Битва за абонентов, или Как федералы помогли «Сантелу» достроить сети
История о том, как в начале нулевых региональная сеть вошла в пятерку ведущих сотовых операторов России
В 2000-ые ТАИФ вошел с амбициозными планами: нарастить абонентскую базу первого республиканского оператора формата GSM «Сантел» до 300 тыс. человек, начать развивать интернет как услугу и замахнуться на создание кабельного телевидения с сотнями каналов. Достижимые планы, по сегодняшним меркам, но для того периода — просто невообразимые. Трубки сотовых телефонов стоили тысячи долларов, а интернет и кабельное телевидение не были так широко распространены даже за рубежом. О большой мечте изменить информационную реальность республики, о сложных поисках новых технологий и неоднократной модернизации, о противостоянии с федералами в борьбе за созданную ТАИФом новейшую телекоммуникационную инфраструктуру в Татарстане — в нашем сегодняшнем материале.
Спрос на услуги «Сантела» за 2 года вырос в 30 раз
Ранее мы писали о том, как создавалась первая в республике сеть стандарта GSM под брендом «Сантел». «В действительности, вклад ТАИФа в развитие в республике стандарта GSM огромен, — отметил «Реальному времени» генеральный директор ОАО «Мобильная государственная связь» Александр Леонтьев. — Они были первыми в Поволжье, и становление этого прогрессивного стандарта произошло за счет идей и средств ТАИФа. После транковой связи с ее трубками, весившими по полкилограмма, сотовая связь стандарта GSM стала крутым витком в развитии». И интерес со стороны пользователей появился сразу. Первые 10 тыс. абонентов компания «ТАИФ-Телком», развивавшая эту сеть, набрала очень быстро — за год работы. Потом динамика сошла на нет, и охват абонентов остановился на достигнутой отметке. Руководство ТАИФа взялось за поиски новых путей развития компании. Проанализировав ситуацию, поняли, что проблема ментальная. «И в кино, и в газетах мобильный телефон позиционировался как средство роскоши, — вспоминает генеральный директор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов. — Его якобы могут себе позволить только богатые. Хотя мы начали предлагать низкие цены».
Генеральный директор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов: «Мы закупили телефонные трубки на $10 млн и раздали их бесплатно. И к 2002 году у нас было уже 300 тыс. абонентов».
Клиенты, уже освоившие мобильную связь и привыкающие к ее удобствам, тоже стали обращаться к руководству ТАИФа, в частности, через СМИ с просьбами сделать тарифы доступнее. Тогда и появился проект «Сантел-К» — дешевый мобильный телефон с гибкой посекундной системой оплаты без кабальных условий абонентской платы и с бесплатными SMS-сообщениями. Это предложение сразу сделало сотовую связь доступной для большинства. Кроме того, компания вложила солидные средства в распространение услуги очень необычным способом. «Мы закупили телефонные трубки на $10 млн и раздали их бесплатно, — рассказывает Альберт Шигабутдинов. — И к 2002 году у нас было уже 300 тыс. абонентов». Действительно, маркетинговая акция «Сантела» с низкими тарифами и раздачей «трубок» спровоцировала огромный ажиотаж.
Точность попадания этой маркетинговой акции в спрос была фантастической. Пункты продаж «Сантела» штурмовали толпы желающих получить мобильные телефоны. В отдельные дни уходило до тысячи коробок. Уже в январе 2001-го это позволило «ТАИФ-Телкому» занять первую позицию в общероссийском рейтинге компаний сотовой связи по темпам прироста абонентов. Абоненты росли, как грибы после дождя.
А как следствие, и спрос на карточки с минутами «Сантел» в Татарстане превзошел все ожидания. Но поток абонентов приносил не только доход, но и новые серьезные требования к услуге сотовой связи — спрос заставлял компанию ускоряться в строительстве инфраструктуры и требовал постоянного увеличения мощности.
Ажиотажный спрос и очередная волна модернизации
В компанию стали поступать жалобы от абонентов на сбои в работе сети. Из-за активности новых абонентов инфраструктура компании быстро оказалась перегружена. Как рассказывал тогда генеральный директор сотовой сети «Сантел» Зариф Закиров, компания по бизнес-плану не закладывала такого ажиотажного роста клиентов. Он обращался к абонентам не только через офисы компании, но и со страниц популярных СМИ: «Дело в том, что услуги сотовой сети «Сантел» оказались востребованными народом сверх наших даже самых радужных ожиданий. По темпам прироста абонентской базы «Сантел» с декабря прошлого года занимает первое место в России среди всех операторов. Но высокие темпы развития требуют непрерывного наращивания емкости системы. Существующий коммутатор в часы максимальной загрузки уже не справляется с количеством абонентов. Поэтому в определенные промежутки времени бывает трудно дозвониться из-за того, что все каналы заняты».
Через такие же технические проблемы в разное время проходили все крупные сотовые компании. В 2000 году с «падением сети», связанным с перегрузками, столкнулась лишь «Кубань-GSM» (Краснодар), в первом полугодии 2001 года аналогичные проблемы выпали на долю операторов Калининграда, Новосибирска, Ставрополя, Нижнего Новгорода и других регионов. Не минули подобные проблемы и столичных операторов, таких как МТС и «Билайн». Во многих случаях операторы не только поднимали стоимость услуг, но и временно прекращали подключение новых абонентов к сети.
«ТАИФ-Телком» прекращать подключения не стал, а в духе основополагающих принципов холдинга решил проблему, оперативно купив и смонтировав новый коммутатор. В этом подходе, как отметил «Реальному времени» генеральный директор МГС Александр Леонтьев, и проявляется отличие ТАИФа как компании, которая душой болеет за Татарстан и всегда держит руку на пульсе. В том же 2001 году компания приступила к строительству новых базовых станций стандарта GSM-1800. Работа в двух стандартах тогда позволяла ТАИФу благополучно справляться с возрастающими нагрузками из-за стремительно увеличивающейся абонентской базы.
Благодаря этой правильно выбранной стратегии развития уже зимой 2003 года «ТАИФ-Телком» вошел в первую пятерку ведущих сотовых операторов России по величине абонентской базы, а по масштабу зоны покрытия татарстанская компания заняла лидирующие позиции среди регионов РФ, создав крупнейшую региональную сотовую сеть. Широкая сеть базовых станций охватила практически всю республику, включая все города, райцентры, основные автомобильные и железнодорожные магистрали.
«Сантел» предоставлял своим абонентам такие услуги, как голосовая почта, служба коротких сообщений, конференц-связь, переадресация вызова, «мобильный офис», включающий передачу факсов, а также мобильный интернет. Клиенты «Сантела» пользовались национальным и международным роумингами более чем в 220 российских городах и в 73 странах мира. И с самого начала «ТАИФ-Телком» предоставлял своим абонентам услуги автоматического федерального и международного роуминга. Для того, чтобы обеспечить работников бюджетных сфер льготными тарифами, команда Альберта Шигабутдинова участвовала в создании компании «Мобильная государственная связь». Для МГС в начале нулевых оператор «Сантел» предоставил абонентскую базу на 10 тыс. номеров с льготным тарифом. При средней стоимости минуты звонка в 27 центов чиновники, врачи, воспитатели детских садов могли общаться за 9 центов.
Татарстанские корректировки в федеральный сценарий
Казалось бы, огромная работа по созданию целого рынка сотовый связи в республике проделана, бизнес выстроен, и наступило время почивать на лаврах лидера отрасли. Но в тот период в сегменте коммуникаций начался новый тренд — московские операторы начали активную экспансию в регионы. И, естественно, в их стратегии развития появился лакомый кусок — Татарстан как республика с уже созданной по новейшим технологиям мощнейшей инфраструктурой, с применением самого современного оборудования и с огромным потенциалом возможностей абонентской базы. Благодаря ТАИФу Татарстан тех лет представал регионом, где мобильная связь давно перестала быть диковинкой. Газета «Реальное время» ранее писала о том, какие сложности пришлось преодолеть при внедрении сотовой связи. По техническому оснащению, по спектру предлагаемых услуг, по маркетинговой политике, по уровню подготовки специалистов местный оператор «Сантел» не уступал операторам федерального масштаба. Компания «ТАИФ-Телком» была готова отстаивать свои позиции на рынке без страха экспансии со стороны московских операторов.
У компании-первопроходца на региональном рынке была четкая позиция: соединение между операторами возможно только при заключении между ними договора о межсетевом взаимодействии — требовалось выполнить технические требования присоединения к сети оператора «Сантел». Логика проста: коль московские операторы решили зайти на рынок с уже развитой до них телекоммуникационной инфраструктурой, то и им, в свою очередь, необходимо нарастить каналы связи для своих абонентов, чтобы не создавать перегрузки на уже имеющихся сетях. Однако вложиться в коммуникации Татарстана новые игроки рынка не спешили: они решили, что смогут и так войти в рынок.
Альберт Шигабутдинов, компания которого несколько последних лет инвестировала средства и силы в создание с нуля всей инфраструктуры связи, строила «вышки», закупала технологии, убеждал конкурентов поступить справедливо и вложиться в строительство дополнительной инфраструктуры для организации в дальних районах республики прямого или транзитного соединения между сетями, расширить и усовершенствовать основные цифровые станции мобильной связи, а также помочь «Казанской ГТС» и «Таттелекому» заменить на станциях стационарной связи аналоговые старые коммутаторы на цифровые.
Вместо этого московские операторы начали массированное давление, в том числе и через популярные СМИ, заявляя, что «ТАИФ-Телком» отключил связь с конкурирующими GSM-операторами, работающими в Татарстане. И чтобы созвониться, их абонентам приходилось использовать междугородное соединение, что обходилось звонящим значительно дороже.
В действительности, ничего подобного быть просто не могло, ведь отключить от сети можно лишь тех, кто к ней присоединен. ТАИФ терпеливо ждал выполнения технических требований. Тогда конкуренты решили привлечь административный ресурс. По их обращению Госсвязьнадзор республики направил «ТАИФ-Телкому» предписание подключить связь с конкурентами. В ответ «ТАИФ-Телком» сообщил, что технологически, согласно действующему закону, это возможно при наращении каналов связи и при заключении соответствующего договора, поскольку доступ дается «в соответствии с договорами друг с другом об оказании услуг связи». А такой договор с «ТАИФ-Телком» московские операторы заключать не спешили.
Дальше — больше. GSM-операторы усилили давление через Минсвязи РФ, создав впечатление, что в Татарстане их необоснованно не допускают к сети и ставят всяческие препоны. Тогдашний министр связи лично вызвал Альберта Шигабутдинова в Москву и выразил свое недоумение. Однако, выслушав его позицию, министр с удивлением узнал, что московские операторы могут подключиться к телекоммуникационной инфраструктуре хоть завтра, но выполнив технические условия присоединения к сети, чтобы не создавать перегрузки на имеющихся каналах связи и избежать отключения текущих пользователей от сети. Больше у министра вопросов не было. Так, отстаивая свои позиции в суровой конкурентной войне, региональная сеть сумела внести коррективы в общепринятый сценарий и добилась соинвестиций в развитие информационной инфраструктуры Татарстана московскими операторами.
Продажа телекоммуникационного актива
Укрепивший свои позиции на рынке сотовой связи «Сантел» был самой крупной местной компанией с 334 тыс. подключенных абонентов и 221 базовой станцией. Охват услугами сотовой сети «ТАИФ-Телком» к 2003 году составлял более 98% территории Татарстана.
Развив мобильное направление и завоевав место в лидерах российской отрасли связи, ТАИФ задумался о продаже своего мобильного бизнеса федеральному оператору связи. «Мы посчитали, что ТАИФ вложил достаточно сил и средств в этот проект для того, чтобы он состоялся. Для дальнейшего развития компании нашего участия уже не требовалось — «Сантел» сам себя финансировал и получал прибыль. Поэтому мы были не против желания такой профессиональной команды, какая создана в МТС, выкупить у нас компанию, тем более что мобильную связь никто в карман не положит и из Казани не увезет», — вспоминает Альберт Шигабутдинов.
И в апреле 2003 года акционеры «ТАИФ-Телкома» продали свой пакет акций крупнейшему в России и Восточной Европе оператору мобильной связи МТС за $150 млн, получив при этом дивиденды от текущей деятельности.
Цена устроила и МТС, давно имевшего виды на республику. Комментируя тогда приобретение «Сантела», президент МТС Михаил Смирнов сказал: «Мы приобретаем очень успешную и прибыльную компанию, входящую в первую десятку российских сотовых операторов, и значительно укрепляем позиции МТС в Поволжье».
Эта сделка оказалась выгодна всем. Компания МТС смогла сразу «легализоваться» на рынке Татарстана, не тратя времени на получение необходимых лицензий, получив в распоряжение лицензии «ТАИФ-Телкома». А ТАИФ после завершения сделки аккумулировал силы и средства на развитие других направлений бизнеса.
В создание и развитие сотового оператора «Сантел» ТАИФ вложил порядка $90 млн, которые окупились и принесли хорошую прибыль. Продав оператора с хорошей прибылью, ТАИФ еще раз убедился, что внедрение высоких технологий, несмотря на большие затраты, дело и правильное, и выгодное. А главное — идет на пользу татарстанцам и сможет обеспечить динамичное развитие экономики Татарстана. Поэтому компания сохранила главный вектор развития — разработку и реализацию высокотехнологичных проектов в сферах связи, а позже и радиотелекоммуникаций, во все последующие годы. Об этих проектах, о том, как ТАИФу удалось шагнуть за рамки традиционной телефонной связи и предоставить жителям республики окно в мир популярного телевидения, читайте в нашем следующем материале.
Фотографии предоставлены пресс-центром ОАО «ТАИФ»
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.