Значительная часть Восточного Закамья вошла в систему Казанского ханства

Институт истории Марджани — о происхождении татар на северо-востоке республики и острых дискуссиях с коллегами

Поставить точку в спорах с башкирскими коллегами о национальном происхождении жителей северо-востока Татарстана постарались в своем коллективном труде сотрудники Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. В новой книге «Татарские селения Восточного Закамья» представлены неизвестные страницы истории Актанышского района, результаты исследования татарских населенных пунктов с богатым историческим наследием и сыгравших заметную роль в экономике и культуре края, давших татарскому народу ряд выдающихся личностей. Как считают авторы, издание расширит представления читателей об истории северной части Восточного Закамья и поможет разобраться с особенностями формирования местного татарского населения. «Реальное время» публикует завершение первой главы книги о ранней истории региона.

Следы пребывания кочевого и полукочевого населения на территории Восточного Закамья крайне немногочисленны, что, впрочем, не удивительно, учитывая трудность обнаружения грунтовых могильников на водоразделах и сезонный характер поселений. Тем не менее ряд объектов этого времени обнаружен в бассейнах рек Ик (Меллятамакское VII селище) и Белая (Семиостровское, Минняровское селища). В этих же районах открыты и исследованы грунтовые могильники (Кушулевский, Чишминский и др.) с погребениями, которые сопровождались захоронением костей коня (череп и четыре ноги), снаряжением коня, оружием и круглодонными лепными вотивными сосудами с примесью песка в тесте. Характерным элементом погребального обряда являются металлические наглазники. Весь комплекс материалов позволяет считать носителями этой культуры местное приуральское население — потомков кушнаренковской (караякуповской) культуры.

Памятники X—XI вв., оставленные кочевниками-печенегами, фиксируются в верховьях р. Белой (Житимакские курганы), где обнаружены погребения с частями конского скелета и характерным набором вещей (оружие, детали наборного пояса и т.д.). В этот же период на Южном Урале появляются памятники кыпчако-кимакских племен, известные как «памятники мрясимовского типа». Они составляли курганные могильники, располагавшиеся, как правило, на возвышенных местах или у подножия гор (Мрясимовские, Муракаевские, Каранаевские и др. курганы). Основные черты погребального обряда — земляные курганы с одной/несколькими могилами, западная, северная или восточная ориентировка погребенных людей, части туши коня или захоронение целого коня в отдельной яме. Подобные погребальные памятники (курганные и грунтовые) бытуют на Южном Урале до конца XII—XIII вв. (Сынтыштамакский, Шахтаусский, Охлебининский могильники).

В середине XIII в. после завоевания Булгарии монгольскими ханами ее территория входит в состав Улуса Джучи (Золотой Орды) и становится Болгарским улусом. Восточное Закамье и Южный Урал становятся зоной меридионального кочевания скотоводов, входивших в административно-улусную систему Золотой Орды. В условиях внутригосударственной стабильности начинается внедрение комплексного хозяйства и увеличивается оседлое земледельческое; очевидно, тюркоязычное население постепенно осваивает не только низовья, но и средние течения рек Закамья, что активизируют процессы мусульманизации и седентаризации обитавшего здесь ранее населения.

В этих условиях идет формирование нового татарского этноса. Трудно определенно отнести территорию Восточного Закамья к конкретной военно-административной единице Улуса Джучи, но наличие древнего топонима Ак Идель (Белая) заставляет предполагать, что это был пограничный район между восточной частью Ак-Орды и западной — Кок-Орды. Некоторые авторы пытаются подтвердить эту административную ситуацию данными археологии. Так, А.В. Аксанов считает, что, возможно, именно в это время «в районе среднего течения р. Белой возникли, новые или были восстановлены старые крепости (Уфа («Уфа–2»), Боре («Чертово городище»), городище Кара-Абыз под Благовещенском, Старокалмашавское городище близ Чекмагуша и др.). Такое расположение укрепленных поселений не имело смысла в период единства Золотой Орды, однако когда эти земли стали пограничьем двух конкурирующих династий, оно стало необходимостью». Видимо, «и др.» означает, что подобных городищ на р. Белой еще очень много, а сентенция о пограничности указывает, что автору достоверно известно точное время их «восстановления».

На самом деле предположения А.В. Аксанова далеки от реальности. Никаких слоев, кроме раннесредневековых (турбаслинская, бахмутинская и кушнаренковская культуры), не позднее X в., на этих городищах не выявлено. Поэтому нет оснований считать, что в XIII—XVI вв. на местах их расположения возникли или были «восстановлены» какие-либо крепости.

Достоверные археологические факты свидетельствуют о другом. На этой территории, как и в остальной части Северной Евразии в пределах Улуса Джучи, начинает складываться новая золотоордынская археологическая культура, включившая в себя ряд локальных вариантов (например, на территории бывшей Булгарии). Возрастает количество селищ, слои которых содержат остатки материальной культуры золотоордынского типа (круговая посуда, ювелирные изделия, оружие и т.д.). Памятники эти расположены как на левобережье Камы, так и вдоль рек Ик и Белая (Семиостровское I, Буаскульское VI, Бикбуловское, Меллятамакское I и др. селища). Здесь же обнаружены кладбища с мусульманскими надгробиями (Утяшкино, Средние Челны, Клятли).

Чересполосно с ними появляются памятники так называемой «чияликской» культуры: селища с своеобразной лепной и круговой круглодонной посудой с примесью песка в тесте, украшенной веревочно-гребенчатым орнаментом (Чияликское, Игимское, Меллятамакское VI и др.); грунтовые могильники (Такталачукский и Азметьевский I), содержащие погребения, совершенные по мусульманскому обряду с некоторыми отклонениями (наличие погребального инвентаря, неустойчивое положение рук и т.д. Носителями этой культуры, по мнению исследователей, было мусульманизированное и оседлое, очевидно, смешанное население, включающее различные по происхождению общины. Не исключено, что часть этого населения специально переселялась насильственно или добровольно из Зауралья и Южной Сибири.

На юго-востоке Восточного Закамья появляются курганы золотоордынского степного населения (Байряки-Тамакский могильник). Основная масса подобных кочевнических погребений обнаружена в Заволжье и Южном Урале (рис. 4). Отдельные кланы или рода татарского населения (видимо, кочевые группы татарской знати с их кланами) проникает вплоть до низовий Камы (Песчаноостровной и Балымерский могильники). Основные черты их погребальной обрядности: захоронения под небольшими земляными или каменными насыпями, а иногда просто в грунтовых ямах с перекрытием; умершие ориентированы чаще всего на север или запад; изредка они сопровождаются захоронением коня и погребальным инвентарем (конское снаряжение, оружие, украшения и предметы быта). Все эти элементы находят аналогии в погребальных памятниках Центральной Азии, Южной Сибири и Поволжья.

Однако уже в конце XIV в. в Южном Приуралье исчезают языческие курганные могильники, на смену которым приходят погребения с мусульманским обрядом захоронения. Примером таких памятников являются кирпичные или саманные мавзолеи (кэшэнэ). Практически одновременно с исламизацией населения в Восточном Закамье, особенно в низовьях рек Зай, Ик, Белая (Ак Идель), начинает формироваться татарское военно-служилое население, впоследствии ставшее одним из основных компонентом процесса формирования татарского этноса (рис. 5).

Период политической стабильности сменился в начале XV в. междоусобными войнами и усилением военной активности, вследствие распада Улуса Джучи и возникновением на его территории нескольких ханств и владений. Военная опасность и необходимость большей хозяйственной специализации привели, видимо, к сокращению числа оседлых поселений и переходу значительной части населения к полукочевому образу жизни и хозяйствования, что заставляло кочевников-скотоводов сдвигаться к северу, а зону земледелия — к побережью р. Камы.

Археологические памятники этого периода изучены чрезвычайно слабо. Наиболее четко выявлены и определены такие объекты этого времени, как кладбища с надгробиями и селища с круговой керамикой. Количество известных памятников этого времени сокращается, но в территориальном отношении ареал распространения памятников по сравнению с предыдущим периодом изменился незначительно (Староальметьевское, Меллятамакское I, Яхшы-Каранское, Сарлинское селища, Урсаевское, Мавлютовское (Башкортостан) кладбища с надгробиями, Кузкеевский могильник и т.д.). Весьма характерно, что все эти памятники практически нивелированы в культурном отношении, т.е. содержат практически идентичные остатки материальной культуры. Тем не менее анализ этих данных дает основания считать, что население низовий междуречья Ика и Белой в культурном, этносоциальном и политико-административном отношении значительно отличалось от кочевников степей Южного Приуралья.

Судя по отрывочным данным русских летописей и татарских генеалогий в XV—XVI вв. Восточное Закамье входило в состав Казанского ханства, возможно, ее Ногайской даруги. В этом смысле важно указание анонимного автора «Казанской истории» («История о Казанском царстве») начала XVII в., что на востоке его территория простиралась до устья реки Белой (Ак Идель): «То бо бе преже земля Болгарец малых за Камою промеж великия реки Волги и Белыя Воложки, до Великия орды Нагайския».

В определенной степени об этом же свидетельствует одно важное известие русских летописей. В обширном рассказе о событиях московско-казанской войны 1467—1469 гг. есть отрывок, в котором говорится о сборе войск хана Ибрагима: «До полна собрался на них царь Казанскои Обреим со всею землею своею, с Камскою, с Циплиньскою, и с Беловоложскою и Вотятьцкою и з Башкирьскою…» Само это известие, восходящее к великокняжескому летописанию 70-х гг. XV в., имеет высокую степень достоверности, поскольку его принес перебежчик. Оно свидетельствует, что казанский хан, кроме воинских отрядов татарских кланов, объединенных в ополчение даруг самого ханства, призвал еще и подразделения союзников из окружающих северо-восточных и восточных территорий.

Историки давно спорят о размещении этих территорий на исторической карте, однако все так или иначе считают, что ряд упомянутых земель связаны с северо-восточными границами Казанского ханства: «Вотяцкая» — это бассейн р. Чепцы, «Камская» — Верхнее Прикамье, «Циплинская» — бассейн Сылвы. На востоке располагались «Беловоложская» (калька с названия улуса Ак Идель) земля в бассейне р. Белая, а также «Башкирская» земля — в степной зоне Южного Приуралья. Здесь важно отметить противопоставление «Беловоложской» и «Башкирской» земель, т.е. лесостепных прикамских земель с степными приуральскими, а также земледельческого населения кочевому. В этом разделении также явственно читается различие их административного и, возможно, сословного статуса.

Ярким свидетельством вхождения этих земель в состав Казанского ханства является получение от казанских ханов ярлыков на владение землями в Шешминско-Бельском междуречье. Так, землями в бассейне реки Ик владели аристократы — выходцы с территории современных Пестречинского и Сабинского районов Татарстана — на основе тарханных ярлыков казанских ханов. В ходе расследования спорного дела о земле, затеянного в 1670-е гг. ясачными татарами дер. Мушуга (ныне Мензелинского района РТ), выяснилось, что они владели своими землями по жалованной грамоте казанского хана Сихиб-Гирея от 1523 г., а татарин Кутлумет Кутлугашев из дер. Тайламас (ныне дер. Тыннамасово Актанышского района РТ) ссылался на свои права на тарханство «со грамоты Ибрагима царя жалованной». Есть также ссылки на пожалование тарханства в 1522/23 г. жителям бывшей Ирехтинской волости (т.е. бассейна р. Ик).

Включение этих территорий в состав Казанского ханства сопровождалось интеграцией их населения в состав казанских татар, что подтверждается историческими преданиями, шеджере, а также языковыми данными. Иными словами, весь комплекс исторических источников, включая земельно-правовые документы ханов Ибрагима и Сахиб-Гирея (середина XV — первая треть XVI вв.), свидетельствует о том, что значительная часть территории Восточного Закамья, в частности низовья рек Ик и Белая, были включены в административно-правовую систему Казанского ханства и клановую систему татарской аристократии.

С точки зрения этносоциальной — все эти факты делают абсурдными попытки представить население региона бассейна р. Белой в качестве предков башкир или «западных башкир». Это явная попытка опрокинуть современные административные границы в средневековое прошлое, и на основе этой перевернутой реальности механически сконструировать несуществующие этнические общности. В действительности, на основе исторических источников у нас вырисовывается совсем другая этнополитическая и этносоциальная реальность.

Во второй половине XVI в. после завоевания Казанского ханства и Южного Приуралья изменилась не только политическая, но и этнокультурная ситуация в регионе. Завершилась независимая, самостоятельная история татарского народа, и с этого времени она стала развиваться как часть истории Российского государства. Для татарского народа эта эпоха стала временем серьезных потрясений и колониального давления царизма, но именно в этот период происходит формирование татарской мусульманской общности, ставшей прообразом будущей татарской нации.

Таким образом, природно-географическая специфика Восточного Закамья обусловила и его культурно-историческое своеобразие. Данный регион в период средневековья являлся окраиной цивилизации и контактной зоной между оседлыми земледельческими и кочевыми скотоводческими племенами и народами. В разные периоды граница этих контактов изменялась, большей частью за счет перехода кочевников от специализированного пастушеского к комплексному полуоседлому и оседлому хозяйству или наоборот. В цивилизационном отношении важнейшим этапом истории стал золотоордынский период, когда в регионе протекали процессы исламизации и культурной ассимиляции, формировались этнокультурные основы татарского этноса. Дальнейшие периоды стали временем уже не культурогенеза, а расширения зоны освоения края татарским населением.

Р. Аминов, Х. Багаутдинова, Л. Габдрафикова, А. Гайнутдинов, И. Измайлов, Р. Исхаков, А. Ногманов, Э. Салахова, С. Хамидуллин
ОбществоИсторияКультура БашкортостанТатарстан Институт истории им. Ш.Марджани АН Татарстана
комментарии 27

комментарии

  • Анонимно 06 сен

    П.Рычков пишет: Границы Казанского ханства простирались от Суры до Яика.

    Только в конце 15, в начале 16 в. с ослаблением ханства его земли начали захватывать Ногайская орда и Сибирское ханство. Но Крымская династия за рекой Ик построила оборонительную линию и захват земель ханства прекратился. Вообщем то ногайские татары кочевали, от Яика до Тенгритау (до Тянь-Шаня). Иногда они доходили со своими стадами и до Камы. И поэтому, невозможно определить какие то конкретные границы. Когда началась гражданская война в Ногайской орде, там перестала существовать центральная власть, на севере правили отдельные мурзы (Урус мурза и др), которые не участвовали в войне, ставка которых была на Шиханах.
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    Заметьте, Казанского ханства, а не Татарского ханства.
    В Казанском ханстве "татар", т.е потомков монгол было меньше 1 (одного) процента - они составляли элиту Казанского ханства.
    99% населения Казанского ханства составляли финно-угорские племена (исконное население Поволжья) и "пришлые" тюрки (болгары, тюркские племена пришедшие в Поволжье с войсками Монгола Чингизхана и др.) и славяне.

    Смешно, когда "доказывают", что на территории Казанского ханства жили одни "татары".
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    Ой академик математик нарисовался. Откуда ты знаеш про один процент?
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    Измайлов и Исхаков написали - читайте "классиков" "татарской гипотезы".
    .
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    Монголы и татары это разные народы. Не знал? Садись,двойка
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    кроме Татарского языка, в том царстве пять различных языков: Мордовский, Чюважский, Черемиский, Воитецкий, або Арский, пятый Башкирский

    Курбский
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    Исхаков и Измайлов где говорили про 1 процент татар в Казанском Ханстве? Зачем врать?
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    Вот, наверное, Измайлов (и тем более Исхаков) удивятся, узнав, что они такое "говорили"))
    Можно с таким же успехом приписывать разные домыслы про уважаемого Марата Кульшарипова или про какого-нибудь очередного Юлдаша Юсупова.
    Ответить
  • Анонимно 06 сен
    Где нашли авторы такую карту Золотой орды?
    Там и половина территории страны не включена. Во время хана Токтамыша например, восточное Закавказье, тюркская часть Ирана были в составе Золотой орды. Там был отдельный закавказский улус. На Северном Кавказе был отдельный Кавказско-кипчакский улус, центр - город Маджар.
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    Был ещё и Московский улус - самый преданный заветам Монгола Чингизхана.
    Именно в Московский улус стали приезжать чингизиды, потомки Чингизхана, и со временем чингизидов в Московском улусе стало больше, чем во всех остальных улусах Золотой Орды вместе взятых.
    Ответить
  • Анонимно 06 сен
    "...Восточное Закамье входило в состав Казанского ханства, возможно, ее Ногайской даруги. В этом смысле важно указание анонимного автора «Казанской истории» («История о Казанском царстве») начала XVII в., что на востоке его территория простиралась до устья реки Белой (Ак Идель): «То бо бе преже земля Болгарец малых за Камою промеж великия реки Волги и Белыя Воложки, до Великия орды Нагайския»".

    Казанская история (История о Казанском царстве, Казанский летописец) написана не в XVII веке, а в 1564-1566 гг., что давным давно доказано авторитетными историками.
    Сохранился список конца 16 века.
    "Казанская история" это литературно-публицистическое произведение, её автор искажал исторические факты в угоду своей "идеологической" концепции, как это делают современные "башкирские" и "татарские" "историки".
    Кстати, автором "Казанской истории" был, по всей видимости, бывший иудей (высокопоставленный пленник-слуга Казанских ханов), бежавший из осажденной Казани в сентябре 1552 г. и добровольно
    крестившийся. Крёстным отцом был царь Иван IV. Об этом свидетельствуют автобиографические данные автора, приведенные им в "Казанской истории".

    Под "татарами" автор "Казанской истории" понимал монгол, пришедшх на Среднюю Волгу в 13 веке.
    "Татар"-монгол, которые сделали булгарскую Казань своей столицей в 1440-х годах было всего около 2 тысяч человек.
    Сколько остального населения было в Казанском ханстве?
    500 тысяч? 1 миллион?
    Вот на них позднее, кто принял ислам, и "перешло" название "татары", которое долгое время мусульманское население Поволжья не принимало.
    К концу 19 века поволжские тюркские мусульмане образовали единый этнос с единым литературным языком.
    Но в начале 20 века единый этнос поволжских тюркских мусульман был насильственно разделен на "башкир" и "татар" и были искусственно созданы два "литературных" языка.
    Все знают, что "башкирский" и "татарский" языки это один и тот же язык (как в свое время были вологодские и владимирские диалекты русского языка).
    Если отбросить "политику".
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    Похоже все дело в едином названии для поволжских тюркских мусульман.
    Не случайно по этому поводу во второй половине 19 века разгорелась между поволжскими тюркскими мусульманскими интеллектуалами дискуссия.
    Ш.Марджани предложил крайне не удачный этноним "татары", который не удовлетворил большинство поволжских тюркских мусульман.
    Если бы было найдено слово для этнонима, удовлетворяющее всех поволжских тюркских мусульман, то, по всей видимости, была бы единая нация поволжских тюркских мусульман и не было бы беспредметного спора между "башкирами" и "татарами".
    А тут в начале 20 века ещё и провокаторы-националисты в лице Ленина и Троцкого "подсуетились" и разделили единый народ на "башкир" и "татар".
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    Татары и башкиры сами разделились сами. не захотели вместе быть
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    Ш.Марджани предложил крайне не удачный этноним "татары", который не удовлетворил большинство поволжских тюркских мусульман.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/259649-tatarskie-seleniya-vostochnogo-zakamya

    Это не этноним, а экзоэтноним из других языков: у европейцев это - tartar, а у русских - татары, т.е монголы - враги Руси.
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    отрицать существование языка башкирского это нацизм
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    Башкирский язык - самостоятельный язык, близкородственный татарскому. Это научный факт. Никто из ученых его не отрицает. Как и башкиры - самостоятельный этнос, очень близкий татарам. А вот северо-западный диалект башкирского языка - довольно спорная вещь. Можно, конечно, считаться с мнением башкирских коллег, но по всем признакам это средний диалект татарского языка.
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    башкирский язык это самостоятельный язык. не диалект татарского.
    а татарсткий это диалект узбекского верно?
    Ответить
    Анонимно 11 сен
    А не шёл бы ты ногайской степью? (В сторону Израиля?)
    Ответить
  • Анонимно 06 сен
    С. Хамидуллин указан среди авторов. Это башкирский историк, идеолог и публицист Салават Хамидуллин?
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Ну да, брат Булата Хамидуллина - татарского историка.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Нет, Это молодой, подающий неплохие надежды сотрудник Института Истории АН РТ.
    Ответить
  • Анонимно 11 сен
    Карта: Казахского ханства никогда не было! Слово "Казах" - появилось только во время Сталина. И нет такой национальности как "Казах", "Казашка", - придуманные шестёрками Сталина. Самоназвание: "Казак!" Беглые русские - бежавшие на Дон от крепостной зависимости (и не только) - специально брали название "Казак", чтобы как то отличаться от зависимых, что переводится с тюркского как "Свобода", "Свободный". И когда настоящие "казакские" аксакалы обратились с просьбой к Сталину "Мы не кыргыз, а казак" - помощники диктатора решили быстро поменять две буквы, чтобы хоть как то отличать донских и кубанских "казаков", от степных "казаков". Вот так и появились "Казахи". Хотя это в корне своей неверно! То же самое "Чеченцы" - нет такой национальности! "Чечен ица" - название горного аула, где горцы дали хороший бой русским. Стали так "обзывать". Самоназвание чеченцев - "Вайнах".
    Ответить
  • Анонимно 11 сен
    "башкирский язык это самостоятельный язык. не диалект татарского".

    - Башкирский - это диалект сибирского казахского. Башкурт, "башкырт" (перевод: головной волк, для бездарей, а не червь в голове) - это северные казахи. Родина которых - степи Магнитогорска.
    Ответить
  • Анонимно 13 сен
    На самом деле спорным является так называемый "этноним татары", "подаренный" булгарам их очень трудной исторической судьбой. Этот экзоэтноним - не что иное как просто прозвище, о чем писал Абрар Каримуллин в научно-популярной книге "Татары: этнос и этноним", изданной в Казани в 1988 году.
    Если потомки булгар когда-то поселились на территории, которая сегодня Башкирия, то язык этих людей можно назвать диалектом булгарского тюрки (ударение на "и"), а так называемый сейчас "татарский" - это именно и есть булгарский тюрки.
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    Не надо в цитатах изменить оригинал. Эти слова этого перебежчика о «башкирах», - единственный российский источник, в котором упоминаются башкиры (до 1552 года, Кузеев). В оригинале никаких башкирских земель нету, там написано «бакшырская земля». Вотяцкая земля – это удмурты, Беловолская – бассейн реки Белая, включаю Южный Урал), а бакшырская, т.к. перечислена после вотяков, земля за ними, за удмуртами, Пермьский край.
    Ответить
    Анонимно 12 дек
    Не надо сочинять. Все народы коверкали названия соседних народов. Русские, например, употребляли слова "тотаришка" или "тотар".
    Ответить
  • Анонимно 12 дек
    Башкирия входила в Ногайскую Орду. Она не могла быть частью Казанского ханства. То что раньше до Орды были болгары и сплыли не говорит о том, что после Орды башкирские земли были в составе Казанского ханства.
    Про земли тоже элементарно. Там указаны реки и народы. Белая, Кама, Сылва и народы Башкиры, вотяки (удмуоты) и остяки. Башкиры жили на Белой, удмурты - на Каме, остяки - на Сылве. Прото инфомматор говорил о реках и живущих там народах, но записыватель по ошибке записал народы и реки отдельно.
    И тюркские тарханы получавшие за службу тарханские ярлыки от казанских ханов это башкиры. Тогда вообще в Волго-Уралье не было ни одного народа кто бы называл себя татаром. Сами предки казанских татар от него открещивались и назывались чувашами, а потом просто мусульманами. А русские всех без разбора называли татарами, для них это просто был синоним слова тюрки.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров