Наталья Пырьева: «Отечественное самолетостроение набирает обороты»

Аналитик ФГ «Финам» — об импортозамещении в российской авиаотрасли в условиях кризиса

Наталья Пырьева: «Отечественное самолетостроение набирает обороты»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В условиях ограничений международного авиасообщения и проблем с зарубежными лайнерами в России запустили проекты импортозамещения. В фокусе внимания — три отечественных самолета, производство одного из которых — Ту-214 — сейчас наращивают на Казанском авиационном заводе. Подробнее проблемы и перспективы российской авиаотрасли в авторской колонке для «Реального времени» разбирает аналитик ФГ «Финам» Наталья Пырьева.

В фокусе внимания — три самолета

Тема импортозамещения в разрезе промышленного сектора сейчас очень актуальна в авиаотрасли, которая переживает сложные времена из-за ограниченности международного авиасообщения и сложностей с эксплуатацией зарубежных лайнеров. На данный момент в фокусе внимания производство трех отечественных самолетов — SSJ New, МС-21 и Ту-214.

Ближнемагистральный самолет SSJ New — модификация Superjet 100 с максимальным импортозамещением компонентов и систем. Помимо ремоторизации франко-российского двигателя SaM-146 на российский ПД-8, работа над SSJ New предусматривает замену бортового радиоэлектронного оборудования и других зарубежных систем и агрегатов на отечественные. На данный момент идет сборка сразу пяти планеров для SSJ в новой конфигурации, первый полет обновленного судна запланирован на весну 2023 года, а до конца следующего года планируется завершить испытания, сертифицировать импортозамещенный Superjet и начать серийное производство. Поставка первых двух самолетов SSJ New намечена на 2023 год, а с 2024 года должно быть запущено полноценное серийное производство с объемом поставок около 20 воздушных судов в год.

На данный момент в фокусе внимания производство трех отечественных самолетов — SSJ New, МС-21 и Ту-214. Фото: tatarstan.ru

Первый опытный образец среднемагистрального самолета МС-21, ранее проходивший испытания с американским двигателем PW1400G, ремоторизован и уже совершил более 100 успешных полетов с российским двигателем ПД-14. В октябре к летным испытаниям присоединился второй самолет МС-21 с маршевой силовой установкой российского производства, что позволит нарастить плотность полетов и ускорить процесс настройки двигателя и бортовых систем для наиболее эффективной работы в составе МС-21. Завершить сертификацию импортозамещенного лайнера с двигателем ПД-14 и крылом из отечественных композитов планируется до конца текущего года. Выпуск первых шести самолетов ожидается в 2024 году, а затем планируется выйти на производство порядка 72 воздушных судов в год.

Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

До 2030 года задача изготовить в Казани 115 самолетов Ту-214

Среднемагистральный самолет Ту-214 состоит в основном из отечественных компонентов и оснащен сертифицированным российским двигателем ПС-90А. В отношении этого лайнера стоит задача не импортозамещения, а наращивания производства, поскольку до текущего года выпускалась одна-две машины в год в специальных модификациях для различных госструктур России. На данный момент перед Казанским авиазаводом поставлена задача изготовить в 2023—2030 гг. 115 самолетов Ту-214: в 2023-м — 3, в 2024-м — 7, в 2025-м — 10, в 2026-м — 15, в 2027—2030 гг. — по 20.

Дополнительно отметим, что среднемагистральные самолеты МС-21 и Ту-214 по техническим характеристикам не отличаются от самых последних Boeing 737-800 и Airbus А321, число которых преобладает в воздушных парках российских авиаперевозчиков.

На данный момент перед Казанским авиазаводом поставлена задача изготовить в 2023—2030 гг. 115 самолетов Ту-214. Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Крупнейшим заказчиком российских самолетов стала группа «Аэрофлот», которая в рамках Восточного экономического форума подписала соглашение на поставку 339 самолетов до 2030 года, к которым относятся 89 самолетов SSJ New, 210 судов МС-21 и 40 самолетов Ту-214. Согласно планам, поставки начнутся уже в следующем году, когда в парк группы поступят первые два самолета SSJ New. В 2024 году ожидается поставка первых шести лайнеров МС-21 и первых семи судов Ту-214.

Деятельность «Аэрофлота» под давлением

Если смотреть на отрасль авиаперевозок, в частности на ее крупнейшего игрока «Аэрофлот», то последний операционный отчет «Аэрофлота» за 3К и 9М 2022 демонстрирует, что деятельность компании, безусловно, остается под давлением из-за сокращения международного трафика под влиянием внешнеполитической обстановки, а также за счет временного закрытия 11 важных российских аэропортов, но есть и позитивные тенденции.

Фото: realnoevremya.ru

Пассажиропоток авиакомпаний группы в 3К 2022 сократился на 9,5% г/г, до 14,1 млн чел., при этом на внутренних линиях объем перевозок увеличился на 1% г/г, до 12,7 млн чел. Отдельно пассажиропоток авиакомпании «Аэрофлот» в июле — сентябре вырос на 5,5% г/г, до 8 млн чел., а на внутренних линиях подскочил на 25,6% г/г, до 6,9 млн чел. В 3К 2022 повысилась эффективность операционной деятельности: процент занятости пассажирских кресел по группе вырос на 5,6 п. п. г/г, до 89,5% (на международных линиях — на 12,6 п. п., до 87,4%, на внутренних — на 2,1 п. п., до 89,8%), отдельно по «Аэрофлоту» показатель увеличился на 10,4 п. п. г/г, до 88,8% (на международных линиях — на 20 п. п., до 89,5%, на внутренних — на 4,6 п. п., до 88,7%). Всего за 9М 2022 авиакомпаниями группы «Аэрофлот» перевезено 31,3 млн пассажиров (-8,4% г/г), из них 27,4 млн (-4,4% г/г) — на внутренних рейсах. Процент занятости пассажирских кресел повысился на 2,9 п. п. г/г, до 84%.

Мы полагаем, что планируемое возобновление с 23 декабря текущего года рейсов в Турцию лоукостером «Победа» окажет положительное воздействие на операционные метрики всей группы.

Наталия Пырьева
Справка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

ПромышленностьМашиностроениеЭкономика Татарстан Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова филиал ПАО Туполев
комментарии 5

комментарии

  • Анонимно 17 ноя
    это все будущее время. планы по выпуску самолетов микроскопичны и все в будущем времени а сухой образец плохого самолета. мс 21 это блажь.. единственные хорошие самолеты это ту204/214 только потому что проектировали их в советском союзе
    Ответить
    Анонимно 18 ноя
    Все самолеты хорошие. Вы не разбираетесь в вопросе.
    Ответить
  • Анонимно 17 ноя
    надеюсь эти самолеты будут надежными
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    не надейтесь
    Ответить
    Анонимно 18 ноя
    Наши самолеты надежны. Сколько авиакатастроф российских самолетов? Очень мало.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров