На счет «четыре»: в Казани готовятся к стройке городской канатной дороги

Из проекта вышел сын Марселя Мингалимова, а бенефициаром компании стала тезка главного архитектора Казани

На счет «четыре»: в Казани готовятся к стройке городской канатной дороги
Фото: Владимир Васильев/realnoevremya.ru, маршрут «Аэромоста» пролегает от парка им. Горького до стадиона «Ак Барс Арена»

Как стало известно «Реальному времени», в Казани наконец приступают к строительству канатной дороги, проект которой был презентован в татарстанском Минтрансе еще летом 2014 года. Информацию о низком старте подтвердили нашему изданию в ООО «Казанские канатные дороги», которое начинает возводить «Аэромост» между парком им. Горького и «Ак Барс Ареной». За 8 лет поменялось многое — от компании, которая реализует проект, до концепции самой дороги. В нашем материале — подробности оживленного спустя почти десятилетие проекта, его новые вдохновители и перспективы.

«Ждем согласования от города»

К реализации проекта казанской городской канатной дороги «Аэромост» между парком им. Горького и стадионом «Ак Барс Арена» приступило созданное год назад казанское ООО «Казанские канатные дороги». Возможность строительства подтверждена актом государственной историко-культурной экспертизы.

Генеральный директор компании — председатель Федерации сноуборда России в РТ, президент Федерации фристайла и сноуборда РТ и бывший гендиректор горнолыжного комплекса «Казань» Денис Белов рассказал «Реальному времени», что работы начнутся, как только будет получено согласование от города на строительство.

— Сейчас мы ведем проектирование дороги, средства на строительство у нас есть, месторасположение станций определено. Первая — «ЦПКиО им. Горького» будет расположена сразу за «Корстоном», конечная — на месте парковки «Ак Барс Арены», — рассказал Белов.

«Сейчас мы ведем проектирование дороги», рассказал Денис Белов. Фото: Анна Тарлецкая/kazan.mk.ru
Материалы государственной историко-культурной экспертизы

По его словам, время в пути от парка им. Горького до промежуточной станции «Урам» составит 4,5 минуты, а от нее до конечной станции у стадиона можно будет добраться за 5,5 минуты. Таким образом, из центра города до Ново-Савиновского района можно будет добраться за 10 минут.

Из пояснений Белова стало ясно: проект «Аэромост» по-прежнему рассматривается в двух ракурсах: как туристический и как транспортный:

— Для жителей города будут установлены тарифы, которые не будут отличаться от тарифов на другой городской транспорт, а для туристов будет установлена своя тарифная сетка.

Пояснить, как удастся усадить в один вагон казанцев и туристов с билетами, купленными по разной цене, а также более подробно рассказать о проекте Белов отказался — сослался на то, что это «пока преждевременно».

Фото: скриншот эскизного проекта

Будущая дорога к «горнолыжке», которой еще нет

В распоряжении «Реального времени» имеется схема трассы будущей дороги. Станция «ЦПКиО им. Горького» займет территорию площадью 6 тысяч кв. м, где когда-то располагалась казанская инфекционная больница №2.

Значительная часть «коридора» канатной дороги пройдет практически над главной аллеей парка им. Горького. Станция «Урам» будет построена восточнее очистных сооружений, примыкающих к опорам моста «Миллениум».

Станция «Урам» будет построена восточнее очистных сооружений, примыкающих к опорам моста «Миллениум». Фото: Владимир Васильев/realnoevremya.ru

А под станцию «Спортивная» зарезервирована юго-западная часть автостоянки «Ак Барс Арены». Это как раз тот участок, на котором гендиректор АО «Казань Арена» Радик Миннахметов планировал построить горнолыжную трассу.

Фото: Владимир Васильев/realnoevremya.ru

Общая протяженность дороги составит 2 773 метра, а суммарная площадь ее сооружений — 2,9 га. Объем инвестиций в проект оценивается в 3 млрд рублей, а его реализация позволит создать 120 новых рабочих мест. Около 1 млрд рублей у инвестора проекта имеется, а еще на два он намерен получить кредит, республиканский бюджет в финансировании проекта задействовать не планируется.

Проект, «не обеспеченный пассажиропотоком»

Проект дороги «Аэромост» — это не первая попытка строительства в центре столицы Татарстана канатной дороги в XXI веке. В XX веке канатная дорога в парке им. Горького протяженностью 300 м была построена и работала с 1979 по 1984 гг., связывая парк с пляжем, однако была выведена из эксплуатации из-за частных поломок, разграблена и окончательно демонтирована в ходе строительства моста «Миллениум». С начала 2000-х о планах ее строительства объявляли несколько раз. Однако ни один из проектов пока не выходил на «финишную прямую».

Фото: Алексей Липовецкий/pastvu.com, 1986 год, канатная дорога в парке им. Горького в Казани

В 2014 году Минтранс РТ обнародовал планы по строительству канатных дорог между «Корстоном» и Дворцом водных видов спорта и между НКЦ «Казань» и «Татнефть Ареной» — их хотели построить к чемпионату мира по водным видам спорта-2015, однако не построили, — в 2016 году проект положили на полку. Затем два прожекта — строительство траволатора между станцией метро «Кремлевская» и железнодорожным вокзалом и строительство канатной дороги между НКЦ «Казань» и ныне снесенным развлекательным комплексом «Ривьера» были включены в программу развития транспортной системы Республики Татарстан до 2020 года, но также не были реализованы. Причем еще тогда идею строительства канатной дороги между «Корстоном» и «Казань Ареной» в Минтрансе РТ характеризовали как нецелесообразную — не обеспеченную в перспективе регулярным пассажиропотоком. В УАиГ Казани также высказались против, поскольку опоры канатной дороги закроют вид на Кремль.

В 2019 году проект канатной дороги от «Корстона» до «Казань Арены» вошел в перечень приоритетных инвестиционных проектов, однако в январе 2020-го так и не реализованный проект росчерком пера похерил руководитель исполкома Казани Денис Калинкин, издав постановление, которым без объяснения причин признал утратившим силу документ о подготовке проекта канатной дороги между «Корстоном» и «Казань Ареной».

Таким образом, проект городской канатной дороги, который воплощает компания под руководством Дениса Белова, можно считать как минимум четвертой попыткой обеспечить «аэросвязь» между центром Казани и «Ак Барс Ареной».

Банкротство первой фирмы

А проект другой канатной дороги — между Казанью и Верхним Услоном — потерпел фиаско и заодно утянул в пучину банкротства директора ООО «Казанские канатные дороги» Гумара Кадырова. Эта фирма не имеет ничего общего, кроме цели построить канатную дорогу с одноименной компанией «ККД», которой руководит Денис Белов. Она проиграла арбитражный спор с московским представительством швейцарской компании Bartholet Maschinenbau, которая, по словам Кадырова, выступала в роли соинвестора и понесла убытки. Не получив денег с фирмы, несостоявшиеся партнеры обанкротили ее совладельца и гендиректора.

— Я ничего не знаю об этой компании, — ответил «Реальному времени» гендиректор других «Казанских канатных дорог» Денис Белов. Он также заметил, что неудачный опыт предшественников в реализации уже не раз отвергавшегося проекта его нисколько не смущает.

Фото: Владимир Васильев/realnoevremya.ru

Известные имена и неизвестные причины смены бенефициаров

По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Казанские канатные дороги», которым руководит Денис Белов, на 66 процентов принадлежит через аффилированную компанию «Свит Хоум» индивидуальной предпринимательнице Ильсияр Тухватуллиной. Однако не стоит делать поспешного вывода, что при таком раскладе УАиГ Казани изменит взгляд на отрицательные в плане вида на Кремль последствия строительства канатной дороги: проект воплощает не главный архитектор Казани, а ее тезка, причем неполная — отчества у этих двух Ильсияр Тухватуллиных разные.

До недавнего времени расклад в компании был иным — главным бенефициаром, имевшим долю в 53%, выступал Рузаль Мингалимов, которого называют сыном депутата Госсовета РТ Марселя Мингалимова — имя, отчество и фамилия полностью совпадают. Однако он, как и совладелица челнинского ООО «Колесо обозрения», чебоксарского ООО «Карусель Чебоксары» и челнинского ООО «Спутник К» Ландыш Шайхутдинова, владевшая 13 процентами в фирме, в марте 2022 года избавились от этой собственности.

«Реальное время» обратилось к Ильсияр Тухватуллиной с вопросом о том, почему она сочла перспективным проект и выкупила доли Рузаля Мингалимова и Ландыш Шайхутдиновой, однако та, не дослушав вопросы, прервала разговор.

Что же касается остальных 34 процентов компании, то они находятся в собственности самого Дениса Белова. Его доля не менялась со дня основания фирмы.

Инна Серова
БизнесТранспортОбществоИнфраструктура Татарстан Город КазаньМинистерство транспорта и дорожного хозяйства РТУправление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. КазаниГосударственный Совет РТТухватуллина Ильсияр Мисхатовна
комментарии 44

комментарии

  • Анонимно 18 окт
    Канатную дорогу планируют запустить до Межгалактического чемпионата по шахматам или уже после него?
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    Разговоров о ней было много. Неужели?
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    если это частный проект, на пользу города, пусть строят
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    Ненужный проект. В казани нет денег н аремонт канализации ноесть деньги н а ненуужную канатную дорогу
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    Обратитесь с канализацией в мэрию!
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    Крутой проект, в Берлине над заповедником и цветочным парком проложили, чтобы у людей была возможность поглядеть на красоту и не нагадить! я за!
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    по мне так будет пользоваться успехом у туристов и простого населения, вот мы были на колесе обозрения и дальше хотели прогуляться по набережной, а туда надо ехать, а если канатная дорога, прокатились бы на ней
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    А по мне так кромевас автор коммент аот 12:01 успеха небудет
    постройте на свои деньги и катайтесь.
    НАм в казани туристы ненужны! Зачемони? от них расходы только! А ВОТ КАНАЛИЗАЦИЯ НУЖНА!! а канатка ваша ненужна

    туризм кроме затртат бюджета вказань более ничего не принес!

    ТУРИСТЫ В КАЗАНИ ЭТО ЗЛО!
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    Злобный неадекват опять хамит и переходит на личности.
    Похоже он совершенно уверен, что есть только два мнения по любому вопросу - его злобное и хамское и неправильное.
    Это не поддается лечению.
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    технически неграмотные желания.

    сами считайте кроме кабины нужно еще перемещать километры тяжеленных стальных тросов.
    Это сколько киловатт на килограмм надо будет потратить?
    Зимой весной будет обмерзать льдом и будет опасной это канатная дорога.
    кантаные дороги востребованы там где горы и юг.
    можно использовать силу тяжести и нет опасности обмерзания кабин и тросов
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    В Нижнем Новгороде канатная дорога через Волгу работает уже долгие годы.
    И приносит прибыль.
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    ну работает или нет м ы не знаем. Есть слова о том что рабтает.
    Каков перепад высот? в НН между начальным пунктом и конечным сколько киловатт тратит на перемещение килограмма полезного груза.
    на какое расстояние работает ли зимой вот вопросы. на окторые надо вначале ответить а потом приводить пример.И сколько она стоит
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    у вас экскременты чедловеческие в жидком виде по улицам текут. а в ы бабло на ненужную затею хотите тратить
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    Все есть в интернете в свободном доступе.
    Смотрите.
    Вам никто ничего не должен, тем более исполнять ваши дикие "хотелки".
    Работайте, а не стучите своими шаловливыми ручонками по "тете клаве".
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    зачем чужую дурь повторять?а? своим умом надо жить
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    ссылки на интернет не принимаются. это означает что у вас нет разумных доводов в пользу канатной дороги в казани.расчеты давайте ориентировачные. свои. 99,9999999% в интернете это помойка
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    С таким мнением можно и от телефонов отказаться, зачем повторять? А как же инновации. Забитые краснобусы тоже достали уже!
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    это не инновациия в ы расчеты давайте. кантная дорога атвобус не заменит никогда
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    Ха. Во всем мире миллион канатных дорог. Работают. По безопасности этот транспорт на 2 месте после лифтов. Доводы абсурдны!
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    миллионы дорог в тропиках в основном
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    есть люди которые любые желания госчиновников считают,обоснованнымиу мными , а тех кто справедливо указываетна на техническую неисполнимость и экономическую несостоятельность считают хамами и хулиганами.
    считатйе сами автобус перемещает некоторое количество полезного груза, плюс самогосебя сколько приходится килограмм автобусной массы на килогрмам полезного груза? посчитатйе и сравните,сколько перемещает кантаная дорога , кроме полезного груза тонны тросов плюс вес самой кабины.сколько человек в кабине?
    Где канатки используют там есть знаичтельные перепады высоты. у нас такого нет.

    Далее есть такой феномен леядной дождь, он сразу разрушит.Провода ЛЭП рвутся а они легче и не несут нагрузки кроме своего веса. А здесь...вы что в своем уме? А если там будут люди в кабине канатки? Обмерзание льдом этопроблема икак с ней бороться? в авиации выходят просто из положения омывают крылья и фюзеляж спиртом,этиловым. А вы как будете?

    Канатки это для швейцарии грузии,бразилии стран где горы и нет сурового климата
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    Ваши безумные домыслы даже не смешны.
    Вызывают только жалость.

    Из Википедии:
    "Нижегородская канатная дорога — канатная переправа через Волгу между Нижним Новгородом и Бором".

    И ниже подробный данные о "канатке".
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    википедия не являетс яисточником которому можноверить в ыверите викпидии мне вас жалко.
    Признак профнепригодности это ссылки на вики или гугл
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    вы всерьез верите википедии?? и ссылаетесь на неё? ну несерьезно
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    Наверное ледяной дождь только в Казани бывает, а как же сотни канаток, которые работают в России. Видимо большой зонтик им придумали))).
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    сотни канаток ??ГДЕ? на юге? .
    как вы бороться будете? с обледенением?
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    А вот эта остановка Урам, она зачем? Там кроме экстрим парка и нет ничего. Только ради него?
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    Канатка крутая тема! Своё мнение никому не навязываю.
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    В Ураме станция нужна, задолбался по дороге и грязи ходить в экстрим-парк.
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    Данная канатка не только не нужна, но и вредна для Казани. И губительно скажется на экосистеме реки.
    Реализация парков по Стратегии развития Казанки фактически встала из-за отстуствия финансирования. А тут так цинично просто поперёк этих встрявших пока парков лепить монструозный проект за 3 млрд. руб?!..
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    А вы что эколог или чиновник? Причем тут реализация парков и экология. За что топите? За деньги или экологию?
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    не за что а против дурных проектов.
    ясно? у вас дерьмо по улицам течет а вы деньги на откровеную дурь хотите тратить
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    Очень круто! Рад, что такие проекты делают в Казани. В Москве на Воробьях катались с семьей и в Нижнем. Детям нравится.
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    ничего крутого городу нужна канализация а не канатная дорога
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    И к Кабану, к Кабану оттудыва надо выруливать... – Чертов угол, Березовая роща, Сабантуй (:
    Әкәмәт булыр иде ул. Вәт кымвәт кенә булмасын тульке.
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    1. В соцсети было несколько проектных идей по устройству канатной дороги в Казани. В Нижнем Новгороде есть канатная дорога через Волгу - не аттракцион, а транспорт в 3,6 км, со скоростью 14 -22 км/ч, пропускной способностью - 800 чел/ч, в 28-местных кабинах, продолжительностью работы 12-13 часов, стоимостью в один конец - 50 рублей.
    В Казани, с населением в 1,3 мил. и туристов 3 – 5 мил. в год, есть ли пути с нагрузкой пассажиров круглый год, с утра до вечера?
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    2. Возможна ли выгодная канатная транспортно-туристская дорога до парка Победы - 3,2 км от приводной станции – на ул. Нагорная (между дворцом Земледелия и церковью Святой великомученицы Параскевы Пятницы, в виде пристроя к хоз. Корпусу, как «украшение самого некрасивого» здания у Кремля) через Казанку над бульварами «Стамбул», «Белые цветы» по улице Абсалямова? А в парке герои и техника Победы, спорткомплекс «Ватан» и идея установки там аттракционов парка «Кырлай». Рядом администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов и министерств, Учебный центр, Бизнес-Центр, Инженерный центр, ТК «Ашан» и другие объекты городского и районного значения, которым нужен ли 10-минутный путь в центр города
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    3. Возможно ли протянуть вторую канатную дорогу от НКЦ (Национальной библиотеки) – 2,9 км, через Казанку над бульварами улиц Сибгата Хакима и Чистопольская (к подземному переходу у дома №85) к стадиону Универсиады, ближе к торговым комплексам «Савиново», «Гулливер», ХL, парку «Континент»? Тут крупный жилой массив. Нужна ли транспортная доступность из Заречья до площади Султан-Галеева, где есть пассажиры и туристы, но нет общественного транспорта в Центр (площадь Свободы)?
    На генплане Казани начертаны ли канатные пути? Но есть история - «Канатная дорога уже существовала в Казани с 1979 года…» - от ЦПКО до пляжа на Казанке (длина - 300 м, перепад высот - 20 м, две конечные станции с оборотом по кругу и три промежуточные опоры).
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    4. Тогда, там, где мост «Миллениум», был пляж и пристань, к которому причаливали «омики» - двухпалубные теплоходы. На пляже было кирпичное кафе (пиво-воды, мороженное…), спасательная станция, «лягушатник»… и, самое главное, чистая вода и песок, «сопляжники». Было интересно и замечательно с детьми, гостями прокатится по воде, пролететь на канате между небом и землей, поплавать даже под водой, пройти по песку пляжа и зелени ЦПКО… - и всё это интегрально - «в одном флаконе». Воздушна дорога работала всего 3-4 сезона. Горожане потеряли эти владения – «круиз», «кругосветку» по воде – воздуху – зелени парка. За кладбищем устроили свалку снега, с «ледника» на пляж – холодная вода и грязь; теплоходы ушли; …зачем дорога?
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    5. Что же осталась на память от этой эксклюзивной собственности горожан? Только фотографии, а что останется от цифровой электроники, нужны ли интегральные записи – документы к ним?
    В Казани был завод «Серп и Молот» (1851 года рождения), который производил и оборудование для непрерывного транспорта. Этот завод «подарил» Казани канатную дорогу от парка до пляжа на Казанке.
    Просто, заводу требовалось испытать новую продукцию и для этого надо было запроектировать фундаменты под опоры по отрогам между оврагами Казанской Швейцарии, под павильоны для приводной станции в ЦПКО и оборотной станции на пляже.
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    6. Разработку строительной части проекта поручили институту «Татаргражданпроект». Главный инженер проекта (ГИП), учитывая, что никто в Казани не проектировал такое новшество, сам скорректировал трассу, с учетом возможности подъезда к опорам. Спешно выдал фундаменты для производства работ и уточнения механической части проекта. Сооружение для приводной станции запроектировал как вход в парк с улицы Подлужная с лестницей по дну оврага, а над ним павильон в виде гиперболической арки, пересекаемой тремя аналогичными арками меньшего размера. Это была архитектурная бионика органичная природе парка – тонкостенная армоцементная скорлупа – штукатурка по сетке, покрытая цветной эпоксидной смолой. Чтобы завершить проект приводной станции, нужно было представить внешний вид творения - планшет с цветовым решением фасадов.
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    7. На этапе, когда уже была готова цокольная часть павильона под монтаж оборудования, назначили главного архитектора проекта (ГАПа). А он, начал творить что-то своё - «воздушное – самолетно-космическое» - шарообразные оболочки, облицованные алюминиевыми листами. Так начался конфликтный инженерно-архитектурный «конкурс»: Соответственно ГАПу пришлось искать инженеров-конструкторов с обращением в КИСИ и авиазавод. Там обещали все сделать при представлении идеи более детально взамен эскизных рисунков и перспектив. А время шло… Директора института вызвали в обком партии, а он с собой прихватил ГИПа для отчета. Но там, зав. отделом не стал слушать про проектный «конкурс», тем более ГИПа, просто, дал указание директору на ускорение и на наказание ГИПа.
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    8. В это же время в институте на расширенном заседании профсоюза этого ГИПа признали лучшим ГИПом по профессии – победителем соцсоревнования. Конечно, назначили нового ГИПа, а ГАПу указали на запрет применения цветного металла в строительстве. Чтобы спасти «воздушную» идею, ГАП выдумал «Ковер-Самолет» - оцинкованный профнастил по структурному покрытию. Но никто не увидел воображаемый «ковер», так как посадка и сход из кабин был под «ковром».
    Павильон – «вход» в парк 25 лет обеспечивал транзит с ул. Подлужная через парк. Со сносом ветхого жилья и строительством моста «Миллениум» - сноса стадиона «Трудовые резервы», Борцовского зала, игровых и других строений парка, ЦПКО был опустошен и заброшен лет на 10. Стая собак оккупировала «Базу отдыха», везде было опасно. Транзит пешеходов по парку прекратился.
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    9. Казань потеряла не только такую достопримечательность, но и завод «Серп и Молот». В условиях отсутствия заказов и в смуте похода «К рынку!» местный комбинатор хитро присвоил завод «Серп и Молот», кто-то перестроил цеха под торговый центр «Адмирал», который при пожаре превратился в «золу»; погибло 19 человек. Объявили розыск владельца «заводов, газет, пароходов…». А он в Париже. Главный виновный получил 9,5 года колонии строго режима и ещё осудили 11 человек
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров