«Без повышения тарифов транспорт умрет»

«Метроэлектротранс»: защита от диггеров, полмиллиарда на новый состав и жизнь после «Дубравной»

«Без повышения тарифов транспорт умрет»
Фото: realnoevremya.ru/Лина Саримова

Казанский МУП «Метроэлектротранс» подвел накануне для журналистов итоги своей работы в 2015 году. Корреспондент «Реального времени» побывал на мероприятии и выяснил, как предприятие спасается от диггеров, куда продвинется линия метро после завершения строительства станции Дубравной и почему руководитель «Метроэлектротранса» вступился за иностранных водителей автобусов, которые в последнее время все чаще становятся виновниками ДТП или потасовок в общественном транспорте.

Сигнализация в метро, реконструкция сквера Славы и помощь безработным

На долю подвижного состава «Метроэлектротранса» приходится 26,5% всего пассажиропотока столицы Татарстана — только за минувший год было перевезено около 67 миллионов пассажиров. Как доложил директор предприятия Асфан Галявов, для организации бесперебойной работы транспортной системы в 2015 году был проведен внушительный объем работ. К примеру, была отремонтирована большая часть стрелочных переводов, контактных сетей и трамвайных путей.

— Дополнительно в целях экономии электроэнергии была проведена модернизация освещения в метро, были установлены датчики движения, — сообщил Галявов. — Нами был начат монтаж нового оборудования очистных сооружений. 15 марта они будут запущены. Все сточные воды вокруг Оренбургского тракта будут очищаться и выбрасываться уже в чистом виде в канализацию.

Для того, чтобы любители острых ощущений не смогли незаконно проникнуть в тоннели казанской подземки через вентиляционные шахты и не навредили своему здоровью, была установлена охранная сигнализация с «выводом» на пульт полиции.

В минувшем году, помимо работы на объектах «Метроэлектротранса», предприятие внесло свою лепту в уже завершившийся год парков и скверов в РТ. Как сообщил Асфан Галявов, МУП была проведена реконструкция сквера Славы на улице Зорге: работы велись над вечным огнем, освещением по периметру парка и озеленением, также были проложены дорожки, тротуары, установлена детская площадка.

— Добавлю, что в 2015 году по программе переезда граждан, ищущих работу, мы единственные смогли предложить для безработных не только рабочие места, но и жилье за счет федерального обеспечения. Было принято 60 человек по этой программе, — доложил Галявов.

«Жесткая» эксплуатация транспорта и его крайняя изношенность

По статистике, среднемесячный пробег наших трамваев и троллейбусов намного выше, чем в Санкт-Петербурге или Москве. Директор «Метроэлектротранса» заметил, что даже заводы-производители с удивлением отмечают, что Казань так жестко эксплуатирует свой подвижной состав. Также на сегодняшний день 60 казанских троллейбусов уже отработали на линии более 30 лет, а 41 трамвай эксплуатируется более 15 лет. Из этого вытекает вполне логичная потребность в обновлении транспорта.

— Главная задача — это обновление подвижного состава. В 2015 году республикой было вновь выделено 510 миллионов рублей на покупку нового транспорта — 40 троллейбусов и 10 односекционных трамваев. Это позволит увеличить объем перевозок пассажиров и привести его в соответствие со всеми требованиями. Новый состав поступит уже в марте-апреле 2016 года, — поделился Асфан Галявов.

Также на мероприятии присутствовал глава комитета по транспорту исполкома города Айдар Абдулхаков, который поделился информацией о состоянии автобусного парка Казани.

— В 2013-2015 годах автобусный парк Казани был обновлен на 60%. Износ автобусного парка на сегодня составляет 45%. В течение трех лет необходимо произвести замену 350 автобусов, которые были приобретены еще в 2006-2008 годах, которые полностью износились, — сообщил Абдулхаков.

«Если срочно не принимать решение по тарифу, то маршруты встанут»

Одним из наиболее актуальных вопросов, касающихся общественного транспорта в Казани, является повышение стоимости проезда. По словам директора МУП «Метроэлектротранс», себестоимость перевозки в метро составляет 31,8 рубля, в трамвае — 36,3 рубля, в троллейбусе — 37,2 рубля.

— Если не повышать тарифы, то нечем будет ремонтировать трамваи, троллейбусы. Нечем будет платить водителям и кондукторам заработную плату. У них тоже есть семьи, они тоже хотят есть, жить, и мы как работодатели должны заботиться о них и давать достойную зарплату. Работа у них очень тяжелая — с 4 утра до 12 ночи. Сегодня без повышения тарифов транспорт умрет, — высказался Асфан Галявов.

В свою очередь, глава комитета по транспорту исполкома города сообщил о том, что на минувшей неделе работники транспортной сферы обратились в комитет по тарифам с просьбой поднять стоимость проезда в автобусах: 26 рублей — за наличный расчет, 23 рубля –за безналичный, 15 рублей — по транспортной карте. Окончательное решение может быть принято уже к 1 апреля.

— С 2011 года повышение тарифов произошло только до 20 рублей. Официально только инфляция составила за эти годы 51%, причем за два последних года инфляция составила 29,7%. Надо тут же сказать и о курсовой разнице: автобусы наши имеют комплектующие, которые покупаются за валюту. Также физический износ нашего подвижного состава таков, что если срочно не принимать решение по тарифу, то это приведет к тому, что маршруты встанут, — сообщил Абдулхаков. Кстати, что интересно, 2/3 всех автобусных перевозок, как выяснила газета «Реальное время», осуществляют муниципальные предприятия.

Приезжие водители набираются опыта в Казани и сбегают в Москву

Как отметил глава комитета по транспорту исполкома Казани, осенью 2015 года был отмечен небывалый рост количества ДТП по вине водителей автобусов. Как следствие, городские власти поручили организовать месячник безопасности дорожного движения.

— На всех транспортных предприятиях были организованы инструктивные совещания с трудовыми коллективами, проведены рейды, психологические тренинги. По итогам месячника, 348 водителей были наказаны: 19 уволены, 165 лишены премии, 101 получили выговор, — доложил Айдар Абдулхаков.

Отметим, что многие казанцы высказывают недовольство по поводу того, что виновниками аварий довольно часто являются именно работники, приехавшие из Средней Азии. Глава комитета по транспорту исполкома города подтвердил, что в сфере общественного транспорта Казани достаточно много приезжих работников — их число составляет порядка 25%.

— Я вступлюсь за водителей из ближнего зарубежья. Даже если мы и сами готовим водителей, я бы от них все равно не отказался. Среди них 95-97% — очень хорошие водители, они работают на совесть. И даже если у меня будет переизбыток кадров, я все равно готов с ними работать, — высказался Асфан Галявов, директор «Метроэлектротранса».

Более того, Айдар Абдулхаков пожаловался на то, что москвичи часто переманивают приезжих водителей из Казани к себе.

— Есть миграция: когда они опыт 2-3 года получают здесь, их переманивают в крупные города, где предлагают зарплату в три раза выше, чем в Казани. Мы встречались даже с руководством Мосгортранса, просили не брать из Казани, но человек свободен, мы его обязать не можем, — поделился глава комитета по транспорту исполкома Казани.

Не стоит ждать станцию метро у «Казань Арены» к ЧМ-2018

На сегодняшний день крупнейшим проектом МУП «Метроэлектротранс» является строительство новой станции метро «Дубравная». В 2015 году уже были проведены работы по прокладыванию коммуникаций на станции. На 2016-й же запланировано ее открытие и вынос трамвайных путей над «Дубравной».

— Дай бог, закончить строительство «Дубравной», а после нее мы пойдем по улице Фучика в сторону Кварталов, — поделился Галявов. — По поводу станции у «Казань Арены» скажу, что к ЧМ-2018 по футболу ее, наверное, не получится построить.

Также в планах предприятия на 2016 год числится использование татарского языка на электронных табло в казанской подземке. Напомним, в прошлом году всемирный форум татарской молодежи обратился в МУП с жалобой на то, что электронное табло в метро работает только на двух языках — русском и английском.

На предложение об использовании татарского языка под подписью Галявова был подготовлен ответ о том, что его использование может вызвать недовольство других национальных конфессий. Сам руководитель «Метроэлектротранса» сегодня сообщил, что не мог подписать такой документ.

— Это неправильный ответ. Если его действительно подготовили, то я разберусь. Конечно, татарский язык будет использоваться, — подытожил Галявов.

Лина Саримова, фото автора

Новости партнеров