«Еще не время для цифровой трансформации машиностроительных предприятий»

Цифровизации промышленности Татарстана мешают недостаток кадров, недостаточная квалификация руководителей и экономические вопросы

«Еще не время для цифровой трансформации машиностроительных предприятий»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Все по-разному понимают само понятие цифровизации, кто-то пока не готов полностью ломать и заново перестраивать бизнес-процессы огромной производственной махины, не увидев конкретных цифр по грядущим выгодам. Но главная проблема — научить айтишников с отраслевиками говорить на одном языке. К таким неутешительным выводам пришли участники круглого стола «Цифровизация промышленности — новые возможности для роста экономики Республики Татарстан», который организовала ГК COMNEWS. Модерировал встречу главный редактор изданий COMNEWS Леонид Коник.

Татарстанские качели: между «бодро» и «консервативно»

Среди участников круглого стола были и представители реального сектора промышленности (включая таких гигантов, как КАМАЗ и КМПО), и IT-компании, и чиновники. Всем было что сказать, но фокус внимания концентрировался в первую очередь на промышленных предприятиях. Их представители кратко очертили, в чем на сегодняшний день заключаются задачи по цифровизации на вверенной им территории.

Самую, пожалуй, бодрую программу представил Эльдар Шавалиев, директор Центра цифровой трансформации ПАО «КАМАЗ». На этом предприятии вся цифровая трансформация распадается на две задачи — оптимизация бизнес-процессов компании и новая бизнес-модель, основанная на больших данных и беспилотных автомобилях.

КАМАЗ не зря работает над беспилотными автомобилями: здесь задумываются над тем, что на горизонте ближайших 15—30 лет полностью изменится облик автомобиля и всей транспортной системы. Поэтому уже с 2020 года все автомобили, выпускаемые на предприятии, подключены к сети сбора данных, благодаря которому поддерживается техническая «боеспособность» машины и решаются задачи, связанные с ее обслуживанием. А еще КАМАЗ хочет в недалеком будущем перейти с модели продажи автомобилей к модели транспортных услуг.

— Для нас цифровая трансформация — переход в будущее. Мы верим, что беспилотники в будущем изменят структуру транспортных компаний, и мы будем управлять движением беспилотных автомобилей. Поэтому данные, которые мы сейчас накапливаем, позволят нам накопить экспертизу в области управления транспортом. Мы это делаем как в грузовых автомобилях, так и в пассажирских.

IT-команда предприятия делится на две части — сервисный центр (обслуживающий бизнес-процессы: системы SAP, 1С и т. д.) и команда разработки цифровых продуктов (цифровая логистика и тому подобные технологии будущего). Над этим работают порядка 70 человек. Шавалиев упомянул, что большинство из них пришли из «Яндекса» и Сбера, которые сегодня в России, по его мнению, являются кузницей кадров для IT.

Среди предприятий, активно взявшихся за цифровизацию, — и АО «КМПО»: здесь создают цифрового двойника предприятия, очень большой ресурс направляют на инженерный анализ и на оцифровку документации. Под это используется и дорогостоящий софт, и постоянно разрастающаяся сеть серверов (большие данные требуют больших объемов их хранения), и техника большой производительности. И, конечно, все это недешевая история.

Замначальника IT-отдела АО «Татхимфармпрепараты» Владислав Курлов рассказал, что вся цифровизация здесь на сегодняшний момент сконцентрировалась на процессе маркировки продукции. А Всеволод Шашерин, директор по цифровым технологиям АО «Эссен Продакшн АГ», высказал осторожную позицию:

— В нашей компании реализуется максимально консервативная стратегия в области цифровизации. Во главе угла — производительность труда и экономика. Если цифровое решение не увеличивает прибыль компании, то внедрять его пока не стоит. Нужно ждать, когда произойдет очередной прорыв, тогда можно будет воспользоваться технологией. Например, роботы в промышленности: нам надо, чтобы появился робот, который за 5 секунд сложит продукцию в коробку. Но пока роботизация до такой скорости не дошла: по скорости операций робот еще не может заменить человека. Поэтому мы придерживаемся в хорошем смысле слова консервативной — традиционной — позиции. Такой подход имеет и свои минусы: проблема кадров низового звена — каждодневная головная боль линейных менеджеров. И это явный предвестник новой экономики, в которой рано или поздно мы должны будем менять людей на роботов. Но пока мы ждем, и это себя оправдывает. Что касается офисных специалистов, возрастающий объем сбора данных, их обработки и анализа требует таких качеств персонала, которые трудно найти в нашем регионе. Как говорил коллега, хотелось бы больше выпускников «Яндекса» и «Сбера», которых мы можем привлечь на работу. Надеемся, что они придут и будут осуществлять качественную обработку данных, которых сейчас накапливается очень много, и всегда стоит вопрос, как их грамотно использовать. Нам просто не хватает профессионалов должного уровня.

И снова о кадровой боли

Резиденты Закамья не в первый раз говорят о кадровых проблемах. Но если раньше их представители жаловались на тотальный дефицит линейных кадров на производстве, то теперь они озвучивают, пожалуй, общую проблему — недостаток IT-специалистов, который фиксируют, кажется, вообще по всей России. О том, что «Яндекс» и Сбер через свои обучающие программы снабжают свежеиспеченными айтишниками практически все отрасли в России, упоминал не только Эльдар Шавалиев. С этим согласились, пожалуй, все. Шавалиев говорил:

— Проблема в том, что выпускника той же самой «Школы 21» одного не поставишь в команду, если у тебя нет «сеньора», который готов эту команду вести. Основная проблема Татарстана и Закамья — не в недостатке умных ребят, они есть. Но, например, в Челнах нет нормальной школы обучения. В Закамье нет преподавателей нужного уровня. И это проблема, потому что люди учатся только в компаниях. И мы вынуждены переманивать людей из Сбера и поднимать им зарплаты.

Рамиль Фаляхов, коммерческий директор ООО «Поволжская навигационная компания», возражал, что высокую цену рождает дефицит специалистов. А компании сами виноваты в том, что не хотят вкладываться в развитие IT-специалистов, предпочитая просто нанимать готовых. Ему возражал Всеволод Шашерин — дескать, зачем пищевому производству взращивать программистов, если нужно только один раз наладить процессы?

— Мы — коммерческое предприятие, и наша задача, как и любого бизнеса, — приносить прибыль. Мы — производство, наша цель — обеспечить бесперебойное производство продуктов питания. И в этом мы хороши. А для непрофильных историй нам бы хотелось найти необходимых специалистов — профессионалов, которые бы усилили нашу компанию в плане цифровизации. Пришли в команду и остались в ней надолго, росли и развивались вместе с нами.

«Я не верю, что IT-специалистов нам даст высшее образование»

Невооруженным глазом видно, что новые айтишники на рынке труда (в частности, на татарстанском) возьмутся точно не из числа свежих выпускников вузов. А если речь идет о цифровизации реального сектора, то задача подготовки специалистов усложняется дополнительно.

Мария Образцова, директор Института дополнительного образования Университета Иннополис, объясняла, как ее подразделение пытается решить проблему дефицита кадров, необходимых для цифровой экономики. Университет Иннополис стал опорным центром подготовки кадров для цифровой трансформации отраслей реального сектора, и в первую очередь надо переобучить преподавателей российских вузов. Потому что студентов действительно сегодня учить некому. Да и, честно говоря, спикер сама сомневается в том, что вузы смогут закрыть дефицит кадров:

— Я не верю, что IT-специалистов нам даст высшее образование. Но оно и не нужно. Не всегда такой специалист должен иметь профильное высшее образование. Да, есть те, кому нужны фундаментальные профильные знания. Но есть и дефицит ремесленников, которым достаточно среднего профессионального образования. Хорошего «джависта» (кодера на Java, — прим. ред.) можно подготовить в техникуме. 40% вакансий вообще не требуют профильного образования — достаточно опыта работы и ссылки на реализованные проекты.

Есть в Университете Иннополис большой проект, в рамках которого с 2019 года специалистов-не-айтишников учат работе с данными. Среди них — госслужащие, сотрудники промышленных предприятий и других компаний. Потому что ни о какой цифровой трансформации говорить не приходится, если в экономике нет правильного понимания того, что же такое данные и как с ними работать.

Занимаются здесь и ускоренной подготовкой и переподготовкой специалистов: например, для одного из резидентов ОЭЗ «Иннополис» за прошлый год под заказ подготовили целую тысячу фронтенд- и бэкэнд-разработчиков.

И, наконец, есть коммерческое обучение топ-менеджмента организаций. Потому что руководитель должен в первую очередь понимать, что такое цифровая трансформация, и зачем она ему вообще нужна, в каких объемах. Он должен хотя бы немного разбираться в постановке задач (чтобы недобросовестные подрядчики не навязали ему откровенно ненужный или нерабочий проект) и в принципе быть достаточно образованным в цифровой отрасли. Тема цифровой компетентности руководителей вообще прошла через весь круглый стол красной нитью. И в связи с этим Мария Образцова затрагивает еще одну проблему:

— Генерация IT-специалистов сама по себе тоже проблемы не решит в том, что касается цифровой трансформации промышленности. Потому что когда айтишник не понимает отрасли, а специалист из отрасли не может ему объяснить, что от него требуется, это плохо. Вот когда они оба смогут договариваться — тогда все получится. IT-специалиста надо погрузить в отраслевую специфику, а специалиста из отрасли —в технологии и понимание разработки, чтобы не допускать ошибок. Только тогда получатся хорошие проекты!

Что такое цифровая трансформация предприятия и нужна ли она вообще?

А что такое цифровая трансформация предприятия? Как подметили участники круглого стола, каждая компания вкладывает в это выражение свой собственный смысл. Для кого-то цифровизация одного небольшого сектора — повод объявить о цифровой трансформации. А кто-то хочет сбросить вообще все старые системы с парохода современности и устроить цифровую трансформацию ради цифровой трансформации, не фиксируясь на насущных задачах. Владислав Курлов из «Татхимфармпрепаратов» задал коллегам глобальный вопрос: а надо ли вообще проводить цифровую трансформацию на предприятиях? Несет ли это какой-то практический смысл? Мария Образцова говорит:

— Бывают случаи, когда многое вообще трогать не нужно. Ведь, как правило, цифровая трансформация рушит привычные производственные процессы. И не всегда это действительно необходимо. Глобальная трансформация предприятия — это решение насущных проблем, когда надо срочно все менять, иначе все рухнет. Но если вы хотите просто повысить прибыль, обогнать конкурентов — надо хорошо все просчитать: срок окупаемости и выгоды.

Рамиль Фаляхов из «Поволжской навигационной компании» соглашается с коллегой: есть компании, которым нет смысла проводить цифровизацию, не сломав при этом всех действующих процессов. «Иначе, если цифровизировать хаос, мы получим в результате цифровизированный хаос». Всеволод Шашерин рассуждал, что необходимость внедрения тех или иных процессов диктуется исключительно вопросами экономической выгоды:

— Все упирается в вопросы экономики и производительности труда. Практика показывает, что только один из пятидесяти кейсов по цифровизации позволяет получать «хорошую экономику». Нельзя сказать вообще о цифровой трансформации, что она приносит прибыль здесь и сейчас. Отдельные кейсы ее приносят, и, на мой взгляд, ими и стоит заниматься. Но для подавляющего большинства кейсов экономический эффект минусовой или не просматривается.

В итоге сошлись во мнении: заказчик должен определять, что ему важно. А критерием принятия решения должна служить просчитанная выгода, например, уменьшение количества сотрудников на предприятии. Сергей Майоров, председатель правления Машиностроительного кластера РТ, рассказывал о том, как побывал на производстве Ssang Young и в одном из цехов долго не мог увидеть сотрудников: только автоматические линии.

— Я спрашиваю: а люди где? Начальник цеха ответил, что работают здесь всего 15 человек, включая его самого и его заместителя. И целых шестеро сварщиков (по двое в каждой смене). Просто оказалось, человек на этой работе — дешевле. Так что не нужно роботизировать то, что не нужно роботизировать! Все ведь можно просчитать.

Но даже те процессы, рост эффективности которые можно просчитать, не всегда получается реализовать. Вадим Гиматдинов, директор департамента информационных технологий «ТЭМПО» сетовал, что очень хотел бы увидеть на рынке цифровизации промышленности машинное зрение, с помощью которого можно решить массу задач. Например, видеоаналитику прокраски деталей. Дефекты прокраски на большинстве российских производств сегодня вручную под ярким светом проверяет контролер. Но этот вопрос можно легко закрыть с помощью видеоаналитики и машинного зрения, которое будет показывать оператору проблемные точки. И это только один из сценариев. Но Гиматдинов с удивлением разводит руками: на рынке он не встретил ни одного адекватного предложения, это пока «дикое поле»...

realnoevremya.ru/Евгений Калашников, коммерческий директор «Билайн Бизнес» говорил, что цифровая трансформация — это неизбежность

А что говорят представители IT-отрасли?

Директор ООО «ТЕСЕРА» Владислав Ямбулатов, который на встрече представлял IT-кластер, охарактеризовал цифровую трансформацию как три вида процессов: модернизация системы управления, модернизация технологических процессов и внедрение искусственного интеллекта в производственные процессы. И привел пример интересной идеи подобного внедрения: оснастить станки датчиками, оценивающими их фактическое состояние, чтобы производить техническое обслуживание не профилактически, а когда это действительно надо.

Правда, при этом нужно отдельно озаботиться вопросом защиты информации, который вообще является краеугольным камнем цифровой трансформации любого предприятия. Кстати, в связи с этим многие компании стараются хранить свои данные на собственных серверах, но бесконечно процесс их закупки продолжаться не может. Поэтому отдельно на круглом столе обсудили облачные хранилища и безопасность их использования с точки зрения увода данных на сторону. В итоге пришли к мнению о том, что волков бояться — в лес не ходить, а если бояться — надо самим становиться оператором облачного сервиса, вроде того же Яндекс.Cloud.

Представители IT-компаний рассказывали об удачных интересных кейсах цифровизации — но и о неудачных тоже. Где-то клиенты отказывались от проекта на полпути, а где-то быстро и безболезненно создавали полного цифрового двойника производства. Где-то боялись менять бизнес-модель, а где-то с нуля создавали банк, 90% сотрудников которого — это IT-подразделение…

Евгений Калашников, коммерческий директор «Билайн Бизнес» говорил, что цифровая трансформация — это неизбежность:

— Конечно, это нужно. Это текущее наше состояние. Надо быть готовым к тому, что будет дальше. Новые изменения, новая пандемия, новые буквы греческого алфавита… Поэтому, конечно, внедрение цифровых изменений в производство жизненно необходимо. И это может быть все, что угодно. Например, с точки зрения новых бизнес-процессов — та же CRM. Это может быть внедрение облачных решений. Задумываться надо и над решением отдельных проблем, и над глобальной трансформацией. У многих крупных предприятий уже сформирована цифровая политика. И горизонт планирования здесь должен быть не менее 3—5 лет.

Процесс сдвинется, когда все начнут говорить на одном языке

Рамиля Мухитдинова, заместитель начальника аналитического отдела Минпромторга РТ, говорила, что прежде чем трансформировать предприятие, надо сначала трансформировать его цифровую культуру и получить импульс от собственника или руководителя:

— Этот импульс может идти только сверху. Цифровые решения — дорогой инструмент, который надо использовать с максимальной пользой. Нужно использовать инструменты бережливого производства, и затем уже рассматривать вопросы, как дальше повысить эффективность и производительность — может быть, что-то роботизировать и так далее. Но в первую очередь это трансформация культуры руководителя, который должен направлять этот импульс ниже. Иначе процесс «не полетит». Наш опыт работы с предприятиями показывает именно это.

Резюмируя беседу, Сергей Майоров высказал общую осторожную точку зрения представителей своего сектора промышленности и указал на главную проблему цифровой трансформации машиностроительного кластера:

— Вся цифровизация в реальном секторе сводится к реальным вопросам: сколько я должен вложить и сколько я от этого получу? Еще не время сегодня заходить в реальное машиностроение со словами «цифровая трансформация». Самая большая проблема здесь — проблема обучения руководителей. У нас руководитель — лицо, принимающее решение. И вот он где-то услышал эти слова. И подумал: «О, у меня же есть IT-служба! Давай-ка я ей поручу, и пусть она этим занимается». В результате IT-служба получает некое поручение. И начинает непонятно какую задачу непонятно как решать. И в этом самая большая проблема: квалификация руководителя и квалификация тех людей, которые должны воплощать его решение. Пока еще айтишник с отраслевиком разговаривают на разных языках. И дальнейшее движение вперед зависит только от того, когда мы решим эту проблему.

1/42
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Людмила Губаева, фото: Максим Платонов
ТехнологииITПромышленностьМашиностроениеАгропром Татарстан
комментарии 12

комментарии

  • Анонимно 18 фев
    смешно. программистов может дать только высшее образование!
    тот кто думает иначе надо гнать из сферы айти.
    Что ставку хотят делать н а быдло кодеров?вы поймите программы писать ЭТОУМЕТЬ Решать задачи! вначале решить потом описать её в алгоритм.
    потом доказать что алгоритм конечен,хотя бы для себя))
    Потом написать программу которая описывает алгоритм и использует ресурсы компьютера рациональным образом. или проще говоря осмысленно.

    беспилотники невозможны. долго объяснять на коротких участках улицы или дорог возможно но не более. памяти не хватит чтобы запоминать улицы.
    числа связейдля нейрости не хватит чтобы опозновтаь улицы..Если бы у спецов яндекса гугла сбера было бы ВЫСШЕЕ образование они бы давно бы это поняли.
    ВЫ поймите чепухой в виде беспилотников кто занимается? гугл( сообщество программистов из индии хахаха) яндекс(сообщество ламеров самоучек) сбер сообщество быдлокодеров.А вот вы слышали чтобы оракл? или айбиэм или майкрософт занмались бы беспилотниками??НЕЕ они фигней не страдают они образованные.

    с чего это так называемые спецы по посисмку оптимизации и базам данных вдруг стали специалистами потеории управления а?!эй недоучки у вас ничего невыйдет 10 лет весь мир ржет над разработкой беспилотников.Судите по результам и скажите в лицо этим , господа вы .аферисты.
    автоматизация химизация компьютеризация теперь новая забава для чиновников цифровизация НЕВЫЙДЕ у вас гсопода ничего! н еумеете вы если уж иннполис непонимает ничего в открытую ставк уделает ставку на ламеров мол им учиться ненадо то это причина для закрытия иннполиса сразу!

    цифрова у вас невыйдет! господа опознование лиц невыйдет! опознование голоса невыйдеТ! легко будет обмануть ваши системы

    зеркальные очки и маска с пиксельным рисунком МНОЖИТ НА НОЛЬ все ваши дорогущие системы пор опознованию лиц.

    сразу но вам это не понять я думаю всех цифровизаторов надо уволить.

    смешно отвас господа ка к были недоучками так ими остаетесь а иннополис заведение ламерское
    Ответить
    Анонимно 18 фев
    мне кажется, вы как-то сильно настроены на провал. а вот кто не ограничен мыслями типа "это невозможно" - тот берет и меняет мир
    Ответить
    Анонимно 18 фев
    Потрясающе точный комментарий!
    Ответить
    Анонимно 18 фев
    говоря по телефону оберните его платком носовым и ваш голос не будет опознан. Пиксельный рисунок ломает алгоритм опознования изображения программа не видит границы иизображения и все.. и капюшон пикселная маска и зеркальные очкипочеум зеркальные нечерные потому что глазные яблоки различимы хорошей оптикой через черные светофильтры. зеркальные поверхности бликуют и сводятнаноль дорогущую оптику. но видимо плохо образованы были кто опознование придумал ..ЛАмеры ламеры и даннинг Крюгер ..зароют цифру в РТ
    Ответить
  • Анонимно 18 фев
    Маск бы с вами не согласился
    Ответить
    Анонимно 18 фев
    маск бы согласился со мной не знайки и недоучки немогут создавать ничего. Он бакалавр физики.И да неон создавал ракеты а его подчиненые.
    Идатесла это машина собраная и здерьма и палок
    Ответить
  • Анонимно 18 фев
    цитата:"Ему возражал Всеволод Шашерин — дескать, зачем пищевому производству взращивать программистов, если нужно только один раз наладить процессы?"

    шашерин видимо не знает что нет программ без ошибок.
    есть программы с еще не обнаружеными ошибками. Каккова цена сопровождения программного продукта спецами со стороны и своими из отдела автоматизации? весело от ваших....
    Ответить
  • Анонимно 18 фев
    настоящие цифровизаторы сидят по квартирам в казани некоторые вдомах своих некоторыена кипре.. и работают удаленно. на западные компании. знают английский язык неплохо трудятся...деньги выводят на дроповые карты.Надеюсь в ы знаете что это? и их никогда в ы не привлечете к себе
    Ответить
  • Анонимно 18 фев
    иннополис признался что учит на ламера
    Ответить
  • Анонимно 18 фев
    Как уже отмечалось ранее, полезная работа ученых состоит в том, чтобы производить знания, конвертируемые в технологии, применение которых повышает благополучие людей, расширяет их возможности, приносит конкретную практическую пользу. Ни для чего другого наука не нужна.
    Наука в XIX веке и большей части XX века занималась тем, за что ей платят, и благодаря этому материальное благополучие людей стремительно выросло по всем параметрам, однако в конце XX века уже появилась какая-то гниль. Наука в XXI веке это уже почти сплошная идеологическая гниль. Ученые в основном махнули рукой на будущее своей профессии, и просто отрабатывают гранты, выдавая в качестве «научного результата» - любой абсурд, который угоден заказчику. Наука постепенно перестает решать реальные проблемы людей, вместо этого изобретая вымышленные угрозы, и создавая искусственные проблемы (по сути так же, как это делают мировые религии). В результате этого очередное поколение (миллениалы) уже живет хуже и беднее, чем предыдущее поколение. Впервые в истории машинной цивилизации, благосостояние людей стало падать от поколения к поколению.

    ПОЧЕМУ ЭТО СТАЛО ВОЗМОЖНЫМ?
    ...Ученые [на этот раз настоящие] провели эксперимент, в рамках которого доказали, насколько легко можно убедить большинство людей в правдивости даже откровенного бреда. Если поставить под каким-либо утверждением подпись известного ученого или духовного гуру, большая часть людей, безо всяких сомнений, поверят в подлинность и «мудрость» изречения. Причем не важно, поняли они суть сказанного, или даже не вникали в идею.


    Для создания бредовых изречений ученые использовали сервис New Age Bullshit Generator. При каждом обновлении страницы, сайт создает предложения и фразы, которые содержат в себе много «умных» слов, благодаря чему они выглядят как как что-то мудрое и глубокомысленное.
    Эксперимент показал, что 70% людей приняли за правду даже самый откровенный бред, если под ним стояла подпись ученого. Духовные гуру тоже пользуются у людей большим авторитетом — если под записью стояла их подпись, словам верило 55% добровольцев. Перед проведением эксперимента, ученые попросили людей заполнить анкету, при помощи которой определили уровень их религиозности. Неожиданно, но религиозные люди верили текстам с подписью ученых больше, чем словам, сказанным духовными гуру

    Ничего удивительного, что такой эффективный инструмент пропаганды был присвоен истеблишментом и превратился в (по-советски говоря) идеологический отдел обкома правящей партии. Где какая партия правит - там такой и обком.
    Ответить
  • Анонимно 18 фев
    По мере расширения потока информационного мусора и бессмысленных ненадежных и информационно-перегруженных гаджетов (с безобразным софтвером на таком же безобразном хардвере) в ходе т.н. "цифровой революции" - ситуация становится все хуже и хуже. Новая материальная техника, выходящая на рынок - это уже почти мусор...
    ...Я вовсе не противник компьютеризации и информационных сетей. Я получал инженерное образование в начале 1980-х, в период бума компьютеризации проектирования материальных объектов. И тогда это воспринималось, как возможность проектировать новые машины:
    - Экономичными (дешевыми, технологичными)
    - Надежными, долговечными и пригодными для быстрого ремонта.
    - С лучшими характеристиками.
    Причем проектировать БЫСТРО.
    А что мы имеем сегодня?..
    Ответить
  • Анонимно 18 фев
    Вопрос в натуральности, которая вытесняется новым мистицизмом. Происходит вытеснение визионеров-натуралистов (предлагающих внезапные материальные решения, которые легко проверяются по промежуточным результатам) - визионерами-мистиками (убеждающими, что за триллион долларов, зная правильные заклинания, можно построить молитвенное колесо, несущее золотые яйца).
    Автомобили, антибиотики и смартфоны были изобретены вовсе не бизнес-мистиками (выпускниками школ нового эффективного менеджмента). Все эти полезно работающие материальные вещи были изобретены натуралистами - физиками, химиками, биологами, или предпринимателями, знавшими по крайней мере основы естественных наук (и консультировавшимися с теми, кто знает естественные науки профессионально).
    А в эпоху "нового эффективного менеджмента" (или цифровую эпоху, после 2005-го) не было изобретено ничего принципиально-нового материально полезного. Вообще ничего. Потому что естественные науки полностью вытеснены из верхнего эшелона инновационной деятельности - куда-то в полуподвальные ярусы пирамиды.
    Точнее - естественные науки в верхних эшелонах заменены симуляцией
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров