Коммунисты предложили Андрею Кузьмину оптимизировать управленцев

В коммерческом департаменте «Татмедиа» создается специальное направление, которое будет помогать госизданиям выходить в розницу

В среду бывший пресс-секретарь Рустама Минниханова Андрей Кузьмин дебютировал в новой должности — генерального директора АО «Татмедиа» — перед татарстанскими парламентариями. Он как руководитель компании, контролирующей основные государственные медиа-активы, озвучил текущее состояние республиканских СМИ, а также обозначил основные проблемы отрасли. Он пожаловался на «Почту России», что она отнимает у печатных изданий большую часть выручки от подписки. Низкая зарплата и нехватка кадров по-прежнему остаются неизменными «болевыми точками» местных средств массовой информации. Все подробности бурного обсуждения доклада Андрея Кузьмина — в материале «Реального времени».

Кому нужна национальная периодика?

По состоянию на январь 2016 года в Татарстане было зарегистрировано 1 тыс. 193 СМИ. Как сообщил генеральный директор АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин, конкретно в доле печатных изданий прослеживаются довольно тревожные тенденции, аналогичные общероссийским: сокращение читательской аудитории, снижение покупательской способности и спроса.

Несмотря на то, что рост подписки на республиканские издания составил 4%, у ряда газет наблюдается существенное снижение подписных тиражей. Так, газета «Ватаным Татарстан» потеряла 13,9% подписчиков, «Республика Татарстан» — 9,9%, «Татарстан яшьляре» — 26,4%, «Звезда Поволжья» — 10,8%. Также подписчиков постепенно теряют детские, молодежные, образовательные и женские издания.

По словам Кузьмина, крайне важно поддерживать национальные издания, так как они играют важную роль в сохранении и развитии языка, традиций и культуры. В качестве точек роста данного направления он обозначил поддержку со стороны министерств и ведомств республики в организации целевой подписки для нужд библиотек и школ.

Дорогая бумага, уход в Интернет и лютующая «Почта России»

Печатные издания столкнулись сразу с несколькими серьезными проблемами. Во-первых, потеря значительной доли читателей, состоящей из молодежи и людей среднего возраста — все они постепенно уходят на интернет-ресурсы. Также сложностей добавляет лютующая «Почта России», устанавливающая высокие тарифы, которые напрямую отражаются на подписной цене изданий.

— По итогам 2015 года по всем нашим изданиям доля почты в цене составила 55-60%. У «Казанских ведомостей» этот показатель достигает 70%. К примеру, подписка на «Агрызские вести» стоит 528 рублей, из них на долю почты приходится около 308 рублей, а редакции достается 220 рублей, — пояснил Андрей Кузьмин.

Также на положение прессы оказывает влияние рост стоимости бумаги — офсетная за минувший год подорожала на 10%, мелованная с начала 2016 года — на 5%. Еще одной проблемой стало сокращение киосковой сети, которая является основным каналом продаж печатных изданий.

— В этом направлении началась активная работа. Мы собрали большое совещание, были проведены переговоры, я лично встречался с «Эдельвейсом», «Бахетле». Мы в коммерческом департаменте «Татмедиа» создаем специальное направление, которое будет помогать нашим редакторам продавать в рознице. Также мы уже подписали соглашения с некоторыми распространителями. Но также необходима помощь на местах, в муниципалитетах, — поделился Кузьмин.

Крах всей медиакомпании

Малопопулярные печатные издания все-таки решили идти в ногу со временем и постепенно перешли на мультимедийный формат — помимо традиционной формы они публикуются в электронной версии, а также ведут группы в социальных сетях. По словам Кузьмина, по итогам подписной кампании на первое полугодие 2016 года потери составили 16,6 тыс. читателей, при этом посещаемость сайтов этих же газет АО «Татмедиа» за год выросла на 9,5 млн уникальных посетителей.

Однако спикер отмечает, что, несмотря на хорошие показатели статистики, необходима срочная поддержка руководства республики.

— Регулярно сайты зависают, IT-оборудование компании морально и технически изношено и постоянно выходит из строя. В любой момент это может привести к краху всей информационной системы медиакомпании, — пояснил Кузьмин.

Коммунисты за оптимизацию управленцев «Татмедиа»

Своеобразной константой в сфере СМИ является стабильно низкая зарплата журналистов. По словам главного редактора газеты «Мадани Жомга», также присутствовавшего на вчерашнем заседании, сейчас средняя зарплата журналиста равна лишь половине суммы среднемесячного уровня заработной платы по всей республике. Также в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране многим работникам СМИ пришлось столкнуться с повальной оптимизацией изданий.

— На мой взгляд, надо подумать не столько об оптимизации журналистского корпуса, сколько об оптимизации управленческих структур. Мы знаем, что во многих регионах функции, связанные со СМИ, выполняет минсвязи, у нас же существует государственное агентство «Татмедиа». Здесь возникает вопрос: насколько оптимизирована наша управленческая структура? Мы помним, что в 2012 году Рустам Минниханов выходил с инициативой ликвидации госагентства и передачи его функций минсвязи, но позднее решение было отменено. Может быть, в условиях кризиса стоит подумать не о сокращении журналистов, а об оптимизации управленческого персонала, — высказал предложение депутат Артем Прокофьев.

«Надо рекламировать Достоевского наравне с противозачаточными средствами»

Во время обсуждения доклада Андрея Кузьмина член фракции «Единая Россия» в Госсовете РТ Александр Славутский поднял тему рекламы в местных средствах массовой информации. По его словам, наравне с обычными товарами следует рекламировать и культурные события, причем по заниженной цене.

— Мы рассчитываем на давнюю дружбу, на приверженность к театральному искусству… Меня интересует стоимость рекламы. В родной республике, в родном городе ни один театр не может позволить себе рекламу нормальную. Хорошо бы, наравне с разными противозачаточными средствами еще Булгакова, Пушкина, Достоевского рекламировали. Я понимаю, что СМИ надо зарабатывать деньги, но все-таки, мне кажется, какие-то преференции для фундаментального искусства должны быть, — высказал просьбу Славутский.

В ответ на это Кузьмин сообщил, что он как генеральный директор может сделать максимальную скидку 15%. В ином случае им заинтересуется УФАС.

Также на заседании была озвучена проблема коротких рекламных вставок на телеканалах и платных поздравлений — по словам одного из депутатов, это портит качество вещания. Однако, по словам Кузьмина, невозможно отказаться от подобной рекламы, так как она составляет внушительную долю бюджета телеканалов. Убрать можно, но только в том случае, если государство возместит потери.

Лина Саримова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров