Альберта Каримова попросили «привести в чувство» Олега Дерипаску
Деморализующие слухи о смерти технопарка «Татнефти», казанские ботинки для бюджетника и доступ Нагуманова к Граалю
В четверг у нового министра промышленности и торговли Альберта Каримова был дебют — одна из первых крупных встреч с предпринимателями. На мероприятии он показал себя классическим либералом, сторонником закона о свободной конкуренции. Он заявил, что торговля работает по законам рынка и бизнесу не стоит рассчитывать только на господдержку и протекционизм. Министр пояснил, почему нельзя регулировать цены на энергетику и сырье, но пообещал поддержать татарстанских экспортеров и импортозамещающие производства. Одним из механизмов станет республиканский аналог Фонда развития промышленности РФ, создать который Каримов обещает в этом году.
Нагуманов и коллеги негодуют
Первая встреча с предпринимателями недавно назначенного министра промышленности и торговли прошла в новом и для самого проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» формате. На этот раз встреча прошла в более неформальной обстановке, в резиденции креативных индустрий «Штаб». На нее собралось несколько десятков предпринимателей, многие из которых приехали в Казань из городов Закамья: Набережных Челнов, Альметьевска, Нижнекамска и других, где и сосредоточены основные производственные мощности республики.
Однако первый вопрос все-таки был связан с торговлей. Глава юридической компании «Надеждин и партнеры» Михаил Надеждин поднял самый острый вопрос последней недели — так называемую «ночь длинных ковшей», которая, начавшись в Москве, прокатилась по всей России. Надеждин напомнил, что в одних только Набережных Челнах сносу подлежат 84 нестационарных объекта торговли. «Остро встает вопрос о регламентации деятельности мобильной торговли. Как вы считаете, было бы логично привлечь мощности наших предприятий — КАМАЗа, ЕлАЗа — к созданию спецтехники, которая могла бы удовлетворить нужды предпринимателей?» — спросил он.
«На сегодняшний день образовался некий правовой вакуум после того, как были внесены поправки в земельный кодекс, которые лишают предпринимателей преимущественного права выкупа земель, которые они арендовали для торговли. Мы занимаемся решением этого вопроса и договорились о том, что в Совете по развитию предпринимательства будет создана рабочая группа. В дополнение к тем документам, которые должны были быть приняты на муниципальном уровне, разрабатываются требования к нестационарным объектам», — ответил Каримов. Он добавил, что Татарстан будет стараться внести соответствующие изменения и в федеральное законодательство, поправки в закон о торговой деятельности вносились трижды за последнее время и на федеральном уровне, но пока вопрос не решен. Что касается мобильной торговли, то министр не имеет ничего против, если торговля будет организована по всем стандартам качества, и предложение обещал рассмотреть.
Как добавил Нагуманов, республика устала ждать решения на федеральном уровне и сейчас, после изменения позиций мэрии и минпромторга, разрабатывает свое постановление кабинета министров о регулировании мобильной торговли. «Мобильная торговля в Казани уже есть, но функционирует в полулегальном режиме. Есть предприниматели, которые сделали фудтраки, соответствующие всем нормам, Роспотребнадзор их подробнейшим образом проверил, к ним нет вопросов, но они работают незаконно, по сути, но на это закрывают глаза», — признал он, добавив, что документ будет готов в ближайшее время. Что касается массового сноса ларьков, то Нагуманов, как и его федеральные коллеги, его осуждает. «Институт уполномоченных по всей России негодует. Борис Юрьевич на днях высказался, что это было большой неожиданностью для нас, диалог всегда был конструктивным. Нестационарная торговля, хотим мы этого или нет, — это часть нашей жизни, кроме того, в Казани есть совершенно цивилизованные и современные виды нестационарной торговли, которые ничем не хуже стационарной, и рубить всех под одну гребенку неправильно», — прокомментировал он.
Предприниматели жалуются на OBI и «Леруа Мерлен»…
Но главной темой встречи все-таки было импортозамещение и доступ местных производителей на внутренние и внешние рынки. Так, представитель компании по производству лакокрасочных материалов ООО «Казанский завод «РИКОС» Виктор Рейниш спросил, будет ли правительство стимулировать предприятия республики, которые будут переходить на местную продукцию, и на какие льготы могут рассчитывать местные производители. По словам предпринимателя, его предприятие единственное в РТ производит смазочные материалы, но, несмотря на санкции, не может выйти на рынок республики. Каримов ответил, что от государства можно получать субсидии на пополнение оборотных средств предприятия, на покрытие части процентной ставки по кредитам и еще по ряду сфер, но для этого нужно, чтобы продукт попадал в список импортозамещающих компаний. Министр признал, что часто стать поставщиком крупных предприятий бывает сложно. «Но это ваша задача как предпринимателя, если вы продавать умеете… Одно из предпринимательских искусств — наладить работу по продажам», — заявил он. Отметим, что в течение всего разговора Каримов не раз спускал предпринимателей с небес на землю, напоминая, что их товары должны быть продаваемыми. При этом с такими крупными заказчиками, как «Транснефть», «Татнефть», ТАИФ и др., государство работает и будет работать, уверил он.
Так, например, представитель компании по производству полимеров и металлообработке Руслан Халилов пожаловался, что крупные торговые сети, находящиеся в республике, не хотят ставить на прилавок в первую очередь продукцию местного производства: «Прошло 3 года переговоров и встреч, чтобы в татарстанском магазине OBI появилась доска татарстанского производства, а с Leroy Merlin — три года безуспешной работы». Он также попросил создать механизм, который обеспечивал бы переработчиков сырьем (металлом и полимерами) с отсрочкой «хотя бы на 90 дней». «С одной стороны, с федеральными сетями достаточно сложно работать. Если брать все продукты, которые производятся, трое из четырех покупателей нашей местной продукции — не в федеральных сетях», — согласился Каримов, отметив при этом, что в последнее время договариваться и находить общий язык с ними по продвижению местных продуктов стало чуть легче.
Однако он напомнил о том, что на рынке действует закон о свободной конкуренции, по которому работает торговля, и продукция должна соответствовать требованиям крупных сетей.
…и предлагают обуть чиновников в татарстанскую обувь
Более мелкие предприниматели для облегчения доступа к рынку предлагали и другие идеи — например, сделать единый бренд для татарстанских товаров или отдельный торговый центр для местных торговцев, где они могли бы не платить арендную плату. Идею единого бренда министр поддержал, но на просьбу дать бесплатные торговые площади вновь вынужден был напомнить о законах рынка: «А как быть с теми, кто вложился в постройку здания?» Похожий ответ он дал директору фабрики по производству обуви «Милена» Юрию Андрееву на предложение закупать всю обувь для бюджетных нужд только у татарстанских производителей. Каримов обещал рассмотреть вопрос, если фабрика готова обеспечить всю линейку продукции необходимого качества.
Тем не менее министр пообещал помогать татарстанским экспортерам, признав, что республика недостаточно использует потенциал торговых представительств в других регионах и за рубежом. Для этого нужна специальная программа поддержки экспорта, которую Каримов «записал себе в план».
Минпромторг отказывается вводить госрегулирование
На этом недовольство предпринимателей рыночными механизмами не закончилось. Так, генеральный директор ЗАО «А.Т.М.С.С.» Эрик Акчурин пожаловался на высокие цены на энергетику, которую его предприятие потребляет в большом количестве. «Нельзя ли заморозить цены, а еще лучше — пересмотреть в сторону уменьшения? Мы сравнивали статистику цен в других регионах, и там они были лучше», — заявил он. Каримов отметил, что высокие цены — следствие отсутствия конкуренции среди поставщиков. «Нужно учитывать, что уровень инфляции по итогам 2015 года составил 12,9%, и притом, что растут цены в целом по экономике, цены на электроэнергию не могут расти более чем на 9%», — ответил он, напомнив, что цена на газ, который потребляют поставщики электроэнергии, тоже растет. Чтобы снизить цены на энергию, надо снизить цены на электрооборудование, а для этого — цены на метан и логистику, и так далее, привел он пример. «Это вопрос госрегулирования так или иначе, то, что мы проходили в Советском Союзе. Давайте мы будем регулировать все отрасли — тогда у нас не будет никакой рыночной экономики», — парировал министр.
Похожую просьбу озвучил и директор производителя вездеходов-амфибий из Набережных Челнов ООО «Атон-импульс» Артур Туктаров. По его словам, РУСАЛ Олега Дерипаски поднял цены на алюминий в 2-3 раза, мотивируя это тем, что алюминий — биржевой товар и его цена привязана к курсу доллара. «Почему допускаются подобные явления? Нужно их как-то привести в чувство», — негодовал предприниматель. Каримов повторил, что нужно базироваться на рыночном механизме ценообразования. «Если мы где-то цены прижимаем, они вылезут в другом месте», — пытался донести он до предпринимателей. Однако в конце концов от проблемы электроэнергии уйти не получилось. На вопрос из зала: «Готовы ли вы быть тем министром, который решит эту проблему?» — Каримов ответил, что готов.
Как «Татнефть» и технопарк «Идея» «бросили» предпринимателей Лениногорска
Среди своих первостепенных задач он назвал создание Фонда развития промышленности в Татарстане: идея таких региональных фондов была озвучена в ходе Красноярского экономического форума в феврале этого года. Структура появится в течение этого года, для этого готовится законодательная база, пообещал министр, но объем финансирования его журналистам не раскрыл. Отметим, что существует аналогичный федеральный фонд, который был запущен в прошлом году и всего за полгода «раздал» предпринимателям 20 млрд рублей субсидий.
Среди них оказались татарстанский завод по производству электроинструментов АО «Интерскол-Алабуга», который получил 500 млн рублей, производитель терефталевой кислоты и полиэтилентерефтала ООО «СафПэт», которому фонд выделил 700 млн рублей; ООО «Кама Кристалл Технолоджи» смогло получить почти 102 млн рублей, а проект по организации производства детских мочеприемников ООО «Паритет» — 102,4 млн рублей.
Был и вопрос, который явно смутил министра. Он касался технопарка «Идея-Юго-Восток» в Лениногорске — «дочки» «Татнефти» и казанского технопарка «Идея», который ранее возглавлял Каримов. «В технопарке сложилась крайне критическая ситуация: налоговая служба заявила о банкротстве технопарка в связи с огромной задолженностью по налогам. У технопарка арестованы счета: мы, резиденты, оплачиваем со своих счетов за газ, за прочие нужды. Со стороны «Татнефти» нет абсолютно никакой поддержки резидентам, которые по факту являются ее юридическими «внучками», — посетовал генеральный директор резидента ООО «Идея Технолоджи» Риназ Севрюков.
По его словам, компания вынуждена была съехать из технопарка. «Мы работаем с китайскими партнерами в рамках бурового оборудования. Есть ли смысл заводить китайские инвестиции в технопарк, или лучше просто его закрыть и работать где-то в Лениногорске?» — поинтересовался он.
Каримов признал, что вопрос ему «близок», потому что он лично участвовал в создании «Идеи-Юго-Восток», но заверил, что о проблемах технопарка не знал. Удивило министра и то, что «Татнефть» «бросила» проект. «Вам, как предпринимателю, нужно принимать решение: если там действительно все так, как вы говорите… Человек всегда ищет, где лучше. Вам надо смотреть, где площадки наиболее эффективны для вас», — сказал министр.
Как Нагуманов получил доступ к Граалю
Индивидуальный предприниматель Маргарита Зверева пожаловалась на слишком высокие цены на патенты, которые Татарстан установил для бизнеса в рамках патентной системы налогообложения. Напомним, несмотря на жалобы предпринимателей, в ноябре прошлого года республиканский парламент в разы поднял стоимость патентов на некоторые виды предпринимательской деятельности. «Патенты дороже, чем в Москве. Если взять увеличение торговой площади, чем бы я хотела заняться в ближайшее время, ЕНВД уже невыгоден, патент вообще невыгоден, развиваться в розничной торговле сейчас некуда», — сокрушалась Зверева, продемонстрировав чиновникам папку с расчетами.
За Каримова ответил Нагуманов, который состоит в рабочей группе при минэкономики по рассмотрению вопроса снижения стоимости патентов. Результаты своей работы она должна представить 1 апреля, но, как предупредил бизнес-омбудсмен, сильно рассчитывать на них не стоит. «Раньше мы вообще не могли к этому священному Граалю подступиться, сейчас наконец тему удалось продвинуть. В ближайшее время мы результаты до конца согласуем с коллегами и представим. Но могу сказать сразу одно: патент не будет дешевле, чем другие виды налогообложения, поскольку невозможно уменьшать социальные платежи», — заявил он.
Последним под смех всех собравшихся прозвучал вопрос о том, какое сейчас самое перспективное направление для малого бизнеса и где можно получить больше всего господдержки. «У вас явно есть лишние деньги, — пошутил Нагуманов. — Поддерживают обычно не только тех, кто нужен, но и тех, кому непросто». Каримов же добавил, что приоритетные направления господдержки определены «Стратегией 2030», но успешный бизнес можно создать и в других сферах. «У меня тоже есть несколько бизнес-идей, но я вам их не скажу, потому что сам хочу в последующем заработать», — пошутил он. «Задача предпринимателя — находить такие ниши и извлекать из них максимальную прибыль. Тут каждый сам за себя», — еще раз напомнил он мысль, высказанную еще в начале встречи.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.