«В Казани не было роскошных пассажей, принадлежащих татарским купцам»
Предтечи казанских торговых центров в Старо— и Ново-Татарской слободах
Газета «Реальное время» опубликовала несколько частей свежего рейтинга крупнейших владельцев торговых центров и коммерческой недвижимости республики. На эту серию откликнулась и наш колумнист — историк Лилия Габдрафикова, которая написала статью, рассказав о главных торговых домах дореволюционного Татарстана, первых попытках татар создать торговые комплексы, культе золотого тельца и мыслях в голове буржуа.
Философия татарского богатства
Накопление богатства в татарском обществе никогда не считалось явлением, противоречащим религиозному мировоззрению. Состояние воспринималось как дар, ниспосланный свыше, которым разбогатевший человек должен делиться с менее успешными единоверцами.
«Богатый татарин — кумир целого околотка. И очень часто такое поклонение происходит бескорыстно <…> сама идея богатства, беспечного довольства, мягких пуховиков, жирных блюд и лакомств — вот что увлекает и подчиняет себе татар», писал этнограф Н. П. Штейнфельд в конце XIX века. Он считал, что поклонение богатству связано с «материалистичностью» ислама, где даже представления о загробной жизни напоминали земную жизнь богача.
«Буржуазность» татар, иными словами, их меньшую склонность к размышлениям и деловую активность подчеркивали и другие авторы. Да и собственно татарский фольклор иллюстрирует склонность народа к торговым занятиям.
Одной из причин буржуазности, стремления к накоплению богатства и желания выделиться в обществе являлось то, что после завоевания Казанского ханства большинство представителей благородных сословий (тарханов, мурз) сравнялись с обычными крестьянами. Появилось целое понятие — «лапотные князья». Не было обособленным сословием и мусульманское духовенство. Муллы относились либо к крестьянам, либо к мещанскому сословию. Поэтому богатство стало рассматриваться как основное мерило успешности человека. Многие известные купеческие семьи принадлежали к знатным родам.
Среди мусульманских предпринимателей имперской России особым почетом пользовались казанские купцы. Свою роль здесь сыграло как историческое значение города, так и его торговые традиции. Казань с ее Сенным базаром, красивыми мечетями и большими медресе являлась центром притяжения татар со всей империи. Татары занимались здесь преимущественно мелкой торговлей.
Купец первой гильдии М. А. Апанаев с женой и дочерью. Конец XIX — начало XX в. Фото nik-rech.narod.ru
Но уже к началу XIX века наметились крупные купеческие династии, такие как, например, Апаковы, Апанаевы, Замановы, Юнусовы и др. Торговые дела мусульманские купцы Казани вели в основном в пределах Старо-Татарской и Ново-Татарской слобод. Здесь можно говорить о своеобразной мусульманской микроэкономике, с особыми потребительскими запросами и соответствующими предложениями «азиатских» товаров и услуг.
Центр татарской торговли
На территории Старо-Татарской слободы с конца XVIII века существовал крупный восточный рынок — Сенной базар. В 1849 году на средства купцов братьев Юнусовых здесь была возведена 7-я соборная мечеть («Сенная», «Юнусовская» или «Печән базары мәчете»).
В 1870-х по инициативе городских властей на месте хаотично разбросанных деревянных лавок было построено кирпичное Г-образное здание для общественного корпуса лавок. Подрядчиком по этому делу выступал купец М. М. Усманов. К сожалению, уже после открытия нового здания, в конце 1870-х, он разорился.
К началу XX века Сенной базар был районом доходных домов, гостиниц, ресторанов, харчевен, сотен лавок и магазинов. Здесь работали номера «Амур», «Булгар», «Апанаевское подворье» («Московские номера»), «Сарай». В них довольно часто размещались редакции татарских газет, проводились общественные собрания по различным вопросам. В 1911 году мещанин Ш. Ишмухаметов открыл кинематограф «Свет».
По сведениям историка Р. Р. Салихова, в начале XX века 20% татарского населения Казани относились к предпринимательским семьям. В 1914 — 1916 годах на территории Сенного базара насчитывалось 334 официально зарегистрированных татарских торгово-промышленных заведений с общим годовым оборотом более 14 млн рублей. Торговцам других национальностей и конфессий, промышлявшим здесь и на прилегающих к базару улицах, принадлежало лишь 87 предприятий с оборотом чуть более 2 млн рублей.
Здесь работали хлебно-бакалейные, мануфактурные, обувные, сырьевые, чайные, а также галантерейные лавки и магазины. При этом большими оборотами в пищевой сфере выделялись такие торговые дома, как «Наследники Ибрагима Арасланова и Бадретдин Хисамутдинов», «Валиулла Ибрагимов с братом», «З. Фахрутдинов с сыновьями и Г. Альметьев». Крупными мануфактурщиками были купцы М. Гайнуллин, Ш. Биккенеев, С. З. Хасанов, Г. Г. Галеев и др. Особой популярностью среди населения не только Казани, но и других городов пользовалась национальная обувь — роскошные ичиги и туфли от А — К. З. Сагадеева. Кроме него на Сенном базаре в это время работали торговые дома «Садык Каримов с братом», «М. И. Галеев с сыновьями» и др. Одним из самых крупных заведений считалась фирма купца И. Г. Утямышева, сбывавшая чай и сахар. Ее годовой оборот составлял 1 млн рублей.
Помимо известных купеческих фамилий, обладавших серьезным капиталом, на Сенном базаре вели активную торговлю десятки мелких предпринимателей, а также крестьяне из окрестных уездов. В целом мусульмане активно проявляли себя в различных сферах производства и торговли, за исключением металлообработки, выпуска и продажи алкогольной и табачной продукции.
Первые торговые комплексы
На рубеже XIX — XX веков наряду с базарно-ярмарочной торговлей наблюдалось стремление к стационарной торговле: открывались великолепные пассажи и новые здания торговых домов. В Казани не было роскошных пассажей, принадлежащих татарским купцам.
Таковые имелись в других городах империи (например, в пассаже Яушевых в Троицке имелся даже лифт). Строились многофункциональные здания торговых домов, где, помимо лавок, складов и конторы, размещались и другие службы. Например, на углу Тихвинской и Сенной (Тукаевская, 37/20), в торговом доме братьев Каримовых, работала не только галантерейная и мануфактурная лавка, но и типография Каримовых с книжной торговлей, и первая мусульманская публичная читальня в городе.
Карикатурный образ татарского буржуа
Надо сказать, что несмотря на огромный вклад татарских предпринимателей в развитие национальной культуры, интеллигенцией к началу XX века был создан несколько неоднозначный собирательный образ купца. Буржуа нередко противопоставлялся образованной части общества. Например, среди татарских граммофонных записей начала XX века есть пластинка с юмористическим рассказом «Мысли буржуа» в исполнении знаменитого актера Габдуллы Кариева. В юмореске представлен следующий типаж татарского предпринимателя: это человек, обладающий определенным достатком, хитрый и внешне религиозный, дела его ведет приказчик. Обязательные атрибуты буржуа: красивая дорогая одежда, «каракулевая шапка за 50 рублей», золотое кольцо с бриллиантом, у него три жены, но при этом в летние ночи он отправляется «к Марьям», особенно если старушки-посредницы договорятся о свидании…
Буржуа вынужден участвовать в общественных делах, но его тяготит, что нужно делать благотворительные взносы. Газеты в его глазах — это паразиты, которые готовы вынести на всеобщее обозрение что угодно — очевидно, прежде всего изъяны жизни буржуа.
Эта запись доступна в интернете. Ее можно прослушать, например, здесь.
Несмотря на всю ироничность представленной записи, в реальной жизни купцы и их торгово-промышленные предприятия сыграли важную роль в развитии культуры и консолидации татарской нации. В имперской России лишь «культ богатства» мог избавить от комплекса бедного «инородца».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Габдрафикова Лилия Рамилевна — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.
- Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
- Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий.
- Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX века» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
- Область научных интересов: история России кон. XIX — нач. XX в., история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.