«Отдельные авторы из Башкортостана произвольно трактуют историю Восточного Закамья»

Институт истории Марджани — о происхождении татар на северо-востоке республики и острых дискуссиях с коллегами

«Отдельные авторы из Башкортостана произвольно трактуют историю Восточного Закамья»
Фото: tatarlar.info

Поставить точку в спорах с башкирскими коллегами о национальном происхождении жителей северо-востока Татарстана постарались в своем коллективном труде сотрудники Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. В новой книге «Татарские селения Восточного Закамья» представлены неизвестные страницы прошлого Актанышского района, результаты исследования татарских населенных пунктов с богатым историческим наследием и сыгравших заметную роль в экономике и культуре края, давших татарскому народу ряд выдающихся личностей. Как считают авторы, издание расширит представления читателей об истории северной части Восточного Закамья и поможет разобраться с особенностями формирования местного татарского населения. «Реальное время» публикует вступительную часть и первую главу книги о ранней истории региона.

Предисловие. А.И. Ногманов

Несмотря на общность истории, традиций, духовной и материальной культуры, каждый регион Татарстана имеет свои отличительные черты, культурное своеобразие, свое уникальное прошлое.

Актанышский район известен как родина первого президента РТ Минтимера Шариповича Шаймиева, государственного деятеля; в 1920-е гг. председателя Совнаркома и ЦИК ТАССР Шайгардана Шаймарданова; актера и режиссера, одного из основоположников татарского национального театра Мухтара Мутина; писателя Гамила Афзала, многих других замечательных людей, оставивших след в истории Татарстана и татарского народа. Актанышцы помнят своих земляков, чтут их память, бережно сохраняют исторические реликвии, связанные с их жизнью.

В то же время многие страницы прошлого края до сих пор остаются не исследованными. Отчасти это упущение профессиональных историков, обходивших вниманием региональную тематику. Кроме того, существуют объективные причины, затрудняющие изучение истории Актанышского района и в целом Восточного Закамья. Одна из них связана с географическим положением региона и особенностями его освоения. Территория Икско-Бельского междуречья с древности служила транзитным коридором из Восточной Европы в Сибирь и Центральную Азию. Одни племена и народы здесь сменялись другими, менялись типы хозяйствования, элементы материальной и духовной культуры. Миграции населения продолжились в средние века и в новое время, вовлекая в свою орбиту представителей разных этносов, языков, религий и социальных групп. Восточное Закамье стало местом их взаимодействия, аккультурации, а нередко и ассимиляции. В каких-то случаях эти процессы достигли завершения, в других — остановились на начальной или промежуточной стадии, что создает существенные проблемы при изучении социальной истории региона.

Другим фактором, определявшим условия развития данной территории, была ее периферийность, удаленность от крупных городских центров и столиц государственных образований (Волжская Булгария, Казанское ханство, Ногайская Орда), частью которых она в разное время являлась. После вхождения в середине XVI в. в состав Российского государства области на востоке современного Татарстана неоднократно меняли административную принадлежность, вследствие чего источники по ранней истории края, изначально немногочисленные, оказались рассеяны по разным архивам и в значительной части утрачены.

Несмотря на трудности в проведении исследований, интерес к истории Восточного Закамья неуклонно растет. В Актанышском, Муслюмовском, Азнакаевском и других районах проводятся научно-практические конференции, организуются видеосеминары с участием ведущих ученых Казани, усилиями энтузиастов-краеведов издаются книги, посвященные отдельным населенным пунктам.

Фото: татаровед.рф

Представляемое издание выделяется из общего ряда. Оно целиком посвящено периоду до 1920 г., что малохарактерно для регионоведческих исследований, в которых превалирует история советского времени. Особое внимание обращено проблеме происхождения и социальной стратификации местного татарского населения, по поводу чего среди историков ведутся острые дискуссии. Отдельные авторы из Башкортостана произвольно трактуют историю Восточного Закамья до начала XX в. Намеренно замалчиваются неудобные факты, смешиваются термины и понятия, относящиеся к разным историческим эпохам. В сознание населения внедряются представления о первенстве башкирского этноса в хозяйственном освоении бассейнов рек Ик, Белая, Мензеля, Зай, Шешма. Сомнительные с научной точки зрения установки тиражируются через СМИ, социальные сети, книжную продукцию, распространяемую не только в Башкортостане, но и в восточных районах Татарстана.

Своеобразным ответом на эти исторические претензии стало справочное издание «Татары Уфимского уезда (материалы переписей населения 1722—1782 гг.)», выпущенное в 2020 г. Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ (2-е изд., 2021 г.). Документальные источники, представленные в нем, убедительно доказывают, что территория Восточного Закамья является исконным местом проживания татар, которые в период Российской империи входили в сословия «тептярей», «башкирцев», «ясачных татар», «мещеряков», «служилых татар». С ликвидацией в 1917 г. сословного строя и образованием в 1920 г. ТАССР все эти понятия ушли в прошлое, а их носители в подавляющем большинстве стали идентифицировать себя как татары.

Книга «Татарские селения Восточного Закамья» является логическим продолжением указанного издания и примером комплексного подхода к изучению сел и деревень. Известный татарский ученый Гали Рахим, в 1920-е гг. стоявший у истоков краеведческого движения в ТАССР, считал, что «…изучение деревни — основа изучения страны или региона. Потому что, только досконально изучив каждую деревню, мы таким образом изучим всю страну». Следуя этой методике, история Восточного Закамья исследуется авторами на примере конкретных населенных пунктов Актанышского района. Села Актаныш, Новое Алимово, Поисево, Старое Байсарово, Такталачук, в настоящее время являющиеся центрами сельских поселений, и до 1920 г. выделялись среди других деревень края численностью жителей, административными функциями, наличием базаров и ярмарок, земских больниц и школ, почтовых и телеграфных станций, мусульманских учебных заведений и т.д. Отличительной чертой ныне исчезнувшей деревни Мастеево (Наратлы) являлась ее связь с дворянским родом Султановых, представителем которого был муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Мухамедьяр Султанов (1837—1915), а также развитие здесь такого специфического промысла как кумысолечение. Сюжеты из прошлого данного селения также вошли в книгу.

Многие страницы истории Актанышского края еще ждут своего исследователя. Книга, подготовленная сотрудниками Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ, является одним из первых шагов в данном направлении. Члены авторского коллектива выражают признательность за содействие в проведении научных экспедиций, практическую помощь в сборе исторических материалов главе Актанышского муниципального района Э.Н. Фаттахову, начальнику отдела социальной и просветительской работы Исполнительного комитета Актанышского муниципального района А.М. Мансурову, главам Такталачукского сельского поселения М.Т. Мансурову, Старобайсаровского сельского поселения Р.М. Кадыйрову, Поисевского сельского поселения Н.З. Нуртдинову, директору МБОУ «Новоалимовская основная общеобразовательная школа» И.И. Шарипову.

Многие страницы истории Актанышского края еще ждут своего исследователя. Фото: tatarica.org

Глава I. Ранняя история Восточного Закамья

Этнокультурная ситуация в Икско-Бельском междуречье в IX—XVI вв. И.Л. Измайлов

Восточное Закамье является своеобразным географическим и историко-культурным регионом. Географически это территория восточной части Среднего Поволжья, представляющая собой пойменное плато на левом берегу р. Камы, изрезанное речными долинами рек Шешма, Зай, Ик, Белая и их притоков. В зональном отношении Восточное Закамье занимают лесостепи, переходящие на юге в настоящие степи. Разнообразие ландшафтных зон предопределило становление здесь особой этнокультурной и социально-политической контактной зоны.

Вследствие особенностей географического положения Восточное Закамье исторически (по крайней мере, с раннего периода железного века) складывалось как пограничная территория между оседлым населением, заселявшем долины рек — левых притоков Камы (в определенные периоды истории от устья до средних течений), и кочевниками, осваивавшими водоразделы этих рек и степной юг региона. Подобное положение было характерно и для всей эпохи средневековья в IX—XVII вв. Пограничность территории определяла и ее слабую заселенность в некоторые периоды истории (например, в X—XIII вв.) поскольку предполагала наличие обширных нейтральных земель, межевых пустошей и приграничных зон безопасности.

В силу удаленности региона от центров мировой цивилизации, письменные источники по его истории скудны и малоинформативны. Поэтому полноценная историческая периодизация обычно в отечественной науке заменялась археологической (схемой последовательных чередований археологических культур). Препятствием для построения детальной шкалы периодов являлась и слабая до недавнего времени археологическая изученность Восточного Закамья.

Впервые попытку представить микрохронологию данного региона предпринял Е.П. Казаков, который выявил и изучил основные средневековые археологические памятники VIII—XIV вв. Он предложил их периодизацию, в целом определив их как «памятники болгарского времени», а также предпринял попытку их внутреннего членения. Для своего времени это было безусловным достижением, хотя историческую периодизацию автор подменил привычной археологической, а для характеристики исторических периодов были использованы неопределенные археологические термины («болгарское время», памятники «болгарского времени).

В настоящее время хронология истории Восточного Закамья, предложенная Е.П. Казаковым, пересмотрена, границы отдельных исторических этапов и их содержание получили новое теоретическое обоснование. В качестве общеисторической основы периодизации выбран цивилизационный (историко-государственный) подход, а сама она выглядит как совокупность сменяющих друг друга этапов этнокультурной истории региона.

Отправной точкой периодизации служит конец VII в., когда в регион Среднего Поволжья проникают протоболгарские (раннебулгарские) этнокультурные группы, начавшие консолидацию местных тюркских, угорских, восточнофинских и балто-славянских племен. В этот период (конец VII — начало X в.) можно определенно говорить о начальном этапе формирования раннефеодальной государственности Волжской Булгарии. В историческом отношении это был период сложения новой булгарской археологической культуры на основе разрозненных и различных в культурном отношении групп населения. Отражение этих процессов в Закамье прослеживается в памятниках нового типа (Чишминский могильник у с. Чишма Актанышского района), находках на ряде именьковских селищ посуды салтовского типа, демонстрирующей контакты закамских и приуральских (кушнаренковской и именьковской) и верхнекамских (поломская, ломоватовская) культур с салтово-маяцкой. Судя по всему, в указанный период происходили активные ассимиляционные процессы, ломались прежние этнокультурные границы. Восточное Закамье стало восточной границей контактов южного степного населения (булгары, хазары) с местным восточнофинским, угорским и балтским населением.

Одновременно происходит становление Великого Волжского пути и переадресация торговых путей из Прикамья с бассейна р. Белой на Волгу. В середине IX в. возникает сквозной трансевропейский магистральный Волго-Балтийский путь, который смыкается с торговым путем из Центральной Азии в Среднее Поволжье — северным ответвлением Великого Шелкового пути, один из маршрутов которого проходил через район Шешминско-Черемшанского водораздела. Исторические данные показывают, что этот путь функционировал до эпохи позднего средневековья, соединяясь в районе р. Мензеля с торговым путем, следовавшим в Верхнее Прикамье. Сеть таких путей не только прочно связала Волжскую Булгарию с другими центрами цивилизации, но и обусловила социально-экономический подъем в государстве, жители которого активно осваивали окраины, включая территорию бассейна р. Шешма. Не исключено также, что булгары могли эксплуатировать месторождения медистых песчаников в Закамье, однако этот вопрос требует специального изучения.

С первой четверти X в. можно говорить о создании Булгарского государства и становлении феодальной мусульманской цивилизации. В археологическом плане ее определяет булгарская культура, имеющая свои характерные черты и особенности (мусульманский обряд погребения, развитые ремесла (кузнечное, гончарное, ювелирное и др.), городские поселения, обширные торговые связи и т.д.). Территория Булгарского эмирата, судя по историко-археологическим данным, включала обширные районы Закамья и Южного Урала, но, судя по историко-археологическим материалам, р. Шешма являлась своеобразной пограничной зоной между основной территорией государства и землями, находившимися в той или иной степени политико-административного подчинения от булгарских правителей. Вероятным свидетельством этого служит находка валуна с тамгой булгарских правителей вблизи с. Нижнее Абдулово Альметьевского района РТ.

В археологическом отношении можно констатировать, что памятники булгарской культуры не были распространены восточнее бассейна Шешмы, где выявлены многочисленные булгарские памятники, в том числе 3 городища и более 20 селищ. К востоку от Шешмы памятники булгарской культуры известны лишь на небольшом отрезке левобережья Камы, где обнаружено булгарское городище вблизи с. Оша Нижнекамского района, несколько селищ и отдельных местонахождений керамики. За пределами этой зоны выявлен лишь один памятник, относящийся к данной культуре (Краснокадкинское городище вблизи с. Красная Кадка Нижнекамского района). На участие прикамского булгарского населения в международной торговле указывают клады серебряных слитков (Петропавловский клад) и сосудов (Мелькенский клад).

Карта путешествия Ахмеда ибн Фадлана в составе багдадского посольства в Булгарию в 921—922 гг.

Исторические (арабо-персидские и западноевропейские) источники свидетельствуют, что в Восточном Закамье в IX—X вв. обитали кочевые племена. Ахмед ибн Фадлан, путешествующий в составе багдадского посольства в Булгарию, описывал их таким образом: «Мы прибыли в страну тюркского народа, называемого ал-башг. Мы опасались их больше всех [прочих], потому что это худшие из тюрок, самые грязные и больше других склонные убивать. Когда один из них встречает другого, то отрубает ему голову, берет ее себе, а тело выбрасывает. Они бреют свои бороды и поедают вшей. … Поистине, с нами был один человек из них, [ранее] принявший ислам и служивший нам». Он отмечает у них элементы анимизма и многобожия («Кто-то из них говорит, что [существуют] двенадцать богов…»). О местоположении этой страны он говорит довольно точно: «Мы отправились из страны [ал-башк] и переправились через реку Джарамсан, затем через реку Уран». Иными словами, страна народа ал-башк располагалась близ рек Черемшан (Джарамсан) и Урень (Уран). То есть в любом случае в начале X в. эти племена башгард (маджгард) вели полукочевое хозяйство и проживали в лесостепной зоне верховий рек Кинель, Черемшан и Икско-Бельского междуречья, к юго-востоку от булгар и к северу от огузо-печенегов (рис. 1).

Относительно языковой и культурной принадлежности этих племен существуют серьезные разногласия, но большинство историков и археологов в той или иной степени убеждены в том, что это население — баджгарды/маджгарды/маджары — имеет ближайшее родство с венграми и именно им принадлежат погребальные памятники кушнаренковско-караякуповской археологической культуры (рис. 2). При этом значительная часть историков считает, что ареал этой культуры может быть соотнесен с воображаемой территорией легендарной прародины венгров «Magna Hungaria»/«Великая Венгрия».

Карта памятников кушнаренковско-караякуповской культуры (по В.А. Иванову)

Юго-восточнее располагались кочевья различных, сменяющих друг друга тюркских кочевников — печенегов, кыпчаков и кимаков, занимавших степи Заволжья, Южного Урала и Южной Сибири. Все они использовали Бугульминское плато и Южный Урал в качестве летних пастбищ — йайлау, а зимовать прикочевывали со своими многочисленными стадами в низовья Сырдарьи, Волги и Приаралье. Подобный способ кочевания у скотоводческого населения заволжских и южноуральских степей сохранялся вплоть до XVIII в. Чрезвычайно важные и уникальные сведения о такой системе жизнедеятельности в эпоху средневековья сохранились у автора XIV в. аль-Омари. Описывая Улус Джучи, он указывал: «Зимовье царей этого государства — Сарай, как мы сказали (выше), а всегдашнее летнее пребывание их, как у всех царей Турана да нойонов [местных правителей — И.И.] его, — на горе, называемой Уруктаг»13. Нет сомнений, что под термином «Туран» аль-Омари понимал территорию центральноазиатских степей, населенных кочевниками. В свою очередь, горы Уруктаг — это горная система, по представлениям средневековых арабских авторов располагавшаяся «от крайних пределов Китая до крайних границ Запада», которую условно можно связать с южными отрогами Уральских гор. Все это позволяет реконструировать систему кочевания в период X—XIV вв. как зимовья в Нижнем Поволжье и Приаралье, и летовья на Южном Урале. Для понимания средневековых представлений и их соответствия реальному расположению этнических и географических объектов достаточно изучить карту из труда Махмуда Кашгари.

Судя по историческим источникам, в IX—X вв. на Южном Урале господствовали племена огузо-печенежского союза племен. Однако в конце X в. они были разгромлены кыпчаками и вынуждены отступить в более северные районы. Не исключено, что огузопеченежские племена вытеснили к северу племена маджар. С этого времени власть в степях Евразии переходит к кыпчако-кимакским и йемекским племенам. Махмуд ал-Кашгари в перечне тюркских народов помещает башкир рядом с йемеками и огузами: «Я представляю расположение каждого [тюркского] племени по порядку [с Запада], от предместий Рума до Машрика, включая и язычников и мусульман, начиная с тех, что ближе к Руму. Это Бажанак, затем Кифчак, Угуз, Йамак, Башгирт…» Не совсем понятно из контекста восточных источников, кого мусульманские авторы имели в виду под термином «башкиры» — объединение остатков протовенгров, какие-то тюркские племена или население исторической области Башкирия — тех же тюрок и мадьяр.

В арабо-персидской историко-географической традиции (Джайхани, Ибн Русте, Марвази, Худуд ал-Алам, Гардизи) IX—XII вв. территории Восточного Закамья и Южного Приуралья получили название al-Maggariya (ал-Маджгария) или Maggari (Маджария). При этом это же название эти и более поздние авторы (ал-Идриси, адДимашки, Абу-л-Фида) часто путали или сопоставляли с Венгрией на Дунае. Отсюда с очевидностью следует, что в этой традиции al-Maggariya (ал-Маджгария) — это не этноним, а «страна», т.е. обобщенное название исторической области, названной по имени народа, проживавшего на этой территории, возможно, в древности, но сохраняющегося в историко-географической традиции. Как бы то ни было, население данного региона, скорее всего, входило в орбиту политического влияния Булгарии. Несомненным является то, что в начале XIII в., судя по данным венгерского монаха Юлиана, они вели войну с монгольскими завоевателями в составе или в союзе с булгарскими войсками (рис. 3).

В любом случае, Икско-Бельское междуречье уже в XI—XIII вв. стало контактной зоной не только между государственной территорией Волжской Булгарии и кочевым и полукочевым населением, тюркским и/или угорским по языку.

Территория в Восточном Закамье, которую можно условно назвать «страной Маджгард/Баджгард» в XIII—XVI вв.

К середине XII в. в Заволжье резко усилилось Йемекское ханство, власть в котором принадлежала, очевидно, клану ильбари (ильбури). В 1180-х гг. оно начинает активные военно-политические контакты с соседями, например, согласно Наджибу Хамадани, Саксин страдал от набегов, обитавших здесь йемеков и кыпчаков. Вмешивались они и во внутренние дела Булгарии, поддерживая в 1183 г. мятежного эмира и участвуя в его походе на Биляр — Великий город.

Р. Аминов, Х. Багаутдинова, Л. Габдрафикова, А. Гайнутдинов, И. Измайлов, Р. Исхаков, А. Ногманов, Э. Салахова, С. Хамидуллин
ОбществоИсторияКультура БашкортостанТатарстан Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ
комментарии 26

комментарии

  • Анонимно 26 авг
    этот "институт" не авторитет. Все их слова просто фантазии. И да репутация у них такова ,что не подразумевает доверие им.
    Башкирия этобашкиры татары это татары.
    чуваши только булгары
    Ответить
    Анонимно 26 авг
    Кто-то поедал вшей,а кто-то создавал государства
    Ответить
    Анонимно 26 авг
    ВОт вот репутации у ва снет. ваше глупое высказывание говорит о том репутации у тебя и ваших булгаристов нет!!
    ТЫ сказал чушь,это Чуваши потомки булгар
    вообщем плохие люди это сеят розно между народами.

    надеюсь ...что их..а про башкир всё чушь и про булгар тоже
    Ответить
    Анонимно 26 авг
    В 1921 г. больше 20 семей из села Нуса (сейчас деревня Арского района) переселились и основали новую деревню Болгары (сейчас Мари-Турекский район в Марий-Эл). Заметьте, что это было после недобровольного переименования булгар-мусульман в "татар". Эти умные люди оставили на географической карте память о настоящем имени народа, видимо, чтобы народ не забыл свое настоящее имя и когда-нибудь вернул его себе. Сейчас, в 21 веке те, кто хочет, могут уже на законном основании записываться в перепись не "татарами", а булгарами. Это справедливо и логично, учитывая нашу историю и еще то, что слово "татары" - русское слово, а слово "болгар" - родное и исконно наше слово.
    Ответить
  • Анонимно 26 авг
    Восемьсот авторов на одну короткую заметку)
    Ответить
  • Анонимно 26 авг
    да "институт" этот к науке мало относится, а только к татарской пропаганде, пишет только про татар и агитирует за татар, как будто здесь только татары живут
    Ответить
  • Анонимно 26 авг
    Как умело марксисты-провокаторы Ленин и Троцкий рассорили единый этнос поволжских тюркских мусульман, разделив их на "башкир" и "татар".
    Классика...
    Ответить
    Анонимно 26 авг
    Разделяй и властвуй, все старо, как мир
    Ответить
    Анонимно 26 авг
    башкиры и татары разделись лет з а триста до рождения ленина
    Ответить
    Анонимно 26 авг
    Зачем так нагло врать?
    Приведите факты.
    Так можно сказать, что и владимирские и вологодские крестьяне "разделились" в 17 веке - говорили на разных диалектах, были свои культурные особенности.
    Но из них вышли современные русские.

    Если бы не Ленин, то поволжские тюркские мусульмане уже в 1920-х годах превратились бы в единую нацию с единым литературным языком и ныне их было бы 25-30 миллионов.
    А не 6 млн "татар" и 2 млн. "башкир".


    Ответить
    Анонимно 26 авг
    Факты?
    Ответить
    Анонимно 27 авг
    врёте здесь только вы! башкиры и татары разделились за долго ДОЛЕНИНА!! были татары были башкиры аналогии ваши глупы и ничего доказывают ВЫУЧИ АНАЛОГИЯ НЕДОКАЗАТЕЛСТВО а только показатель глупости её использующего.

    причем здесь русские крестьяне ПРИЧЁМ?!
    Ответить
    Анонимно 27 авг
    Перестань так нагло врать.
    Врешь не по чину.
    Ври по чину.
    Ответить
  • Анонимно 27 авг
    Ерунда все это.
    Начнем с того, что башгардами, баджгардами в средние века называли венгров-мадьяр. Самоназвание - маджар. Они в 9 веке под натиском булгар и кимаков (потом еще и хазар, печенегов, русов) были вынуждены переселиться.
    Но не все баджары-маджары переехали на новые земли (ибн Фазлан обнаружил как раз тех башгирд в Зауралье (у него никаких башкир и башкортов нету, а башгирды/башджирды), какая то часть этих баджгард-мадьяр осталась. В верхнем Прикамье, может быть еще и в Предуральеи Зауралье. После взятия Казани именно там, в верхнем Прикамье (где-то вблизи Перми) их и обнаружил Шуйский, который преследовал остатков защитников Казани, которые отступали на северо-восток. Об это он написал царю суюнчи-письмо, сообщил: там живет некий народ башкиры, которые не понимают ни татарского, ни русского языков (они говорили на финугорском), далее он писал: они встретили меня радушно, я им обещал подданство Москвы и размер ясака, которого они платили в Казань. Они согласились. Дело в том, что после переезда самоназвание венгров видоизменилось. У тех, кто переселился на Дунай: баджгард/баджар/маджар. У тех кто остался: баджирд-башгирд-башкир/башкорт.
    В Московии тогда шла война, чтоб обеспечить тыл, московский царь направил всем, кто раньше был в составе Казанского ханства (да и Ногайской орды тоже) письма с предложением, принять подданство Москвы, обещал им ярлыки на ихние земли, неприкосновенность, защиту от врагов, за это те должны были оплатить ясак в размере, которое они платили казанскому ханству. Тогда в Ногайской орде шла гражданская война, чтоб обеспечить себе какую то безопасность многие татары (и не только татары) Казанского ханства и Ногайской орды приняли такое предложение и их стали называть башкирами, от имени тех, кто первым принял Московское подданство.
    Ответить
  • Анонимно 27 авг
    Вообщем то первый башкир, о котором имеются официальные документы, что он башкир, по национальности - мариец. Это некто Могушка, который активно участвовал в подавлении черемисских восстаний. И именно за это он и получил чин башкир (еще и земельные угодья, огромные земельные угодья за счет тез марийцев, которые вынуждены были сбежать, и налоговые привелегии, которых дал чин башкир). Вот что пишет автор книги "Марийские следы Мензелинского уезда":
    Могушка с сыном Ямашем (ул милләте буенча мари) получил в 1581 г. землю в Чебоксарском уезде. И возле горы основал поселение Ямаш. Ямаш Могулев, как военноначальник, имел обширное земельное владение и собирал ясак ... В истории Государства Российского имеется запись о вкладе в оборону российских земель от нагайцев мурзы Ямаша сына Мангушева ... Ямаш Мангушев и его потомки играли заметную роль. От Ямаша пошел род башкир Алатырского уезда.
    Ответить
  • Анонимно 27 авг
    Уже давно пора написать о всяких разных фальсификациях уфимских авторов. Термин башкир даже по признанию самого Кузеева имел двоякое значение. этническое и социальное. и значение
    «Этноним «башкир» не имел однозначного содержания: он употрeблялся, с одной стороны, в смысле административно-сословном, с другой — в этническом» (Кузеев Р. Г. Историческая этнография..., с. 236).-
    Теперешник уфимские авторы всех, кто состоял в башкирском сословии, показывают этническими башкирами. У башкирского сословия были привилегии и поэтому все старалдись записаться на это сословие. Башкирами были и марийцы Мишкинского района, и удмурты Сарапульского уезда, и чуваши, и калмыки и бухарцы и киргиз-кайсаки и даже русские. Об этом пишет уфимский автор Рахматуллин. В 90--е годы уфимская газета писала о 2 русских деревнях Башкирии, которые, по ихнему мнению, - этнические башкиры (обрусевшие этнические башкиры), потому что во время 5 ревизии они фиксированы как башкиры. В ответ на это тоже была публикация, оказалось, во время 4 ревизии на этих деревнях не было никаких башкир.
    Ответить
  • Анонимно 27 авг
    Уфимские авторы названия волостей объявили какими то мифическими "башкирским родами". И вот что получилось: Унская волость (население Унской волости), которая была образована путем отделения от Таныпской волости и стала называться просто татарским словом "Уң", те. Правая. Таныпская волость получила свое название от названия реки Танып, а волость Ун - это правая сторона реки Танып.
    У башкирских авторов это-ун-правая превращается уже в Гун, далее: гунны оказывается башкиры, и Атилла унский башкир и его империя - башкирская, вся история гуннов - история башкирского племени ун-гун.
    Были еще и такие волости; Еланьская и Кыреланьская. От названия татарских сел: Ялан и Кыр ялан, и татарские названия волостей: Ялан волосте и Кыр Ялан волосте. Ялан в переводе с татарского поляна, открытая местность, поле.
    Главный автор всех этих фальсификаций Кузеев (он в своем основном труде существование башкирского народа называет просто гипотезой, более вероятной реконструкцией истории башкирского народа. т.к пишет он, нет никаких данных и сообщений о башкирах и нигде, и особенно в российских, русских источниках, оказывается во всех российских источниках башкиры ни разу не упоминаются и не упоминаются до 1552 года, хотя все остальные народы (удмурты, черемисы, ханты и т.д.) упоминаются в тысячу раз), объявляет их башкирами рода йылан. Оказывается еланьский в переводе на башкирский йылан/змея, и таким образом, татары полеводы превращаются в башкиры-змеи. Он еще находит какую то область во внутренней Монголии с названием Елан, и объявляет жителей этих волостей потомками монголов, которые раньше жили во внутренней Монголии, и прибыли к нам с войсками Бату хана.
    то же самый анекдот и с волостями Гэрэй и Гэрэ. первый из которых получила свое название от татарского Ниреит бея, а второй - от названия реки Гэрэ. На русском оба звучат как Гирейская волости. Кузеев их объединяет и объявляет население этих волостей башкирами гиреями-киреями. Т.е. киреитами, пришлыми татаро-монголами.
    Ответить
  • Анонимно 27 авг
    Мой бывший шеф, родом из Ермекеева на востоке Башкирии у границ с Татарской АССР, по паспорту РФ был записан, как башкирин, но он сам знал, что он татарин!!!, так было лучше по жизни в Сталинские времена и после для поступления в МГУ...
    Ответить
    Анонимно 27 авг
    На западе Башкирии, конечно, у восточных границ Татарии, это Ермекеево находится. Может татар в Башкирии, как этнических турок в Болгарии, записывали "болгарами"?
    Ответить
  • Анонимно 27 авг
    Отправной точкой периодизации служит конец VII в., когда в регион Среднего Поволжья проникают протоболгарские (раннебулгарские) этнокультурные группы, начавшие консолидацию местных тюркских, угорских, восточнофинских и балто-славянских племен.
    = = =
    Откуда в 7 веке на Волго-Урале балто-славянские племена?
    Первые письменные свидительства о появлении в Прикарпатье первых славян относятся только к 8 веку. Появление славян на землях западной Украины надо относить в лучшем случае к 7 веку. И то не славян, а протославян.
    Ответить
  • Анонимно 27 авг
    В сознание населения внедряются представления о первенстве башкирского этноса в хозяйственном освоении бассейнов рек Ик, Белая, Мензеля, Зай, Шешма. Сомнительные с научной точки зрения установки тиражируются через СМИ, социальные сети, книжную продукцию, распространяемую не только в Башкортостане, но и в восточных районах Татарстана.
    = =
    Это действительно так. Уфимские эмиссары постоянно бывают в восточных районах республики, проводят «научные конференции», устанавливают татарским деятелям башкирские памятники (Мутину например), издают сотни книг, тысячи статей о «башкирах Мензеленского уезда», бесплатно раздают книги, которых они издавали тиражами чуть ли не по 100 тыс.
    Все это – из-за полного запустительства наших чиновников и научной интеллегенции. В том же Актанышском районе провели нучную конференцию в с.Актанышбаш «о башкирах рода гирей». Далее там же в с.Такталачук провели торжественное собрание (С.Хамидуллин, Кульшарипов и т.д.) посвященное «арзакты башкиру» Мутину, в котором они агитировали местное население записаться башкирами, говорили: вы не татары, вы – башкиры, так написано в материалах 5 ревизии, хотя в материалах 4 ревизии там нет ни единого башкира. В том же Актанышском районе провели Икский башкирский сабантуй, в котором не было ничего татарского, даже некоторые местные сельсоветы ставили юрты с названиеми юрт такого-то «башкирского рода», а все соседние татарские районы были представлены как башкиры и т.д.
    Ответить
  • Анонимно 27 авг
    Документальные источники, представленные в нем, убедительно доказывают, что территория Восточного Закамья является исконным местом проживания татар
    = = =
    Почему только территория восточного Прикаья?
    Прочтите труд марийских ученых «Четвертач черемисская война» (оказывается была и такая). Автор там пишет: почему московской экспансии так упорно сопротивлялись именно черемисы? Больше всех вквалди, больше всех восставали? Объясняет такое автор тем, что у татар было куда отступать: вся тьерритория восточнее и к югу от Какмы тогда была татарской. И Сибирь был тпатарской, и кубань, и Крым, и вся земля южнее от Рязани. А вот черемисам не было куда отступать. И поэтому они так ожесточенно сопротивлялись к московской экспансии.
    Ответить
  • Анонимно 27 авг
    Многие страницы истории Актанышского края еще ждут своего исследователя. Книга, подготовленная сотрудниками Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ, является одним из первых шагов в данном направлении.
    = = =
    Какой первый шаг?
    Есть уже десятки книг о «башкирах» Мензелингского уезда. И не только о башкирах этого уезда, есть еще 4 книги о марийцах этого края. Есть в Актанышском районе местный краевед Елена Ирдунаеова. По национальности – марийка. Она за свой счет издала книги «Марийские следы Мензелинского уезда» и «Улгэннэрнен каберен бел, терелэрнен кадерен бел» (так называется татарский перевод). В первой книги она почти на 100 % «доказала», что все деревни Актанышского района ( и не только Актанышского района, но и деревни Мензелинского, Муслимовского районов) – марийские деревни, там живут отатарившиеся марийцы. Она изучила все данные российских ревизий (касательно деревень Мензелинского уезда), которые находятся в архивах Уфы, искала там все записи типа «ясачный чуваша» и сделала вывод: и Актаныш – мариское село, и Поисево, и Такталачук, и родная дервня Шаймиева Аняково, короче «доказала», почти все деревни Мензелинского уезда – отатарившиеся (или обашкирившиеся) марийцы.
    А ее вторая книга посвящена старинным могилам района. В основном к изучению надмогильных камней дворян Мутиных и Султановых. Когда она начала изучать эти надмогильные камни, она к кому только не обращалась: и к руководству района, и школьным директорам, и состоятельным предпринимателям. И, и это самое главное, институт истории Казани, к самым известным ученым Татарстана. Он ни у кого не нашел отклика, никто не хотел этим делом заниматься. После этого она была вынуждена обращаться к институту истории Уфы, а они сразу приехали, все сфотографировали, пронумеровали, прочли записи в надмогильных плитах и выпустили труд: «Стариние надмогильные камни башкир Актанышского района». А сама Ирдуганова потом написала вышеупомянутую книгу и издала за свой счет. Конечно, в ее книге и Мутины, и Султановы – марийцы, именитые марийцы. Потом еще ее сестра написала 2 книги о восточных марийцах. Она там доказывает, что вся территория на бассейне реки Белой – была марийской, финугорской. Марийцы там живут испокон веков и не пришельцы какие-то. Она за свой труд получила самую престижную премию финугоских народов и эти книги издавались на многих финугорских языках.
    Интересное тут вот что: во время собрания в с Суксу Иртуганова подарила главе районе по одному экземпляру этих книг, глава района ее отблагодарила и районная газета разместила вторую книгу в переводе на татарский язык. Районная газета писала: вот эта деревня – не татарская, а марийская, вот эта – тоже марийская, Актаныш ваш – марийское село и т.д.
    Ответить
  • Анонимно 28 авг
    Вот как формировалось население Актанышского района согласно версии Ирдугановой (по книге «марийские следы Мензелинского уезда):
    Черемис Могушка, собрав отряд из черемисов, перешел на сторону Московии, собрал отряд из черемисов и активно участвовал в подавлении черемисских восстаний. За такую деятельность он получил чин башкир, башкирские привилегии (ярлык на тарханство – на освобождение налогов, себе и своим приближенным), обширные земельные владения (за счет земель тех, кто был вынужден покинуть родные земли из-за черемисских войн), эти земельные владения потом стали называть улусом Ямаша, от имени его сына – Ямаша. Могушка получил право собирать ясак от других черемисов.
    Его дело продолжил его сын – Ямаш, который обосновал село Ямаш(ево) в Арзамасском уезде. Они все имели башкирский чин, и все село не платило никаких налогов. От них и пошли первые башкиры Московии и о башкирскости которых имеются архивные данные (никаких архивных данных, никаких документов о существовании каких-то башкиров на других территориях нет, их нет по всей территории Московии, и в.т.ч в тех землях, которые раньше принадлежали Казанскому ханству и Ногайской орде, кроме полумифических «народных преданий», и «шежере родов» о «добровольном присоеденении башкирских родов к Московии», которых сам З.Валиди назвал чистейшией фальсификацией в угоду Москве (З.Валиди «Башкорт халкы тарихы»), согласно Валиди, этих шежере просто насочиняли в уфимском ИЯЛИ, или переправили имеющиеся там).
    Но Ямаш Могушев чем то не угодил властям, попал в немилость и в 1613 году у него отобрали право собирать ясак. Чувствуя опасность черемисский башкир Ямаш Могушев сбежал и сбежал со всеми приближенными. Со всем селом они куда то сбежали. А по мнению Ирдугановой они сбежали именно на земли теперешнего Актанышского района. Оказывается, они думали, туда еще не дойдет рука Москвы, и этот край мало был заселен. Они основали село Ямаш (Ямашево), которое со скором времени стало 2: Верхнее Ямашево и Нижнее Ямашево. Внуки Могушки потом основали другие деревни: Чыныкай Ямашев – Чиниково, Мамыкай Ямашев – Памаш (ныне с.Суыксу) и т.д. Потом от этих деревень еще отделились, потом еще и еще. И согласно мнению автора книги, со временем эти башкирские марийцы отатарились. Автор книги свои доводы укрепляет еще и тем, что в районе многие топонимы марийские. Есть гора Ямаш недалеко от с.Суыксу, само село Суыксу оказывается получило свое название не от татарского «Суык+су» (холодная вода), а от марийского Суксо, что в переводе с марийского означает «ангел», С.Поисево оказывается называлось не так, как то не Посо, не то Пойшо, что по марийский будет лось и т.д.
    Ответить
  • Анонимно 28 авг
    Конечно, Ирдуганова может писать, что думает. Но интересно тут вот что: в целом районе не нашлось ни одного человека, который бы сказал, почему вы, Елена Тимеряновна, весь Актанышский район приписываете к марийцам? (да и во всем татарстане, во всем татарском мире, м самое главное, среди наших ученых историков). Почему Актанышский Ямаш должен быть именно тем черемисом Ямашем Могушевым, который сбежал из Алдатырьского уезда, где написано, где фиксировано, что он был марийцем? А разве до Ямаша в Актанышском районе никого не было?
    Ведь доподлинно известно, что эти земли когда то принадлежали именитому сподвижнику Бату хана - Майкы бею. Насчет Майкы бея те же уфимские авторы написали десятки трудов и сотни статей, как родоначальнику «башкирского рода» табын. Действительно, табыны – это племя, которое прибыло на наши земли вместе с войсками Бату хана, Майкы бей был у него темником, у него были 3 табынских (или 4 уже не поиню) и 7 кипчакских полка. После восточного похода он со своим войском остался у нас, вначале со своим юртом кочевал где то на Урале, на бассейне реки Биясу (теперь Миасс, гидроним от татарского бия+су, наверно там татары поили лошадей), далее он переселился на земли Зауралья, потом Бату хан пожаловал ему «для кормления» отдельный улус: земли в бассейнах рек Сюнь, Мензеля, Ик.
    Об этом подробно писали уфимские авторы, а от наших нет ни единой публикации, нет не одного исследования. Даже никто не ищет ставку Майкы бея и его могилу. А его ставка была где то возле реки Мензеля, в теперешнем Мензелинском районе, где то на берегу этой реки он и похоронен. Он переселился туда только со своими приближенными и дружиной, и с небольшим населением, основная часть его юрта осталась в Зауралье, сейчас их потомки являются башкирами, казахами, ногайцами рода «табын». После построения Оренбургской защитной линии, часть этих табынов юрта Майкы бея приняла подданство Московии и стали «башкирами», часть отступала на Казахскую орду, стали потом казахами, часть переселилась на Нижнюю Волгу и на Кубань, они стали ногайцами. Уфимские авторы по этому поводу приводят десятки фактов и эти факты связаны как раз с нашим Татарстаном, селениями Мензелинского уезда. В основном это архивные материалы судов. Это суды, когда шли тяжбы за земельные угодья. Претенденты на земли там говорят; нам эти земли пожаловал сам Саин хан, как улус Майкы бея, и поэтому судья должен принимать решение в нашу пользу. Оказывается во время Московии ярлыки ханов Золотой орды считались законными, суды принимали эти ярлыки как законное основание иметь какие то земли или привилегии.
    Ответить
  • Анонимно 29 авг
    Об этом подробно писали уфимские авторы, а от наших нет ни единой публикации, нет не одного исследования. Даже никто не ищет ставку Майкы бея и его могилу. А его ставка была где то возле реки Мензеля, в теперешнем Мензелинском районе, где то на берегу этой реки он и похоронен. Он переселился туда только со своими приближенными и дружиной, и с небольшим населением, основная часть его юрта осталась в Зауралье
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/258855-tatarskie-seleniya-vostochnogo-zakamya

    Видимо, наши не считают беев - сподвижников монгола Бату-хана своими беями, а живущие восточнее - считают. А здесь уже было своё государство - Болгар, и местное население от этих беев пострадало.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров