинат — ликвидирован.

Получить комментарии от ЗМК и «Ак Барс холдинга», а также от ООО «УК «Просто молоко» на момент публикации не удалось.

Будет ли передел рынка молочной переработки

Такое наращивание активов может привести к серьезному переделу на рынке молочной переработки. Сейчас, согласно данным «Союзмолока», абсолютный лидер — «Просто молоко» (64%). Второе место занимает ООО «Арча» (20%), наполовину принадлежащее родственникам главы империи «ВАМИН» Вагиза Мингазова — Минтимеру Мингазову и Фариде Фазлиевой. А на ЗМК приходится только 9%.

ЗМК является вторым по объему выпуска жидкого молока и кисломолочной продукции. Однако, в отличие от «Просто молоко» и ООО «Арча», он практически не выпускает сыров и сырных продуктов. Видимо, эту нишу и должна заполнить продукция буинского филиала. Интерес к новым молочным активам объясним и с точки зрения развития холдинга. Холдинговой компании «Ак Барс» в Чистопольском районе принадлежит также хлебозавод, а в Буинском — элеватор и сахарный завод.

Несмотря на такой наметившийся масштабный передел «молочных рек», основные его участники ситуацию не комментируют. По крайней мере, за неделю «Реальному времени» так и не удалось получить комментарии ни от ЗМК, ни от ХК «Ак Барс», ни от компании «Просто молоко». Другие участники рынка уверены, что на осколках «ВАМИНа» создаются новые молочные империи.

Создается крупнейший переработчик молока, и все было бы хорошо, если бы была не одна монополия, — считает Камияр Байтемиров, председатель Ассоциации фермерских хозяйств. — Мы создаем еще одну такую группу, как «ВАМИН». К чему все это приводит, мы знаем: расходы будут большие этого конгломерата, цены у крестьян будут идти на понижение. От перемены мест слагаемых сумма не будет меняться. Крестьянам как было в вопросах ценообразования плохо, так и останется. Да, есть «Просто молоко», они, конечно, конкуренты. Но выбор для производителей слишком мал, чтобы они могли противопоставить в вопросах ценообразования другую систему. Двое всегда могут договориться и поставить такую цену, которая им выгодна. Поэтому необходимо создавать инфраструктуру малых форм хозяйствования в виде сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые будут перерабатывать молоко у сельхозпроизводителей, которые не входят ни в систему «Просто молоко», ни в агрохолдинг. Мы претендовали на ресурсы «ВАМИНа», но нам легче построить новое, чем купить старое у «ВАМИНа». Цены за те молкомбинаты не адекватны рыночным ценам. Они обременены кредитными ресурсами, которые брал «ВАМИН», и оценка этих комбинатов была завышена.

С коллегой согласна и руководитель КФХ Алена Белоглазова. Она считает, что если есть задача создать нормальные рыночные отношения, то в целом нужно стремиться к наличию множества игроков — как покупателей, так и продавцов.



Камияр Байтемиров: «От перемены мест слагаемых сумма не будет меняться. Крестьянам как было в вопросах ценообразования плохо, так и останется».

«На текущий момент у нас на рынке явный монополист со всеми вытекающими последствиями: демпинг, административное воздействие, пренебрежение мелкими игроками и т.д. Рынок не любит перекосов, и, как следствие, мы получили ситуацию с «молочной» продукцией, фальсификация которой дошла до того, что начала угрожать безопасности республики. На мой взгляд, это было предсказуемо: Татарстан едва ли не единственный регион, где молочное производство достаточно неплохо развивалось, в связи с этим и молочный завод был представлен в каждом районе, — говорит Белоглазова. — Надо отдать должное — ЗМК: он был известен не благодаря своей масштабности, а благодаря качеству, и данной марке люди отдавали предпочтение. В момент распада «ВАМИНа» появилось большое количество средних и мелких предприятий, и они начали неплохо развиваться, когда оставшиеся мощности посредством выкупа государством основного долга собрали в УК «Просто молоко» и возложили на данную компанию большую ответственность, предоставив большие возможности, здесь начала прослеживаться очень агрессивная маркетинговая политика вновь созданного монополиста. В результате такой агрессии некоторые предприятия просто обанкротились, некоторые до сих пор балансируют, но ситуация у них тоже не прекрасная. Но использование одних административных инструментов недостаточно для того, чтобы быть лидером. То, что рынки республики наводнили суррогаты и внешние производители, которые либо за счет цены, либо за счет маркетинга создают мощный заслон для развития внутреннего рынка, стало следствием отсутствия здоровой конкуренции. Нас, как представителей микробизнеса, безусловно пугает наличие еще одного тяжеловеса, потому как те небольшие возможности, которые нам сейчас предоставлены, и те могут закрыться».

По мнению фермера, причина того, что в распродаже имущества «ВАМИНа» никто больше не участвует, состоит в том, что слишком высоки ставки: либо оборудование продается общим лотом и мелкие производители не могут себе его позволить, либо это оборудование рассчитано на большие мощности. Другие крупные игроки не заинтересованы в такого рода оборудовании, так как предпочитают более новые, усовершенствованные модели. «Что касается изменения ситуации на рынке, если мы говорим о сыром молоке, не думаю, что сильно поменяется. Сейчас в республике много трейдеров, некоторые для отвода глаз запускают небольшие переработки. Вклиниться в закупку сырого молока достаточно просто, предложив более интересные условия. Как правило, работают следующим образом: сборщики дают аванс, обговаривая заранее цену и качество, после выплаты аванса начинаются придирки по качеству, что снижает цену кг молока, в итоге средняя цена очень невысокая, а в статистику по республике пойдет та, которая озвучивалась при договоренности. Если говорить о рынке готовой продукции, также не думаю, что потребитель это почувствует, а вот другие республиканские производители могут ощутить, потому как борьба будет строиться нерыночными методами», — резюмирует фермер.

Крупнейшие производители молока в Татарстане по данным Национального союза производителей молока «Союзмолоко»

Фактический объем переработанного молока, т/год

Фактический объем выпуска жидкого молока, т/год

Фактический объем выпуска кисломолочной продукции, т/год

Фактический объем выпуска сыров и сырных продуктов, т/год

ООО «УК «Просто молоко»

342360

83605

25658

8893

в том числе:

филиал «Мамадышский сыродельно-маслодельный комбинат»

104400

0

80

6892

филиал «Казанский молочный комбинат»

68400

42217

15136

86

филиал «Набережно-Челнинский молочный комбинат»

55440

30556

5393

7

филиал «Бугульминский молочный комбинат»

29880

3656

1427

1908

филиал «Алексеевский молочно-консервный комбинат»

24480

0

0

0

филиал «Новошешминский завод СОМ»

18360

0

0

0

филиал «Аксубаевский маслодельный завод»

16200

0

0

0

филиал «Нижнекамский молочный комбинат»

14400

7176

3622

0

филиал «Муслюмовский завод СОМ»

10800

0

0

0

ООО «Арча»

106561

174

0

5048

АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат»

47443

23638

7722

41

ООО «Экопродукт»

24250

0

0

2057

ООО «Молочный завод «Касымовский»

16000

289

0

0

Дмитрий Семягин, Максим Матвеев, Арслан Минвалеев

Новости партнеров