Ябанджи среди чужих: Эскишехир — турецкая столица казанских татар

Авторская колонка Радифа Кашапова о татарах Анатолии. Часть пятая

Ябанджи среди чужих: Эскишехир — турецкая столица казанских татар
Фото: realnoevremya.ru/Радиф Кашапов (Ведат Догу)

Заместитель главного редактора «Реального времени» Радиф Кашапов проводит исследование жизни турецких татар. Из Стамбула он доехал паромом до Бурсы, где поселился в современном районе Нилюфер. А теперь добрался до Эскишехира, где живет несколько тысяч татар.

Тут вам не Финляндия

Из Бурсы до Эскишехира ехать на автобусе два часа. Правда, перед этим надо добираться до автовокзала, который обычно располагается на окраине города, а то и вовсе на выезде. На нем все как всегда — несколько точек питания, а также множество павильончиков автобусных компаний. Правда, сейчас уже можно купить билеты в интернете, указывая не только паспортные данные, но и пол — посторонний мужчина рядом с женщиной сесть не может. Поэтому иногда это превращается в квест — скажем, все места у окошек заняты женщинами, значит, надо выбирать что-то еще.

В автобусе, продезинфицировав руки спреем, который предложил стюард, и выбрав печенье и напитки, постепенно замечаешь, насколько ландшафт напоминает татарстанский.

В эти края в конце 19-го века перебрались татары из Казанской губернии. В это время царское правительство затеяло первую перепись, что вызвало вопросы у мусульман — они боялись, что их в очередной раз попытаются крестить. Эта и другие причины (цензура по отношению к Корану, экзамены для мулл по русскому языку) сподвигли их к переезду. Кто-то отправлялся в хадж — и не возвращался. Кто-то ехал через Батуми, Крым в сторону Стамбула, а потом до Эскишехира.

Несколько лет назад я снимал финских татар. Это потомки бывших сельских жителей, осевших в городе, сначала зарабатывавших торговлей, их дети занялись более современными профессиями. Сейчас это заметная диаспора с центром в Хельсинки (шестиэтажный дом, четыре уровня которого сдают в аренду, а на двух последних находится мечеть и общественный центр).

Из Кореи, Японии, Китая. И из России

В Турции ситуация сложнее. Помимо людей, чьи дедушки переехали из Оренбуржья или Бугульминского района, есть потомки тех, кто переехал сюда через Китай, Корею и Японию (а потом кто-то перебрался в США). Есть люди вроде Исхаки, кто эмигрировал сюда из Польши. Есть татары, которые прибыли сюда после перестройки, в 90-е, на учебу либо замуж. Есть те, кто живет буквально несколько лет. И это все очень разные татары, с разным уровнем языка, отношением к идентичности.

Самое любопытное, конечно, куда они переехали. Турция — это часть «Төрек дөньясы», который простирается аж до Республики Тыва. Это все — тюркские народы. И когда начинаешь говорить о том, что есть турки, а есть татары, это вызывает недопонимание. Мы же «айне», одно и то же, мы все — тюрки. Правда, татары 70 с лишним лет жили в основном в СССР. А местные татары Эскишехира о том, что есть некий Татарстан, их историческая родина, поняли только после перестройки.

Татары Стамбула занимались общественной деятельностью в 40-е, а в 1960–1970 выходил на средства владельца турецкого филиала компании Mercedes-Benz Ахметвели Менгера журнал «Казан».

Как замечает Якуп Акчура, чьи предки переехали сюда из Татарстана через Дамаск, в Эскишехир местные татары начали перебираться после 1955 года. До этого, оказавшись в этом городе, по воспоминаниям их внуков, эмигранты решили — в городе их идентичность размоется, не за этим они сюда ехали. Поэтому они жили в деревнях — Зинжирликое (село из цепочек), Канлыпынар (кровавый родник) и, к примеру, Корыхоек (Корыһөек — сухой холм), которая также называется Османие — потому что разрешение строить здесь дали османы. Я еще расскажу про эту деревню, куда уже съездил два раза — просто в гости и на молитву с просьбой ниспослания дождя. «Көе» — это «деревня», возможно, созвучно со словом «көй», «мелодия». Ә «һөек» означает еще и холмы, с которых передавались сигналы.

То есть люди жили в селе, переехали с приключениями в новое село. Первую зиму, говорят, жили в землянках. А потом начали строить дома из соломы, земли и дерева. А вот дети их уже живут в городе, правда, в пандемию, многие начали отстраиваться заново на родной земле.

Есть музей, а нужен ли центр?

В Эскишехире я живу уже месяц. Здесь после Первого конгресса татар основали культурную организацию казанских татар в Эскишехире. Местные дедушки вспоминают Татарстан того периода — по сути, это их единственная поездка в родные края. В 2013-м у организации появился свой музей в районе Одунпазары — это историческая часть города, состоящая из домиков, которые построены из того же самана, что и деревенские особнячки — из глинистого грунта с добавлением соломы. До сих пор есть те, которые стоят в первозданном виде. Неподалеку от основных маршрутов стоит и наш музей голубого цвета. Проектировали его музейщики из Елабуги, так что типичный татарский музей (с манекенами в костюмах и образцами орнаменталистики) соседствует здесь с внутренней историей — перепиской с родными, вещами, которые сами жители принесли на хранение, фотографиями со свадеб и других торжеств.

Сейчас в музее каждый день, с часу до пяти, можно встретить нынешнего главу организации Ведата Догу. Он поит посетителей чаем (а их бывает, судя по количество израсходованных бахил, несколько тысяч) и рассказывает истории. Все понятно на турецком без перевода. Рядом с музеем стоит еще один дом — Догу хочет, чтобы Татарстан помог его купить, чтобы здесь открыть в нем учебный центр. Судя по сообщениям СМИ, разговоры об этом идут как минимум с 2018 года.

Вообще, по закону, как мне объяснило несколько человек, сейчас в Турции можно открыть татарский класс — если 10 родителей подадут заявки. Но никто пока заявок не подал. То есть татарских школ в Турции никогда не было. Скажем, в Османие дети, которые говорили ранее только на татарском, учились на турецком. На родном языке они общались только с родителями и между собой. Но у людей, которым, как моему отцу, от 60 и выше, с языком проблем нет. Есть заметный турецкий акцент и словечки, которые вскоре быстро усваиваешь и сам начинаешь вставлять в разговор:

Шәй — это вещь.
Һәркес — каждый человек.
Араба — автомобиль.
Айны — одно и то же, одинаково.
Чорба — суп.
Макинә — стиральная машина.

Но представителей молодого поколения, которые говорили бы по-татарски, почти не встретишь. Показательно, что здесь я познакомился с двумя молодыми учеными, которые знают татарский. Одну зовут Орсоля, и она из Венгрии, училась в Тарту. Вторая — Налбант, она из Бурсы, уже знает казахский, киргизский, узбекский, татарский, учит русский. Налбант недавно выиграла на Международной олимпиаде по татарскому языку и литературе. Сейчас учит русский. О том, почему она меня называла «остаз» и знакомила со своими профессорами, — в следующей колонке.

Радиф Кашапов
ОбществоИстория Татарстан
комментарии 23

комментарии

  • Анонимно 30 май
    Эти граждане Турции не являются носителями русского языка, а потому соотечественниками для России не могут быть.
    Ответить
    Анонимно 30 май
    Очень имперско-высокомерно с Вашей стороны
    Ответить
    Анонимно 30 май
    Отечество у человека ОДНО. и потому татары из турции не могут являться соотечественниками
    Ответить
    Анонимно 30 май
    А русские в других странах могут быть соотечественниками? Не виляя только!
    Ответить
    Анонимно 30 май
    соотечественники те кто родились в одном и том же отечестве!
    учи русский язык
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Очень имперско-высокомерно с Вашей стороны
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/251899-yabandzhi-sredi-chuzhih-eskishehir-tureckaya-stolica-kazanskih-tatar
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    "Очень имперско-высокомерно с Вашей стороны"

    Адыги по той же причине переехать в РФ не могут. Знают черкесский, но не знают русский. А ведь в 68-ой статье Конституции РФ сказано: "2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки".
    Ответить
  • Анонимно 30 май
    Все эти публикации скорее о впечатлениях автора о разных городах Турции, чем о татарах. Было бы интереснее, если бы автор встречался с пожилыми татарами, которые знают язык и помнят истории своих родителей, с какими трудностями они встречались, как не потерялись на чужбине, как выжили и т.д. Были бы интересны рассказы и впечатления и более молодых, даже если они и не знают языка и культуры - передалось ли к ним что-либо из татарского самосознания, кем они себя ощущают, что знают о татарах и т.д. А главное, в каком состоянии находятся татарские деревни, поскольку, город он везде город, он всех перемалывает, в том числе и в Турции, а деревнях еще может сохраниться что-нибудь из татарской цивилизации. Мне кажется, автору больше вот этому надо обращать внимание.
    Ответить
    Анонимно 30 май
    ну во первых не чужбина. не было войн. не было голода. турки=татары. а деревни уходят да
    Ответить
    Анонимно 30 май
    Турки не татары. И даже "татары" - не татары, а булгары/тюрки. Татарами русские называли всех подряд на юге и на востоке, а потом вдруг оказалось, что это чеченцы, узбеки, и т.д. (многие тюркские и другие народы).
    Ответить
    Анонимно 30 май
    потомки булгар это чуваши. татары это турки на волге.
    УЗбеков до 1917 года не было Узбек это мужское имя.
    Запомните туркмены, туркестанцы, татары это единый народ с общим языком. БУлгары это мифический народ придуманный обкомом татарского рескома в 1944 году, когда врагу народа абакумову пришла мысль распространить репрессии против крымских татар на казанских татар.

    фантазия насчет булгар запутала абакумова. и как результат ссылка народа не состоялась.
    Ответить
    Анонимно 30 май
    у меня дед 1907 года дожил 101 года свободно понимал и туркмен и азербайджанцев, и узбеков и казахов, свободно разговаривал и его так же свободно понимали.
    нарушение норм ленинских в партии привели к власти многочисленных шовинистов и великодержавников.
    было совершено масса ошибок...
    по недомыслию из карьерных соображений... всё это ленин описал в работах в "письмах из далёка ","как нам преобразовать рабкрин" .
    к сожалению было очень много неграмотных в руководящих органах партии.
    Всё это стали исправлять но столкнулись с мелкобуржуазным национализмом местечковых баронов.
    Плюс ужасное обучение языкам в школах. Язык второй третий и даже пятый выучить просто, но страх то что придется опять учить языки...по сути разрушило союз.

    Сталин был прав,чем ближе победа социализма тем ожесточённее классовая борьба. Саботаж, предательство,воровство вот оружие классовых противников и поголовное невежество врагов социализма.

    Практика критерий истины мы видим к чему привела перестройка.

    старики на помойках, кабальные кредиты,безработица, постоянные кризисы,
    грошовые пенсии смешные пособия... разрушение промышленности.


    Странно даже подумать что вначале 60х стали серийно производить миг 25 машину которая могла летать на трех скоростях звука это то вначале 60х!.
    странно представить страну которая выпускала ил 62, ту 154, ил 18,как страну которая не может выпускать пару сотен самолетов для пассажирских перевозок.. в стране гвозди перестали делать хороша перестройка...

    Ответить
    Анонимно 30 май
    чеченцы это не тюрки
    Ответить
    Анонимно 31 май
    Русские понимают и белорусов, и украинцев, но не все из них считают себя одним народом. Также и у тюркских народов, опросите население разных республик и убедитесь, что практически никто из них не считает себя ни турками, ни "татарами". А потому, что слово "татары" - это экзоэтноним, то есть русское слово, которым русские называли раньше инородцев на востоке и юге.
    Ответить
    Анонимно 04 июн
    татары это те, кто себя татарами называют. вы там можете рассуждать и копаться в ДНК, но если бы всё генетикой определялось, то никаких бы наций давно не осталось.
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    татары это те, кто себя татарами называют
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/251899-yabandzhi-sredi-chuzhih-eskishehir-tureckaya-stolica-kazanskih-tatar

    А ПОЧЕМУ себя так называют только последние 100 лет (и то не все)? Не задумывались?
    Ответить
    Анонимно 30 май
    татарской цивилизации не было.
    Была и есть одна цивилизация ЕВРОПЕЙСКАЯ. а все эти урарту инка,майя, хорезм индия китай это просто проявления культуры и не более.
    китай дал фарфор человечеству. хорезм придумал цифру ноль и дал Авиценну человечеству. Европа придумала стол и стулья, автомобиль и самолет, антибиотики и вакцины. электричество и электронику, бетон и каучук, анилин и полиэтилен, порох и атомный реактор. чугун и алюминий. вот что такое цивилизация
    Ответить
    Анонимно 30 май
    а еще европа придумала газовые камеры
    Ответить
    Анонимно 30 май
    Азия придумала и придерживается гораздо более ужасных практик экзекуций по сию пору.
    А тех кто придумал газовые камеры повесили ,европейцы повесили
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    "Европа придумала" Именно. Европа, а не Россия.
    Ответить
    Анонимно 30 май
    автор движется к этому. Это же путешествие. Вы же не можете в "Анне Карениной" сразу читать концовку с поездом.
    И автор везде пишет о татарах, если вы обратили внимание, разного периода приезда. Вот в этой статье вы видите татарина на фото. Который там родился. И он рассказывает, чего бы хотел. И видно, что это не получается.
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Книга "Татар кызы" Исхаки очень интересна в этой связи.
    Ответить
  • Анонимно 15 апр
    Здравствуйте! А можно узнать название музея? Или адрес? Заранее спасибо!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров