Музею советских игровых автоматов не до игр

Неподъемная аренда может поставить точку в недолгой жизни одного из частных музеев столицы РТ

Буквально на днях в Казани открылся новый частный музей детства. Тем временем другой негосударственный проект — Музей советских игровых автоматов — переживает не лучшие времена. Как стало известно «Реальному времени», предприниматели, вложив в проект 3,5 млн рублей, не смогли выйти на окупаемость и ищут партнеров, способных оказать поддержку оказавшемуся на грани закрытия музею.

В Казани не обойтись без господдержки

В сентябре 2014 года в Казани открылся третий в России музей советских игровых автоматов. Первый подобный проект открылся в Москве еще 8 лет назад, затем появился «филиал» в Санкт-Петербурге.

По словам основателя казанского музея Анны Законовой, когда открывался первый музей в Москве, это был проект «для себя и друзей». «Первый музей открывался на собственные средства. Большой интерес к нам со стороны посетителей позволил вывести эту идею на коммерческий уровень», — рассказала она «Реальному времени».

«Как живут другие частные музеи, сложно сказать, мы никогда специально не мониторили этот вопрос. Частные музеи в Казани, похоже, не могут обойтись без государственной поддержки, будь то финансирование или какие-то другие преференции. Изначально по образу и подобию наших музеев в Москве и Санкт-Петербурге, мы планировали получать прибыль от продажи билетов, то есть от посетителей», — сетует предприниматель.


Культурная площадка

Казанский музей игровых автоматов создавался, в первую очередь, как площадка для встречи поколения «рожденных в СССР» с их детством. Предполагалось, что люди в основном будут приходить с целью осмотреть экспозицию, поиграть.

«Сейчас музей — культурная площадка. У нас проходят кинопоказы, лекции, выступления артистов, детские кружки и мастер-классы. Проекты, которые проходят у нас на регулярной основе — «Семейное кино» по воскресеньям (мы показываем советское кино и мультфильмы, приглашаем актеров и ведущих читать диафильмы), турниры по настольному теннису, «Гик-ярмарка», «Креативные четверги» (совместно с образовательным проектом «Волга»). Ну и конечно, нам очень приятно, что у нас обосновались «Марабака» (кружок юных конструкторов и изобретателей) и «Архи-дети», — рассказывает Анна Законова. — Большой проект, который в этом году мы не успели запустить, но который уже хорошо проработан — это проект Межмузейной школьной олимпиады. Это культурный проект, который требует человеческих и финансовых ресурсов и который не будет иметь моментальной отдачи, но который несомненно важен для города, для развития молодежи».

Напомним, музей находится в здании Чернояровского пассажа на улице Кремлевская. Как выяснилось, во дворе здания есть платная парковка на 50 мест. Въезд посетителям музея — 20 рублей в час.

Это страшное слово «аренда»

В казанский проект изначально было вложено 3,5 млн рублей, и инвесторы рассчитывали окупиться в течение года. Владельцы сети — Александр Стаханов, Александр Вугман и Максим Пинигин.

Ежемесячно музей расходует 300 тыс. рублей на аренду и 140 тыс. рублей на зарплаты персонала. До недавнего времени средства уходили и на небольшой ремонт, связанный с переориентацией объекта в площадку для проведения разнообразных событий. «Наш запас прочности — еще 2-3 месяца. Если за это время не произойдет позитивных сдвигов, мы вынуждены будем закрыть музей в Казани», — говорит основатель музея, подчеркивая, что это крайняя мера, доводить до которой менеджмент не намерен.

Сейчас музею необходимы средства для того, чтобы покрыть аренду, именно она составляет самую большую статью расходов.

«В первую очередь, мы переоценили казанскую публику. Казанцы оказались более инертны, чем мы рассчитывали. Здесь пока не сформирована привычка проводить досуг где-то еще, кроме дома и торговых центров, — объясняет причины неудачи Законова. — Это одна из причин, другие — это недостаточная реклама. Есть большая доля людей, которая про нас пока еще не знает. Мы не сразу обратились за господдержкой, у нас не было позитивного опыта взаимодействия с госорганами в других городах, где работают наши музеи. Сейчас мы понимаем, что это необходимо».

Чернояровское очарование

Вариант переезда в другое здание музейщики не рассматривали, в первую очередь потому, что в это помещение вложены средства. По словам владельцев, оно идеально вписывается в технические требования.

«Отчасти поэтому мы и выбрали его. С эмоциональной стороны мы были очарованы Чернояровским пассажем, красотой этого здания, которое, к слову, является одним из лучших примеров стиля модерн в Казани. Кроме того, нам казалось, что мы находимся на одном из самых ходовых туристических маршрутов в городе. Еще один фактор — на момент поисков просто не было подходящего помещения на Баумана», — объясняет Законова.

Эксплуатация советского тренда

Эксперты «Реального времени» оценили перспективы частных музеев в Казани.

Рустем Валиахметов — директор Музея социалистического быта в Казани:

— Есть ли ниша для подобных проектов в городе? Скажу одно: 18 марта мы открыли новый музей — «Музей счастливого детства». Поэтому считаю, что, конечно же, перспективы есть. Я думаю, что музей советских игровых автоматов останется в городе.

Безусловно, главная поддержка, которая поможет удержать музей на плаву — это мы с вами. Это публика. Она и есть главный инвестор.

Я не согласен с тем, что казанская публика не активна в плане проведения досуга.

На самом деле, мой проект (музей соцбыта) дотируется из других источников. Нам очень много помогают хорошие люди, друзья. Этим людям искренне интересно развивать музей.

Почему мы открыли новый проект? Кто-то занимается рыбалкой, кто-то машинами, а я занимаюсь музеями. Это мое хобби, мой стиль жизни.

Кирилл Маевский — арт-директор центра современной культуры «Смена»:

— Насколько мне известно, сейчас музеем предпринимаются антикризисные меры, и ситуация более или менее налаживается. На мой взгляд, проблемы у музея советских игровых автоматов связаны с тем, что у них не совсем грамотно выстроен набор контента.

Если мы говорим о тренде на Советский Союз, то город, откровенно говоря, насыщен подобными проектами. Это и Музей социалистического быта, и Музей советских игровых автоматов, и новый «Музей счастливого детства». Тренд на СССР жив, но при этом, существующие институции, не совсем понимают, как его надо обслуживать. У них все в порядке с ностальгией, но какое-то осмысление, которое на мой взгляд необходимо, почти полностью отсутствует.

Казанская публика малообразованна

Рамиль Хайрутдинов, директор института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, экс-директор ГБУ «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский кремль», считает, что в Казани действует достаточно много музеев: и государственные, и ведомственные, и частные. Также в Казани больше количество самого музейного пространства. И все коллекции, которые собраны в музее советских игровых автоматов, так или иначе владельцем будут сохранены.

«Конечно, многое зависит от конъюнктуры места и времени показа экспозиций. Но я вас уверяю: страна переживала и другие, более сложные времена. Музеи действовали и в военные, и в реставрационные годы. И, несмотря на все сложности, они свои функции выполняют», — отметил он. На вопрос о финансировании и поддержке музейных проектов эксперт напомнил о целевой программе «Культура России».

Для повышения музейной активности в Татарстане и России в целом, необходимы, по мнению Хайрутдинова, усилия обеих сторон. «Во-первых, воспитание школьников как родителями, так и образовательными учреждениями. Музей начинается с детства. В 90-е годы были сложные времена для всей страны в целом. Поколение девяностых поменяло свои ценности с музеев на фильмы в видеосалоне и клубы. Сейчас это поколение постепенно возвращается в «культуру».

Что касается финансовой поддержки музеев, то зачастую они финансируются не только из тех ведомств, которые должны это делать по долгу своей службы (такие как министерство культуры). Большое количество частных музеев существует за счет энтузиазма. Но вместе с тем существует и большое количество меценатов, которые оказывают им поддержку. «И это я знаю не понаслышке, так как идет строительство целого ряда специализированных музеев в районах Татарстана. Это Сабинский, Арский, Атнинский, Спасский, Алексеевский, Тетюшский районы», — отметил Хайрутдинов.

По его словам, окупаемость любого музейного проекта зависит от грамотного менеджмента и целей, которые преследуются. Потому что целый ряд интересных, ярких, значимых, ценных с точки зрения экспонатов выставок зачастую реализуются с помощью дружеских контактов с коллекционерами или с партнерами музеев. Даже в Казанском кремле.

Анастасия Юрьева, фото Романа Хасаева
Музей-заповедник Казанский Кремль

Новости партнеров