Кремниевая долина: сдача на права по-армянски, дорожные надписи для магистра Йоды и платные мосты

Жизнь и семейный бюджет инженеров в Силиконовой долине. Часть 2

Колумнист «Реального времени» Александр Галкин, трудящийся инженером в Microsoft, снова рассказывает о Силиконовой (Кремниевой) долине. В продолжение своей прошлой публикации о первоначальном обустройстве на новом месте сегодняшнюю колонку он посвятил дорожному движению и водительским правам, поскольку без автомобиля там прожить практически невозможно. Все здесь устроено так, чтобы инженеры обзаводились четырехколесным другом.

Местные автоправа

В США вообще и в Кремниевой долине в частности автомобиль — это действительно зачастую средство первой необходимости, а никакая не роскошь. Инфраструктура здесь построена таким образом, что без машины ты можешь добраться только до ближайшего парка и детской площадки (чтобы дети могли играть и сами приходить домой). Все остальное обычно требует машины. Это связано с тем, что в США все находится на очень большой территории, и даже наличие довольно неплохой сети линейных и маршрутных автобусов не спасает.

Машина здесь — такой же бытовой предмет, как, скажем, телевизор, права имеются практически у каждого. И при переезде в Калифорнию первый вопрос, который приходится решать, — это (пере)сдача на местные права.

Сам процесс получения прав довольно прозрачен. Для подготовки к этому экзамену нужно прийти в местное отделение регистрации автомобилей (DMV, department of the motorized vehicles) и взять там актуальную версию брошюрки толщиной около 100 страниц, где в две колонки текстом средней убористости написано абсолютно все, что нужно знать для сдачи теоретического экзамена. Брошюрка бесплатна, переиздается каждый год и доступна на нескольких языках. Кроме английского и испанского (что логично) она есть на китайском (хм), вьетнамском (ага!), русском (вот удача!), хинди (ну, куда без него) и… на армянском (е-мое!). Это, кстати, было первый раз в моей жизни, когда я увидел книгу, полностью напечатанную на армянском языке.

Теоретический экзамен кроме всех вышеперечисленных языков можно сдавать еще и на амслене — американском языке глухонемых. При этом вопросы тебе задаются на амслене в формате видео, то есть ты не обязан уметь читать по-английски (!).

Сам экзамен состоит из порядка 45 вопросов с тремя вариантами ответа, допускается определенное количество ошибок. Вопросы все либо на знание правил, либо на знание знаков — совершенно нет вопросов на определение приоритета проезда через перекресток или на практическое применение правил.

После успешной сдачи теоретического экзамена можно регистрироваться на практический. Его совсем не обязательно сдавать в том же месте — можно выбрать любое отделение, которое тебя устраивает по времени или расположению. Этот экзамен занимает 15-20 минут и состоит из выезда с парковки ГАИ, проезда до спального района, 10-15 поворотов в спальном районе, проезда через железнодорожные пути, остановки на 3-5 знаках «Стоп», проезда задом 30-40 метров вдоль прямой линии и возвращения «на базу».

Все, экзамен сдан! Можно допустить до 15 мелких ошибок: когда я сдавал, я сделал всего три, и все три были из серии «чересчур осторожно проезжал через перекресток».

Водительское удостоверение здесь важно не только как бумага, дающая право на вождение автомобиля, но и как универсальный документ для идентификации личности (что нужно во всех учреждениях, в том числе и чтобы забрать детей из садика), а также твоего возраста (что часто бывает нужно при покупке алкоголя или табачной продукции).

Водительские права иммигрантов ничем абсолютно не отличаются от прав граждан США, поэтому с первых же дней ты ощущаешь полную интеграцию в местное общество. Тебе не нужно больше таскать свой паспорт и бояться его потерять. Везде достаточно показать права, а в случае их утери за $30 можно легко заказать дубликат через интернет, и он через две недели придет тебе по почте домой: не нужно ни в очередях стоять, ни заявление писать.

Цветовое решение

Все более-менее крупные магазины, а также рестораны, кафе и другие учреждения имеют собственные бесплатные парковки для покупателей и посетителей. Кроме того, в центре каждого города имеются специально выделенные места для парковки (public parking). Очень часто они бесплатны, но имеют ограничение на время стоянки в часы пик (будни в обеденное время, а также вечером). При этом они разбиты на зоны, и после достижения максимального времени пребывания в одной зоне ты обязан выехать и запарковаться (если есть место) в другой.

Для проверки того, какие автомобили стоят дольше разрешенного времени, по местам общественных парковок ездит специальная полицейская машина, которая ставит мелком небольшие черточки (этот эпизод, кстати, можно увидеть в недавно вышедшем мультфильме «Зверополис»). Если машина уехала или была перепаркована, то эта метка «сбивается». Таким нехитрым образом определяются автомобили, что стоят дольше положенного времени.

Чтобы определить, где можно парковаться, а где нельзя, достаточно просто посмотреть на бордюр. Везде, где парковка запрещена, бордюрный камень окрашен в красный цвет. В синий цвет он окрашен там, где парковка разрешена только инвалидам, в желтый — где разрешена остановка, но не парковка, ну и белым цветом (а также отсутствием всякой цветовой маркировки) отмечаются места, где парковка разрешена.

Также желтым цветом отмечается та сторона дороги, которая находится слева от водителя во время движения. Поэтому дорога любой ширины с желтой полосой посередине — это дорога с двусторонним движением, а широкая в 5-6 полос дорога с желтой полосой по левому бордюру — это многополосная дорога с односторонним движением. Таких много, например, в Сан-Франциско, где принято довольно широкие улицы (с 3-4 полосами движения) превращать через одну в односторонние: одна улица в одну сторону, другая — в противоположную, третья — снова, и так далее. Это упрощает движение в часы пик, но заставляет очень внимательно относиться к поворотам.

На пересечении любых двух дорог в США всегда будут таблички с названиями обеих улиц либо на отдельном столбе, либо на одном из знаков. Номера домов, особенно если здание стоит не непосредственно у дороги, а имеет небольшой подъезд (driveway), часто указываются прямо на тротуаре черным цветом поверх белого пятна. Белое пятно показывает, что парковка здесь разрешена.

Американские ПДД: от штата к штату

Кстати, здесь хотя и есть понятие «помеха справа» в самих правилах, но реально оно применяется крайне редко, потому что на каждом нерегулируемом перекрестке либо одна улица «отсечена» знаками «Стоп» (two-way stop), либо обе улицы (four-way stop or all-way stop). При этом очередность проезда определяется очередностью подъезда к перекрестку.

Если улица многорядная, то светофор часто продублирован не только на столбе на обочине, но и на специальной выносной раме, где он закреплен над самым левым рядом. На самой раме обычно висит большой знак с названием поперечной улицы, поэтому, когда ты ищешь нужный поворот, стараешься просто внимательнее смотреть на светофоры.

Если поворот возможен только из крайнего левого ряда, то обычно перед тем, как этот ряд отделится от основных рядов, тоже устанавливают знак с названием улицы: чтобы не получилось так, что ты, уже доехав до светофора, осознал, что стоишь в неправильном ряду.

Кстати, поворот направо под красный свет светофора разрешен в одних штатах и запрещен в других. Скажем, в Калифорнии, если ты стоишь на красный и не поворачиваешь, тебе после 10-15 секунд начнут бибикать, а в Сиэтле за это можно получить штраф, как за проезд на красный свет.

Стоимость лихачества

Кстати, про штрафы. Их величина часто указывается в местах возможных нарушений: например, перед светофором может стоять знак «Проезд на красный свет — штраф от $289» или «Проезд под закрывающийся шлагбаум — штраф $380», «Полоса скоростного движения только для автомобилей с минимум двумя пассажирами, штраф от $486».

Таким образом, сразу понятна стоимость любого лихачества.

Дорожные надписи для магистра Йоды

Хотя США и страна с большим количеством людей, не говорящих по-английски, очень много знаков здесь именно текстовые. Например, нет привычного нам знака тупика в виде несколько аляповатой буквы «Т», зато есть ромбический знак Not a through street.

Некоторые знаки вообще заставляют призадуматься: что, по-вашему, означает знак Shoulders end?

Кстати, много надписей сделаны напрямую на дороге, при этом они пишутся так, чтобы их можно было читать по ходу движения: то есть каждое следующее слово над, а не под предыдущим. Из-за этого обычному человеку они кажутся чем-то похожими на язык мастера Йоды из «Звездных войн».

Паркоматы на солнечных батарейках

Что касается платных парковок, то у каждого парковочного места обычно стоит специальный автомат для оплаты парковки с солнечной батареей сверху, принимающий кредитные карты и монеты. На нем же указано, когда эта парковка платная (fee enforced), а когда нет. Если в нем еще есть деньги, то он просто показывает на небольшом дисплее время до конца оплаченного периода. Если это время вышло, то он либо загорается цветом, либо начинает мигать, привлекая к себе внимание ходящего рядом инспектора.

Обычно в праздники и выходные, а также в будние дни с вечера до утра парковка становится бесплатной во многих местах там, где она бывает платной в обычное время, и автоматы просто отказываются принимать деньги.

Оплатить практически всегда можно кредитной картой.

Кстати, отдельным правилом является выворот руля в сторону бордюра или обочины при парковке на склонах с уклоном выше 5%. Так как Сан-Франциско стоит на довольно крутых холмах, это одно из самых важных правил и частая причина штрафов, которые составляют порядка $65 за такое нарушение.

Платные мосты

Платные дороги в районе долины практически не встречаются, зато проезд по большинству мостов через залив, включая самый известный мост Золотые Ворота, стоит от $5 до $10 — в зависимости от размера машины и времени суток.

Интересно, что платить нужно только при проезде в одну сторону, то есть если ты едешь через мост куда-то и потом через него же возвращаешься обратно, то платить будешь только один раз. Таким образом, сокращаются расходы на обслуживание, ведь в большинстве случаев поездки через мосты носят двусторонний характер.

Обычно за мосты можно платить наличными в специальной будке на въезде либо специальным бесконтактным транспондером FastTrak, который позволяет привязать к нему свою пластиковую карту и платить сразу с нее, при этом лишь чуть притормаживая при проезде через считывающие ворота.

Мост Золотые Ворота (Golden Gate Bridge) с недавнего времени перестал принимать наличные деньги: при проезде твой номер фотографируют и присылают потом счет по почте.

Александр Галкин, фото предоставлены автором
Справка

Галкин Александр Владимирович — инженер-разработчик в компании Microsoft; администратор и бюрократ «Википедии» на языке эсперанто; полиглот.

  • Родился 26 февраля 1979 года в Казани.
  • В 1996 году окончил с золотой медалью гимназию №102 г. Казани.
  • В 2002 году с красным дипломом окончил педиатрический факультет Казанского государственного медицинского университета.
  • С 2002 по 2005 год работал в Институте нейробиологии в Берлине.
  • В 2012 году окончил Технический университет Гамбурга.
  • С 2013 года работает в компании Microsoft инженером (Software Development Engineer) в подразделении поисковика Bing. Офис расположен в Sunnyvale, Калифорния.
  • Свободно владеет русским, татарским, английским, немецким, французским и эсперанто. Также разговаривает на итальянском и испанском языках.
  • Автор статей на различные темы на habrahabr.ru, geektimes.ru, pikabu.ru.

Новости партнеров